Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для детей-инвалидов в области образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дети-инвалиды – это особая категория детей, которые нуждаются в опеке не только со стороны близких людей и общества, но также и государства. Выплаты по инвалидности ребенку в 2020 году производятся около 550 тысячам детей, попадающих в эту категорию граждан России.
О допуске детей в образовательные организации после отсутствия
О допуске детей в образовательные организации после отсутствия
В связи с большим количеством вопросов граждан, связанных с организацией учебного процесса в школах Санкт-Петербурга, в части, касающейся допуска детей на занятия после отсутствия сроком не более 1 дня (по уважительной причине, по болезни и т.д.), Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу разъясняет:
Согласно п.11.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 обучающиеся допускаются к занятиям в общеобразовательной организации после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра, вне зависимости от количества пропущенных дней.
Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Действующим законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требований к количеству пропущенных дней учебы в общеобразовательной организации по уважительной причине (не по болезни), не установлено.
Вопросы организации учебного процесса и допуска обучающихся после пропуска учебных занятий по уважительной причине (не по болезни), устанавливаются внутренним распорядком работы общеобразовательной организации.
Согласно требованиям СанПиН 3.1/2.3598-20, посещение детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным с COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации.
Алкоголь и наркотики: могут ли исключить и каковы права
Отчисление не предусмотрено, если просто есть сведения. Нужно медицинское обследование ребенка, документы, подтверждающие принятие запрещенных наркотических средств или алкоголя.
Ребенок может отказаться от медицинского обследования, сдачи анализов и прочего. Согласие, причем в письменной форме, должны дать родители. Без их ведома никто не имеет права проводить манипуляции.
К дисциплинарной ответственности учащегося могут привлечь сразу, если в Уставе школы, Правилах внутреннего распорядка четко прописан запрет на употребление алкоголя и наркотиков.
Но в случае наличия прямых доказательств распития спиртных напитков или употребления наркотических веществ родители понесут административную ответственность и должны заплатить штраф в размере 1 — 2 тыс. руб.
Курение обычных сигарет не входит в этот список, отчисление за него маловероятно. Однако в зависимости от принятых гласных или негласных правил в определенном учебном заведении взыскание дисциплинарное может быть озвучено.
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Может ребенок инвалид выйти из школы со справкой
Понятно, что невозможно образовательным учреждениям перестроиться сразу и вдруг. Для этого требуются большие финансовые вливания и подготовка специалистов, в том числе и педагогов, для работы с особенными детьми.
Ни одна российская школа не имеет права отказать любому ребенку в обучении.
Но на практике не все так просто. Из огромного количества образовательных учреждений только 3345 заведений на территории России готовы к приему детей с ОВЗ.
То есть, только каждая 13-14 школа оснащена устройствами для свободного перемещения ребенка-инвалида по школе (пандусы, подъемники и т. д.).
А также имеет в наличии транспорт для перевозки детей, необходимое обучающее оборудование, адаптированные программы, педагогов и специалистов, имеющих специальную подготовку и соответствующую квалификацию.
Неудивительно, что многие родители детей-инвалидов сталкиваются с откровенным и безобразным хамством со стороны школьного руководства, уверенного в своей правоте.
В СМИ очень часто публикуют истории, связанные с омерзительным отношением к детям-инвалидам. Нам тоже нередко пишут читатели, столкнувшиеся с очередным самодуром.
Достаточно вспомнить случай, когда больного онкологией десятиклассника исключили из школы по требованию родителей, которые испугались, что он заразит раком других детей. Чудовищно?
А вот еще. Пишет отец, которому везде отказывали в приеме сына с диагнозом РАС (аутизм) в детский сад, а потом и в школу. В итоге, мужчина каждый день отвозил ребенка в московский садик за 100 км от дома , а теперь возит и в столичную школу. Трудно понять?
Подбором подходящего учебного заведения для ребенка-инвалида лучше начинать заниматься за год до поступления.
Принципы пенсионного обеспечения родителей инвалида
В классическом варианте пенсия по старости может быть назначена, когда Гражданин достигает определенного возраста – мужчина – 60 лет, женщина – 55 лет.
Трудовая пенсия в связи с достижением возраста родителям, ухаживающим за ребенком-инвалидом, является досрочной.
Закон «О трудовой пенсии» (28-я статья) говорит, что досматривающие детей лица могут выйти на пенсию в 2015 году по уходу за ребенком-инвалидом досрочно – 55 и 50 лет.
Основное условие – наличие трудового стажа в 20/15 лет для мужчины и женщины соответственно. Такое право предоставляется не только биологическим или приемным родителям, но и опекунам, досматривающим инвалидов детства, или если такие лица досматривали их до восьмилетнего возраста.
Как написать заявление в школу о пропусках
Чтобы подтвердить наличие уважительной причины для пропуска занятий, родитель может подать заявление, в котором он сообщит о предстоящем отсутствии ребенка в школе. Документ оформляют на имя директора школы или классного руководителя до пропуска занятий.
В заявлении нужно изложить причину отсутствия. Это может быть общая формулировка «по семейным обстоятельствам» или конкретная уважительная причина:
- участие в спортивных соревнованиях;
- прохождение диагностических обследований или курса реабилитации после болезни;
- свадьба, похороны, участие в судебном заседании;
- необходимость присмотра за родственниками;
- погодные условия.
Пропустить школу без справки по семейным обстоятельствам: сколько дней можно отсутствовать?
- Во многих школах, действует процедура составления заявления от родителей на имя директора школы, о намеренном отсутствии школьника на занятиях – по семейным обстоятельствам. В заявлении должны быть указаны: срок пропуска занятий и краткое изложение причины отсутствия ученика в школе. Надо учесть, что ответственность за успеваемость ученика в период отсутствия в школе возлагается на родителей ребенка.
Родителям рекомендуется, уточнить перечень важных занятий в данный период и при возможности самостоятельно позаниматься с ребенком, изучить текущий материал, чтобы избежать пробелов в образовательном регламенте школьника.
- На территории Московской области, действуют дополнительные требования для учеников — пропустить школу без справки разрешено не более трех дней.
- В случае, если школьник на протяжении этих трех дней, покидал пределы страны – справка от врача предоставляется в обязательном порядке. То же касается и периода карантина с учетом постановлений Роспотребнадзора.
- В такой ситуации, медицинская справка необходима, если в школе объявлен карантин и было присутствие инфекционного заболевания среди учеников школьного заведения.
Что по закону положено бесплатно
Семейная форма обучения предполагает, что образованием ребенка будут заниматься родители. Несмотря на это, часть расходов на обучение государство оставляет за собой. Вот за что не придется платить.
Учебники. Все нужные книги можно взять в школьной библиотеке: по закону все ученики имеют право бесплатно пользоваться библиотечными фондами. Но материалов для экспериментальных программ там может не оказаться.
Аттестация. Когда ребенок приходит сдавать экзамены, школа обязана организовать условия для этого: выделить помещение, назначить проверяющих. За все это родители не платят: брать деньги за аттестацию запрещено законом об образовании.
Когда именно будут экзамены и что на них спросят, школа определяет вместе с родителями. Дети на семейном обучении могут проходить программу в темпе и порядке, которые отличаются от тех, что в школе. Избежать аттестации вряд ли получится: во время экзаменов государство проверяет, действительно ли ребенок учится. Если ребенок сдаст тесты плохо, его могут вернуть в школу.
Участие в олимпиадах. Дети на семейном обучении могут участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах наравне с остальными и получать льготы на поступление в вузы и денежные призы. Бесплатны только государственные олимпиады, некоторые частные конкурсы берут деньги за участие, но со всех учеников.
Помощь. Если ребенку тяжело дается учеба или есть сложности с социализацией, он может получить помощь в школе или специальных центрах: пройти профориентацию, проконсультироваться по поводу индивидуального учебного плана, позаниматься с логопедом.
В п.2.9.4 СанПиНа СП 2.4.3648-20 четко сказано, что если пропуск был связан с заболеванием или недомоганием, то справка от педиатра потребуется в любом случае, независимо от количества пропущенных дней.
Даже если ребенок пропустил один день из-за легкого недомогания, врач должен подтвердить, что у школьника нет противопоказаний для посещения занятий. В справке от врача для школы должны быть указаны диагноз и продолжительность болезни.
Для справки. В Москве еще осенью 2021 года отменили бумажные справки от врача для школ. Теперь сведения о болезни, продолжительности и освобождениях от физкультуры и других занятий автоматически поступают из поликлиники в систему ЕМИАС.Школа и доступны учителям уже в день открытия больничного.
Когда нужна справка в школу?
Роспотребнадзор не дает ответа на вопрос: нужна ли справка в школу, если ребенок пропустил 1, 2 или 3 дня в 2021 году. Никакого конкретного количества дней не установлено.
Таким образом, законодательством этот момент контроля за посещаемостью не регламентирован. Есть еще один источник обязательных норм в таком случае – учредительные, внутренние документы конкретной школы. В них могут устанавливаться такие требования, тем более, что школы обязаны следить за посещаемостью и обеспечивать безопасные условия пребывания.
Имеет смысл заранее ознакомиться с требованиями конкретной школы и прочитать внимательно все локальные нормативные акты. Обычно, если ребенок отсутствует по семейным обстоятельства, то родителей просят предоставить заявление об отсутствии ребенка. При его наличие справка о здоровье не нужна.
Оценка успеваемости и документ об образовании: нюансы
Оценка успеваемости детей с ОВЗ отличается от общеобразовательных стандартов. В инклюзивном образовании существует безоценочный период, когда педагог определяет только усвоение или не усвоение материала у ученика.
Категория учащегося определяет и формат документа об общем образовании. Аттестат об образовании получают все дети с ОВЗ. Исключение составляют лишь дети с нарушением интеллекта: таким выпускникам выдают свидетельство об обучении. Документ дает право пройти профессиональную подготовку по определенным специальностям с углубленным изучением отдельных учебных предметов и предметных областей.
«Обеспечить доступность и качество образования для детей с ОВЗ – непростая задача и для родителей, и для педагогов, и для руководства школ. При работе с такими детьми учителя должны заниматься повышением квалификации, обучаться нужным методикам и подходам. Директора школ – знать все последние изменения законодательной базы в области «особого» детства, разработать необходимые локальные нормативно-правовые акты, провести систему организационных и методических изменений в школе. Родители же должны четко знать и отстаивать права своего ребенка на образование», – подчеркнула Ольга Егупова.
Таня знает на собственном опыте, какие минусы бывают у обучения дома. После операций Таня не могла стоять и сидеть, только лежать, и ей приходилось оставаться дома. Так, например, пойти в первый класс девочка смогла не сразу. В августе того года у нее распухла стопа — очередной рецидив, опухоль пяточной кости. Лечение и восстановление растянулось на весь учебный год.
Таню даже не хотели отпускать на школьную линейку 1 сентября, но Наталье удалось уговорить врача. После линейки Таня сразу вернулась в палату. Потом ее перевели в другую больницу, затем в третью. В октябре Таня проходила обследование в Москве, а в ноябре ее прооперировали и наложили на ногу гипс на полгода. Все это время она была на домашнем обучении. Только зимой девочка могла присутствовать на уроках в классе, когда мама по снегу отвозила ее на санках в школу.
Домашнее обучение проходит во второй половине дня, и педагоги к тому времени приходят уставшие после уроков. А бывает, что учитель не приходит вообще — из-за педагогических советов и других мероприятий.
Все это сказывалось и на качестве Таниного образования. Когда девочка училась в начальной школе, было проще, потому что ее посещал один учитель и вел все учебные предметы. Во время обучения Тани в старших классах ситуация ухудшилась. Домой приходили только учитель русского языка и литературы, а также учитель математики. Остальные педагоги старались отделаться 15-минутными «уроками» в Skype.
Все это заставляло Таню желать вернуться в школу при первой же возможности. Она скучала по учителям, по своей классной руководительнице, по одноклассникам. Но больше всего она скучала по возможности общаться со сверстниками, принимать участие во внеклассной активности, быть частью коллектива.
«Доступная среда» не всегда доступна
Однако были у Тани и трудности с обучением в школе. Во-первых, до школы не всегда было просто добраться. Во-вторых, Танина школа находилась в старом здании, построенном в 50-х годах, и никакой «доступной среды» там не было. К счастью, Наталья работала там же и могла помогать своей дочери передвигаться по школе. Наталья признается: «Если бы я работала в другом месте, мне пришлось бы уволиться, так как Тане нужна постоянная поддержка».
Хотя прошло уже пять лет после принятия закона о «доступной среде», многие школы до сих пор не приспособлены для учебы детей с инвалидностью. Отсутствие пандусов, подъемников и лифтов, не оборудованные для инвалидов туалеты сильно усложняют процесс обучения детям с ОВЗ и их родителям. Даже наличие тьютора в школах — редкость из-за маленьких зарплат. Ресурсы на создание и поддержание полноценной «доступной среды» есть только у крупных образовательных учреждений из больших городов.
Антон Анпилов: «К сожалению, закон о доступности школ для детей с ОВЗ еще надо корректировать, опираясь на имеющийся опыт. Необходимо делать выводы и проводить работу над ошибками. Данная ситуация для многих родителей безвыходная, им просто некуда деваться — вроде в школу надо ребенка с ОВЗ водить, но „доступной среды“ нет. От этого опускаются руки».
Проблема отсутствия в школах «доступной среды» может решиться за счет активного участия родителей, которые будут предлагать законы и поправки, продвигать их в СМИ, устраивать общественные обсуждения, уверен психолог.
ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводят на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.
Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Различие заключается в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.
Специалисты уверены, что такая форма сдачи будет более комфортна людям с повышенным уровнем тревожности.
Но есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Так что всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.
Если всех участников экзамена обязательно проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза от этой процедуры могут освободить. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.