Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 198 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия не только для экономики, но и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, вследствие чего приходится ограничивать реализацию некоторых государственных программ, задерживать заработную плату работникам бюджетной сферы и т.д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящее время пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики.
Причины и виды уклонений от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов — целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Эти действия характеризуются: во-первых, активным поведением налогоплательщиков; во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений. В связи с этим необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.
Комментарии к ст. 198 УК РФ
1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.
О понятии налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает два способа совершения деяния: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Неуплата налога без использования названных в законе способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 НК РФ).
3. Ответственностью по ст. 198 охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
4. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Сроки представления декларации и сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому из существующих видов налогов.
5. Перечень иных документов, представление которых обязательно и включение в которые заведомо ложных сведений может повлечь уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, зависит от вида налога. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» , «под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствие с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов» (п. 5).
———————————
БВС РФ. 2007. N 3.
6. Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только налогоплательщиками — физическими лицами, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ: во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой; во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации, в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
8. Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов, и др.
Уклонение физического лица от уплаты налога на доходы физических лиц, равно как и уклонение от уплаты других налогов (сборов), считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
9. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы). По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом преступления может быть также физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ, и лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
10. Преступление совершается с прямым умыслом. Несвоевременная подача налоговой декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 .
———————————
БВС РФ. 2003. N 5. С. 1 — 15.
11. Понятие крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 600000 или 1,8 млн. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 600000 руб., но не превышает 1,8 млн. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% от суммы всех подлежащих уплате за соответствующий период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов. Если же сумма неуплаты превышает 1,8 млн., крупный размер неуплаты имеет место даже при условии, что эта сумма менее 10% всех подлежащих уплате за этот период налогов и сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 9 млн. руб., либо 3 млн. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Указание на три финансовых года вовсе не исключает, что необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
Непосредственный объект – порядок уплаты налогов.
Предмет преступления – налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ).
Предметом преступления являются налоги и сборы, взимаемые с физического лица.
Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, которое осуществляется путем:
– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным;
– включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.
Уголовно наказуемым деяние будет только в случае, если имело место уклонение от уплаты налогов и сборов в крупным размере, а по ч. 2 – в особо крупном размере. Понятие крупного и особо крупного размера дано в примечании к ст. 198 УК РФ.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).
Предмет преступления – налоги и сборы, взимаемые с организаций в соответствии с НК РФ. К организациям относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
Способы совершения преступления, предусмотренного данной статьей, аналогичны способам, указанным в ст. 198 УК РФ.
Субъекты преступления – руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.
№ |
Статья |
Крупный размер, млн. руб. РФ |
Особо крупный, млн. руб. РФ |
1 |
194 |
1 |
3 |
2 |
198 |
0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 1,8 |
3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 9 |
3 |
199 |
2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 6 |
10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 30 |
4 |
199.1 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Уклонение от уплаты налогов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра уголовного права и процесса
Курсовая работа
Уклонение от уплаты налогов
студентки 3 курса 32 группы
очного отделения
Зуевой Алены Викторовны
Научный руководитель
Кайдалов Дмитрий Юрьевич
Южно-Сахалинск 2014
ВВЕДЕНИЕ
На нынешнем этапе развития экономических отношений в мире налоги являются основным источником доходов государств (50-90% поступлений в бюджет), что делает систему налогообложения страны одним из важнейших механизмов государственного управления.
Общее определение налога дано в части 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ, которое звучит следующим образом: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Также отдельно стоит отметить тот факт, что в ст. 57 Конституции РФ установлена обязанность граждан по уплате налогов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Исходя из установленных законами условий, ученые-юристы делают вывод, что налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет наступление ответственности (уголовной, налоговой, административной, гражданской) и применения соответствующих санкций.
Уголовная ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке в соответствии со ст. 10 НК РФ. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что остаются проблемы совершенствования и повышения эффективности принятых государством систем налогообложения. Поэтому встает вопрос о необходимости принимать такие меры как, либерализация методов государственного регулирования экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, что является проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри налогового администрирования.
В Российской Федерации наблюдается бурный процесс реформирования системы налогообложения, который сопровождается не прекращающимся внесением большого числа изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах в части усовершенствования порядка исчисления и уплаты обязательных платежей. Но несмотря на это, многие вопросы остаются нерешенными, нормативные акты страдают проблемностью и противоречивостью. Проблема состоит в нечеткости, противоречивости и запутанности построения составов налоговых правонарушений, сложности разграничения ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах по НК РФ(часть 1) и КоАП, не безупречное законодательное регулирование вопросов уголовной ответственности в сфере налогообложения.
Предметом исследования служат нормы, регулирующие вопрос уклонения от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации.
Самым распространенным налоговым преступлением для индивидуального предпринимателя или физического лица является именно уклонение от уплаты (или) сборов физического лица.
Цель работы — дать уголовно-правовую характеристику и исследовать проблемы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов физических и юридических лиц.
Методом исследования данной работы является системно-структурный, так как налоговая система является довольно сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:
- Анализ понятия налогов и сборов;
- Изучение составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов;
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Уклонение от уплаты налогов физическими лицами и фирмами может реализоваться с помощью разных незаконных схем. Все такие схемы хорошо известны сотрудникам ФНС, поэтому во время проверки налогоплательщиков они часто выявляют разные несоответствия.
К наиболее распространенным схемам относится:
- открытие фирм-однодневок, куда перечисляются средства за разные услуги, которые фактически не оказываются, после чего деньги снимаются со счета, а компания закрывается;
- регистрация ИП на лиц, которые вводятся в заблуждение или не осознают последствия своих действий;
- привлечение мелких кредитных организаций для незаконного обналичивания денег;
- перевод средств на счета, открытые на физлиц, например, человек в банке открывает вклад, куда перечисляются деньги компанией, после чего гражданин закрывает вклад, снимая все средства;
- использование маткапитала в процессе покупки квартиры, которая далее переоборудуется в коммерческую недвижимость, используемую для получения дохода;
- заключение фиктивных сделок, на основании которых покупаются или продаются объекты недвижимости.
Все вышеуказанные действия являются противозаконными, поэтому нарушители привлекаются к ответственности.
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Важное значение для правильной квалификации анализируемых преступлений имеют сведения о способах уклонения от уплаты налогов.
Один из способов совершения данного вида преступления заключается в подготовке и передаче в налоговые органы ложной информации об объектах налогообложения, для чего в документы бухгалтерской отчетности вносятся недостоверные данные.
Довольно распространенным способом такого уклонения является регистрация фирм — однодневок. В таких случаях компания, как правило, либо создается по подложным документам на очень короткий срок, либо оформляется на подставных лиц. Затем туда «сбрасывают» деньги, добытые преступным путем, конвертируют и переводят на счета «своих» фирм, расположенных чаще всего в оффшорной зоне. В свою очередь, эти фирмы путем неоднократной фильтрации через счета различных компаний отмывают «грязные» деньги. После чего российский компаньон прекращает свою деятельность, руководители фирмы скрываются от компетентных органов, и проведение проверок в отношении такой фирмы — однодневки становится крайне затруднительным. В подобных ситуациях правонарушители чувствуют себя практически в безопасности.
Способом уклонения от уплаты налогов при проведении импортных операций является в том числе создание своей фирмы за рубежом. Российские мошенники регистрируют в оффшорной зоне дочернюю либо самостоятельную компанию на свое имя или на доверенных лиц. Эта фирма заключает с отечественными предприятиями контракты на поставку в Россию различных товаров. Под них переводятся крупные суммы денег. Товар в Россию поступает частично или совсем не поступает, деньги переводятся на счета других фирм и приобретают вполне легальный вид.
ОБМАН НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Напомним, что основным элементом объективной стороны налогового преступления является обман в форме представления в налоговые органы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а равно в форме уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций, совершенный в крупном размере. Оконченным же преступление считается с момента представления отчетных бухгалтерских документов в налоговый орган . Следовательно, если организация вообще не представляет в налоговый орган никакой отчетности, то она и не обманывает его, а значит, эти действия, пусть даже и сопряженные с неуплатой налогов в крупных или особо крупных размерах, никакой уголовной ответственности не влекут.
См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Институт государства и права РАН). — М.: Юристъ, 1996.
Логику законодателя здесь понять весьма сложно. Еще сложнее понять логику правоохранительных органов. Они готовы возбудить уголовное дело в отношении добросовестного налогоплательщика, допустившего ошибку, неверно истолковавшего закон или не вовремя заплатившего налог, но не имеют права на такие действия в отношении организаций, которые вообще не платят налоги, не представляют бухгалтерскую отчетность и по сути игнорируют закон.
А ведь, несмотря на повышение активности по выявлению налоговых правонарушений, и сегодня подобных организаций и фирм еще очень много. Значительная часть из них открывается по фиктивным или утраченным документам, в оффшорных зонах, в странах ближнего зарубежья и т.д. Делается это в целях отвлечения внимания от основных коммерческих структур, действующих в России, отмывания «грязных» денег, скупки недвижимости, мошенничества на рынке жилья, реализации несертифицированного продовольствия и иных, в том числе подакцизных, товаров, осуществления другой незаконной предпринимательской деятельности, обналичивания денег, перекачки средств за границу и реализации всевозможных криминальных сделок, например в период предвыборных кампаний.
Представляется, что этот пробел в налоговом и уголовном праве законодатель должен устранить. Может быть, тогда у налоговой полиции останется больше времени на борьбу с таким криминалом, а невиновных налогоплательщиков оставят в покое.
Квалифицирующие признаки
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
- крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
- особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
- крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
- особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
- Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
- Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.
ФНС выявляет умышленное уклонение от уплаты налогов посредством анализа действий налогоплательщика в период проведения проверки
Важно! Если налоговая инспекция обвинит налогоплательщика в умышленном уклонении от уплаты налогов и подаст исковое заявление, в случае проигрыша в суде плательщик налога будет освобожден от штрафа полностью и не уплатит его ни в размере 20%, ни 40%.
Следующие действия налогоплательщика во время проведения проверки налоговой инспекцией могут вызвать подозрение:
- затягивание ответов на вопросы инспекторов;
- расхождение информации, представленной во время проведения проверки, с ранее предоставленными данными;
- искажение сведений и др.
Если налогоплательщик оспорит в суде действия налоговой инспекции и сумеет доказать тот факт, что нарушения возникли без умысла, суд:
- прекратит уголовное дело в отношении должностных лиц организации;
- отменит штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов.
Классификация уклонения
С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).
Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.
Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:
Нормативный акт | Ст. 198 УК РФ | Ст. 199 УК РФ |
Определение крупного размера | 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. | 5 – 15 млн руб. |
Процент невыплаченных налогов от суммы | 10% | 25% |
Определение особо крупного размера | 4,5 – 13,5 млн руб. | 15 – 45 млн руб. |
Процент невыплаченных налогов от суммы | 20% | 50% |
Состав преступления | Не предоставление декларации о доходах | Не предоставление декларации о доходах организации |
Предоставление заведомо ложных сведений о доходе | Предоставление заведомо ложных сведений о доходе |
Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.
Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.