Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые льготы при благотворительности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По умолчанию все юрлица, в том числе и БФ, должны применять общую систему налогообложения, если они не перешли на спецрежим. Соответственно, система налогообложения благотворительного фонда определяет, каким требованиям НК РФ он должен следовать и налогоплательщиком чего он является.
Гражданско-правовые отношения
Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).
Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Налог на добавленную стоимость
НДС благотворительные пожертвования в соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно данной норме:
— «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации… передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров».
Как указано выше для обоснования правомерности применения льготы важно правильно оформить все документы. Следует обратить внимание на то, что УФНС РФ по г. Москве в Письме № 16-15/126825 от 2 декабря 2009 г. приводит примерный перечень документов, которые, по мнению налогового органа необходимы для применения освобождения от налогообложения передачи благотворительных пожертвований.
Облагается ли налогом помощь в целях благотворительности для рядовых организаций?
Помимо БФ участвовать в помощи нуждающимся могут и обычные юрлица. По НДС ситуация аналогична рассмотренной для БФ. Когда благотворитель делает пожертвование в виде товаров, работ, услуг непосредственно благополучателю, НДС на такую передачу не начисляется. Кроме того, при этих же благотворительных операциях в адрес благотворительной организации, которая зарегистрирована по всем правилам, НДС также не начисляется, поскольку такая передача не считается реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 39 НК РФ).
Для целей НП льгот у социально ответственных организаций нет. Благотворительные платежи не признаются в расходах согласно пп. 16 и 34 ст. 270 НК РФ.
Чтобы узнать больше о НП и быть в курсе последних изменений по этой теме, читайте статьи раздела «Налог на прибыль».
Чем отличается подарок от пожертвования?
На практике граждане часто кидают в одну корзину такие понятия, как подарок, пожертвование, считая, что это просто синонимы одного и того же доната. На самом деле все немного сложнее.
Если гражданин ведет свой блог, выкладывает видео, публикует интересные статьи и просит пользователей поддержать проект посильными суммами, то здесь, скорее всего, речь идет именно о дарении.
Полученные в дар суммы гражданин может тратить, как ему угодно и на что угодно. Он ничего взамен не обещал. Люди просто скинулись, поскольку им нравится творчество данного художника, фотографа или дизайнера.
Пожертвование – это подвид дарения со своими нюансами. Например, в статье 582 ГК РФ сообщается, что под пожертвованием нужно понимать дарение, но осуществленное в общеполезных целях.
Что же такое общеполезные цели? Здесь уже приходится руководствоваться здравым смыслом. Например, блогер объявил, что хочет накормить всех бездомных Московской области и для этого собирает деньги тех, кто желает ему помочь. Данную цель можно назвать общеполезной, а значит граждане, участвующие в денежных переводах, будут именно жертвователями, а их средства – пожертвованиями.
А теперь представим, что тот же блогер решил собрать себе деньги на отдых на Мальдивах. Вряд ли эта цель имеет какой-то возвышенный и общеполезный смысл. Поэтому речь может идти только о добровольных подарках со стороны поклонников.
Внимание на тип учреждения!
При решении вопроса о порядке отражения операций, возникающих при получении подарков и пожертвований, принципиально важным является тип учреждения-получателя.
Дело в том, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ казенные учреждения:
- находятся в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
- финансовое обеспечение их деятельности осуществляется только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы;
- и хотя они могут осуществлять приносящую доходы деятельность — но только если такое право предусмотрено в учредительном документе конкретного казенного учреждения, — все доходы, полученные от указанной деятельности, в обязательном порядке должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Поэтому еще в Письме Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016 чиновники обратили внимание на особый порядок использования добровольных взносов и пожертвований, предоставляемых казенным учреждениям физическими и юридическими лицами. В частности, они указали, что:
- в соответствии с положениями ст. 35 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, только если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете, в том числе и целевые средства в виде взносов и пожертвований;
- на основании п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ безвозмездные поступления от юридических и физических лиц, имеющих целевое назначение, могут быть учтены в сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
По мнению Минфина России, на сумму поступивших в бюджет добровольных взносов и пожертвований для конкретного казенного учреждения главному распорядителю бюджетных средств, в подчинении которого находится такое казенное учреждение, могут быть увеличены бюджетные ассигнования. Увеличенные на сумму добровольных взносов и пожертвований бюджетные ассигнования затем должны быть доведены в виде лимитов бюджетных обязательств конкретному казенному учреждению.
Участники благотворительности
Участники и нормы благотворительности указаны в специальном Федеральном законе «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. При этом можно выделить 3 основных участников данных правоотношений: благотворитель (лицо, оказывающее благотворительную помощь), доброволец (физлицо, бескорыстно выполняющее работы в рамках благотворительности), благополучатель (конечное лицо, которому предназначена благотворительная помощь).
Особую роль в этих правоотношениях играют благотворительные фонды. Это такие некоммерческие организации, которые собирают помощь от благотворителей и распределяют ее среди благополучателей. При этом в рамках налогообложения льготами обладают лишь благотворительные фонды, официально зарегистрированные в виде некоммерческих организаций (далее по тексту НКО). Кроме того, крайне важно, какой вид деятельности прописан у такой организации в уставе. Отклонение от уставной деятельности лишает организацию ряда налоговых льгот.
Частые вопросы налогоплательщиков рассмотрели эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухгалтерский учет благотворительной помощи
Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен , утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее по тексту — ПБУ 10/99).
В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы».
Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог
Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.
Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.
Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.
Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб.
Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).
Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.
Налоги при дарении юридическим лицом физическому лицу
Как известно, при дарении от организации в пользу граждан, обязанность уплаты налогов возникает у обеих сторон дарения. Так, поскольку дарение имущества признается его реализацией (ст. 146 НК), первое, где подлежит учету стоимость подаренного гражданину имущества, это налог на добавленную стоимость (НДС). Исключение из указанного правила составляют случаи дарения денег — они не признаются товарами, а следовательно, их реализация невозможна. Отметим, что организации, использующие УСН, не являются налогоплательщиками НДС (ст. 346.11 НК).
Что интересно, при использовании УСН, расходы на дарение также не учитываются при расчете размера полученного дохода.
Что касается одаряемого физического лица, то при получении от организации подарка, налоговая обязанность по уплате НДФЛ, возникает у него только в случае, если совокупная стоимость подарков, полученных от указанной организации в течение года, превышает 4 тыс. рублей (п. 28 ст. 217 НК). При этом подоходный налог подлежит исчислению не из всей стоимости подарков, а только из части, превышающей 4 тыс. рублей.
Налоговая ставка, взимаемая с одаряемого, составляет 13% от рыночной стоимости имущества (ст. 40 НК). Объективность налоговой базы должна быть подтверждена документально или путем проведения экспертной оценки.
Отметим, что если организация является налоговым агентом одаряемого физ. лица (например, при дарении работнику), то, согласно ст. 226 НК, именно даритель будет обязан удержать из средств одаряемого сумму налога. Если дарение происходит в денежной форме, то такое удержание производится еще до передачи средств одаряемому, если в натуральной — со следующих, после дарения выплат.
Кому можно жертвовать
Важный нюанс — организация, которой вы решили пожертвовать, должна находиться в одном из следующих реестров. В июне 2020 года вышли два новых постановления правительства — № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Вот кто в них вошел:
- НКО, включенные в реестр социально-ориентированных НКО (СОНКО), которые с 2017 года являются получателями грантов и субсидий (например, президентского гранта, субсидий Минобра, Минтруда), а также исполнителями общественно-полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
- иные организации, которые наиболее пострадали из-за ситуации с коронавирусом, входящие в специальный реестр. Это могут быть, к примеру, частные образовательные организации, работающие по лицензии, благотворительные организации, которые подали две формы отчета в Минюст, и НКО, включенные в перечень организаций, которые оказывают поддержку науке, искусствам, культуре.
Налоговые льготы при благотворительности в России в 2020 году
Современная система налогообложения дает определенные поблажки, льготы, возможности снижать плату государству из тех средств, которые были затрачены на благотворительность, вернуть налоговый вычет, получить освобождение от платы.
В 2020 году в Москве и регионах благотворитель (частное лицо или компания) может рассчитывать на:
- Налог на прибыль. До 2005 года из-за несовершенства системы была возможность ухода от оплаты. Но сегодня юридические лица имеют право выделять деньги на благотворительность только из части, являющейся чистой прибылью. Пожертвованные средства не облагаются налоговым бременем.
- НДС. При оказании финансовой, материальной поддержки НДС не учитывается. В каждом конкретном случае проблема будет рассматриваться отдельно. При закупке необходимых товаров, предметов, техники, которая впоследствии будет отправлена на благотворительность, НДС не снимается, не уменьшается, оплачиваясь в полном размере.
- Налоговые послабления при спонсорстве достаточно малы, так как по факту это возмездная форма сотрудничества. Спонсор может претендовать на вычет из НДС или списать потраченные средства как расходы, понесенные компанией.
- Вычет НДФЛ. Доступен для частных жертвователей. Подав соответствующие документы, вы можете вернуть до 13% от официально перечисленных на благотворительность средств. Для этого необходимо предоставить договор с Фондом с указанием суммы и цели пожертвования.
Размер возврата ограничен 13 процентами от уплаченного за год НДС. Вычет можно заказать за три предшествующих календарных года. Подавая документы, помните, что воспользоваться этой возможностью можно только поп одному направлению в год.
Если, занимаясь добровольной помощью нуждающимся, вы в будущем рассчитываете получить уменьшение выплат налогов, обращайте особое внимание на документацию. Для юридических лиц важны не только доказательства передачи финансовой помощи Фонду, подтверждение безвозмездности дара, но и подтверждение того, что полученные средства были потрачены на общественно полезные дела.
Последствия для предприятия
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).
Следовательно, для признания предприятия налоговым агентом для целей исчисления НДФЛ необходимо, чтобы именно оно выплачивало (выдавало в натуральной форме) доходы налогоплательщику — физическому лицу.
Следовательно, благотворительную помощь благополучатель принимает от физических лиц, предприятие не является источником выплаты данного дохода для благополучателя.
Поскольку денежные средства получены благополучателем не от предприятия и не в результате отношений с ним, то предприятие не является налоговым агентом по НДФЛ для благополучателя. Считаем, что акт денежных средств благополучателю, составленный в присутствии нескольких лиц, и свидетельствующий, что денежные средства были получены благополучателем, является подтверждающим документом о том, что денежные средства получены не от предприятия.
Обязанность ведения налоговых регистров по НДФЛ, предоставления в налоговый орган справок и расчет по форме установлена п. 2 ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации предприятие не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов благополучателя и не обязано представлять справку и расчет по доходам благополучателя.
Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность
Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?
В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):
- для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
- для диагностики и лечения коронавируса.
Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).
Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.
При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:
- некоммерческие медицинские компании;
- органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.
Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:
- в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
- в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
- в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).
Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.
До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.
Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.
Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):
— социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
- получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
- получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
- централизованным религиозным организациям;
- религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
- социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
- иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.
На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.
Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.
Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).
Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.
При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).
Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.
Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.
На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.
Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.
Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).
Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.
Срок уплаты налога — не позднее дня, следующего за днем вручения подарка в денежной форме.
Но если подарок стоимостью свыше 4 000 рублей вручается организацией в натуральной форме (например, в виде сувениров, украшений, дорогих букетов и т.д.), налог должен быть удержан в день выплаты ближайшей зарплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В том случае, если организация по каким-либо причинам не смогла удержать и перечислить НДФЛ со стоимости подарка свыше 4 000 рублей, то полученный таким образом доход декларирует и уплачивает НДФЛ уже сам одаряемый, а не организация-даритель.
Это возможно, в частности, в тех случаях, когда организация подарила физлицу дорогостоящий подарок, но впоследствии никаких выплат (зарплаты, премии и т.д.) в течение налогового периода в его пользу так и не произвела.
В таких ситуациях организация должна будет письменно уведомить ИФНС и самого налогоплательщика о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога, подлежащего уплате с врученного подарка.
Для этого в ИФНС и физлицу направляется справка 2-НДФЛ с признаком 2. Срок направления такой справки — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Если до окончания налогового периода организация все же выплатит налогоплательщику какие-либо денежные средства, она обязана будет произвести из них удержание налога с учетом не удержанных ранее сумм. После окончания налогового периода и письменного сообщения о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате возлагается на физлицо (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
То есть, направив справку 2-НДФЛ с признаком 2, организация освобождается от обязанностей налогового агента в части удержания и уплаты НДФЛ с врученного физлицу подарка. НДФЛ будет уплачивать уже сам налогоплательщик, получивший подарок, на основании уведомления, которое ему вышлет ИФНС. При этом физлицо должно будет уплатить НДФЛ не позднее 15 июля года, который идет за годом получения подарка (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Если к самому факту дарения организациями подарков налоговики относятся снисходительно, поскольку законодательство не запрещает такое дарение, то с возможностью учета стоимости подарков в расходах организации все обстоит гораздо сложнее.
Дело в том, что в соответствии с действующими правилами расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
При дарении подарков как сотрудникам организации, так и ее клиентам происходит безвозмездная передача в собственность физлица какого-либо имущества или имущественного права (ст. 572 ГК РФ).
В свою очередь объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем под реализацией в указанной норме подразумевается в том числе и передача права собственности на товары, работы и услуги на безвозмездной основе.
Таким образом, товары, безвозмездно переданные работникам или клиентам (потенциальным клиентам) организации в качестве подарков, являются объектом налогообложения НДС на общих началах.
При этом налоговая база по данным операциям определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ. То есть исходя из рыночной (покупной) стоимости подарков с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
В свою очередь рыночная стоимость приобретенных организацией подарков может быть подтверждена на основании счетов-фактур или товарных накладных от поставщиков (письмо Минфина от 04.10.2012 № 03-07-11/402).
В то же самое время суммы НДС, предъявленные организации-дарителю при приобретении подарков, разрешается заявить к вычету (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.13 № 1001/13).
Если вы безвозмездно передали имущество или оказали услугу бесплатно, то это не означает, что вы занялись благотворительностью. Важно, на какие цели были выделены средства и в какой деятельности будет использоваться переданное вами имущество. Цели благотворительной деятельности определены в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Приведем некоторые из них:
- социальная поддержка и защита граждан;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф,
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и массового спорта.
В 2011 году цели благотворительной деятельности значительно пополнились. Соответствующие изменения в Закон № 135-ФЗ были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ. С этого года благотворительностью признается:
- подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию творчества и воспитанию детей и молодежи.
Иные формы оказания помощи коммерческим организациям как финансовыми средствами, так и имуществом благотворительностью не признаются.
Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Кроме того, запрещается одновременно с благотворительной деятельностью проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.Такие условия прямо предусмотрены в Законе № 135-ФЗ.
В статье 5 Закона № 135-ФЗ определено понятие участников благотворительной деятельности. Таковыми признаются благотворители, добровольцы и благополучатели.
Благотворители — лица, осуществляющие бескорыстно, то есть безвозмездно или на льготных условиях:
- передачу в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- выполнение работ, предоставление услуг.
Благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
Налогообложение подарков от организаций и физлиц
В 2019 году отнесение добровольных пожертвований на соответствующий код КОСГУ осуществляется на основании Порядка № 209н, положениями которого предусмотрено разграничение безвозмездных поступлений на капитальные и текущие.
Операции капитального характера связаны с формированием (увеличением) основных фондов: недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Остальные операции носят текущий характер.
Для учета пожертвований применяются следующие статьи КОСГУ:
Денежные пожертвования |
Неденежные пожертвования |
||
капитального характера |
текущего характера |
капитального характера |
текущего характера |
Статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» |
Статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» |
Статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» |
В настоящее время в действующем законодательстве понятие «спонсорство» не закреплено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ).
Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Из этих определений можно сделать вывод, что под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.
Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. Такой договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.
Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной.