Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применять новый стандарт бухучёта «Запасы» с 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.
Текущая рыночная стоимость
Согласно п. 5 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
При этом, в соответствии с п.9 ПБУ 5/01, фактической себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Аналогичные нормы содержатся в п. 10 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 13 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». При этом действующие стандарты бухгалтерского учета не содержат методологии определения рыночной стоимости. Ясно только, что текущая рыночная стоимость должна быть обоснована и подтверждена.
В чем же отличия от действующих норм?
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
Что нужно относить к запасам?
Какие объекты включены в перечень запасов в новом стандарте, а какие нет показано в таблице:
Признаются запасами | Не признаются запасами |
|
|
Когда и как списывать запасы?
ПБУ 5/01 никак не регулирует вопрос о том, в каких случаях списывать запасы. Согласно новому стандарту списание необходимо производить одновременно с признанием выручки от продажи или при выбытии в ситуациях, отличных от продажи. Помимо этого, запасы обязаны быть списаны в случае, если предприятие не предполагает получение дохода от их дальнейшего использования или продажи. Некоммерческой компании следует списать запасы, в случае если она не сумеет использовать их в целях установленной деятельности.
Балансовая стоимость списываемых запасов должна быть признана в расходах периода, в котором:
- признана выручка от продажи запасов;
- произошло иное выбытие (списание).
Расходы на списание запасов при продаже должны учитываться обособленно от расходов на списание в иных случаях.
При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, при списании себестоимость запасов будет рассчитываться, как и сейчас, одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- средней себестоимости;
- себестоимости единиц, первых по времени поступления (способ ФИФО).
Для расчета себестоимости запасов, обладающих аналогичными свойствами и областью применения, понадобится последовательно использовать один и тот же метод расчета. Себестоимость запасов, которые не могут быть взаимозаменяемыми, а также запасов, учитываемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), будет определяться по каждой единице учета запасов.
Упрощенные способы бухучета запасов
ФСБУ 5/2019 предусмотрены следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы:
- определение себестоимости приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и/или подлежащих уплате (безо всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки/рассрочки платежа на период от 12 месяцев);
- признание фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ/оказание услуг;
- оценка запасов на отчетную дату по фактической себестоимости;
- признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.
Кроме того, микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019. Затраты, которые в соответствии с этим стандартом должны были бы включать в стоимость запасов, они могут признавать расходами периода, в котором были понесены.
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально — производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально — производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально — производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально — производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
3. Единица бухгалтерского учета материально — производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально — производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально — производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
4. Настоящее Положение не применяется в отношении:
- активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;
- активов, характеризуемых как незавершенное производство.
ФСБУ 5/2019, применение которого стало обязательным при составлении бухгалтерской отчётности за 2021 год, определяет требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о запасах организаций. При этом необходимо внести изменения в учётную политику ‒ отразить способ перехода на применение ФСБУ 5/2019 ретроспективно либо перспективно.
По ФСБУ5/2019 введён временной критерий отнесения к запасам. К запасам относятся активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более чем 12 месяцев.
Расширен перечень запасов по сравнению с ПБУ 5/01. В состав запасов включены объекты незавершённого производства и недвижимость, предназначенная для продажи.
Вместе с ПБУ 5/01 с 2021 года утрачивают силу Указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н). Но приведённые в них способы учёта можно продолжать применять, если они не противоречат новому стандарту. Так, по-прежнему можно использовать различные варианты учёта ТЗР. Ведь в стандарте есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов это требование не нарушает (п. 11 ФСБУ 5/2019).
С 1 января 2022 года действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Одновременно утрачивают силу ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств. Начать применять Стандарты можно и раньше.
В ФСБУ26/2020 дано определение капвложений и изложены принципы, по которым их нужно учитывать, оценивать и завершать. Сейчас в нормативах по бухучёту нет чёткого определения, что такое капитальные вложения (КВ). Есть лишь отдельные упоминания. В частности, в ПБУ 6/01 «Основные средства» говорится, что к объектам ОС относятся капвложения: на коренное улучшение земель (осушение, орошение и другие мелиоративные работы), в арендованные основные средства.
В новом ФСБУ 26/2020 введено требование проверять капвложения на обесценение. Возникшую вследствие этого корректировку балансовой стоимости следует учитывать в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01
ПБУ 05/01 регламентирует также порядок отражения сведений о запасах в бухотчетности. Материально-производственные запасы должны отражаться в ней в соответствии с классификацией, учитывающей способ их применения в хозяйственной деятельности.
По состоянию на конец отчетного года МПЗ показывают в балансе по стоимости, которая устанавливается исходя из применяемых способов оценки соответствующих запасов.
МПЗ, морально устаревшие либо утратившие товарный вид, подешевевшие, отражаются в балансе по состоянию на конец года за вычетом резервов, предусмотренных под снижение стоимости матценностей. Соответствующий резерв образуется за счет финрезультатов на величину разницы между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ в случае, если второй показатель выше первого. Данную норму могут не выполнять фирмы, которые ведут упрощенный бухучет (п. 26 ПБУ 5/01).
Находящиеся в пути или же переданные потребителю под залог МПЗ, права на которые перешли к юрлицу, отражаются в бухучете исходя из оценки, предусмотренной договором, с дальнейшим уточнением их фактической себестоимости.
В бухотчетности по запасам должны найти место:
- способы оценки МПЗ в соотнесении с их группами или разновидностями;
- сведения о последствиях внесения изменений в данные способы оценки;
- стоимость МПЗ, переданных в залог;
- величина и перемещение резервов под снижение стоимости матценностей.
О том, как организуется управленческий учет МПЗ, читайте в статье «Управленческий учет производственных запасов (нюансы)».
ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения
Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов — ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В нем, в частности, дается определение МПЗ (п. 2 ПБУ 05/01). Они представляют собой активы:
- задействованные в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг как сырье или материалы;
- предназначенные для продажи (готовая продукция, приобретенные у поставщика товары);
- используемые для удовлетворения нужд предприятия.
Единицами учета МПЗ могут быть:
- номенклатурный номер запаса;
- партия;
- группа однородных материалов;
- иная единица учета, определенная организацией и позволяющая обеспечить отражение достоверных сведений о запасах, а также установить контроль за их наличием и перемещением.
ВАЖНО! Нормы ПБУ 05/01 не распространяются на остатки незавершенного производства, хотя данные о них входят в строку 1210 «Запасы» формы бухгалтерского баланса.
О том, как включаются остатки незавершенного производства в строку 1210, читайте в статье «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01
Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).
Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:
- оплата по договору поставки;
- расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
- таможенные пошлины;
- налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
- вознаграждение посредникам;
- транспортные расходы;
- расходы на страхование материальных запасов и др.
В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.
Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.
В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:
- Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
- Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
- Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).
Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.
Кто ведет «упрощенный» бухучет
Перечень лиц, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, приведен в статье 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). К ним относятся экономические субъекты, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту:
-
субъекты малого предпринимательства;
-
некоммерческие организации;
-
организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Не вправе вести «упрощенный» бухучет (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
-
жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
-
кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
-
микрофинансовые организации;
-
коллегии адвокатов;
-
адвокатские бюро;
-
юридические консультации;
-
адвокатские палаты;
-
нотариальные палаты;
-
некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
По общему правилу стоимость принадлежащих коммерческой организации нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации (п. 23 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, далее — ПБУ 14/2007). Амортизацию начинают с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия нематериального актива к учету, и начисляют до полного погашения стоимости либо списания актива с бухгалтерского учета (п. 31 ПБУ 14/2007).
Пример 9. Отражение расходов на покупку НМА при «обычном» учете
Торговая организация, применяющая УСН, заплатила за разработку Интернет-сайта 84 960 руб. (в том числе НДС 12 960 руб.) и получила исключительные права на него. Срок полезного использования сайта – 80 месяцев. Амортизация по НМА начисляется линейным способом.
Бухгалтер, ведущий «обычный» учет, сделает проводки:
ДЕБЕТ 08-5 КРЕДИТ 60
— 72 000 руб. (84 960 – 12 960) – расходы на создание сайта включены в первоначальную стоимость сайта;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 12 960 руб. – отражен «входной» НДС, предъявленный разработчиком сайта;
ДЕБЕТ 08-5 КРЕДИТ 60
— 12 960 руб. – «входной» НДС включен в первоначальную стоимость сайта;
ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08-5
— 84 960 руб. – сайт принят к учету в составе НМА;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 84 960 руб. – оплачена разработка сайта.
Со следующего месяца, ежемесячно:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 05
— 1062 руб. (84 960 руб. / 80) – начислена амортизация по сайту.
Однако теперь организация, ведущая бухучет упрощенно, сможет признавать расходы на приобретение (создание) объектов, отвечающих критериям нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007).
Раскрытие информации
В проекте ПБУ 5 содержатся достаточно подробные требования по раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе требования по раскрытию информации об оценке запасов по чистой стоимости продажи.
В отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация:
- себестоимость и накопленная сумма уценки запасов до чистой стоимости продажи на начало и конец отчетного периода по группам (видам) запасов;
- себестоимость запасов, признанных в качестве актива за отчетный период по группам (видам) запасов;
- стоимость запасов, признанных в составе расходов по обычной деятельности за отчетный период по группам (видам) запасов;
- сумма уценки запасов до чистой стоимости продажи, признанная в составе расходов по обычной деятельности за отчетный период;
- сумма дооценки ранее уцененных запасов до чистой стоимости продажи, отнесенная на уменьшение расходов по обычной деятельности за отчетный период, и раскрытие причин, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов;
- внутренние обороты между группами (видами) запасов за отчетный период по группам (видам) запасов;
- стоимость приобретенных запасов, остающихся не оплаченными на отчетную дату, а также стоимость запасов, находящихся в залоге;
- способы оценки однородных запасов по их группам (видам);
- последствия изменений способов оценки однородных запасов по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Дата вступления в силу проекта ПБУ 5
Проект ПБУ 5 после длительного обсуждения с профессиональной общественностью направлен на рассмотрение в Минфин России. Ожидалось, что новое ПБУ 5 будет опубликовано в 2012 г. и начнет действовать с отчетности за 2013 г., но на момент подготовки данной статьи в середине декабря ПБУ 5 продолжает существовать в статусе проекта.
Представляется, что ПБУ 5 должно быть принято в контексте других стандартов, взаимовлияющих и взаимосвязанных с ним, что, конечно, может отсрочить принятие данного Положения. Например, на согласовании в финансовом ведомстве также находится проект ПБУ по учету основных средств, положения которого очень тесно связаны с положениями ПБУ 5.
Подтвердить более определенно какие-то сроки не в компетенции автора статьи, но в любом случае бухгалтерам, финансистам и всем заинтересованным в формировании достоверной финансовой отчетности лицам необходимо уже сейчас проанализировать все изменения в порядке учета запасов и быть готовыми применять их в хозяйственной деятельности своей организации.
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (Собрание законодательства РФ, 1998, № 11, ст.1290), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
2. Признать утратившим силу:
приказ Министерства финансов РФ от 15 июня 1998 г. № 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/98″ (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570);
пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064);
пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к приказу Министерства финансов РФ от 24 марта 2000 г. № 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).
3. Ввести в действие настоящий приказ, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.
Министр А.Кудрин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2001 г.
Регистрационный № 2806