- Штрафы

Правила благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

К придомовой территории отнесены участки земли, прилегающие вплотную к зданию, его парадным крыльцам, аркам и прочим элементам конструкции. Они закреплены за статусом площади, предназначенной для общего пользования жильцами дома. Несмотря на это, по закону разрешается приватизировать небольшую часть придомовой территории.

Понятие придомовой территории

Чаще всего такие участки применимы под следующие объекты:

  • автомобильная парковка;
  • велопарковка;
  • гаражные боксы;
  • детская площадка;
  • зона отдыха;
  • озеленение;
  • складирование мусора;
  • газоны для выгула собак;
  • газовые и иные котельные;
  • трансформаторные павильоны;
  • другое.

Дальность от дома к границам такой территории может измеряться в пределах от 3 до 10 м. Стандартно в договорах ТСЖ, ТСН часто прописываются метраж – 3-6 м. Но многое зависит от целого ряда нюансов:

  1. Какова этажность дома.
  2. Насколько плотно стоят соседние дома.
  3. Близко ли проходят автомобильная трасса.
  4. Сливается ли придомовой участок с городским парком, сквером, иными зонами.
  5. Стоит ли на участке котельная, электроподстанция, колодец с водой, иной объект, который используется на несколько многоквартирных домов, близко расположенных друг к другу.

В обязанность всех проживающих в доме входит бережное отношение к общему домовому имуществу, поддержка чистоты, подчинение правилам, содействие в период ремонта общих коммуникаций, элементов конструкции.

В случае если что-то жильцов будет не устраивать, они сами могут составить общий договор, где будет обозначено, кто и каким образом должен будет обслуживать дом. Также жильцы могут подавать жалобу на ненадлежащее исполнение подрядчиками работ по благоустройству дома и его территории.

Контролирует все это председатель ТСЖ (ТСН), жилконтора, Роспотребнадзор и владельцы квартир. Жалобы на контролирующий орган подается в администрацию города. В течение 5 дней в рабочем режиме жалобу рассмотрят и государственные инспекционно-контролирующие инстанции примут соответствующие меры.

Что считается благоустройством придомовой территории

По правилам благоустройства придомовой территории многоэтажного жилого дома, собственники жилья могут и обязаны проводить следующие мероприятия:

  • производить высадку зеленых насаждений (спиливать деревья можно только с разрешения соответствующих организаций), ухаживать за газоном, клумбами;
  • убирать опавшую листву, снег, обеспечивать водоотвод;
  • ремонтировать тротуар, асфальтировать дороги;
  • устраивать проезды, пешеходные зоны и площадки для отдыха и занятий спортом;
  • устанавливать объекты утилитарного и эстетического назначения, ограждения вокруг функциональных зон и по периметру двора;
  • выделять и содержать места для парковки автомобилей;
  • устанавливать светильники (по желанию – видеонаблюдение).

К облагораживанию дворовых территорий относится также ремонт: текущий (исправление дефектов дорожного покрытия, правка ограждений, лавочек, оснащения детских и спортивных площадок) и капитальный (озеленение, асфальтирование новых дорог, строительство ограждений и других конструкций).

Кто должен благоустраивать придомовую территорию многоквартирного дома

Заниматься обустройством придомовой территории входит в обязанности:

  1. Товарищества собственников жилья. В него входят владельцы квартир и арендованных в доме помещений. Земельный участок, на котором возведен дом, находится в их долевой собственности. Для проведения ландшафтных работ используются собственные трудовые ресурсы, нанимаются рабочие либо заключается договор с ремонтно-строительной организацией. Расходы оплачиваются за счет взносов членов товарищества.
  2. Управляющая компания (УК). Организация, управляющее МКД, обязана содержать земельный участок, являющийся частью имущества дома и внесенный в реестр кадастрового учета. За расходы на благоустройство жильцы перечисляют УК, установленные договором, начисленные по утвержденным тарифам платежи.

На что следует обратить внимание при реализации проекта

Жильцы сами определяют, как будет выглядеть их двор, но чтобы построенное не пришлось демонтировать, важно помнить, что работы по благоустройству должны производиться в строгом соответствии требованиям СНиП. Все проводимые в рамках проекта мероприятия, используемые материалы должны отвечать нормам строительства и экологической безопасности. Члены инициативной группы обязаны контролировать качество работ, выполняемых подрядчиком, их соответствие техническому заданию.

Планируя техническую документацию, следует проконсультироваться с юристами в области ЖКХ, изучить положения Жилищного и Градостроительного кодексов, требования ГОСТа, касающиеся всех вопросов проведения благоустройства, от укладки асфальта до озеленения, от установки лавочек до создания парковочных мест. Пристальное внимание нужно уделить качеству оборудования для спортивных и детских площадок.

Что такое благоустройство придомовой территории?

Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Какие работы относятся к благоустройству

Для поддержания двора и площади вокруг многоквартирного дома в надлежащем состоянии необходимо проведения определенных видов работ. В перечень входят как постоянные, так и периодические:

  • уборка территории;
  • вывоз мусора;
  • покраска деревянных и металлических элементов обустройства двора (лавочки, детские домики, клумбы, ограждения, заборы и т.д.);
  • сезонная уборка листвы и снега;
  • озеленение (высадка саженцев плодовых и парковых деревьев, кустарников, цветов и т.д.);
  • строительные работы по созданию игровых или спортивных комплексов во дворе многоквартирного строения;
  • обустройство площадок под мусорные баки;
  • установка осветительных приборов;
  • возведение малых архитектурных строений для украшения определенной зоны;
  • огораживание территории;
  • асфальтирование дорожек и прочее.

Жалоба на благоустройство придомовой территории

Благоустройство придомового пространства многоквартирного дома является обязанностью управляющей компании, заключившей договор с жильцами или товарищества собственников жилья. Организации должны максимально быстро реагировать на заявления-жалобы о покосившихся качелях, расколовшейся тротуарной плитке или разбросанном мусоре. Контактную информацию УК, а также председателя и активной группы ТСЖ следует располагать в местах, доступных для всех владельцев жилья в многоквартирном доме.

В ответ на игнорирование недовольств граждане могут прибегнуть к следующим мерам:

  1. Составить жалобу коллективного характера и передать её в жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Текст претензии должен отражать основные недочеты в работе коммунальной службы.
  2. Обратиться в прокуратуру или суд, если при помощи предыдущего варианта не удалось достичь результата.

Федеральные проекты нацпроекта «Жилье и городская среда»

  • Федеральный проект «Ипотека»: нацелен на создание возможностей для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита. Предусмотрены мероприятия по переводу рынка ипотеки в электронный формат, а также формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг.
  • Федеральный проект «Жилье» направлен на увеличение объема ввода жилья, в том числе путем введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективному вовлечению земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
  • Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»: предполагает реализацию комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Проекты будут отбираться на конкурсной основе. Важнейшими критериями их оценки станет влияние на социально-экономическое развитие конкретного города, региона и страны в целом. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий. Отдельное внимание будет уделено проектам развития городской среды в малых городах и исторических поселениях – ежегодно на конкурсной основе будут отбирать по 80 лучших проектов, реализация которых поможет сохранить самобытность и культуру нашей страны.
  • Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»: предполагает создание постоянно действующего механизма расселения аварийного фонда с точными параметрами признания дома аварийным на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013-2017 годов. Планируется сформировать расширенный набор инструментов для реализации программ: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

Что угрожает реализации проекта и как предусмотренные им показатели соотносятся с конституционным правом на жилище

30 марта 2020

Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” направлена на достижение к 2024 году обозначенной главой государства национальной цели, заключающейся в улучшении жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно (подп. “д” п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Под таким улучшением согласно нацпроекту понимается:

  • покупка жилья по договору купли-продажи или регистрация права собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
  • строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
  • получение жилого помещения по договору социального найма;
  • аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
  • переселение из аварийного жилого дома;
  • иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.

Одна из предусмотренных проектом в целях достижения поставленной задачи мер – увеличение объема жилищного строительства минимум до 120 млн кв. м в год (соответствующий показатель в 2019 году – 88 млн кв. м, в 2020 – 98 млн кв. Само по себе данное значение положительно оценивается экспертным сообществом, но определенный перекос показателей нацпроекта в сторону увеличения вводимых жилых помещений в МКД: в 2024 году предполагается введение 80 млн кв. м таковых (в 2018 году – 54,8 млн кв. м, в 2019 – 64,9 млн кв. м) – и запланированный рост средней стоимости 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке – с 68,9 тыс. руб. в 2019 до 88 тыс. руб. в 2024 году – вызывает у них определенные опасения. В частности, потому, что такой приоритет создания нового жилья именно в МКД не соответствует запросам общества. Как сообщил председатель СПЧ Валерий Фадеев в ходе презентации специального доклада ОП РФ “Право на жилье есть у каждого”, посвященного анализу реализации национального проекта “Жилье и городская среда” (далее – доклад), которая состоялась на прошлой неделе, около 70% граждан при проведении опросов общественного мнения отмечают, что хотят жить в малоэтажных или индивидуальных домах. Предусмотренные нацпроектом показатели, согласно которым в 2024 году из 120 млн кв. построенного за год жилья 80 млн кв. м будут приходиться на МКД, действительно не соотносятся с этими пожеланиями.

