- Налоговое право

Прямые и косвенные налоги: виды, особенности и отличия между собой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые и косвенные налоги: виды, особенности и отличия между собой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

Комментарий к ст. 318 НК РФ

Из норм статей 252, 318, 319 НК следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Более того, в статье 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые «…связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)…».

Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

На основании изложенного право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности.

Изложенная позиция поддерживается и правоприменительной практикой.

Так, в Определении ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-5306/10 отмечается: «…не основаны на законе доводы налогоплательщика о толковании инспекцией и судами положений статей 318 и 319 НК РФ, ограничивающем его самостоятельность в формировании учетной политики в части отнесения затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика.

Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Кроме того, согласно пункту 1 статьи 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей».

Приведенная позиция закреплена в письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@, которое доведено до сведения подведомственных налоговых органов, а также налогоплательщиков.

ВАС РФ в решении от 08.10.2010 N ВАС-9939/10 отметил, что и при применении метода начисления согласно пункту 1 статьи 272, пункту 2 статьи 318 НК РФ в момент реализации товаров подлежит признанию лишь та часть расходов, связанных с производством реализованных товаров, которая в силу пункта 1 статьи 318 НК РФ относится к категории прямых расходов. Расходы на производство товаров, относящиеся к категории косвенных, согласно пункту 2 статьи 318 НК РФ, учитываются для целей налогообложения в полном объеме в периоде их осуществления с учетом соответствующих требований НК РФ.

Ранее Минфин России в письме от 27.08.2010 N 03-03-06/4/80 разъяснял следующее.

Пункт 1 статьи 318 НК РФ содержит примерный перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К косвенным же расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в том числе расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам.

Пример.

Прямые расходы на НИОКР, определяемые в соответствии с учетной политикой, для целей налогообложения прибыли учитываются налогоплательщиком в соответствии с положениями статьи 262 НК РФ, а косвенные расходы, связанные с производством и реализацией и осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных статьей 252 НК РФ.

(Смотрите, например, письмо Минфина РФ от 02.02.2011 N 03-03-06/4/4.)

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.04.2010 N А21-2919/2009 указано, что не допускается полный учет прямых расходов для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, поскольку суммы прямых расходов, приходящихся на остатки готовой продукции, не реализованной в отчетном (налоговом) периоде, не включаются в состав затрат этого периода.

В письме Минфина России от 13.11.2010 N 03-03-05/251 разъясняется, что затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ, могут относиться к косвенным расходам, поскольку изъяты в статье 318 НК РФ из перечня прямых расходов.

Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв

Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:

  • Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
  • Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
  • Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
  • Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.

Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.

Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.

Читайте также:  Обнуления деклараций: причины и последствия

Прямые налоги: определение

Термин «прямой налог» — скорее экономический, чем юридический. В российской системе права он не имеет четкого определения.

Из числа редких правовых актов, в которых присутствует термин «прямой налог», можно выделить письмо Минфина России от 21.12.1994 № 03-10-0. В нем ведомство, классифицируя доходы бюджета, выделяет группу с индексом 10100 («Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала»). К данной группе относятся налоги, которые взимаются «с чистого дохода (существующего либо подразумеваемого) физического или юридического лица».

Указанное определение Минфина в целом не противоречит распространенной в среде экономистов трактовке, по которой «прямым» считается налог, который взимается непосредственно с субъекта экономического процесса (физлица, юрлица) и не может быть в общем случае предъявлен какому-либо другому лицу.

Что такое косвенные налоги?

В свою очередь, косвенные налоги — те, которые налогоплательщик может в установленном законом порядке:

  • предъявить к фактической уплате иным лицам (оставаясь при этом де-юре плательщиком соответствующих налогов);
  • выполняя функции плательщика, применять различные законные способы сведения к нулю либо к минимуму налоговой нагрузки по косвенному налогу.

Исторически сложилось так (и это было закреплено в российской правовой системе), что основными косвенными налогами стали (п. 2 приложения № 18 к договору о ЕАЭС от 29.05.2014):

  1. НДС.

Объект налогообложения по нему — реализация товаров и услуг (в общем случае).

НДС платится, если от необходимости его начисления российский хозяйствующий субъект не освобожден законом — например, если он не работает на УСН или том же ЕНВД.

НДС начисляется в процентах от стоимости товара. Конкретный размер налога зависит от разновидности продаваемого изделия. Значения НДС в России: 18%, 10% и 0%.

  1. Акцизы.

Акциз представляет собой, как правило, фиксированный налог, размер которого устанавливается законом исходя из конкретного типа товара. За алкогольную продукцию акциз один, за бензин и табак — другой.

Таким образом, косвенные налоги взимаются не за результат транзакции (прибыль, получение чего-либо в собственность, получение статуса), а фактически за саму транзакцию. Точнее — начисляются на налоговую базу, представленную тем или иным элементом транзакции. В данном случае — стоимостью товара (когда платится НДС) или фактом его продажи (когда платится акциз).

Платежи в региональные и местные бюджеты: есть ли среди них косвенные налоги?

Наименование налога

Какой он?

Почему?

Региональные

На имущество юрлиц

Прямой

Уплачивает собственник имущества

На игорный бизнес

Уплачивает собственник объектов в игровой зоне

Транспортный

Уплачивает собственник транспорта

Местные

Земельный

Прямой

Уплачивает собственник участка

На имущество физлиц

Уплачивает владелец недвижимости

Торговый сбор

Уплачивает хозяйствующий субъект как пользователь торгового объекта

Виды налогов – прямые и косвенные

Прямые и косвенные налоги – это официальная законодательная классификация. Определения можно найти в Налоговом кодексе России в статье 12.

Прямыми налогами считаются те, которые налогоплательщики напрямую платят в казну. В общем, это имущественные налоги и платы за прибыль. Эти налоги обязаны платить все, кто владеет объектами налогообложения или получает прибыль. Этот вид – потомок ранней формы налогообложения, классический образец. Характерная особенность прямого налога – сложная схема расчета.

Косвенные налоги – это налоги на какие-либо товары или услуги. Платить их нужно производителям товаров и поставщикам услуг. Но эти налоговые затраты входят в итоговую стоимость продуктов. В итоге за них платит покупатель, и поэтому является косвенным плательщиком.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Первый налог, о котором пойдёт речь, должен уплачивать каждый житель России, осуществляющий трудовую деятельность. Объектом налогообложения признается доход, который получают граждане России как на территории нашей страны, так и за её пределами. Нерезиденты платят этот налог только с доходов, полученных в РФ.

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. Налоговой базой признаются все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. В законодательстве выделены следующие виды доходов, которые необходимо учитывать при расчете налога:

  • Доходы в денежной форме,
  • Доходы в натуральной форме,
  • Доходы, полученные в виде материальной выгоды,
  • Возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.

К доходам в денежной форме относятся:

  1. Доходы от профессиональной деятельности,
  2. Доходы от продажи недвижимости, транспортных средств и т.д.,
  3. Доходы от сдачи в аренду недвижимости или другого имущества,
  4. Доходы от долевого участия в организациях, полученные в виде дивидендов,
  5. Доходы от выигрышей в лотерею, тотализаторы (от 4000 руб. в год) и т.д.

Рассмотрим более подробно, что подразумевается под другими вариантами. При получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме (в виде товаров, работ, услуг, имущества) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг, имущества). Доходами в виде материальной выгоды считаются следующие операции налогоплательщиков:

  • экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок;
  • приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и ИП, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

По методу уплаты этого налога всех налогоплательщиков можно разделить на две группы:

  1. Наёмные сотрудники. За них налог оплачивает работодатель. Сделать это он должен не позднее следующего дня после выплаты зарплаты.
  2. Физические лица, которые должны платить налог самостоятельно. К этой категории относятся ИП, самозанятые, работающие в частном порядке нотариусы и адвокаты. Также сами платят подоходный налог те, кто продал имущество или получил иные виды доходов, с которых не был удержан налог. В этом случае, плательщик должен до 30 апреля следующего года сдать декларацию и до 15 июля оплатить налог.

Ставка НДФЛ для граждан РФ в общем случае составляет 13%. Для нерезидентов она составляет 15% при получении дивидендов от участия в уставном капитале организаций и 30% в других случаях. Для некоторых видов доходов ставка налога повышается до 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Помимо 13% работодатель обязан перечислять за работника взносы в страховые фонды в размере 30% (Глава 34 НК РФ):

  • 22% — на обязательное пенсионное страхование,
  • 5,1% — на обязательное медицинское страхование,
  • 2,9% — на обязательное социальное страхование.

В соответствии с законодательством, от уплаты НДФЛ освобождаются следующие категории операций и налогоплательщиков:

  • Государственные пособия и единовременная материальная помощь,
  • Пенсии всех видов и алименты,
  • Доходы от продажи имущества, которое было в собственности более пяти лет,
  • Получение наследства или подарков от близких родственников,
  • Гранты и международные премии,
  • Процентные доходы от вкладов в банках,
  • Продажа продукции растениеводства, животноводства и пчеловодства, выращенных в личных подсобных хозяйствах,
  • Продажа имущества стоимостью до 250 тыс. руб.,
  • Призы спортсменам за участие в Олимпийских Играх и Чемпионатах мира и др.

В качестве льгот для остальных категорий граждан предусмотрено получение налоговых вычетов, которые позволяют получить часть ранее оплаченного налога на доходы. Подробно налоговые вычеты мы рассмотрим в следующей статье, а сейчас просто перечислим их основные виды:

  • Стандартные (3000, 500, 1400 рублей) – для льготных категорий граждан,
  • Социальные (25 % суммы дохода, в сумме за обучение, за услуги по лечению, в размере стоимости медикаментов, но не более 120 тыс. руб.),
  • Имущественные (в суммах, полученных от продажи недвижимости не более 1 млн. руб.; продажи иного имущества не более 250 тыс. руб.; в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение недвижимости, но не более 2 млн. руб. и 3 млн. руб. при погашении процентов по целевым (ипотечным) кредитам),
  • Профессиональные (20% суммы дохода инд. предпринимателя).

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. К объектам налогообложения по налогу на имущество относятся:

  • жилой дом;
  • квартира, комната;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.
Читайте также:  Лучшие курсы по тендерам и госзакупкам в 2023 году

Налоговой базой в общем случае является кадастровая стоимость всех объектов, принадлежащих налогоплательщику. Если местные власти не приняли решение о переходе на «кадастровый» способ расчета, то до 01.01.2020 налог на имущество можно исчислять на основе инвентаризационной стоимости. Рассмотрим отличия в исчислении налога для кадастровой и инвентаризационной стоимости.

Инвентаризационный способ производит оценку объектов на основании себестоимости материалов, из которых они построены, а также учитывая их износ. Таким образом, инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную цену недвижимости за вычетом износа. Этот метод был разработан в 60-е годы прошлого века и сейчас считается устаревшим. Эта система особенно выгодна для владельцев старой недвижимости, потому что её износ вместе с устаревшими материалами значительно уменьшает базу налогообложения. Кроме того, стоимость такого имущества может быть до 10 раз ниже его рыночной цены.

В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровую стоимость любой недвижимости формирует множество различных параметров. К ним относятся: количество этажей здания или сооружения, удобство, местоположение, категория объекта, срок эксплуатации, инфраструктура, наличие парковки, охраны и т.д. Этот способ оценки увеличивает базу налогообложения и, как следствие, имущественный налог, т.к. кадастровая стоимость более приближена к рыночной, хотя и остается ниже её в 1,5 – 2 раза.

Налоговая ставка устанавливается на местном уровне в диапазоне от 0,1% до 2% (ст. 406 НК РФ). Размер ставки зависит от вида, способа расчета и стоимости недвижимости.

  1. Кадастровый способ

Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами каждого региона в отдельности, при этом они не должны превышать:

  • 0,1% (практически все виды недвижимости: дома, квартиры, гаражи, хозяйственные постройки и т.д.),
  • 2% (в отношении объектов налогообложения, предусмотренных п. 7 и 10 Ст. 378.2 Налогового Кодекса, а также для недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн. руб.),
  • 0,5% (для прочих объектов налогообложения).

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований или городов федерального значения, то налогообложение производится по указанным в Налоговом кодексе налоговым ставкам.

  1. Инвентаризационный способ

При расчете налога с его инвентаризационной стоимости, учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов):

  • До 300 тыс. руб. включительно – не более 0,1%,
  • От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – от 0,1% до 0,3%,
  • Свыше 500 тыс. руб. – от 0,3% до 2%.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговой ставке – 0,1% (при суммарной инвентаризационной стоимости до 500 тыс. руб.) и 0,3% во всех остальных случаях.

Каждый регион имеет право на установление дифференцированных ставок в зависимости от суммарной кадастровой или инвентаризационной стоимости, вида объекта налогообложения и места его нахождения. Налог на имущество физических лиц рассчитывается за год и подлежит уплате до 1 декабря следующего года (ст. 409 НК РФ).

Льготами при уплате этого вида налога имеют право пользоваться некоторые категории граждан, среди них: герои СССР и герои России; инвалиды I, II групп и дети-инвалиды; пенсионеры; военные, принимавшие участие в боевых действиях или испытаниях ядерного оружия; ближайшие родственники военнослужащих, погибших при выполнении боевого задания и др. Местные органы власти могут установить дополнительные льготы граждан, не указанных в списке федеральных льгот.

В случае применения на территории субъекта Российской Федерации расчёта налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, применяются следующие налоговые вычеты, предусмотренные Налоговым кодексом:

  • для квартиры или части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров, а для комнаты – 10 квадратных метров общей площади;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров площади (при этом, дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом кадастровая стоимость уменьшается на один миллион рублей;
  • при наличии трёх и более несовершеннолетних детей, кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта недвижимости уменьшается на 5 квадратных метров площади квартиры и на 7 квадратных метров площади дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Для объектов налогообложения находящихся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности, а объектов общей совместной собственности – для каждого участника в равных долях.

Другие налоги и сборы

Далее поговорим о других видах налогов, существующих в России. Некоторые из этих налогов относятся только к организациям, другие могут относиться и к физическим лицам. Скорее всего вы не столкнётесь с этими налогами, если не будете заниматься предпринимательской или специализированной деятельностью. Но, на мой взгляд, вам будет полезно знать о них.

Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является разница между доходами и расходами организации. Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка 0% предусмотрена для организаций в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

Налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются организации, владеющие недвижимым имуществом, которое учитывается на балансе как основные средства. Не признаётся объектом налогообложения: движимое имущество, земельные участки и др. Стоимость имущества может рассчитываться как среднегодовая (остаточная) или кадастровая. Ставки этого налога не может превышать 2,2% при использовании среднегодовой стоимости имущества или 2% при кадастровой.

Торговый сбор. Ещё одним налогом для организаций является торговый сбор. Он устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества. К ним относятся: стационарные торговые объекты (с торговым залом или без него); нестационарные торговые объекты; складские помещения. Плательщиками торгового сбора являются только организации на УСН и ОСН, расположенные в Москве. Другие регионы также имеют право ввести этот налог, но пока им не воспользовались. Подробнее о торговом сборе можно прочитать в Главе 33 НК РФ.

Водный налог. Плательщиками водного налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые используют водные объекты, подлежащие лицензированию. Как правило, к плательщикам налога относятся компании, осуществляющие забор воды или использование акваторий водных объектов. Налог рассчитывается за 1 тыс. куб. воды, в зависимости от вида водного объекта.

Налог за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами. Этот налог платят граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые получили специальное разрешение на добычу определенных видов животных. Налогоплательщик обязан платить налог за каждый добытый объект животного мира или тонну объектов водного мира. Сумма сбора может варьироваться от 10 до 30 000 рублей.

Налог на добычу полезных ископаемых. Как понятно из названия, компании платят этот налог, если добывают полезные ископаемые на территории России. Ставки варьируются от 0 до 8%, в зависимости от вида добываемого сырья. Для нефти, газа и угля устанавливаются отдельные сборы за тонну (кубический метр – для газа).

Налог на игорный бизнес. Если организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса, то становится плательщиком этого налога. Ставки налога рассчитываются за каждый объект, с которого компания может получать доход. Например, игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок букмекерской конторы и т.д. Ставки налога, как правило, варьируются от 5000 до 125 000 рублей, налоговым периодом является календарный месяц.

Косвенные налоги в России

Определение 3

Косвенные налоги – это налоги, уплачиваемые формальными плательщиками (индивидуальные предприниматели, третьи лица – потребители товаров, выполненных работ и оказанных услуг). Налогоплательщиком выступает потребитель, который приобретает произведенную физическим или юридическим лицом продукцию. Начисление налогов осуществляется через посредников, являющихся производителями или владельцами организаций.

Размер налога изначально включен в стоимость товаров, услуг или выполненной работы. При этом отчисление налогов осуществляется после получения транзакции, оплаты покупателем продукции.

Характерные черты косвенных налогов: высокая собираемость – неотъемлемая часть налоговых сборов, торговые отношения регулярно проходят мониторинг налоговыми службами субъектов и государственными органами власти; оперативность – налоги поступают в государственную казну в строго определенные сроки и за короткий период.

Косвенными налогами являются:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Это особая форма изъятия финансовых средств в государственный бюджет. Представляет собой долю стоимости произведенного товара, оказанной услуги или выполненной работы, которая формируется на всех стадиях производства товаров и услуг, вносится в бюджет государства по мере их реализации. В России на долю НДС приходится порядка 40% всех налоговых сборов, он уплачивается при каждой проведенной сделке. При начислении НДС не имеет значения количество посредников для реализации товаров и услуг. На ставку НДС оказывает большое влияние вид товара или услуги. Для большей части товаров и услуг ставка НДС составляет 18%, некоторые категории облагаются налогом в 10% — товары и лекарственные средства для детей, печатные издания. В исключительных случаях НДС не уплачивается: услуги по перевозке пассажиров, при экспорте товаров, самостоятельная реализация произведенной продукции организацией, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень ситуаций, при которых налогоплательщик освобожден от НДС устанавливается и контролируется государством.
  2. Акциз. Это налог, который налагается в процессе производства на товары массового потребления (вино, табак и др.) внутри страны. Акциз фактически выплачивается потребителем, так как включен в стоимость товаров, тариф за услуги. При реализации таких товаров и услуг в розницу, сумма акциза не выделяется. Акциз – важный источник доходов в бюджет государства, размер которого по многой продукции достигает от ½ до 2/3 их цены.
  3. Таможенная пошлина. Это обязательный сбор, который взимается таможенными органами при перемещении товаров через границу. Уплата таможенной пошлины – обязательное условие вывоза или ввоза товара, что обеспечивается мерами государственного принуждения.

Плюсы и минусы непрямых налогов

К преимуществам непрямых налогов можно отнести:

  • скорость перечисления в госбюджет;
  • стабильность;
  • не нужен усиленный контроль над поступлением в госбюджет;
  • увеличивает доход государства, повышает уровень экономики страны;
  • не носят принужденный характер, потребители не обязаны копить деньги на оплату косвенного налога;
  • скрытый характер — покупатели могут не подозревать, что оплачивают сбор, что очень хорошо с психологической точки зрения.

Что касается недостатков, то таковыми являются:

  • имеют фискальное значение;
  • могут снизить доход предпринимателей.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Выделяют такие системы соотношения прямых и непрямых налогов в мировой практике на данный момент:

  1. Англосаксонская. Основную массу составляют прямые налоги, косвенных — незначительная часть.
  2. Евроконтинентальная. Высокий объем отчислений для страхования и соц. развития. Основные выплаты — непрямые налоги.
  3. Латиноамериканская. Система основана на добавочных налогах, отчисляемых в бюджет. Увеличение цен при этом способствует росту отчислений. Этот тип соотношения эффективен при нестабильных экономических ситуациях, помогает предотвратить государственный финансовый кризис.
  4. Смешанная. Задача этой системы — увеличить прямые отчисления, но не за счет подоходного налога, а на поступления от предпринимательской деятельности.

Понятие налога и виды налогов в РФ

Определение 1
Налог – это финансовое обязательство физического или юридического лица перед государством, которое должно быть исполнено в установленные законом сроки.

Налогообложение решает вопросы распределения доходов между государством, юридическими и физическими лицами. Налоги отображают обязанность юридических и физических лиц принимать участие в создании финансовых ресурсов государства и, выступая инструментом перераспределения, способствуют устранению возникающих нарушений в системе распределения финансовых средств, сдерживают или стимулируют развитие определенной формы деятельности.

В современных условиях налоги выступают эффективным и важным звеном финансовой политики правительства.

Сравнение особенностей различных типов налогов

Использование прямых платежей способствует более равномерному обложению налогами различных слоёв населения. Однако, когда скапливаются большие суммы платежей, возникает соблазн стремиться к полному или частичному уклонению от уплаты. В качестве примера можно привести уплату налога на прибыль предприятиями.

Для примера можно представить себе следующую ситуацию. Несколько предприятий участвуют в производстве продукта на различных стадиях (например, делают стулья). В этом случае одни будут обрабатывать дерево, создавая заготовки, другие собирают стулья, третьи проводят финишную обработку (красят, шлифуют, покрывают лаком).

Пусть при производстве последняя получила значительную прибыль, с которой должен быть уплачен налог. У остальных двух затраты значительно превосходят доходы. Зная об этой ситуации фирмы могут откорректировать расчётные цены так, чтобы распределить полученную прибыль поровну между собой. В итоге налог будет либо минимальный, либо станет равным нулю.

С косвенными налогами подобную комбинацию провести не получится. Они рассчитываются по простым формулам и платятся в течение короткого промежутка времени. Таким образом, использование косвенных выплат гарантирует соответствующие поступления в бюджет. Ещё одним важным преимуществом таких налогов является возможность проводить регулировку цен на акцизные товары. Например, можно повысить стоимость алкоголя и табачных изделий настолько, чтобы снизить спрос на них.

Их использование приводит к неравномерности налоговой нагрузки. Малообеспеченные слои населения могут воздержаться от покупки подакцизных товаров. В то время как обеспеченные слои этого делать не будут. Это приведёт к более значительному обложению налогами последних.

Прямые и косвенные налоги: примеры

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.

Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных

Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога, состоящие из различного характера налогообложения.

Таблица:

Основа для сравнения Прямой налог Косвенный налог
Значение Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству.
Накладные расходы Человек, на которого наложено налоговое бремя. Бремя налога может быть зачислено другому человеку.
Типы Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина.
Уклонение от уплаты Возможно Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг.
Инфляция Прямой налог помогает в снижении инфляции. Косвенные налоги способствуют инфляции.
Взимается с Лица, ИП, компания, фирма Потребители товаров и услуг.
Действие Прогрессирующий Регрессивный


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *