- Трудовое право

Панихида по усопшему, панихида на кладбище

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Панихида по усопшему, панихида на кладбище». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Кому и когда можно заказать панихиду?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Панихиду заказать можно в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. И по возможности нам надо присутствовать на панихиде и участвовать в молитве. Для этого нужно уточнить у свечницы, когда будет священник совершать панихиду, и прийти в это время. Панихиду можно заказать по любому православному христианину, родственнику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу различных обстоятельств. Скажем, многие поминают Елизавету Глинку, не будучи лично знакомы с ней. Но панихида — церковное богослужение — совершается только о членах Церкви, о тех, кто сочетался Христу в таинстве Крещения и старался жить по-христиански. Кто сознательно не отрекался от Бога и не ушел в раскол или секту.

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

Когда заказывают панихиду?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Панихиду заказывают, когда хотят особым образом помянуть своего усопшего. Обычно это день смерти, 9-й и 40-й день, день рождения. Многое зависит от того, какие у человека отношения со священником, который служит в храме: знают ли вас, вашу семью. В этом случае можно позвонить священнику и договориться с ним напрямую.

Если у вас нет духовника, нет знакомого священника, к которому можно обратиться, поговорить, послужить вместе панихиду, тогда нужно зайти в этот день в храм, написать записку на панихиду, подать ее за свечным ящиком. Тогда в ближайшее время, как будет возможность у священника, он послужит панихиду. Обязательно уточните, когда именно. Важно не только «заказать» панихиду, но и присутствовать на ней.

Во многих храмах панихиды совершаются в воскресный день после литургии.

Кому и когда можно заказать панихиду?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства православных следопытов, главный редактор теле, клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Панихиду заказать можно в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. И по возможности нам надо присутствовать на панихиде и участвовать в молитве. Для этого нужно уточнить у свечницы, когда будет священник совершать панихиду, и прийти в это время. Панихиду можно заказать по любому православному христианину, родственнику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу различных обстоятельств. Скажем, многие поминают Елизавету Глинку, не будучи лично знакомы с ней. Но панихида — церковное богослужение — совершается только о членах Церкви, о тех, кто сочетался Христу в таинстве Крещения и старался жить по-христиански. Кто сознательно не отрекался от Бога и не ушел в раскол или секту.

Читайте также:  Характеристика счета 70 кратко

Что включает в себя в литургия?

Божественная литургия состоит из трех частей:

  1. Проскомидия (“принесение”)
  2. Священником или епископом внутри алтаря подготавливаются хлеб и вино для таинства Причастия. В церкви читают Часы – краткие молитвы для освящения суток. Одновременно с этим поминаются живые и усопшие. Записки с их именами передаются в церковную лавку до начала службы. Как правильно составить такую записку, объясняем ниже.

  3. Литургия оглашенных
  4. Эта часть службы, которую могли посещать оглашенные: люди, еще не прошедшие таинство Крещения, но начавшие свой путь к нему. В наше время это скорее традиция, никто не следит за тем, кто присутствует на службе до конца.

  5. Литургия верных
  6. В это время проходит таинство Причастия и читается анафора – Евхаристическая молитва, важнейшая часть богослужения.

Правила проведения панихиды

Церковную панихиду организовывают по определенными правилами и канонами. Рассмотрим главные из них:

  • Если усопший умер от собственной руки (то есть он самоубийца), проводить по нему заупокойные службы нельзя;
  • Заказать таинство можно в любой православной церкви;
  • Подавать записку лучше всего накануне вечером – сам сорокоуст, а также проводимые в первой половине дня службы помогают усопшим быстрее найти покой на том свете;
  • После необходимо сделать пожертвования – деньги идут на потребности прихода.

