- Наследование

Можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если Вам необходимо получить разрешение на реконструкцию, то наиболее быстрым и эффективным способом является обращение в проектную организацию, имеющую СРО на ведение проектных работ. Специалисты такой компании помогут в получении положительного заключения и существенно сократят срок получения разрешения.

Документы для получения разрешения на реконструкцию

Для того чтобы приступить к работе по получению разрешения на реконструкцию понадобятся следующие документы:

  1. Заявление на выдачу разрешения на реконструкцию.
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  3. Градостроительный план земельного участка.
  4. Проект реконструкции помещения, включающий в себя
  • пояснительная записку;
  • схему планировочной организации земельного участка выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия и схему, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
  • схемы, отображающие архитектурные решения;
  • сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического-обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта реконструкции к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • проект организации строительства объекта реконструкции;
  • проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (в случае, если предусматривается снос или демонтаж);

5. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае его наличия).

7. Разрешение на работы по сохранению объектов культурного наследия, в случае, если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия.

Когда разрешения обязательны


Прежде чем тратиться на сложную дорогостоящую реконструкцию и собирать документы для оформления разрешения, выясните, нужен ли документ в вашей ситуации. Часто владельцы путают реконструкционные работы с перепланировкой. Во время реконструкции меняются границы строения. Здание может быть надстроено, увеличено или уменьшено, дополнено тамбурами, этажами, пристройками. Что касается перепланировок, данный вид строительных работ касается только преобразований внутренней части объекта и не предполагает серьезных изменений площади.

Важно знать! Разрешение на реконструкцию не дает права на перепланировку. И наоборот, получение одобрения на перепланировочные работы к реконструкции не имеет отношения.

После получения официального разрешения собственник вправе выполнять следующие виды строительных и монтажных работ:

  • сокращать или увеличивать количество этажей;
  • ремонтировать фасад;
  • пристраивать к объекту дополнительные строения;
  • обустраивать чердак и мансарду;
  • усиливать опорные конструкции;
  • устанавливать и менять расположение коммуникаций;
  • переделывать постройку под коммерческую недвижимость.

Ответственность за произвольную реконструкцию

Самовольное строительство без проектной документации в России запрещено, однако таковых строений очень много и правительство пошло на меры легализации самостроя, путем дачной амнистии. Так, если гражданин построил или реконструировал свой частный дом на собственной земле до 1 марта 2018 года, то он может рассчитывать на упрощенную систему легализации строения. Но если работы к этому сроку еще небыли завершены, то придется пройти все этапы получения разрешений.

Согласно КоАП РФ ст.9.5,наказание для физических лиц, штраф от 2000 до 5000 рублей. При непрекращающемся строительстве штраф может накладываться неоднократно. Но это не самое суровое наказание. При незаконном строении, а реконструкция жилого дома без разрешающих документов, таковым является, могут возникнуть более тяжелые последствия, чем штраф. Например: при недоброжелательных соседях, которые могут подать в суд на владельца самостроя, за большую тень на их участке от строения, либо недопустимая близость к забору. В таком случае есть вероятность, что строение, по решению суда, обяжут снести самостоятельно или в последствии принудительно.

Разрешение на реконструкцию здания, нежилого помещения

Капитальный ремонт заключается в работах, нацеленных на общее укрепление обветшалых элементов, не затрагивая конструктивной части здания. И не вносит изменений в технический паспорт здания, когда как реконструкция подразумевает изменение конструктивных особенностей дома и увеличивает его площадь этажность, количество проемов и так далее.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе копию письма Минэкономразвития России от 20.02.2014 № Д23и-478.

Учитывая изложенную в письме Минэкономразвития России позицию о возможности осуществления в отношении реконструированного объекта недвижимости как постановки на государственный кадастровый учет, так и учета изменений, можно сделать следующие выводы:

в случае изменения количества этажей, высоты, объема, площади объекта недвижимости, замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта недвижимости в орган кадастрового учета должны быть представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета изменений такого объекта;

в случае если в реконструкции было задействовано несколько объектов недвижимости и по ее результатам образован новый объект недвижимости (новые объекты недвижимости) либо в результате реконструкции одного объекта недвижимости образовано несколько новых объектов недвижимости, в орган кадастрового учета должны быть представлены документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (объектов недвижимости).

