Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Пример расчёта стоимости ОСАГО
Обычно стоимость страховки на машину рассчитывается по такой формуле: ТБ × КТ × КБМ водителя × КВС × КО × КМ × КС × КН. В ней используются такие показатели:
ТБ – базовый тариф, который действует в текущем году
КТ – территориальный коэффициент
КМБ – коэффициент класса водителя (бонус-малус)
КВС – коэффициент возраста и стажа вождения автомобилиста
КО – ограничение на число лиц, которые допущены к вождению
КМ – коэффициент мощности мотора автомобиля
КС – коэффициент срока использования транспортного средства
КН – коэффициент нарушений
Разберём расчёт, сколько будет стоить полис ОСАГО в 2023 году на конкретном примере. Формула не изменилась, поэтому водителям, которые определяли показатель раньше, ничего не нужно изменять в своих расчётах.
Рассмотрим наглядный пример:
- Город прописки – Москва
- Легковой автомобиль, мощность двигателя 96 л.с.
- Возраст водителя 33 года, опыт – 8 лет
- Дисконт 30%
- Срок оформления полиса – 12 месяцев
Таблица. Базовые ставки тарифов в 2023 году
Категория и назначение ТС | Базовая ставка страхового тарифа, руб | |
---|---|---|
Минимальное ТБ | Максимальное ТБ | |
Категория «А» и «М» — мотоциклы, мопеды и квадрициклы | 625 | 1 548 |
Автомобили категорий «B» и «BE» | ||
для юридических лиц | 1 646 | 3 493 |
для физических лиц и ИП | 2 471 | 5 436 |
для машин, используемых в качестве такси | 2 877 | 9 619 |
Автомобили категорий «C» и «CE» | ||
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2 246 | 6 064 |
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 3 382 | 9 131 |
Транспортное средство категорий «D» и «DE» | ||
с количеством пассажирских мест менее 16 включительно | 2 134 | 4 165 |
с количеством пассажирских мест более 16 | 2 667 | 5 205 |
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 3 905 | 7 399 |
Категория «Tb» — троллейбусы | 2 134 | 4 044 |
Категория «Tm» — трамваи | 1 331 | 2 521 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и др. машины, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей | 872 | 1 952 |
Как купить полис ОСАГО онлайн
Сейчас практически все страховые компании предлагают оформить электронный полис ОСАГО онлайн, не выходя из дома. Процедура заключается в заполнении анкеты на сайте страховщика, в которой указываются все необходимые данные для оформления полиса, такие как информациях об автомобиле, информация о водителях и т.п. Стоимость полиса рассчитывается автоматически после введенных вами данных с учетом КБМ. Оплатить можно также онлайн с банковской карты. После оплаты на ваш адрес электронной почты будет выслан электронный полис E-ОСАГО а также сопутсвующие материалы: правила страхования, памятка, извещение о ДТП с примером заполнения.
Сколько стоит ОСАГО и от чего зависит его стоимость
За отсутствие полисов при поездках на автомобиле по дорогам общего пользования для автовладельцев предусмотрены штрафные санкции.
Если цену КАСКО обычно страховщик определяет в ходе заключения договора с клиентом, то стоимость ОСАГО складывается из учета целого ряда параметров. Перечислим их:
- стаж и возраст автовладельца;
- место регистрации транспорта;
- характеристики мощности двигателя;
- число лиц, управляющих авто;
- период действия;
- количество дорожных происшествий, в которых участвовало авто;
- принадлежность машины организации или физическому лицу.
Некоторые компании склонны искусственно завышать стоимость ОСАГО или предлагать клиентам дополнительные услуги. Используя калькулятор ОСАГО, автовладелец сможет быстро подсчитать приблизительную цену, чтобы не платить лишние деньги страховщику.
ОСАГО без ограничений – это страховой полис, условия которого позволяют водителю передавать управление автомобилем неограниченному количеству лиц.
В обычный договор вносятся владелец и максимум 5 человек, которые также допускаются к вождению. Как правило, это узкий круг людей: родственники, личный водитель, некоторые сотрудники. Если собственник желает расширить этот список, то это можно сделать за дополнительную плату.
Однако есть и такие случаи, когда есть необходимость в оформлении ОСАГО без ограничений. Это значит, что любой человек, имеющий водительское удостоверение, может сесть за руль автомобиля. Такие условия очень удобны для крупных автомобильных предприятий и для компаний, оказывающих услуги такси. Для юр. лиц цена на страховку без ограничений, которая также называется «мультидрайв», зачастую оправдана и доступна.
Такой вид страхования доступен, как юридическому, так и физическому лицу. Документ заполняется по аналогии с обычным ОСАГО, но в таблице, где перечисляются лица, в отношении которых заключён договор, ставятся прочерки. В бланке электронного полиса ОСАГО эти графы остаются пустыми. Вверху над таблицей галочка ставится напротив неограниченного количества лиц, допущенных к управлению ТС.
Сколько стоит ОСАГО без ограничений
Как уже было сказано ранее, открытый полис стоит на порядок дороже, чем стандартный страховой договор с заранее оговоренным списком лиц, допущенных к управлению ТС. Что учитывается при расчёте стоимости автогражданки:
- базовая стоимость страховки (для каждой категории ТС существует свой тариф, установленный законом);
- мощностные характеристики автомобиля;
- коэффициент территории (разный для каждого региона);
- коэффициент бонус-малус собственника авто и всех вписанных лиц;
- количество лиц, допущенных к управлению ТС;
- возраст и водительский стаж страхователя;
- сезонность эксплуатации автомобиля;
- срок страхования;
- имели ли место нарушения ПДД и правил обязательного страхования, которые регламентируются законом.
Например, стоимость страховки с ограниченным кругом допущенных водителей возрастом более 22 лет и со стажем свыше 3-х лет, для легкового автомобиля составляет примерно 8500 руб. Тогда при прочих равных условиях открытая автогражданка, в которой не приводится список лиц, имеющих доступ к управлению ТС, будет стоить 15,300 руб., что на 80% выше.
Нужна ли доверенность на машину, если страховка без ограничений?
Обладатели мультидрайва нередко задаются вопросом: нужна ли водителю доверенность на право управления автомобилем? Нет, согласно установленным правилам для езды этот документ не понадобится. Выезжая на проезжую часть, водитель должен иметь при себе:
- водительское удостоверение с соответствующей категорией;
- полис обязательного страхования автомобиля;
- свидетельство транспортного средства.
После принятия Постановления Правительства от 12.11.2012 № 116, это все документы, которые нужно возить с собой. Если автомобиль является собственностью предприятия, то водителю понадобится путевой лист. В нём должны содержаться сведения о ТС и о маршруте движения.
В каких случаях доверенность всё-таки нужна? Она понадобится, если кто-то действует от имени собственника в следующих случаях:
- оформление страховки;
- заключение сделки на покупку, мену, дарение авто;
- постановка машины на учёт.
Как сэкономить на страховке для автомобиля?
При приобретении ОСАГО можно сэкономить. Популярностью пользуются 3 варианта:
- Безубыточная история вождения. Водителю нужно заранее позаботиться о данном параметре. В таком случае бонус-малус положительно повлияет на новый страховой период. Стоимость на ОСАГО станет ниже на 5%. Если аккуратно управлять машиной, придерживаться всех дорожных правил и не попадать в аварийные ситуации, то в будущем ценник на страховку может снизиться на 50%.
- Отказ от неограниченного ОСАГО. Бланк без ограничений будет всегда более дорогостоящим, чем тот, где фигурирует установленное количество лиц, допущенных к управлению ТС.
- Сезонная страховка. Если автомобилем пользуются не на постоянной основе, то можно рассчитать и оформить ОСАГО на более короткий срок. Такой вариант отлично подойдет гражданам, которые пользуются машиной только для посещения дачи в определенное время года.
Перед покупкой документа желательно изучить несколько предложений разных страховых компаний, чтобы можно было провести сравнение.
Плюсы покупки электронного полиса автострахования
Преимущества электронной страховки:
- Возможность удаленного оформления;
- Отсутствие риска потерять документ. Полис всегда доступен в личном кабинете на сайте автостраховщика;
- Отсутствие риска стать жертвой мошенничества. Сотрудник офиса может оформить и передать вам бумажный полис в руки, но при этом не внести его в единый реестр. А если полиса нет в общей базе, значит, он недействителен. Такие махинации проворачивают, чтобы повторно продать полис уже другому клиенту;
- Удобное хранение. Обычный полис можно быстро помять, испачкать, так как придется всегда возить его с собой. Электронный можно даже не распечатывать. Сотрудникам ДПС можно показывать электронный файл с телефона или другого устройства.
Каким будет размер новых детских выплат
Для детей. Сумма универсального пособия для детей составит 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума на ребенка. В Волгоградской области 1 июня 2022 года они составляют 5 957 руб., 8 935,5 руб., и 11 914 руб., соответственно.
С января 2023 года эти суммы будут увеличены, по прогнозам, на 3,3% и составят, соответственно, 6 152 руб., 9 228 руб. и 12 304 руб., соответственно. Точный размер будет известен после принятия соответствующего документа руководством Волгоградской области.
Для беременных. При этом размер нового пособия для беременных женщин, вставшим на учет в ранние сроки, будет составлять 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.
Будущие мамы, которые получают пособие по старым правилам (в размере 50% регионального ПМ для трудоспособного населения), с 1 января 2023 года смогут подать заявление и перейти на универсальное пособие. Размер универсального пособия определяется после комплексной оценки нуждаемости.
Выплата из маткапитала. Кроме того, сохраняется возможность получения семьями выплат из материнского капитала на детей до 3 лет. Оно назначается без комплексной оценки нуждаемости семьям со среднедушевым доходом не выше 2 величин прожиточных минимумом на душу населения в регионе проживания. Эту выплату можно будет получать и на первого ребенка, а не только на второго.
Как переделать ограниченную страховку в неограниченную
В определенных ситуациях возникает вопрос, можно ли переделать страховку с ограниченной на неограниченную. Сделать это возможно по заявлению собственника ТС в страховую компанию, где был оформлен полис изначально.
В заявлении обязательно указывается, какие изменения планируется внести в полис. У многих страховых компаний имеются готовые бланки, где нужно просто подчеркнуть соответствующий пункт.
Заявление должно быть написано страхователем или доверенным лицом, но в таком случае, должна быть доверенность от страхователя, заверенная нотариусом.
После осуществления всех изменений в страховке, страховщик забирает старый полис, а клиенту выдает новый. В графе 8 «Особые отметки» прописывается номер первого полиса ОСАГО, а также причина его переоформления.
В случае, когда страховой агент предложит просто зачеркнуть неверные данные и внести новые, следует обязательно требовать верного переоформления. Иначе при возникновении ДТП могут возникнуть проблемы с выплатами или будет вовсе отказано в них.
В стандартной страховке ОСАГО дополнительным гарантом выплат выступает Российский Союз Автостраховщиков. Компенсации по полису ДСАГО выплачиваются только страховой компанией. Если она не может выполнить свои обязательства по договору ввиду финансовых проблем, отзыва лицензии или банкротства, то страховку за нее никто не выплатит. Поэтому, планируя оформить расширенное ОСАГО, к выбору страховщика следует относиться ответственно.
Поскольку ДСАГО носит добровольный характер, то условия договора не подлежат контролю со стороны проверяющих органов. В них могут быть предусмотрены:
- франшиза, размер которой не превышает 10% от страховой суммы — точное значение определяется страхователем самостоятельно исходя из потенциальных рисков;
- компенсационные выплаты по агрегатного и неагрегатному варианту — в первом случае их размер уменьшается после каждого ДТП, а во втором — не меняется;
- самостоятельный выбор страховой суммы и рисков — возможно включить пункт о страховании жизни и здоровья.
Зачем нужна страховка Зеленая Карта
Не хотите проблем и мороки, сразу покупайте Зеленую Карту в России перед поездкой. Или изучайте все нюансы и цены, чтобы не влипнуть в историю.
- Страховку всегда спрашивают на границе при въезде в Шенген. Если ее не будет, то вас не впустят в страну и даже могут вкатить штраф. Если вы едете через Белоруссию в Польшу, то белорусские пограничники вас не выпустят из Белоруссии и вам придется ехать назад в Россию, чтобы купить гринкарту.
- Для пересечения Белоруссии тоже нужна страховка, либо их местная, либо российская гринкарта. Исходя из предыдущего пункта, все равно придется покупать Зеленую карту.
- При отсутствии гринкарты на границе с некоторыми странами вас заставят купить пограничную местную страховку по указанной цене. И ее цена далеко не всегда низкая, дешевле была бы заранее купленная Зеленая карта. Например, в Финляндии такая страховка обойдется в ~100-130 евро.
- Грин карту спросят и по возвращению из Европы. Если она уже закончилась, то будет штраф. На границе Польши берут 3700 злотых (~850 евро) с оплатой на месте. Если денег нет, то штрафстоянка в ближайшем городе. К штрафу добавятся затраты на эвакуатор (150 евро) и за каждый день стоянки. Потом вам придется купить пограничную польскую страховку, еще 20 евро. Поэтому лучше делать Зеленую Карту на все дни пребывания в ЕС, а не только на первые 15 дней, как делают некоторые для экономии. Можно так «сэкономить», что мало не покажется.
- Очень вредный совет: «Ехал обратно, страховку не спросили». Да, есть случаи, когда не спрашивали страховку, но вы рискуете попасть на 1000 евро.
- Иногда в Европе останавливают для проверки документов. Особенно, если вы что-нибудь нарушили. И в таком случае могут спросить и проверить страховку. Конечно, вероятность небольшая, но если страховки не окажется, последствия будут неприятными.
- В случае аварии, конечно, Зеленая карта просто необходима, иначе возможно придется возмещать ущерб из своего кармана.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
В 2023 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2023 из заданного диапазона.
- Цветовая гамма бланка. Цвет бланка, который выдается сейчас стал розовым, а раньше он был зеленым.
- Графическое оформление нового ОСАГО также претерпело изменения и полис благодаря этому получил доп. защиту от фальшивок.
- Шрифт текста, в новом бланке буквы и графы, в которые вносится информация стали более большими и комфортными для чтения.
- Новый полис имеет наибольшую степень защиты от фальшивок. Теперь металлизированная полоска имеет надпись «полис». Водяные знаки также поменялись и стали более крупными.
- В новом полисе сейчас имеется qr-код.
Подделывают такие бумаги при помощи разных йодистых составов или перекиси. При помощи такой химии вытравливаются надписи написанные при помощи шариковой ручки и на их место вносится иная информация – зрительно такую подделку отличить от оригинального документа довольно тяжело.
Почему не страхуют старые автомобили ОСАГО и что делать
Наличие у страхователя ТС старше 2012 г. выпуска, по мнению ряда страховщиков, предполагает дополнительные риски, поскольку вероятность возникновения неисправности в ходе эксплуатации у таких авто гораздо выше. Это означает, что и страховые риски здесь возрастают, ведь всегда есть шанс, что машина ввиду внезапной поломки попадет в аварию. Однако отказ СК заключать договор страхования по такой причине является неправомерным.
То есть российские компании не страхуют старые автомобили по ОСАГО незаконно. Однако такой отказ далеко не редкость. Застраховать автомобиль старше 30 лет для некоторых автовладельцев становится невозможным.
Что касается КАСКО, то приобрести такую страховку для старых автомобилей тоже сложно. И даже если это удастся сделать, то стоить она будет в разы дороже. Маркетплейсы не производят предварительные расчеты для машин старше 7 лет. У многих страховщиков онлайн-калькуляторы тоже не позволяют это сделать. Например, в некоторых СК невозможно рассчитать цену КАСКО для ТС Хонда Аккорд старше 2012 г. выпуска.
В других СК после ввода данных сообщили о невозможности подобрать подходящий тариф по указанным параметрам. Что фактически говорит о невозможности застраховать автомобиль 2010 г. выпуска и в рамках добровольного страхования.
В третьих СК напрямую отклоняют заявку, указывая в качестве причины именно возраст авто — старше 10 лет.
Таким образом, старые машины сейчас практически не страхуют ни в рамках обязательного, ни в ходе добровольного автострахования, даже если это неправомерно