Также в церковь принято приносить продукты. Это может быть сахар, фрукты, растительное масло, консервы, крупы, яйца, вино, мука, сладости и хлебобулочные изделия. Еще одним обязательным блюдом является кутья из вареной пшеницы с медом. Зерновые культуры символизируют новую жизнь, а мед придает ей сладость. Сейчас пшеницу нередко заменяют рисом и добавляют изюм, выложенный в виде креста. Что касается мясных продуктов, их в качестве подношений не рассматривают. Также следите за тем, чтобы все было свежим и не испорченным. По окончанию панихиды дары благословляются священником и раздаются всем присутствующим на поминках. Поддерживает православие и другие формы милостыни – например, раздачу хорошей одежды и вещей умершего человека или приглашение неимущих к поминальному столу. Эти благочестивые поступки способствуют смирению и помогают пережить горечь утраты.

Отдельно стоит рассказать о поминальной записке. При ее составлении учитывают следующие особенности:

  • Полное имя усопшего в родительном падеже (мирское и церковное);
  • Количество имен может быть любым, но очень длинные списки священникам трудно читать. В этом случае вместо одной записки лучше подать несколько;
  • Для их составления используют обычную бумагу или специальные бланки с названием «Об упокоении» и восьмиконечным крестом;
  • Если панихида проводится для детей до 7 лет, их записывают как младенцев, если от 7 и до 15 – как отроков;
  • Никаких фамилий, отчеств, регалий, званий и причину смерти указывать не нужно;
  • При желании можно написать дату смерти человека;
  • В таких записках нельзя ничего исправлять – если вы сделали ошибку, напишите все заново.

Посещение панихиды по усопшим в церкви не является обязательным. Священник может проводить поминовение без участия родственников, но если вы хотите показать, что усопший был вам дорог, лучше присутствовать на службе. Во время таинства прихожане держат в руках зажженные свечи, которые потом задуваются. Это символизирует быстротечность земного бытия.

Когда служится панихида по усопшему?

Совершение панихид начинается сразу после смерти христианина. По учению Церкви, душа человека, разлучившись с телом, проходит определенный период посмертных испытаний (мытарств), которые определяют ее дальнейшую участь. Потому в этот период она очень нуждается в молитвенной поддержке родных и всей Церкви.

Панихида совершается в день смерти, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни, что имеет очень глубокий духовный смысл. Считается, что в течение первых двух дней душа, сильно привязанная к телу, находится рядом с ним или же посещает любимые ею земные места, где она совершала злые или добрые поступки. На третий день Бог призывает душу к себе. Именно по этой причине особенно важно молиться о человеке в третий день после смерти.

Панихида в девятый день совершается ради девяти ангельских чинов, которые, предстоя у Престола Божия, молятся Господу о спасении человеческих душ. В панихиде девятого дня Церковь объединяет свои просьбы о спасении человеческой души с молитвой ангельской.

Сороковой день играет особо важную роль в посмертном пути человека. Само число сорок очень часто встречается в Священном Писании (40-дневный пост Христа в пустыне, пост Моисея перед получением заповедей от Господа на горе Синай и др.) и является символом полноты, а в данном случае — символом полного завершения земного пути. Считается, что душа окончательно покидает этот мир именно в сороковой день, после того как над ней совершится предварительный суд, определяющий место ее пребывания до Второго пришествия.

Панихиды также принято служить в годовщину смерти, в день рождения или именин усопшего. Так мы показываем нашим близким, что память о них жива в наших сердцах.

Как уже указывалось, поминать усопшего нужно не только на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, но и на годовщину, другие важные даты. Все они – отличный повод для заупокойной молитвы, столь необходимой душе человека. Это та неоценимая помощь, которую «отсюда» могут оказать живущие ушедшему в мир иной человеку.

Каким образом совершается панихида на годовщину смерти? К началу службы утром следует прийти в церковь. Заранее напишите поминальную записку, а в храме передайте её свечнице. Обычно такие записки принимаются на проскомидиях, обеднях, ектениях. Во время панихиды они зачитываются во всеуслышанье. Сами усопшие считаются «приснопамятными».

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются, как учит церковь, хорошим подспорьем душе. Затем помяните умершего за трапезой. Перед едой нужно прочесть «Отче наш» или псалом 90-й.