При этом для случаев, при которых в результате реконструкции происходит образование объектов недвижимости, дополнительно отмечаем.

Образование объектов недвижимости в результате реконструкции может сопровождаться в том числе изменением вида объекта недвижимости (например, в результате реконструкции здания (сооружения) образован объект незавершенного строительства).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП); такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Как следует из части 3 статьи 24 Закона о кадастре, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

В этой связи применительно к рассматриваемому примеру снятие с кадастрового учета преобразованного объекта недвижимости (здания (сооружения) возможно только после государственной регистрации прав на образованный из него объект недвижимости (объект незавершенного строительства).

Часть 7 статьи 25 Закона о кадастре устанавливает, что при осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании или сооружении; основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания или сооружения.

Учитывая, что снятие с кадастрового учета преобразованного здания (сооружения) осуществляется без заявления, по мнению Росреестра, прямые основания для снятия с учета помещений в случае снятия с государственного кадастрового учета преобразованного здания в Законе о кадастре отсутствуют.

В этой связи представляется, что в отношении помещений, расположенных в преобразованном здании, снятом с учета в связи регистрацией прав на образованный объект незавершенного строительства, может быть осуществлен государственный кадастровый учет в связи с прекращением существования таких помещений на основании соответствующего заявления и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещений (в разделе «Заключение кадастрового инженера» дополнительно может быть приведена информация о том, что снятие с учета помещений связано с прекращением существования здания в связи с его реконструкцией).

В случае если в результате реконструкции здания (сооружения) образовано новое здание (сооружение), в отношении помещений, расположенных в реконструированном здании, по мнению Росреестра, могут быть осуществлены:

государственный кадастровый учет изменений на основании соответствующего заявления и технического плана, содержащего сведения о кадастровом номере нового (реконструированного) здания (сооружения), в котором расположено помещение (в разделе «Заключение кадастрового инженера» дополнительно может быть приведена информация о том, что учет изменений связан с прекращением существования здания (сооружения) в связи с его реконструкцией);

Читайте также:  Использование полиграфа в раскрытии и расследовании преступлений

государственный кадастровый учет в связи с прекращением существования такого помещения (в случае если в результате реконструкции здания (сооружения) помещение прекратило свое существование) на основании соответствующего заявления и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещения;

постановка на государственный кадастровый учет образованных или созданных помещений на основании соответствующего заявления (соответствующих заявлений) и технического плана (технических планов) и в соответствующем случае снятие с учета преобразованного помещения без заявления после государственной регистрации прав на образованное помещение (образованные помещения).


Рассмотрен вопрос о постановке на кадастровый учет реконструированного объекта недвижимости.

В частности, указано, что если изменились количество этажей, высота, объем, площадь, заменены и (или) восстановлены несущие строительные конструкции, то нужны документы для кадастрового учета изменений такого объекта.

Если при реконструкции ряда объектов был образован новый (новые) или из одного возведены несколько, то необходимы материалы в отношении объекта (объектов).

Отмечено, что образование объектов может сопровождаться в т. ч. изменением вида (например, в результате реконструкции здания (сооружения) возведен объект незавершенного строительства).

Что касается преобразованного объекта, то его можно снять с учета только после госрегистрации прав на новый.

Если в результате реконструкции здания (сооружения) образовано новое, то в отношении расположенных в нем помещений могут быть проведены следующие процедуры. Кадастровый учет изменений на основании заявления и техплана, содержащего сведения о кадастровом номере нового объекта. Кадастровый учет в связи с прекращением существования помещения. Учет образованных или созданных помещений.

Относительно реконструкции многоквартирных домов разъяснено следующее.

Внесенные в кадастр сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости (объектов) носят временный характер, за исключением отдельных случаев. Соответствующий статус утрачивается со дня госрегистрации права него (них).

Как указал Росреестр, в отношении образованных в результате реконструкции многоквартирных домов временный статус сведениям не присваивается.

Для постановки на кадастровый учет образованного в результате реконструкции многоквартирного дома, а также расположенных в нем помещений (в том числе образованных и (или) созданных) вместе с заявлением нужно представить техплан, содержащий в т. ч. разделы в отношении всех помещений (не преобразованных и ранее учтенных, а также созданных).

Если образованные помещения относятся к общему имуществу в многоквартирном доме, то вышеуказанный временный статус не присваивается. В отношении квартир действует противоположное правило (временный статус утрачивается с даты госрегистрации прав).

Дополнительно разъяснена процедура присвоения кадастровых номеров объектам после реконструкции.


Прежде чем тратиться на сложную дорогостоящую реконструкцию и собирать документы для оформления разрешения, выясните, нужен ли документ в вашей ситуации. Часто владельцы путают реконструкционные работы с перепланировкой. Во время реконструкции меняются границы строения. Здание может быть надстроено, увеличено или уменьшено, дополнено тамбурами, этажами, пристройками. Что касается перепланировок, данный вид строительных работ касается только преобразований внутренней части объекта и не предполагает серьезных изменений площади.

Важно знать! Разрешение на реконструкцию не дает права на перепланировку. И наоборот, получение одобрения на перепланировочные работы к реконструкции не имеет отношения.

После получения официального разрешения собственник вправе выполнять следующие виды строительных и монтажных работ:

  • сокращать или увеличивать количество этажей;
  • ремонтировать фасад;
  • пристраивать к объекту дополнительные строения;
  • обустраивать чердак и мансарду;
  • усиливать опорные конструкции;
  • устанавливать и менять расположение коммуникаций;
  • переделывать постройку под коммерческую недвижимость.

Окончательный вариант обновленного объекта необходимо зарегистрировать в Росреестре. Если этого не сделать, собственника могут привлечь к административной ответственности и лишить права распоряжаться недвижимым имуществом в полном объеме.


Чтобы получить разрешение, собственник должен собрать и предоставить в соответствующие органы правильно оформленные документы. В необходимый набор входят:

  • паспорт РФ;
  • правоустанавливающие документы;
  • поэтажный план здания;
  • заявления в инстанции;
  • подробный проект реконструкции;
  • топографический план участка, на котором расположен объект недвижимости;
  • заключение о техническом состоянии;
  • письменное разрешение других собственников, если помещение располагается в многоквартирном доме.

Законодательные акты часто меняются и дополняются. Перечень документов желательно уточнить.


Для согласования понадобятся копии тех. плана постройки. Документы доступны любому собственнику и выдаются в БТИ по требованию. Полученные бумаги предоставляют в городской отдел архитектуры. При необходимости здесь же можно заказать проектную документацию. Архитектор выезжает по адресу и составляет проект в соответствии с установленными техническими, санитарными, противопожарными нормативными актами.

После утверждения проекта получают одобрение пожарной инспекции, санэпидемстанции и коммунальных служб. Письменное согласие коммунальщиков не требуется в случаях, когда при реконструкции не планируется вмешательство в системы водоснабжения, отопления, электросети, газоснабжения и другие инженерные коммуникации.

На завершающем этапе собственник должен получить акт выполненных работ и разрешение жилищной комиссии. Документ выдается только после осмотра реконструированного объекта и при отсутствии нарушений технических и строительных норм. Последней инстанцией будут органы местного самоуправления. Сюда направляют всю собранную документацию и ждут решения.

Собственник должен быть готов к денежным расходам. В основном, они связаны с оплатой государственных пошлин, услуг специалистов, составляющих проектную документацию и занимающихся оформлением технического паспорта в БТИ.


Обращение заявителя рассматривается в течение 10 суток. По истечении срока владельцу выдают письменное разрешение на реконструкцию либо сообщают об отказе с указанием причины. Их может быть много:

  • неполный пакет документов;
  • неточности, ошибки в проектной документации;
  • несоответствие планируемых работ требованиям реконструкции;
  • недопустимость выполнения некоторых работ, связанная с нарушениями строительных и санитарных норм и т. д.

При отсутствии причин отказа собственник может обжаловать отрицательное решение через суд. Для этого необходимо собрать справки, подтверждающие, что в проектной документации нет ошибок и собственник прошел все этапы согласования. Если пояснения обозначены, а выявленные несоответствия и ошибки можно устранить, владелец недвижимости имеет право повторно обращаться в уполномоченный орган.

Этапы проведения реконструкции

Процесс проведения реконструкции здания принципиально ничем не отличается по процедуре от нового строительства. Весь процесс проходит те же стадии:

  1. Предпроектные и финансовые обоснования;
  2. Получение ГПЗУ;
  3. Сбор исходно-разрешительной документации;
  4. Проведение инженерных изысканий, куда, помимо геологических, геодезических, экологических, археологических и прочих изысканий входит в обязательном порядке комплексное техническое обследование здания;
  5. Разработка проектной (Стадия П) и рабочей (Стадия Р) документации;
  6. Получение положительного заключения экспертизы;
  7. Получение разрешения на строительство;
  8. Непосредственно сами строительно-монтажные работы по реконструкции объекта;
  9. Сдача объекта в эксплуатацию.

Что такое разрешение на реконструкцию нежилого здания?

В Градостроительном кодексе (статье 1, части 14) прописано, что реконструкция — это комплекс работ, направленных на внесение изменений в параметры капстроительства, а именно этажности, показателей объема, качества инженерного и технического обеспечения. Разрешение на реконструкцию — документ, позволяющий выполнить упомянутые работы, а впоследствии без проблем узаконить постройку.

Такие работы часто путают с перепланировкой. Это различные понятия, которые отличаются не только сущностью, но и подходами в оформлении разрешения. В случае с перепланировкой бюрократические процедуры проходят быстрее. В чем различия? Выделим главные моменты:

  • Разрешение на перепланировку позволяет получателю производить изменения во внутренней части помещения. К этой категории работ относится удаление перегородок, установка новых стен и прочие мероприятия, которые не подразумевают выхода за существующие объемы недвижимости. Если площадь объекта и меняется, то незначительно.
  • Разрешение на реконструкцию позволяет выполнять более серьезную работу, связанную с увеличением площади за счет новых этажей, тамбуров или возведения других пристроек. Возможны ситуации, когда площадь объекта остается неизменной, но меняется его назначение. Например, ранее помещение использовалось для склада, но после реконструкции в нем обустроен офис работников. В таком случае требуется получить разрешение не на перепланировку, а на реконструкцию.

Реконструкция при аренде земельного участка

Аренда — это передача объекта недвижимости во временное использование арендатору на определённый, регламентируемый договором, срок. Как известно, нередко арендаторы заключают эту сделку на длительное время, в течение которого планируют, например, осуществлять коммерческую деятельность в обговорённом объекте недвижимости. Как уже говорилось выше, реконструкция коммерческой собственности проводится для увеличения количества выпускаемой продукции и повышения уровня труда. Исходя из этого, можно понять, почему арендаторы сталкиваются с необходимостью реконструкции помещения или здания.

Арендаторам важно знать, что при желании проведения модернизации, они столкнутся с необходимостью внесений изменений в договор аренды. Это связано, в первую очередь, с целевым использованием земельного участка. Как правило, договор аренды на участок, использование которого изначально не предполагало проведение строительных работ, содержит целевое использование — Эксплуатация. Перед началом реконструкции ВРИ необходимо поменять на «Строительство». Этим вопросом должны заниматься как собственники объекта недвижимости, так и все арендаторы. В случае, если заявление на предоставление услуги, подадут не все участники сделки, то в изменении целевого назначения будет отказано.

Получение разрешения на реконструкцию.

Разница между двумя понятиями в подходе и в оформлении разрешения для проведения работ. Процесс получения разрешения на перепланировку быстрее. В чём различия?

Читайте также:  Налоговая система Соединенных Штатов

При получении разрешения на перепланировку собственник может вносить изменения во внутренние части помещения: удалить перегородки, установить новые стены и так далее. То есть выполнить те работы, в ходе которых объем недвижимости не меняется либо меняется незначительно.

При получении разрешения на реконструкцию собственник может изменить назначение объекта, не меняя его площадь. Например, если ранее помещение использовалось как склад, то после реконструкции в нём может быть расположен офис.

После прохождения процедуры получения разрешения на реконструкцию у собственника есть возможность:

  • увеличить или уменьшить этажность здания;
  • обустроить антресольный этаж;
  • из имеющегося чердака сделать мансардные помещения;
  • пристроить дополнительный нежилой объект;
  • установить новые коммуникации;
  • усилить конструкцию.

Для согласования разрешения на реконструкцию нежилого здания в БТИ необходимо получить копию технического плана интересующего объекта. Такие запросы владельцев сооружения обрабатываются без дополнительных документов или справок.

Полученные документы следует представить в отдел архитектуры города. Затем заказать в отделе архитектуры проектную документацию на работы по реконструкции. Архитекторы составят по нежилому помещению проект, согласно действующим нормативным актам по пожарно-технической и санитарной безопасности.

Затем готовый проект передается в пожарную инспекцию, санэпидемстанцию. И если в ходе работ затрагиваются системы водо- и теплоснабжения, газа, проводка, то необходимо согласование коммунальных служб.

На следующем этапе требуется получить разрешение у жилищной комиссии, которая отвечает за акт выполненных работ. Если разрешение получено, оно визируется у главы администрации. Затем документы направляются в орган местного самоуправления, который и выдает окончательное разрешение на реконструкцию нежилого здания.

Передав в орган местного самоуправления документы, подтверждающие право на объект, согласие правообладателей, заключение госэкспертизы, в течение 10 суток можно ожидать ответ. В случае если органом самоуправления в разрешении на строительство будет отказано, то вместе с отказом будет дано объяснение причин.

При подготовке проекта на реконструкцию, согласно статье 47 Градостроительного кодекса РФ, необходимы инженерные изыскания. Они проводятся организациями или ИП, которые состоят в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (СРО). Указанные изыскания проводятся путем изучения участка и объекта, а также технической и правоустанавливающей документации.

Если необходимо провести реконструкцию нежилого объекта, то разрешение на строительство выдает орган местной власти по месту расположения земельного участка, на котором расположен объект недвижимости. Для получения разрешения необходимо предоставить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на землю – свидетельство о праве или выписка из ЕГРН;
  • градостроительный план на землю, выданный не ранее трех лет до дня обращения;
  • проектная документация: архитектурные решения, схемы планировочной организации, проекты сноса или демонтажа объекта или отдельных частей, проект реконструкции, пояснительная записка и т. д.;
  • положительное экспертное заключение;
  • согласие всех правообладателей объекта недвижимости на проведение реконструкции;
  • копия аккредитационного свидетельства независимой экспертной организации, выдавшей положительное заключение.

После того как будет оформлен проект реконструкции и экспертное заключение, документы проверяются уполномоченным органом местной власти. Разрешение на строительство содержит в себе информацию о сроках выполнения работ.

Установленные формы обращений, заявлений и иных документов

Если в процессе реконструкции планируется увеличение площади, необходимо дополнительно взять разрешение в БТИ. Для этого нужно пригласить техника, который произведет необходимые замеры и проведет экспертизу о возможности реконструкции. Важно не допустить переноса несущих стен и перекрытий без разрешения. Это создает опасную ситуацию для всех, кто находится в здании. Особенно это важно, если речь идет о жилом доме.

Если вы запланировали дополнительные пристройки, их необходимость придется обосновать. Это может быть веранда или отдельное помещение под хозяйственные нужды. Если речь идет о многоквартирном доме и предприниматель хочет достроить коммерческое помещение, это отразится на инвентаризационной стоимости всего здания. Налоговая служба расценивает подобные действия как нарушение налоговой дисциплины, что не считается допустимым.

Не все собственники стремятся получить разрешение до начала работ. Это связано с необходимостью собрать пакет документов и обращаться во множество инстанций. Но если приступить к работам до получения разрешения, можно столкнуться с серьезными проблемами.

Нарушители подпадают под действие Кодекса об административных нарушениях. Устанавливаются штрафные санкции за несанкционированные действия по реконструкции. Для физических лиц устанавливается штраф в размере от 2000 до 5000 рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 500 000 до 1 млн. рублей. Все не ограничивается штрафом.

Суд может остановить деятельностью организации на период до 90 дней. При этом никто не отменяет постановление об устранении нарушений. Под действие этой нормы подпадают не только собственники, но и подрядчики, работающие без разрешения.

Запрещается незаконный ввод в эксплуатацию. За это устанавливают следующие штрафные санкции:

  • для физических лиц – 1000 рублей;
  • для должностных лиц – 2000 рублей.
  • для юридических лиц – 20000 рублей.

Таким образом, для успешной и законной реконструкции нежилого объекта недвижимости необходимо получить разрешительную документацию. Только после этого можно начинать работы.

Разрешение требуется как для отдельных зданий, так и для коммерческих помещений в составе многоквартирных домов.

Процедура перестройки частного дома – задача сложная и ответственная. Причем дело касается не только самой процедуры перестройки, но и получения разрешения на это. Под реконструкцией в этом случае подразумевается кардинальное изменение некоторых параметров дома, его технических элементов. Такие работы могут включать:

  1. Надстройку новых этажей.
  2. Пристройку к жилому блоку.
  3. Изменение конфигурации крыши, окон, дверей.
  4. Добавление, перемещение инженерных систем, коммуникаций.
  5. Другие кардинальные вмешательства.

Важно! Под реконструкцией не подразумевается перепланировка или капитальный ремонт – это абсолютно разные действия, которые имеют свои особенности и набор действий.

Хотя – это существенное вмешательство в состояние дома – все же при ней не допускается изменение или полная замена:

  • Несущих конструкций. Разрешен ремонт.
  • Снос несущих стен. Возможна только перестройка, достройка.

Для отдельных действий в здании как жилом, так и нежилом разрешения не нужны. К таким манипуляциям относят:

  1. Установка окон, дверей в проемы, которые уже есть. В том числе замена старых конструкций.
  2. Изменение площади помещения и конфигурации его за счет сноса перегородок (не несущих стен!).
  3. Проведения любых работ, что не будут иметь результатом увеличение или уменьшение площади.

По пунктам 2 и 3 разрешение не требуется, если будет соответствующее письмо организации, уполномоченной на выдачу, указанного документа, что на проведение таких строительных работ не требуется разрешение на строительство и как следствие разрешение на ввод в эксплуатацию.

Реконструкцией сооружения называют внесение корректировок в инженерный объект с целью улучшения его эксплуатационных характеристик, состояния, расширения/сужения полезной площади, интеграции коммуникаций и т.д. Это может быть:

  • оборудование, изменение конфигурации дверных или оконных проемов;
  • изменения в канализационной системе;
  • расширение/сужение межкомнатных перегородок;
  • переоборудование вентиляционных шахт;
  • надстраивание этажей;
  • устройство тамбуров;
  • замена, восстановление несущих стен;
  • пристройка к помещению дополнительного не заселяемого объекта и т.п.

Если собственник произвел монтажно-строительные работы, предварительно не уведомив муниципалитет, он не сможет в будущем продать, заложить или подарить объект. В этом случае придется узаконить реконструкцию нежилого здания через суд.

Разрешением на модернизацию архитектурного объекта называется юридический документ, дающий право внести в планировку изменения и полностью их узаконить. Многие вкладывают в перепланировку и реконструктивную деятельность одинаковый смысл, однако между ними существует большая разница. Если запрос на перепланировку оформляется быстро и легко, то получение бумаги на реконструктивные изменения занимает в разы больше времени. Между ними и перепланировкой имеются значительные различия:

  1. При перепланировке архитектурные изменения происходят лишь внутри строения. К ним относят монтаж, снос перегородок, изменение дверных проемов, добавление выходов и прочие работы, не влекущие за собой существенных трансформаций постройки.
  2. Под реконструкцией нежилого здания с увеличением площади понимают серьезные, крупномасштабные работы над объектом: достраивание дополнительных этажей, добавление пристроек и т.п. Помещение может меняться в объеме, планировке, своем назначении. Для получения права на перестройку сооружение должно иметь статус полностью достроенного. При частично возведенной постройке процесс получения сертификата будет иным.

Для жилых и нежилых объектов недвижимости

Для реконструкции фасада жилого объекта недвижимости (например, многоквартирного здания) требуется не только составить и утвердить проектную документацию, но и получить согласие собственников жилых помещений. Это согласие входит в обязательный комплект документов для одобрения проекта на проведение работ. Д

Проведение работ по реконструкции помещений и фасадов жилых зданий создает потенциальную угрозу гражданам, поэтому для положительного согласования проектной документации оформляется техническое заключение экспертной организации. К его ключевым характеристикам относится:

  • документ содержит результаты обследования строительных конструкций, связанных с выполнением фасадных работ, на предмет их безопасности;
  • в документ включаются исходные планы стен и фасадов, а также планы с указанием проектных решений; выдается организацией, имеющей допуск СРО.
Читайте также:  Официальный сайт органов власти МО "Селенгинский район"

Для реконструкции нежилых зданий согласование существенно проще, нормативные акты Правительства Москвы не предусматривают требования о представлении положительного технического заключения. Однако это не устраняет обязанности по согласованию проекта фасадных работ в Москомархитектуры и утверждению акта выполненной реконструкции.

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК)

Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы (ГЗК) — специализированный орган, созданный на основании Постановления Правительства Москвы №1019-ПП от 16.11.2010г. «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» для решения вопросов в области градостроительства, инвестиционной деятельности, земельных отношений, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реставрации недвижимых объектов культурного наследия.

Решения ГЗК принимает на заседаниях рабочих групп, которые проводятся в закрытом режиме по мере необходимости, но не реже 2-х раз в месяц под председательством Мэра Москвы — Собянина С. С. или заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М. Ш.

Что такое реконструкция дома?

В соответствие с законодательством РФ реконструкцией признаются изменение ключевых параметров (этажности, высоты, объема, площади) всего здания или его частей:

  • надстройка (в т.ч. мансард);
  • расширение дома;
  • утепление пола, стен и потолка;
  • замена или установка нового инженерного оборудования;
  • перестройка;
  • ремонт и восстановление несущих стен.

Как правило, эти действия необходимы в случае износа объекта недвижимости. Полностью сносить старые несущие конструкции и возводить новые нельзя, допускается только ремонт существующих элементов.

Но при этом не требуется никакого разрешения в случае капремонта или перепланировки частного дома на своем участке. Поэтому перед началом строительных работ следует четко прояснить, к какому именно типу структурных изменений относятся дальнейшие монтажные мероприятия.

Капитальный ремонт подразумевает улучшение условий проживания и физических характеристик определенного помещения. Перепланировка объекта – это изменение конфигурации здания без добавления новых конструктивных элементов. А вот при реконструкции чаще всего появляются новые пристройки здания без изменения ключевых параметров дома:

  • демонтаж или возведение новых этажей;
  • изменение конфигурации, формы и размера здания;
  • установка перегородок внутри дома (или их демонтаж);
  • постройка крыльца и веранды;
  • «прорубание» новых проемов для окон или дверей.

Реконструкция частного дома без разрешения

Разрешение на реконструкцию требуется только в случае каких-либо сделок с недвижимостью или подключения коммуникаций. Многие собственники не оформляют документально производимые строительные работы, чтобы не увеличивать их стоимость (разработка проекта стоит дорого). В этом случае физлица оплачивают штраф в размере от 2 до 5 т.р.

Необходимость оформления разрешения на реконструкцию зависит от особенностей производимых работ, типа дома и дальнейшей судьбы недвижимости. Если структурные изменения незначительны, хотя и не считаются капремонтом или перепланировкой, а здание пока не готовится к продаже, разрешение на реконструкцию можно получить после проведения строительных работ.

Как же быть? Исходные данные

  • Есть индивидуальный жилой дом, часть помещения в котором – жилые, часть — нежилые
  • Одно или несколько нежилых помещения переоборудованы (точнее, если выразиться юридически точно: реконструированы), преобразовавшись в жилые.
  • Разрешение от администрации на такую реконструкцию, в силу ряда причин, получено не было

Технология узаконения самовольной реконструкции Рассмотрим процесс по этапам. Вообще, процесс этот – достаточно длительный, исключительно из-за того, что заявления граждан (как правило) рассматриваются администрацией в течение одного месяца. А таких заявлений будет несколько. Плюс потом еще – обращение в суд, в ходе чего будет проводиться экспертиза, что тоже отнимет примерно месяц времени.

Или – в холодное (летнее) помещение было проведено отопление, что превратило его из нежилого в жилое (что привело к увеличению жилой площади). Или – был оборудован подвал, не говоря уже о мансарде. При этом, несмотря на то, что внешне НИЧЕГО не изменилось, ибо все изменения были произведены ВНУТРИ здания, тем не менее, указанные действия будут являться реконструкцией и, соответственно, целесообразно будет оформить на них право собственности в судебном порядке. Без положительного судебного решения, если ранее не было получено соответствующее разрешение от администрации, узаконить реконструкцию не получится.

Основы правильной реконструкции нежилых помещений

Для осуществления работы без нарушений, каждый владелец объекта должен знать определенные факты:

  • требуется правильно оформлять документы на планируемые работы;
  • реконструкция представлена строительными работами, следствием которых становится внесение значительных изменений в технические параметры помещения или в его экономические свойства;
  • наиболее часто процедура представлена формированием дополнительного этажа, переоборудованием чердака или усилением несущих элементов;
  • разрешение надо получать в администрации региона, для чего формируется соответствующее заявление и подготавливается иная документация.

Специфика реконструкции

Переустройство нежилых объектов недвижимости имеет ряд особенностей. Оно проводится при смене собственника, перепрофилировании объекта, увеличении производственных мощностей и площадей.
Изменения призваны обеспечить удобное размещение товаров и оборудования, комфорт для работы сотрудников и пребывания посетителей.

Ключевое внимание фокусируется на требуемых стандартах качества при монтаже систем вентиляции, кондиционирования, освещения и соблюдении мер противопожарной безопасности.

Кроме того, реконструкция нежилого помещения может проводиться как в отдельно расположенном нежилом здании, так и быть частью общей многоэтажной постройки.

Этим определяется специфика осуществления работ.

Изменения бывают комплексными или выборочными. Первый вариант в основном представляет собой реконструкцию с увеличением площади нежилого здания и включает:

  • усиление несущих элементов;
  • перепланировку внутреннего пространства, монтаж и демонтаж перегородок;
  • расширение границ объекта;
  • надстройку этажей, мансард;
  • усиление стен и опорных конструкций;
  • увеличение высоты потолков.

Под выборочным переустройством подразумевается капитальный ремонт с улучшением технических и эксплуатационных характеристик, но без изменения общей площади, этажности и конфигурации.

При разработке и реализации планировочных решений особое внимание уделяется:

  • монтажу инженерных систем (необходим верный расчет нагрузок, соблюдение стандартов и норм);
  • конструкциям стен и потолков (чаще всего применяют подвесные и натяжные потолочные решения, а также выполняющие одновременно практическую и декоративную функции специальные стеновые панели);
  • выбору отделочных материалов (практичных, износостойких и простых в эксплуатации);
  • дизайну и эстетической составляющей (стиль помещения должен соответствовать назначению, корпоративным тенденциям и имиджу организации, способствовать рабочему настрою сотрудников).

6.3.1 Перечень видов инженерных изысканий утвержден постановлением Правительства РФ «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства»:

I Основные виды инженерных изысканий:

¾ инженерно-геодезические;

¾ инженерно-геологические;

¾ инженерно-гидрометеорологические;

¾ инженерно-экологические;

¾ инженерно-геотехнические.

II Специальные виды инженерных изысканий:

¾ геотехнические исследования;

¾ обследование состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;

¾ поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;

¾ локальный мониторинг компонентов окружающей среды;

¾ разведка грунтовых строительных материалов;

¾ локальные обследования загрязненных грунтов и грунтовых вод.

6.3.2 Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и методы их выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий (далее – программа) для каждого вида изысканий в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложнос­ти и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических условий территории, степени изученности указанных условий.

6.3.3 Программа разрабатывается организацией, выполняющей по договору инженерные изыскания, на основании технического задания на проведение изыскательских работ, утвержденного заказчиком. К разработке технического задания может быть прив­ле­чен проекти­ров­щик на договорных условиях.

К составлению технического задания и программы на инженерно-геологические изыскания в сложных природных условиях следует привлекать (при необходимости) специализированные или научно-исследовательские организации, осуществляющие подготовку прогнозов изменений инженерно-геологических условий.

6.3.4 Порядок выполнения инженерных изысканий утвержден постановлением Правительства РФ «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

6.3.5 Общие требования к результатам инженерных изысканий изложены в ГрК РФ (часть 4.1 статьи 47).

6.3.6 Перечень материалов по основным видам инженерных изысканий, необходимых для подготовки проектной документации, приведен в приложении Б.

6.3.7 Оформление и выдачу ордеров на производство работ для проведения инженерно-геологических изысканий выдает ГАТИ, за исключением работ, проводимых в пределах земельных участков, предоставленных для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, оформление и выдачу ордеров на которые осуществляет СГСНиЭ.

6.3.8 Инженерно-технический контроль за производством инженерных изысканий, а также формирование и ведение фонда инженерных изысканий осуществляет КГА в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О Комитете по градостроительству и архитектуре» от 19.10.2004 № 1679 (в редакции от 12.10.2009).

6.3.9 После завершения строительства заказчик обязан обеспечить выполнение контрольно-ис­пол­­нительной схемы участка, включая построенные подземные сети и сооружения в соответствии с требованиями ГрК РФ (п. 8 части 3 статьи 55).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *