Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие социального страхования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современной экономической системе реализация сущности механизма социального обеспечения, который имел место во времена СССР, невозможна по объективным причинам, в частности из-за того, что государство имеет ограниченные полномочия по вмешательству в экономический сектор. Соответственно, при рыночной экономике возможно только социальное страхование.
Сущность механизма ОСС в РФ заключается в взаимодействии между всеми субъектами, а именно:
- внебюджетными фондами, занимающимися перераспределением средств;
- страхователями (работодателями);
- застрахованными лицами (работниками).
Важно! Каждый субъект ОСС обладает определенным набором прав и обязанностей, исчерпывающий перечень которых представлен в ст. 10 – ст. 12 ФЗ № 165.
Система ОСС действует следующим образом:
- страхователи (работодатели) ежемесячно отчисляют страховые взносы в порядке, установленном Главой 34 НК РФ (в процентах от заработной платы гражданина);
- эти взносы, а также иные источники (например, доходы, полученные от инвестирования свободных средств), формируют бюджет внебюджетного фонда на очередной календарный год;
- у какого-либо застрахованного лица возникает страховой случай – например, выход на пенсию;
- внебюджетный фонд выплачивает застрахованному лицу страховое обеспечение в порядке, на условиях и с периодичностью, установленными специальным ФЗ о конкретных форме и виде соцстрахования, за счет фондовых сумм, сформированных на принципах солидарности и взаимной ответственности всех участников системы ОСС.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.
Необходимость и формы социальной зашиты
Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа человеческого существования. Процесс воспроизводства человека подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.
История развития социальной защиты населения демонстрирует большое разнообразие применяемых методов управления социальными рисками:
прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);
обязательное социальное страхование;
корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятий (коллективные формы личного страхования);
добровольное личное страхование;
обязательное страхование рисков, потенциально угрожающих жизни, здоровью и благосостоянию людей (государственное страхование жизни и здоровья определенных профессиональных групп, некоторые виды страхования гражданской ответственности, предусматривающие компенсацию личных ущербов и потери дохода);
общественная благотворительность;
льготное налогообложение доходов социально уязвимых групп населения или тех средств, которые направляются на финансирование превентивных мероприятий по снижению социальных рисков;
регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.
Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.
В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:
- Обеспечение временных пособий;
- Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
- Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
- Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
- Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
- Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
- Выплата пособий при рождении детей.
Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.
Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.
Под социальной защитой подразумевается система правовых, экономических и организационных мер, направленных на предотвращение, ограничение, компенсацию или минимизацию последствий наступления социальных рисков в целях защиты жизни, здоровья, работоспособности и финансового положения населения.
Структура национальной системы социальной защиты во многом зависит от порядка в стране, степени согласия в обществе, стабильности и динамики экономического и социального развития.
В России система социальной защиты населения включает три учреждения (рис. 1).
Под институтами социальной защиты следует понимать организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствии с чётко определённым правовым статусом и экономическими возможностями [8].
Рассмотрим суть этих институтов.
1. Социальная помощь – система социально-алиментарных отношений, направленных на оказание материальной помощи государства гражданам, не имеющим средств к существованию, либо среднемесячный доход которых ни- же величины прожиточного минимума (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для по- лучения пенсии; лица, не имеющие места работы; лица, чей уровень и условия жизни не соответствуют государственным социальным гарантиям) [7].
Подводя итоги этой работы, мы можем заключить, что страхование — это система экономических отношений, которая включает в себя формирование резервов денежных и материальных ресурсов, необходимых для компенсации ущерба, помощи или социального обеспечения в связи с возникновением определенных событий для каждого гражданин государства.
Страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы государства, важным элементом рыночной инфраструктуры. Социальное страхование является механизмом реализации социальной политики государства, основой системы социальной защиты населения Российской Федерации.
Для большинства граждан социальное страхование необходимо для медицинского обслуживания, здравоохранения и социального обеспечения. Все это связано с эффективностью системы социального страхования, которое зависит от методов правового регулирования и правильного выбора средств. Социальное страхование может считаться компенсационным обязательством, которое возникло на основании закона или контракта. Право на обеспечение за счет страхового фонда, в случае страхового случая, имеет застрахованное лицо, которое обязано уплатить страховые взносы.
Выделяют обязательное и добровольное социальное страхование. В системе социального страхования обязательное страхование является основным, поскольку оно осуществляется законом в отношении всех категорий граждан, подверженных социальным рискам.
Добровольное социальное страхование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от рисков социального страхования. Система обязательного социального страхования России включает в себя четыре филиала (обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), управляемое тремя внебюджетными фондами: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Проанализировав основные институциональные формы социального страхования современного российского общества, мы можем говорить о том, что система социального страхования представляет собой специфический социальный институт, обеспечивающий социальную устойчивость общественной жизни, базирующийся на определенных принципах, имеющий четкую организационную структуру, выполняющий особые социальные функции, действуя на основе государственных законов.
Государство устанавливает обязательное страхование в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с имущественными интересами не только отдельных страхователей, но и общества в целом. При этом страхователь обязан вносить страховые взносы либо за свой счет, либо за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, инициатором обязательного страхования является государство.
Согласно современному российскому законодательству обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.
Обязательное социальное страхование строится на следующих принципах:
- устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственного регулирования системы обязательного социального страхования;
- паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в деятельности органов управления системы обязательного социального страхования;
- обязательности уплаты страхователями страховых взносов;
- ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечения надзора и общественного контроля;
- автономности финансовой системы обязательного социального страхования.
Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются:
- общедоступный вид правоотношений субъектов социального страхования, что обеспечивает обязательность участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, ненадобность кропотливой и затруднительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их выполнения между работодателями и работниками;
- обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;
- высокий уровень надежности сохранности финансовых средств, что достигается солидарностью поколений и посредством применения государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;
- обязательное социальное страхование, более «дешевое» для населения, чем личное страхование, обеспечивается массовым характером обязательного участия в нем почти всех работающих и бесприбыльными формами организации работы в отличие от личного страхования, которое преследует получение прибыли и направлено в основном на клиентов.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
- у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
- у иных страхователей – с момента их регистрации страховщиком;
- у страховщика – с момента регистрации страхователя;
- у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами;
- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с действующим российским законодательством субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (табл. 10).
Таблица 10
Элементы страхования | Понятие и состав элемента |
---|---|
Страховщики | Коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев |
Страхователи | Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: – организации; – индивидуальные предприниматели (ИП), в том числе главы колхозно-фермерских хозяйств (КФХ); – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; – самозанятое население (ИП; адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой; арбитражные управляющие, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя). Если страхователь относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию |
Застрахованные лица | Граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования |
Виды страховых рисков | Необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая |
Страховые случаи | Достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца; заболевание; травма; несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком в возрасте до полутора лет; другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования |
Страховое обеспечение |
|
Обязательное страхование временной утраты трудоспособности по причине болезни, травмы и в связи с материнством
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховое обеспечение, выплачиваемое в виде пособия по временной нетрудоспособности, является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата данного пособия за счет средств
Фонда обязательного социального страхования (ФСС РФ) – это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.
Также в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье, в том числе помощи в связи с материнством и детством.
Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
- временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- беременность и роды;
- рождение ребенка (детей);
- уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации:
- лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
- государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
- члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
- священнослужители;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами (табл. 16).
Таблица 16
Вид пособия | Особенности расчета и получения |
---|---|
Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) | Зависит: 1) от причины временной нетрудоспособности: – в связи с заболеванием или травмой выплачивается: а) за первые три дня – за счет средств страхователя; б) за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета ФСС РФ; – по иным случаям (уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание в санатории) пособие выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня нетрудоспособности и стажа работы. 2) страхового стажа работника: а) менее 6 месяцев – в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ; б) от 6 месяцев до 5 лет – 60 % среднего заработка; в) от 5 до 8 лет – 80 % среднего заработка; г) от 8 лет и более – 100 % среднего заработка. Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности зависит от оснований его выплаты |
Пособия в связи с материнством: | |
1) пособие по беременности и родам («декретные») | 1. Могут получать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком): а) работающие; б) безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными); в) обучающиеся по очной форме обучения; г) проходящие военную службу по контракту; д) усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям; 2. Выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ; 3. При возникновении ситуации одновременного получения права на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, стоит выбор одного из этих пособий; 4. Размер декретных выплат зависит: а) от статуса получательницы (работающие, студентки, военнослужащие или уволенные); б) страхового стажа (если менее 6 месяцев, то в размере не выше МРОТ); в) размера заработной платы (ЗП). При этом пособие рассчитывается с ЗП по факту, но не более с суммы установленной предельной величины ЗП, с которой исчисляется страховой взнос в ФСС; 5. Продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам (до и после родов) зависит от сложности родов: а) обычные роды – 70 + 70; б) многоплодные – 84 + 110; в) осложненные роды – 70 + 86 календарных дней |
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности | Получают женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности. Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.). Назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. |
3) единовременное пособие при рождении ребенка | Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.), а также количество рожденных детей. Получателем пособия является один из родителей |
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет | 1. Пособие выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска (матери или отцу, или бабушке, или дедушке). 2. Право на пособие по уходу за ребенком сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени либо на дому. 3. Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях (например, неработающие) выплата производится в фиксированной сумме, которая подлежит ежегодной индексации. 4. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. 5. Установлены минимальные и максимальные значения пособия |
Пособие на погребение | Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.) |
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Правовые нормативы, регулирующие порядок действий работодателя при производственной травме и профессиональных заболеваний, уровень гарантий работников и общие принципы оформления несчастного случая на производстве закреплены в различных нормативных документах Российской Федерации.
Несмотря на то, что страховая выплата производится предприятием-работодателем, компенсацию за нее он получает из средств бюджета ФСС, вне зависимости от того, кто является виновником несчастного случая.
Если же у работника имеются требования к работодателю по выплате морального ущерба, то данная выплата (моральный ущерб) будет производиться из средств работодателя.
Производственной травмой считается какое-либо увечье, которое было получено при обстоятельствах в период работы непосредственно на территории предприятия; следования к своей работе либо же обратно; в период командировки и др.
При наступлении производственной травмы данное событие должно быть обязательно соответствующе оформлено:
- составлена специальная комиссия для выяснения обстоятельств несчастного случая, которая должна включать не менее 3 человек;
- составлен акт, в котором отражаются основные сведения (место, время наступления события, количество пострадавших, виновники, степень вины самого пострадавшего и т. д.);
- сделана запись в специальном журнале, оформленном в соответствии с требованиями Министерства труда Российской Федерации.
В случае отказа в оформлении производственной травмы или неправильного его оформления предприятию «грозит» общение с трудовой инспекцией и достаточно высокие административные штрафы. В правильном оформлении данного события заинтересован и сам работник, поскольку это будет влиять на его страховую защиту в целом в количественной и качественной форме.
Страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем и (или) гражданскоправового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа.
Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентном отношении к сумме дохода (оплате труда) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (табл. 17).
Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем (рис. 36);
Таблица 17
Номер класса профессионального риска | Размер страхового тарифа, % |
---|---|
I | 0,2 |
II | 0,3 |
III | 0,4 |
IV | 0,5 |
V | 0,6 |
… | … |
XXX | 7,4 |
XXXI | 8,1 |
XXXII | 8,5 |
Добровольное и обязательное страхование
По российскому законодательству страхование может быть добровольным и обязательным. Российским законодательством установлена обязанность по страхованию жизни, здоровья, имущества определенных лиц либо гражданской ответственности одних лиц перед другими.
«Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает экономические субъекты вносить средства для обеспечения общественных интересов. Обязательная форма страхования обычно применяется в тех случаях, когда страховая защита связана с интересами не отдельных экономических субъектов, а всего общества».7
Большинство видов личного и имущественного страхования могут иметь как обязательный, так и добровольный характер. В частности, существует обязательное медицинское и пенсионное страхование, страхование жизни и имущества, страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, но можно заключить договора по этим же видам страхования в добровольном порядке.
Например, обязательное медицинское страхование относится к разряду государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи на основании страхового полиса, единая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.
Добровольное медицинское страхование обеспечивает физическим лицам получение медицинских услуг сверх программ обязательного медицинского страхования. Разновидностью добровольного медицинского страхования выступает медицинское страхование лиц, выезжающих за границу Российской Федерации.
В добровольной форме медицинское страхование может быть индивидуальным или коллективным, когда работников страхуют за счет работодателя.
Однако условия и правила по одному и тому же виду страхования по договорам обязательного и добровольного характера значительно отличаются. «Если при осуществлении добровольного страхования особенности и порядок заключения договора страхования определяются исключительно по усмотрению сторон договора, то для заключения договора страхования в рамках обязательного страхования законодателем установлен специальный порядок».8
Обязательное страхование делится на два основных вида по характеру страхователя. В одном случае страхователем выступает государство – это социальное и государственное страхование. В другом случае страхователем выступают особые категории физических и юридических лиц – это обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, обязательное страхование ответственности перевозчиков и обязательное страхование банковских вкладов.
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и статьей 927 главы 48 Гражданского кодекса РФ.
«Социальное страхование – это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов».9
Социальное страхование позволяет обеспечить финансовую защиту населения от основных социальных рисков (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Страховой риск |
Страховое обеспечение |
---|---|
Необходимость получения медицинской помощи |
Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пособие на санаторно-курортное лечение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей |
Временная нетрудоспособность |
Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) |
Трудовое увечье и профессиональное заболевание |
Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием |
Материнство |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
Инвалидность |
Пенсия по инвалидности |
Наступление старости |
Пенсия по старости |
Потеря кормильца |
Пенсия по случаю потери кормильца |
Потеря работы |
Пособие по безработице |
Смерть |
Пособие на погребение |
Договор страхования и страховой полис
Договор страхования устанавливает права и обязанности сторон, связанных с предоставлением услуги по обеспечению страховой защиты. Сторонами договора страхования выступают страховщик и страхователь. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ.
По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплачивать другой стороне (страховщику) определенную соглашением сторон плату (страховую премию), а страховщик при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) обязуется выплатить страхователю или иному указанному в договоре лицу (выгодоприобретателю) страховое возмещение (возмещение причиненных страхователю или иному застрахованному лицу убытков) или страховую сумму (всю максимально возможную по договору страхования сумму).
Статьей 940 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. При оформлении договора страхования страховщик выдает страхователю страховой полис – документ, который подтверждает факт заключения договора страхования. Договор страхования должен в обязательном порядке содержать определенные сведения:
- наименование документа;
- юридические адреса и реквизиты сторон;
- описание объекта (объектов) страхования;
- характеристику страхового события (риска);
- перечень страховых случаев;
- размер страховой суммы или страхового возмещения (суммы, в пределах которой будет осуществляться страховая выплата);
- размер, порядок внесения и сроки уплаты страхового взноса (страхового платежа), который представляет собой плату за услугу страхования;
- срок действия договора;
- подписи сторон;
- другие существенные условия по соглашению сторон (например, исключения из страхового покрытия, когда происходит событие, которое по формальным признакам является страховым случаем, но страховое возмещение в этом случае не выплачивается).
Страхование в социальной сфере организуется, с обязательным учетом следующих принципов:
- обязательности – в функции всех работодателей входит перечисление взносов по этим страховкам за привлеченный персонал;
- доступности – выплаты положены любому застрахованному гражданину, если произошло неблагоприятное событие, причисляемое к страховым случаям;
- контроля со стороны государства – надзор ведут государственные финансовые и налоговые структуры;
- автономности социальных фондов от экономической ситуации в государстве;
- паритета и равенства всех субъектов, участвующих в данном процессе;
- устойчивости общей организации – обеспечивается установленными тарифами с расчетом, построенным на известных данных, показатели которых можно спрогнозировать.
Минтруд представил проект бюджета Фонда соцстрахования на 2021 год
Все установленные принципы социального страхования призваны обеспечивать интересы всех сторон данной структуры – государственных, финансовых субъектов, страхователей, страхового фонда, застрахованных лиц.
Принципами социального страхования предполагается обязательное выполнение установленных в рамках законодательного поля требований и обязанностей всех участников фонда социального страхования.
Узнать о том, что проверяет фсс при выездной проверке вы можете из этой статьи.
Эти принципы являются основополагающими, и являются фундаментальным фактором, образующим всю систему социальной защиты. Они учитывают:
- Персональную ответственность граждан, относящихся к категории застрахованных лиц или страхователей (в случае ведения индивидуальной предпринимательской деятельности);
- Солидарность в оказании взаимной помощи между работодателями и застрахованными сотрудниками в случае возникновения рисковых факторов, влекущих страховой случай;
- Гражданскую ответственность;
- Взаимную ответственность всех субъектов, вступивших в финансовые отношения в рамках установленных принципов социального страхования.
Сущность любого вида страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь с помощью распределения его негативных последствий между возможно большим числом субъектов (юридических и физических лиц), которые подвержены определенным видам риска. Для этого данные лица формируют денежные (материальные) ресурсы для целевого их использования при наступлении неблагоприятных случаев, приводящих к потере материальных средств. Классификация видов страхования приведена на рис. 12.1).
С социальных позиций социальное страхование — форма социальной защиты, позволяющая в случаях наступления социальных рисков сохранить необходимые стандарты уровня и качества жизни, а значит, — и социальный статус семей работников.
Социальная и экономическая сущность социального страхования состоит в перераспределении возможных экономических последствий социальных рисков во времени (в период трудовой и после трудовой жизнедеятельности работников) и между субъектами трудовых отношений.
Государственная система социального страхования в любой европейской стране основана на сочетании двух элементов: соцстрахования и социальной помощи. Каждый из элементов имеет собственные источники финансирования, требования к получателям пособий, условия, при которых сотрудники либо члены их семей получают право на компенсацию. Помощь и страхование нацелены на реализацию общей функции — воспроизводства трудового потенциала. Международная организация труда, входящая в состав ООН, определяет основные преимущества социального страхования:
- Причастность работающих граждан к защите собственных прав, финансовое и моральное участие в предупреждении социальных рисков, травм на производстве;
- Получение выплат от эффективно работающих специализированных организаций, которые занимаются исключительно вопросами профилактики, здравоохранения, расчетов и перечисления страховых средств;
- Наличие гарантий (конституционных) для сотрудников при наступлении страхового случая, что обеспечивает выплату компенсации установленного размера, а не произвольных сумм по решению финансового учреждения;
- Длительность работы страховых фондов, что гарантирует наличие свободных средств, систематическое взимание взносов, эффективное их распределение, обоснованное формирование тарифной сетки.
Обязательность страхования, установленная государством, позволяет также ликвидировать эффект отбора, при котором стоимость страховки для отдельных профессий с высокими рисками значительно повышается. Страховой процесс регулируется на уровне государства, которое вправе менять условия страхования (тарифы, виды и условия помощи) для стабильной работы в кризисных условиях.
На федеральном уровне регулируется размер и порядок выплаты взносов, которые обеспечивают компенсацию при наступлении страхового события. В качестве плательщиков выступают промышленные предприятия, государственные учреждения, индивидуальные предприниматели, а также физлица, которые занимаются частной практикой (юристы, нотариусы). Функционирование системы соцстрахования основано на ряде принципов:
- Личная ответственность — данный принцип предусматривает личное участие каждого работника в формировании страхового фонда. Система соцзащиты становится не только государственным делом, но и личной психологической мотивацией, в соответствии с которой принимается решение об участии в экономической составляющей страхования;
- Солидарность — принцип основан на взаимопомощи всех субъектов, сосредоточении основанных на взносах ресурсов, перераспределении финансов между территориальными, социальными, возрастными группами;
- Участие трех сторон — сотрудника, государственной структуры, работодателя. Предусматривает оптимальное распределение ответственности за функционирование системы;
- Самоуправление — принцип гарантирует выведение фондов из-под контроля госструктур, разделение бюджетов регионов и страхования.
Международное бюро труда выделяет дополнительные принципы: невозможность дискриминации (по гражданству, регистрации, национальности, полу); демократическое управление, при котором в распределении средств участвуют представители работодателя и сотрудников; обязательность участия и внесении взносов независимо от желания субъектов.
Виды государственного страхования в 2021 году
Кредитная функция тесно связана с контрольной. По сути, страховщик берет деньги клиентов в долг и формирует за их счет страховые резервы. Средства в этих резервах все еще считаются принадлежащими страхователям.
Согласно контрольной функции, средства фонда используются строго на компенсацию ущерба от страховых случаев. Кредитная же гарантирует возвратность взносов.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Страховые взносы — это выплаты, которые осуществляются работодателем в пользу своих работников по обязательным видам государственного страхования. К ним относятся выплаты на пенсионное и медицинское страхование, а также отчисления на случай нетрудоспособности, материнства и производственных травм.
При наступлении страхового случая работник будет получать выплаты от фонда социального страхования. Пенсионные взносы закладывают основу для будущей пенсии человека.
Говоря о сущности страхового взноса,нельзя не упомянуть о его обязательности. Если человек получает доход в виде заработной платы или вознаграждения по гражданско-правовому договору, то на эту сумму администрация, за редким исключением, должна начислить страховые взносы. В противном случае последуют санкции контролирующих органов в виде пени и штрафов.
Кроме того, уплата взносов не ставится в зависимость от гражданства. Так, с дохода нерезидента в установленных законом случаях также удерживаются соответствующие выплаты, независимо от того, сколько времени он работает на предприятии.
Отчисления по некоторым видам страхования носят дифференцированный характер. Например, для предприятий, занятых в определенных сферах экономики, установлены пониженные, по сравнению с обычными, тарифы. Если же имеют место вредные условия труда, то для предприятия это обернется дополнительной нагрузкой в виде повышенной ставки по страхованию от несчастных случаев.
Подробнее о тарифах страхвзносов читайте в материале «Тариф страховых взносов на 2019 — 2020 годы в таблице».
Сущность и структура страховых взносов тесно взаимосвязаны между собой. На сегодняшний день компании должны уплачивать за своих сотрудников и людей, с которыми заключен ГПД, следующие платежи:
- Пенсионный фонд РФ — 22%.
- Фонд социального страхования РФ — 2,9% (в том числе выплаты на случай нетрудоспособности и материнства).
- Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
- Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2–8,5% (в зависимости от вредности условий труда).
Учет всех начислений по каждому работнику ведется в специальной карточке.
Страховые взносы рассчитываются в учете на момент начисления дохода, а уплачиваются ежемесячно. Отчетность по ним подается за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если на предприятии работает более 10 человек, то отчетность в Пенсионный фонд подается в электронной форме.
Подробности см. здесь.
Что же касается отчетности в фонд социального страхования, она подается по форме 4-ФСС.
На эту тему смотрите материал «Заполнение формы 4-ФСС за 1 квартал 2020 года»
Покажем, как определить сумму взносов, на простом примере. По итогам месяца работнику была начислена заработная плата в сумме 70 000 рублей. В отношении страхования от несчастных случаев установлена ставка 1%. Тогда расчет будет выглядеть следующим образом:
- Пенсионный фонд — 15 400 рублей (70 000 х 22%).
- Фонд социального страхования — 2 030 рублей (70 000 х 2,9%).
- Фонд обязательного медицинского страхования — 3 570 рублей (70 000 х 5,1%).
- Страхование от несчастных случаев — 700 рублей (70 000 х 1%).
По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2020 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 1 292 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.
Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 912 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.
Кроме того, отчисления в фонд социального страхования можно уменьшить на сумму начисленного работнику больничного, а также различных пособий (на детей, погребение и т.д.). Не облагаются взносами и компенсационные выплаты, в том числе выходное пособие при увольнении.
Если выплаты по договорам происходят в пользу самозанятых лиц (нотариусов, адвокатов и т.д.), то страховые взносы на сумму их вознаграждения не начисляются. Они вносят все необходимые платежи за себя самостоятельно.
Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.
Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.
К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:
- общественное разделение труда;
- ограниченность жизненных ценностей;
- наличие товарно-денежных отношений.
Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
- дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
- системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
- кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
- социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.
В число основных функций фонда социального страхования следует отнести:
-
страхование по случаям временной нетрудоспособности граждан;
-
страхование по материнству;
-
осуществление выплат по «больничным листам»;
-
осуществление выплат по пособиям, включая такие случаи, как временная нетрудоспособность, беременность и роды, постановка на учет на ранних сроках беременности (единовременно), рождение ребенка (единовременная), по уходу за детьми (ежемесячная), на погребение;
-
осуществление страхования от случаев производственного травматизма, а также профзаболеваний, наряду с выплатами пострадавшим гражданам на производстве страхового обеспечения, включая производящиеся в единовременном и ежемесячном режиме, оплату по дополнительным расходам в рамках медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, финансирование мер предупредительного характера на снижение травм на производстве и профзаболеваний, обеспечение льготников путевками в санатории и курорты для лечения с правом бесплатного проезда туда и обратно;
-
осуществление обеспечения лиц, имеющих инвалидность, протезами и иными реабилитационными техническими средствами;
-
проведение оплаты по родовым сертификатам.
О социальном страховании можно говорить, как о системе ослабления и профилактики рисков, связанных с социальной, трудовой деятельностью работающего населения. Такое страхование является обязательным сегментом государственной системы соцзащиты. Его главная цель — возмещение имущественных рисков. Однако указанная цель не является единственной, поскольку социальный риск (утрата заработной платы или ее части), как правило, обусловливает ряд второстепенных проблем для работающих граждан и их семей. Например, утрата трудоспособности по причине болезни требует не только компенсации заработной платы, но и средств на лечение. Поэтому в перечень задач соцстрахования включено:
- Создание специальных организаций, которые осуществляют накопление и распределение страховых взносов;
- Разработка эффективных механизмов, обеспечивающих оптимальную компенсацию при потере трудоспособности;
- Выплата пособий (при болезни, смерти, беременности, рождении ребенка; для санаторно-курортного оздоровления и другое);
- Участие в госпрограммах по здравоохранению на производстве;
- Разработка, совместно с другими ведомствами, страховых тарифов.
На конституционном уровне социальное обеспечение гарантировано статьей 39 и предусматривает выплаты в случае заболевания, рождения детей, потери кормильца, по возрасту. Трудовое законодательство определяет социальное страхование как одно из основных положений при регулировании правовых отношений работника и работодателя. Гарантом выплат и реализации социальной защиты в России выступает Фонд социального страхования.