Когда не служат панихиду

Как прописывают каноны православной церкви существует ряд случаев, при которых панихида не проводится. Православные священники говорят, что поминание покойника проводится ежедневно, но в ряде праздников – такая литургия не читается. И такими праздниками признаны следующие:

  • Рождество Христово, как и празднование светлого Христового воскрешения;
  • не проводят поминание в промежуток от Рождества и до Богоявления;
  • не поминают покойника и в самую первую неделю Великого православного поста;
  • не поминают покойников в период от Лазаревой субботы, это день перед Вербным воскресеньем, и до празднования Радоницы.
Читайте также:  4 проверенных способа взять земельный участок в аренду у государства

Во все остальные дни в храмах и монастырях проводят поминание душ усопших, согласно канонам церкви, учитывая все правила и рекомендации. Все они просты и как видим понятны каждому христианину, который заботиться о собственной душе и упокоении родственников и друзей. Если в том или ином вопросе вы сомневаетесь – всегда можно спросить совета у священника.

В заключение стоит отметить, что поминальная служба, проводимая в храме – это не просто православный ритуал. Это дань уважения и почитания умершему от всех живых родственников и друзей. Панихида проводится по всем православным, не отрекшимся от веры, за исключением самоубийц, и сами молитвы не только очищают душу покойного, но и помогают спастись всем живым.

Порядок совершения панихиды

Порядок совершения панихиды описан в Требнике (богослужебной книге).

Священник надевает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь) и фелонь (верхнее богослужебное облачение без рукавов). Панихида совершается в притворе храма перед специальным столиком с изображением распятия Иисуса Христа. На панихиде читаются начальные молитвы, псалом 90, заупокойные ектении (молитвенные прошения), заупокойные тропари, псалмы 118 и 50, заупокойный канон. Панихида сопровождается малым каждением (возжиганием ладана).

Если имеется поминальное коливо, то совершается его освящение.

По усопшим можно служить Великую панихиду (по гречески — парастас). В этом случае читается полный текст заупокойного канона. Краткий же чин панихиды называется заупокойной литией. По обычаю она читается дома (когда тело усопшего еще не доставили в храм). Лития совершается после погружения тела почившего в могилу. Также она служится дома после возвращения с кладбища, В случае необходимости литию читают и после окончания Литургии в храме.

Как молиться за умерших

Молитва за умерших является одним из важнейших молитвенных подвигов верующих. Сразу после смерти над умершим по традиции начинают читать Псалтирь — и читают ее вплоть до чина отпевания и погребения. Затем заказывают Панихиды, передают записки на Проскомидию, Божественную Литургию, заказывают Сорокоуст. Особенно важно это делать в первые 40 дней после смерти — в этот период душа человека проходит посмертные мытарства, Господь Бог вершит над ней частный суд и определяет ее в рай или ад. Для тех кто не может читать Псалтирь по усопшему самостоятельно, ее чтение заказывают в церкви или, чаще — в монастыре. Как правило, в монастырях читают так называемую Неусыпаемую Псалтирь — непрерывное чтение всей книги монахами, с чтением записок с именами на «славах». Кроме молитв об умершем сразу после его смерти, надо не забывать этого делать и потом — особенно в годовщины смерти и рождения, на Радоницу и в родительские субботы. Радоница и родительские субботы — это дни особого поминовения усопших, установленные Церковью. В эти дни совершается заупокойная Божественная Литургия.

Самой сильной молитвой, кроме общей церковной, является молитва близких — может быть именно благодаря молитве тех, кто близко знал и любил умершего, Бог примет его в рай. Поэтому в утреннее молитвенное правило включены молитвы за живых и умерших — чтобы каждый христианин вспоминал своих родных и просил для живых здравия и помощи Божией, а для умерших — прощения грехов и Царствия Небесного. Во время совершения Богослужений, когда священник читает записки, верующие также должны мысленно перечислять своих близких.

Если до девятого дня душа умершего пребывала в райских обителях, то после этого ангелы сопровождают ее в ад. Она видит муки нераскаявшихся грешников и проходит множество мытарств. Ровно на 40 день душа вновь престает перед Господом. Этот момент самый ответственный: душе предстоит узнать, куда она будет определена до Второго пришествия Господа. Чем больше людей будет молиться за покойного, чем искреннее будут обращения к Всевышнему, тем больше вероятность, что душа попадет в рай. Панихида в этот день обязательна.

На 40 дней родные и близкие умершего молятся за него дома и в церквях, заказывают сорокоуст, посещают могилу на кладбище и собираются за трапезой, чтобы вспомнить хорошие поступки ушедшего, утешить друг друга добрыми воспоминаниями. В церковной записке в этом случае уже пишут «покойный» или «приснопамятный», так как душа навсегда покидает землю и обретает вечность.

Как правильно похоронить православного

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Читайте также:  Краудфандинг: как собрать деньги на свою идею

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Молитва о самоубиенных

Бытует мнение, что молиться о самоубиенных нельзя, однако это не так. У церкви свое мнение по поводу мытарства душ таких людей, некоторые священнослужители могут отказываться отпевать таких покойников, но при этом никто не может запретить православным вести беседы с Богом о погибших братьях своих по церкви. Кто-то скажет, что место в раю тем, кто сам укоротил себе век, не уготовано, и шанса на спасение у души самоубийцы нет, но нельзя забывать, что Господь милостив и всепрощающий, а значит, молиться о таком человеке не только можно, но и нужно. Это касается, прежде всего, тех случаев, когда усопший покончил с собой из-за психического расстройства, что подтверждено медицинским заключением. Каждый отдельный случай смерти, в результате которого человека могут назвать самоубийцей, необходимо рассматривать индивидуально, не торопясь делать выводы относительно того, действительно ли покойный добровольно распрощался с земной жизнью.

Если вера христианина сильна, если слова его в обращении к Спасителю идут от самого сердца, а разум освобожден от лишних мыслей, чтобы было проще вдумываться в каждую строчку молитвослова, эта беседа с Всевышним может оказаться для самоубиенного спасительной.

Прибегают к состоящей всего из четырех строк молитве, написанной преподобным Львом Оптинским, как в первые дни после кончины человека, так и в будущем, в последующие годы.

Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия

В Номоканоне, основном каноническом сборнике Православной Церкви, изданном в 883 году и переработанном в XIII веке в России, в правиле 169 говорится: «В дванадесятодневном (т. е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления), в первую седмицу Четыредесятницы и в Великую (Страстную) седмицу, и в Светлую седмицу, и в великие праздники помины не бывают, прочее же во все лето поминаются». Этим правилом воспрещается публичное поминовение, под которым в том числе понимается и совершение в Церкви одной только панихиды или литии. Таким образом и на саму Пасху, когда Церковь прославляет Воскресшего Господа, свидетельствующего Своим Воскресением победу над смертью, поминальные службы не совершаются. В этот день мы, согласно Символу веры, чаем всеобщего Воскресения и жизни будущего века, а не скорбим об умерших. Тем не менее Церковь никогда не оставляет поминовения усопших, которое совершается за проскомидией в дни, когда совершается Божественная литургия.

История панихид началась еще в самые первые времена христианства. Панихида, в переводе с греческого, это — всенощное пение. Когда-то христиане были гонимы язычниками и иудеями. Они могли молиться без тревог и помех, совершая бескровную жертву или провожая тела мучеников на вечный покой, лишь ночью и в уединенном месте. Христиане пели псалмы в каком-нибудь безопасном месте над их телами, потом предавая их земле. А потом провожали в последний путь таким же образом и тех, кто хоть и не страдал за Христа, но посвящал всю жизнь служению Ему. Это всенощное псалмопение и назвали панихидой. Она совершается лишь о крещенных в православной вере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *