Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуализация учетной политики на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Учетная политика для целей бухучета
Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.
Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:
- при изменении законодательства;
- существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
- разработке новых методов ведения учета.
В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.
Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.
Организационные положения |
Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д. |
Организация системы внутреннего контроля |
|
Формы первичных документов |
|
Порядок документооборота |
|
Рабочий план счетов |
|
Формы учетных регистров |
|
Порядок и сроки проведения инвентаризации |
|
Состав бухгалтерской отчетности |
|
Методологические положения |
Группировка фактов хозяйственной жизни |
Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии |
|
Оценка обязательств |
|
Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам |
|
Способы начисления амортизации ОС и НМА |
|
Порядок учета доходов и расходов |
|
Формирование резервов |
|
Оценочные обязательства |
|
Принципы формирования бухотчетности |
Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по НДС
Собранные в следующей таблице элементы учета НДС включаются в учетную политику 2020 – 2021 годов при необходимости или по желанию, на перспективу.
Налог |
Элемент УП |
В каких случаях включается в УП |
НДС |
Порядок раздельного учета входного НДС, уровень существенности |
При совмещении налоговых режимов, наличии облагаемых и необлагаемых операций и операций, облагаемых по разным ставкам, ведении учета операций по совместной деятельности, исполнении функций доверительного управляющего |
Порядок предъявления входного НДС к вычету |
При осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0% |
|
Порядок учета предоплаты за товары, работы, услуги с длительным производственным циклом |
При наличии таких операций |
|
Использование индекса обособленного подразделения |
При наличии таких подразделений |
Структура учетной политики
Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:
- Для бухгалтерского учета
- Для налогового учета
Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:
- технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
- методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
- методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)
Как следует подходить к составлению учетной политики?
В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.
Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.
Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.
Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?
Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.
Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов в учетной политике организации
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.
Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:
- В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от ваших потребностей в детализации учета и возможностей их осуществления.
- В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
- Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы, например, такой:
Номер и наименование счета | Номер и наименование субсчета |
20 «Основное производство» | 20-1 «Выпуск продукции А» |
20-2 «Выпуск продукции Б» |
Учет основных средств в учетной политике
Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.
1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.
В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.
2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).
3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)
4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).
5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).
6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).
7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.
8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».
Учетная политика малого предприятия. Упрощенные методы учета
Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства (далее — малые предприятия) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
Примечание. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
Примечание. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников организации, в том числе работников, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации (п. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 установлен предельный размер выручки для малых предприятий в размере 400 млн руб. без учета НДС.
При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год должна определяться в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Обратите внимание! В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация теряет статус малого предприятия в том случае, если размер выручки и (или) численность работников превышают установленные предельные значения (400 млн руб., 100 человек) в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленные предельные значения (п. 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Примечание. Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке, отказавшись от применения ряда ПБУ, а также выбрав и закрепив в учетной политике упрощенные варианты учета отдельных видов хозяйственных операций.
Ниже в таблице 1.1 приведена информация о тех ПБУ, которые не являются обязательными для малых предприятий. При формировании учетной политики малого предприятия в ней можно прописать отказ от применения этих ПБУ.
Таблица 1.1
ПБУ, от применения которых можно отказаться
Название ПБУ |
Какие организации могут |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
ПБУ 2/2008 «Учет |
Разрешено не применять |
Если в учетной политике |
ПБУ 8/2010 |
Разрешено не применять |
Если в учетной политике |
ПБУ 11/2008 |
Разрешено не применять |
|
ПБУ 12/2010 |
Разрешено не применять всем |
|
ПБУ 16/02 |
Разрешено не применять |
|
ПБУ 18/02 «Учет |
Разрешено не применять всем |
Если организация закрепила |
Когда компания готовит сложный отчет или внедряет метод бухгалтерского учета, ей необходимо придерживаться руководящих принципов.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета может быть различной в компаниях: но что бы фирма ни делала в отношении УП, она должна соответствовать принципам бухучета (GAAP) или МСФО (IFRS).
По мере того, как высшее руководство устанавливает критерии для поддержания качества продуктов или услуг в компании, эта политика также устанавливается в качестве критериев для представления надежной и точной картины практики бухучета.
Принципы бухгалтерского учета временами являются мягкими, и конкретная политика компании очень важна. Внешние бухгалтеры, нанятые для проверки финансовой отчетности компании, должны проверить этот документ компании, чтобы убедиться, что он соответствуют стандартным принципам бухучета.
Баланс на начало периода
На начало периода |
счет |
Сумма |
||||
1. ОС |
01 |
700000 |
||||
2. Амортизация ОС |
02 |
90000 |
||||
Актив |
счет |
Сумма |
Пассив |
счет |
Сумма |
|
1. ОС — амортизация ОС |
01 — 02 |
610000 |
1. Уставный капиал |
80 |
886000 |
|
2. Материалы |
10 |
150000 |
2. Нераспределённая прибыль |
84 |
200000 |
|
3. Нематериальный актив |
04 |
15000 |
3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
109000 |
|
4. Касса |
50 |
50000 |
1. |
|||
5. Расчетные счета |
51 |
350000 |
1. |
|||
6. Расчеты с дебиторами и кредиторами |
76 |
20000 |
1. |
|||
Баланс |
1195000 |
Баланс |
1195000 |
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.
Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.
Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.
Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:
- являющиеся плательщиками НДС;
- работающие на УСН Доходы минус расходы;
- плательщики сельхозналога;
- при совмещении УСН и ЕНВД.
Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.
Учётная политика для целей бухгалтерского учёта
Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ
- Положение по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1/2008)
В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:
- Рабочий план счетов.
- Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.
- Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
- Способ начисления амортизации:
- линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
- Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:
- по средней себестоимости; по себестоимости единицы запасов; ФИФО.
- Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:
- в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
- Способ учёта товаров организациями розничной торговли:
- по покупным ценам (без учёта наценки);
- Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:
- доходы от обычных видов деятельности;
- Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):
- по мере готовности работы, услуги, продукции;
- Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:
- как материалы.
Учётная политика для целей налогового учёта
Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:
- Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:
- метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
- кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.
- Метод определения стоимости материально-производственных запасов:
- по стоимости единицы запасов (товара);
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 метод ЛИФО исключён из правил налогообложения.
- Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:
- линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);
- нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).
Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.
- Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:
- резерв по сомнительным долгам;
- резерв по гарантийному ремонту;
- резерв по ремонту основных средств;
- резерв на оплату отпусков и вознаграждений;
- резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
- «по отгрузке» — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;
- «по оплате» — по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.