Еще одна проблема заключается в том, что нацпроектом не уточняется, какие именно квартиры должны строиться в этих МКД.

Валерий Фадеев, председатель СПЧ:

“Сегодня 47% квартир в строящихся домах – однокомнатные, 28% – двухкомнатные. У меня возникает вопрос: а может в таких квартирах нормально жить семья с детьми, хотя бы с двумя? Поскольку главная проблема России – демографическая, встает вопрос соотнесения жилищного проекта с другими проектами. И судя по этим числам, напроект “Жилье и городская среда” плохо соотносится с решением демографических задач. Говорят, что молодежь сегодня покупает однокомнатные квартиры, чтобы потом, когда появится возможность, купить более просторное жилье. Но пока тенденция такова: доля однокомнатных квартир возрастает. Появились и скандальные предложения – в прошлом году, например, квартиру в 11 кв. м предлагали в Москве. Следующим шагом, видимо, будет капсульное жилье. Возможно, кто-то покупает такие квартиры, чтобы мигрантов регистрировать, но, по-моему, это противоречит духу конституционного права на жилище. Жилье должно быть достойным, а не просто для галочки, чтобы отметить факт его наличия.

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

Архитектура построек. Города, мы видим, заполняются огромными многоэтажными домами. Архитекторы говорят, что их к этой работе не привлекают, мало кто думает о том, как будет выглядеть город, его центральные проспекты, жилые кварталы.

Нужно развивать и иные способы финансирования приобретения жилья, не столь обременительные для граждан. Необходимо исходить не из того, что выгодно рынку, а, наоборот, организовать отрасль и рынок так, чтобы движение было в нужную сторону: демография, семья, красота городов. А потом под это подстраивать рынок.

При этом отменять нацпроект, конечно не нужно, но корректировка необходима. Ориентир нормальный – 120 млн кв. м, но о структурных задачах нужно серьезно подумать: какие это метры, какое жилье, как снизить его стоимость, какие новые методы финансирования нужны и т.

Оценив положения нацпроекта, члены ОП РФ выделили несколько основных рисков, которые могут поставить под угрозу достижение обозначенной национальной цели.

Риск № 1. Запланированное количество жилья не будет построено. Чтобы достичь установленного нацпроектом показателя, необходимо наращивать темпы строительства – на 10% ежегодно, отмечается в докладе. В прошлом году это почти удалось – по данным Росстата, по состоянию на 1 декабря 2019 года было введено 63 млн кв. м жилья, что на 9,1% превышает показатель 2018 года, однако прогнозный показатель на 2019 год согласно нацпроекту, напомним, – 88 млн кв. Вывод очевиден: в прошлом году он не достигнут. В этом году ситуация может стать еще сложнее – по экспертным оценкам, в связи с переходом на эскроу-счета и проектное финансирование около 28,5 млн кв. м жилья являлись в прошлом году потенциально рискованными, то есть соответствующим застройщикам не удалось ни достичь показателей, позволяющих привлекать средства граждан напрямую, ни получить соответствующее банковское финансирование (критерии, при соответствии которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, особенности привлечения денежных средств, размещенных на счетах эскроу, закреплены в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). По данным Банка России, в ноябре прошлого года объем привлеченного застройщиками проектного финансирования составил 650 млрд руб. , а для полного перехода к новому формату необходимо привлечь к 2024 году 6,5 трлн руб. , и эксперты пока не торопятся давать прогнозы о том, получится ли это сделать.

Нюансы исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, – в тематическом материале Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Риск № 2. Построенное жилье не будет раскуплено по причине низкой покупательной способности граждан. Учитывая, что стоимость 1 кв. м будет расти (это, как отмечалось выше, предусмотрено самим нацпроектом), а основной акцент с точки зрения стимулирования спроса граждан на жилье сделан на ипотеку – предполагается, что в 2024 году количество выданных населению ипотечных кредитов должно составить 2,26 млн (в 2019 году – 1,56, в 2020 – 1,57), нужно оценить, насколько она будет доступной для граждан. Как отметила со ссылкой на данные Банка России исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ контроль” Светлана Разворотнева, возможность улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки сейчас доступна не более 35% граждан, проживающих, в основном, в крупных городах – в небольших населенных пунктах и особенно в сельской местности доходы населения, как правило, ниже, кроме того, жилищное строительство там развивается слабо, да и получить ипотеку на ИЖС проблематично. Если в семье есть хотя бы один ребенок, обозначенный показатель доступности снижается до 30%, а если два или три – до 10%. Согласно недавно опубликованной аналитической записке Банка России “Ипотека и доступность жилья”, для того чтобы достичь целевых показателей нацпроекта “Жилье и городская среда” по использованию ипотечных кредитов для финансирования приобретения жилья и не допустить при этом значительного повышения долговой нагрузки населения, необходимо обеспечить в 2020-2024 годах рост реальных доходов граждан в среднем на 5% в год. С учетом складывающей экономической ситуации ожидать такого роста пока не приходится. Поэтому регулятор рекомендует обратить внимание на иные варианты обеспечения доступности жилья, в частности на возможность снижения себестоимости строительства, например путем сокращения обязательств застройщиков по созданию социальной инфраструктуры при условии увеличения бюджетных расходов на ее строительство, а также на развитие вторичного рынка жилья и долгосрочной аренды.

Риск № 3. Предусмотренное нацпроектом увеличение доли индустриального многоэтажного строительства приведет к ускорению оттока жителей малых городов и сельской местности, в том числе стратегически важных для России территорий, в крупные города. Согласно подготовленному АО “ДОМ. РФ” обзору рынка многоквартирного жилищного строительства по состоянию на 1 декабря 2019 года 80% объема ввода жилья по договорам долевого строительства приходилось на 22 субъекта РФ, причем четыре региона-лидера значительно обгоняли остальные: в Москве объем введенного жилья на указанную дату составлял 16,4 млн кв. м, в Санкт-Петербурге – 13,6, в Московской области – 12,3, в Краснодарском крае – 9,3. Сохранение данной тенденции приведет к еще более масштабному переезду граждан в мегаполисы и крупные города при “вымирании” остальных территорий, уверены члены ОП РФ.

Как видно из вышеизложенного, добиться минимизации этих рисков одной лишь корректировкой численных показателей нацпроекта вряд ли получится. Поэтому составители доклада подготовили целый ряд предложений, направленных на совершенствование жилищной политики в целом, в том числе по корректировке отраслевого законодательства. Среди важнейших инициатив:

  • соотнесение положений национального проекта “Жилье и городская среда” и Стратегии развития жилищной сферы РФ на период до 2025 года, а также проекта Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, признание индивидуального жилищного строительства приоритетным направлением развития жилищной сферы в России с соответствующей корректировкой обозначенных документов и принятием отдельной государственной программы;
  • дополнение паспорта нацпроекта “Жилье и городская среда” системой мер и показателей по снижению стоимости квадратного метра возводимого жилья;
  • развитие альтернативных форм финансирования жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных и потребительских кооперативов, ипотечно-накопительных программ;
  • утверждение федерального проекта “Развитие арендного жилья”, предполагающего, в частности, что именно аренда – в домах, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности, – должна стать основным способом обеспечения жильем граждан с невысоким уровнем дохода;
  • унификация оснований и инструментов жилищной поддержки, закрепление на федеральном уровне единого стандарта признания граждан нуждающимися в такой поддержке (минимального жилищного стандарта) и ее предоставление на территории всей страны (стандарт жилищного обеспечения), формирование единого федерального реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • расширение и дифференциация форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от уровня нуждаемости: ипотека, накопительные программы, предоставление субсидий на покупку или аренду, предоставление жилья по договорам найма, поддержка ИЖС и др.
Читайте также:  Процедура увольнения работника по собственному желанию

Доклад, как подчеркнула секретарь ОП РФ Лидия Михеева, будет направлен в федеральные органы власти, с тем чтобы Правительство РФ и профильные министерства учли обозначенные в нем предложения и привлекали его составителей к участию в обсуждении вопросов совершенствования жилищной политики в целом и национального проекта “Жилье и городская среда” в частности.

Теги:
2024,
жилищное строительство,
ЖКХ,
инициативы,
нацпроекты,
территориальное развитие,
физлица,
экономика,
юрлица,
Банк России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Президент РФ,
Росстат,
СПЧ,
Валерий Фадеев,
Лидия Михеева,
Светлана Разворотнева

Документы по теме:

  • Конституция Российской Федерации
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
  • Паспорт национального проекта “Жилье и городская среда” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))

Что входит в благоустройство придомовой территории (двора) многоквартирного дома: элементы, правила

Что такое благоустройство придомовой территории многоквартирного дома? Изначально благоустроенный участок, сразу после сдачи дома – заслуга застройщика. Но такие услуги сразу после сдачи дома – редкое исключение. Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома — это проведение различных мероприятий, которые имеют целью улучшить санитарные и экологические условия вокруг дома.

  1. Озеленение:
      крышное;
  2. вертикальное;
  3. придомовое.
  4. Покрытия поверхностей (обеспечивают удобство передвижения):
      твердое;
  5. мягкое;
  6. газонное;
  7. комбинированное.
  8. Элементы сопряжения поверхностей:
      ступени;
  9. пандусы;
  10. лестницы;
  11. бортовые камни.
  12. Ограждения
  13. Малые архитектурные формы.
  14. Водные устройства.
  15. Мебель.
  16. Коммунально-бытовое инженерное оборудование для улиц.
  17. Техническое оборудование.
  18. Игровое оборудование.
  19. Спортивное оборудование.
  20. Осветительное оборудование:
      архитектурное;
  21. функциональное;
  22. световая информация;
  23. освещение зон;
  24. источники подачи света.
  25. Некапитальные сооружения.
  26. Нестационарные сооружения.
  27. Площадки:
      детские;
  28. для отдыха;
  29. спортивные;
  30. для мусороприемников;
  31. для прогулок с животными;
  32. автостоянки;
  33. пешеходные сообщения;
  34. транспортные проезды.

Что входит в благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Работы по благоустройству территорий около домов в качестве основной цели ставят обеспечить их чистоту, опрятность и современный вид. В настоящее время составлен минимальный и дополнительный перечни работ, которые предусмотрены в рамках благоустройства придомовой территории.

В минимальный перечень входят следующие работы:

  • обеспечение уличного освещения;
  • установка малых форм, к которым относятся скамейки, урны, номерные знаки, указатели и др.;
  • обеспечение территории контейнерами для мусора;
  • проведение ремонтных работ тротуаров и проездов.

Также имеется и перечень дополнительных работ, в состав которого входят следующие виды работ:

  • оборудование площадок для игр детей;
  • озеленение;
  • оборудование тротуаров, пешеходных переходов;
  • оборудование парковки для автомобилей жильцов;
  • другие работы по благоустройству.

Какие могут возникнуть проблемы

Проблемы с реализацией проекта могут возникнуть на любом этапе. Так, из-за ограниченного финансирования в некоторых городах и регионах под действие проекта попадают далеко не все дворы. Так как приоритет отдается самым нуждающимся дворам, относительно сохранившиеся будут ждать своей очереди еще долго.

Недостатком являются и сжатые сроки, это вызвано бюрократией: программа благоустройства дворов утверждается до 1 апреля каждого года, а дизайн-проект согласовывается до 1 июля. Закончить же работы по благоустройству подрядчик обязан до конца года – и на это остается менее 6 месяцев. Поэтому пик работ приходится на конец года, что отражается на их качестве.

Нарекания у экспертов есть на типовые дизайн-проекты благоустройства дворов. Сводится весь ремонт, как правило, к «заливке» большей части двора асфальтом и установке стандартных лавочек, фонарей и детских площадок. В итоге отремонтированные дворы достаточно сильно похожи друг на друга. Хотя для многих даже такое благоустройство – огромный шаг вперед.

Правила ограждения придомовой территории

Процедура ограждения придомовой территории имеет свои нормативные нормы, прописанные в действующем законодательстве:

  • установление ограды и исключение возможного заграждения подхода к расположенному техническому оборудованию, линии электропередач, так как такое расположение также препятствует технике безопасности;
  • поставленное ограждение не должно препятствовать нормальному прохождению граждан по территории и также не угрожать их здоровью;
  • исключение полного перекрытия двора в жилом доме, так как в данном случае заехавший транспорт не сможет беспрепятственно выехать;
  • частичное или же полное ограждение детской площадки не является запретом, а осуществляется для обеспечения должной техники безопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *