Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование деятельности на обращение с отходами г. Москва». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение лицензии на обращение с отходами – сложный многоступенчатый процесс, требующий длительной подготовки. Этот процесс предполагает сбор от 24 до 60 документов, а также прохождение различных проверок надзорными ведомствами.
Этапы получения лицензии на отходы
Лицензирование включает в себя следующие основные этапы:
- Разработка документов и сбор исходных данных, подтверждающих соответствие требованиям надзорных ведомств. На этом этапе предприятию предстоит найти подходящую площадку для работы с отходами, приобрести или взять в аренду оборудование, заключить договоры с персоналом, провести обучение сотрудников – каждое действие сопровождается оформлением документов, которые впоследствии будут проверяться надзорными органами.
- Прохождение проверки и получение положительного экспертного заключения ФБУЗ или Роспотребнадзора в зависимости от локализации предприятия. Сотрудники ведомства изучают поданную заявку и приложенные к ней документы, затем направляют инспектора на площадку для проверки достоверности предоставленных сведений. Если проверки будут успешно пройдены, Роспотребнадзор подготовит положительное заключение экспертизы.
- После получения такого заключения соискатель лицензии подает обращение в Росприроднадзор, к заявлению нужно приложить квитанцию об уплате государственной пошлины. Будет проведена документарная и выездная проверка, после которой при соответствии требованиям соискатель получает лицензию.
Получение экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения
Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов. Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное.
Ранее мы привели ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе. Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность.
Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.
Как получить лицензию на отходы в Росприроднадзоре?
Переходим к завершающему этапу. Вот перечень всех необходимых сведений и документов для получения лицензии на отходы в Росприроднадзоре:
- Документы о праве собственности или аренды на здания, сооружения, транспортные средства, объекты размещения отходов;
- Документы на оборудование и установки, на которых планируется осуществлять обращение с отходами;
- Копии трудовых договоров или книжек, подтверждающие наличие в штате лиц, ответственных за обращение с отходами и за допуск работников к нему;
- Документы о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств для перевозки отходов;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов;
- Положительное заключение государственной экологической экспертизы документации объектов капитального строительств, на которых планируется обезвреживать и размещать отходы;
- Разрешение на строительство и/или ввод в эксплуатацию объекта обезвреживания или размещения отходов, документ об уплате государственной пошлины на выдачу лицензии;
- Сертификаты (свидетельства) о прохождении дополнительного обучения (образования) по курсам обращения с отходами по специальной программе, одобренной Минобразования и Минприроды.
Порядок лицензирования
Было бы не совсем корректно говорить о лицензировании без уточнения конкретных параметров планируемой деятельности, потому как процедуры контроля и глубина оценки напрямую зависит от потенциальной экологической опасности предприятия. Для сравнения: лицензия ТБО на перевозку мусора IV класса оформляется около 4.5 месяцев (или за 2,5 месяца в срочном порядке) и предполагает лишь две проверки соискателя, а в случае с обезвреживанием показатели совсем иные – 6 месяцев (3 месяца в срочном порядке при поддержке специалистов «Нева Консалт») и не менее 4 проверок. Лишь две процедуры актуальны для всех без исключения видов деятельности – получение СЭЗ на деятельность и основная лицензионная проверка Росприроднадзора.
СЭЗ (санитарно эпидемиологическое заключение) удостоверяет соответствие объекта или документа требованиям СанПиН. В сфере отходов все соискатели должны иметь площадку (участок земли со всеми зданиями постройками и сооружениями). Если лицензия Росприроднадзора оформляется на деятельность по обезвреживанию или размещению, дополнительно необходимо получить еще несколько санитарно-эпидемиологических заключений (на проектную документацию).
Когда подготовительные мероприятия завершены и на руках у соискателя имеются все необходимые документы, остается только сформировать лицензионное дело и обратиться с ним непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По заявлению соискателя снова проводится две проверки – документарная и выездная – а затем выдается лицензия или предписания об устранении несоответствий.
Какие потребуются документы?
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.
Кроме того, потребуется предоставить следующее:
- Заявление, оформленное надлежащим образом.
- Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
- Дубликаты всех учредительных документов.
- Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
- Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
- Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.
В заявлении должна указываться следующая информация:
- Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
- Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
- Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
- Конкретный вид деятельности.
- Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
- Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
- Доказательства уплаты госпошлины.
- Контакты (номера телефонов, электронная почта).
Если юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:
- Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
- В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
- Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.
Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора. Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.
Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.
Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ
В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.
Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.
Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.
Переоформление лицензии
Лицензия на деятельность по обращению с отходами может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ в случаях:
-
Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения
-
Изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность
-
Изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности
Обезвреживание отходов потребления по СанПиН в 2023 году
Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.
Правила 2023 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.
Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:
- осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
- осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
- обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
- отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
- после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
- вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.
Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.
Получение лицензии на отходы
В российском законодательстве с 2000-х годов действует требование, согласно которому на деятельность, связанную с отходами, необходимо получить лицензию на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. В настоящий момент, в соответствии с Федеральным законом 458-ФЗ, опубликованному 29 декабря 2014 года, деятельность, связанная со сбором, транспортировкой, утилизацией, обработкой, обезвреживанием и размещением отходов от первого до четвертого класса опасности подлежит лицензированию. При этом срок действия ранее выданных лицензий заканчивается 30 июня 2015 года.
То есть практически произошло возвращение к ранее действующим требованиям от 2009 года, за единственным исключением введение нового термина «обработка отходов». Под этой категорией подразумевается предварительная сортировка, разборка и подготовка отходов к процедуре.
Процедура сдачи материалов и срок рассмотрения
Пакет документов, включающий заявление с приложением документов (смотри раздел Перечень документов для получения лицензии) сдается в «Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея». Копии представляемых документов заверяются предприятием (нотариального заверения не требуется). При сдаче документов предприятие-соискатель лицензии должно представить оригиналы сдаваемых документов, чтобы подтвердить достоверность подаваемых копий документов.
Если соискатель планирует осуществлять деятельность по обращению с отходами на территории трех и более федеральных округов, то документы направляются в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, который будет выдавать лицензию; если деятельность планируется на территории менее трех федеральных округов, то соискатель направляет заявление и документы в территориальный орган Росприроднадзора по месту своей регистрации. (Из проекта Административного регламента…).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензирующий орган в срок не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления, проведя документарную проверку и выездную с целью проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, принимает решение о предоставлении лицензии.
Преимущества ЭкоЭксперта в оформлении получения лицензии на перевозку отходов
Обратившись в «ЭкоЭксперт», Вы получаете:
- Даже с учетом оплаты услуг — большую экономию: сотрудники будут заняты основной работой, а не бумажно-бюрократическими делами, вовремя полученная лицензия позволит работать по плану и не нарушить обязательств перед вашими заказчиками.
- Экономию рабочего времени и нервных клеток — этот пункт очевиден без пояснений.
- Очередное (для кого-то и первое) подтверждение профессионализма наших сотрудников и уверенность в том, что все вопросы по экологической документации и лицензиям можно решить быстро, качественно и недорого. Главное знать, к кому обращаться за получением лицензией!
Мы поможем оформить и получить лицензию на право работы с отходами любого класса опасности в Москве и других регионах России.
Как выглядят результаты нашей работы и сколько это стоит, информацию можно получить в соответствующих разделах.
С целью исключения избыточных требований и введения запрета на дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес продолжается большая нормотворческая работа по актуализации природоохранного законодательства. Гармонизация законодательства — долгий и кропотливый процесс, апогеем которого должен стать четкий механизм работы всех нормативных правовых актов. Тем не менее во вновь разрабатываемых документах еще встречается отсутствие логики и причинно-следственных связей.
Наглядным примером может служить проблема обращения с отходами. Сначала из всех отходов производства и потребления выделили твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), которые образуются, как выяснилось, не только в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, но и в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Управление ТКО поручено региональным операторам.
Хозяйствующие субъекты до сих пор недоумевают, для чего отходы предприятия делить на ТКО и не ТКО, складировать в разные контейнеры, а затем разными транспортными компаниями вывозить на один и тот же полигон для захоронения, но это совсем другая история.
Положительные результаты деятельности региональных операторов пока не очевидны.
Например, еще не очищены территории от несанкционированных свалок, а новые продолжают появляться, лесопосадки завалены отходами, вблизи возведения коттеджных поселков сваливаются строительные отходы и др.
Несмотря на это, реформирование в области обращения с отходами продолжается.
Так, обращение с отходами I–II классов опасности теперь является зоной ответственности федерального оператора, не оставлены без внимания товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, за утилизацию которых отвечает их производитель. И это еще не все! С большой долей вероятности не будут оставлены без внимания и промышленные отходы III–V классов опасности, составляющие значительную часть от всех образующихся в Российской Федерации отходов: для управления такими отходами должен быть определен еще один федеральный оператор.
Как хозяйствующему субъекту разобраться, кому, когда и какие отходы передавать, с каким именно оператором заключать договор, наличие какой лицензии запрашивать, какие документы оформлять, чтобы не нарушать природоохранное законодательство? Ведь в конечном итоге ответственность за отходы, возникающие в процессе деятельности предприятия, несет их образователь.
Может быть, посредством «регуляторной гильотины» будет внесена ясность в работу государственных органов и упразднена часть административных барьеров? Вряд ли. К огромному сожалению, следует признать, что чем больше улучшающих изменений вносится в документ, тем хуже он становится.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.