Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Влияние горнодобывающей промышленности на экологию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитие горнодобывающей промышленности приводит к изъятию из природного кругооборота и нарушению значительной части поверхности Земли, где остаются выведенные из эксплуатации накопители твердых и жидких отходов производства (терриконы; плоские породные отвалы; шламо- накопители; гидроотвалы; отстойники и техногенные водоемы), занимающие обширные территории и являющиеся интенсивными источниками загрязнения подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха; нарушенные, загрязненные и деградированные земли, которые не могут быть использованы и подлежат санации и восстановлению. Характер этих негативных процессов складывается под влиянием природно-экологических, горно-геологических, горнотехнических факторов и в каждом из регионов имеет свои специфические особенности.
Особенности горной добычи
Интенсивное развитие промышленности неизбежно приводит к истощению ресурсов природы, загрязнению природной среды, нарушению естественных процессов, что влечет за собой негативные последствия для экологического состояния.
Негативные последствия, связанные с добычей угля:
- при разработке угля происходит откачка карьерных и шахтных вод;
- на поверхность выноситься большое количество пустых пород, что сопровождается выбросами вредных газов и пыли;
- загрязнение водных ресурсов, почвы и атмосферы;
- деформация земной поверхности и углесодержащих пластов;
- происходит изменение гидрогеологических, атмосферных и почвенных условий в зонах горных разработок;
- образование депрессионных воронок, площадь которых может достигать сотен квадратных километров;
- обмеление или полное исчезновение рек и ручьев;
- затопление или заболачивание отработанных территорий;
- обезвоживание, засоление почвенного слоя, в результате чего наносится вред земельным и водным ресурсам;
- ухудшение состава воздуха, изменение облика поверхности земли;
Не корректно также говорить о проблемах, причиной которых стала нефтяная промышленность, как отрасль хозяйственной деятельности человека. Природа страдает не только при бурении скважин, прокладке трубопровода или сжигании мазута. Разве разливы сырой нефти по поверхности моря или почвы, не являются экологическим бедствием? Не причиняет ущерб окружающей среде мазут или другие произведенные из нее продукты, сбрасываемые в реки судами? Это не нефтяная промышленность сжигает тот же мазут на тепловых станциях, а бензин и дизельное топливо в двигателях личных автомобилей. Но от этого проблем у природы не уменьшается. И искать причины экологических проблем только в этой отрасли промышленности нельзя.
В той или иной степени связанные с нефтью экологические проблемы следует рассматривать комплексно. Они состоят из проблем, вызванных нефтью и производственными процессами, в которых она участвует. Воздействие на природу происходит при непосредственном соприкосновении экосистемы с сырой нефтью, во время работ по разведке, добыче, хранению, транспортировке и ее переработке, а также перевозке нефтепродуктов и их использовании.
Отрицательные последствия добычи полезных ископаемых
Образование полезных ископаемых – это очень длительный геологический процесс, который происходит в результате геологического круговорота. Добывая полезные ископаемые, человек нарушает этот круговорот. Вследствие этого оказывается большое воздействие на экологическую ситуацию региона добычи, которое влечёт за собой негативные последствия.
Масштабы добычи полезных ископаемых велики – в расчете на одного жителя Земли в год добывается до 20 тонн сырья, из него менее 10% переходит в конечный продукт, а остальные 90% – отходы. Кроме того, при добыче происходит значительная потеря сырья, примерно 30–50%, что говорит о неэкономности некоторых видов добычи, особенно открытого способа.
Ты уже знаешь, что Республика Казахстан является страной с широко развитой добывающей отраслью, мы имеем месторождения более 100 видов сырьевых ресурсов. Поэтому вопрос о негативном влиянии добычи и переработки полезных ископаемых очень актуален, так как этот процесс затрагивают все сферы Земли: атмосферу, литосферу, гидросферу, растительный и животный мир. В чём это проявляется?
Oтрицательные последствия добычи полезных ископаемых
Oтрицательные последствия добычи полезных ископаемых
Чем характеризуется добывающая отрасль?
В Российской Федерации широко развита добывающая отрасль, ведь на территории страны расположены месторождения основных видов полезных ископаемых. Эти скопления минеральных и органических образований, находящиеся в земных недрах, эффективно применяются, обеспечивая жизнедеятельность людей и производство.
Все полезные ископаемые можно разделить на три группы:
- твердые, подразделяющиеся на: уголь, руды, нерудные материалы и др.;
- жидкие, основными представителями этой категории являются: пресная, минеральная вода и нефть;
- газообразные, к которым относится природный газ.
Минеральные ресурсы океанов
Океаны покрывают 70% поверхности планеты и задействованы в огромном количестве различных геологических процессов, ответственных за формирование и концентрацию минеральных ресурсов, а также являются хранилищем для многих из них. Следовательно, океаны содержат огромное количество ресурсов, которые в настоящее время являются основными потребностями человечества. Ресурсы в настоящее время добывается из моря или районов, которые раньше были в его пределах.
Химические анализы показали, что морская вода содержит около 3,5 % растворенных твердых веществ и более шестидесяти идентифицированных химических элементов. Извлечение растворенных элементов, а также добыча твердых полезных ископаемых, почти всегда экономически затратная, так как учитывается географическое расположение объекта (транспортировка), технологические ограничения (глубина океанических бассейнов) и сам процесс добывания необходимых элементов.
На сегодняшний день, основными минеральными ресурсами, получаемыми из океанов являются:
- Соль;
- Калий;
- Магний;
- Песок и гравий;
- Известняк и гипс;
- Железомарганцевые конкреции;
- Фосфорит;
- Металлические осадки, связанные с вулканизмом и вентиляционными отверстиями на дне океанов;
- Золото, олово, титан и алмаз;
- Пресная вода.
Добыча многих минеральных ресурсов из глубин океанов, является слишком затратной. Тем не менее, рост населения и истощение легко доступных наземных ресурсов, несомненно, приведет к более широкой эксплуатации древних месторождений и увеличения добывания непосредственно из вод океанов и океанических бассейнов.
Чем характеризуется добывающая отрасль?
В Российской Федерации широко развита добывающая отрасль, ведь на территории страны расположены месторождения основных видов полезных ископаемых. Эти скопления минеральных и органических образований, находящиеся в земных недрах, эффективно применяются, обеспечивая жизнедеятельность людей и производство.
Все полезные ископаемые можно разделить на три группы:
- твердые, подразделяющиеся на: уголь, руды, нерудные материалы и др.;
- жидкие, основными представителями этой категории являются: пресная, минеральная вода и нефть;
- газообразные, к которым относится природный газ.
Слайд 6
Многие вещества могут выделять токсины, которые затем попадают в пищу животным и человеку, отравляя организм изнутри. Часто вокруг магнезитовых месторождений, которые активно разрабатываются, наблюдается пустошь в радиусе до 40 км, почва меняет щелочно-кислотный баланс, и растения перестают расти, а близлежащие леса погибают. В качестве решения этой проблемы экологи предлагают размещать перерабатывающие сырье предприятия вблизи места добычи, это также позволит сократить транспортные расходы. Например, располагать электростанции вблизи угольных месторождений. Ну и, наконец, добыча сырья значительно истощает земную кору, с каждым годом уменьшаются запасы веществ, руды становятся менее насыщенными, это способствует большим объемам добычи и переработки. Как следствие – рост объемов отходов. Решением этих проблем может стать поиск искусственных заменителей природных веществ и их экономное потребление.
И без того небольшая по площади часть земной поверхности, отведенная под сушу, регулярно подвергается вредному воздействию со стороны человека. Запуская практически необратимые процессы разрушения почвы, люди нечасто задумываются о том, что, лишившись этого ресурса, у человечества не останется шансов на выживание. Ведь если почва перестанет быть достаточно плодородной или, в результате антропогенного воздействия, растения, выращенные на ней, станут непригодными для питания, человечество станет постепенно вымирать.
Хорошая новость в том, что период потребительского отношения к природе подходит к концу, все больше людей задумываются о состоянии экологии и, что самое важное, все больше людей действительно готовы что-то делать ради разрешения этих проблем. Хорошо, когда на государственном уровне закреплены положения по защите нашей планеты, но этого слишком мало, если сами люди не достигли достаточного уровня сознательности в этом плане. Поэтому, в первую очередь, каждый из нас должен начать с себя. У человечества все еще есть шанс восстановить то, что оно разрушило.
Проблема возможного исчерпания природных ресурсов во все времена волновала человечество. Она всегда занимала видное место в прогнозах крупнейших ученых, естествоиспытателей, философов, фантастов, предсказателей. Проблема с особой остротой ставилась и продолжает обсуждаться применительно к невозобновляемым ресурсам – к широкой гамме минерального сырья, сосредоточенного в земной коре. И это не случайно. Весь опыт человечества, закрепленный на генетическом уровне, убедил общество и каждого индивидуума в том, что без тепла и света нет жизни, а без металлов и других минеральных ресурсов исчезнут компоненты социально-экономической сферы. Их источниками являются именно минеральные ресурсы, извлекаемые из земной коры; почти все остальные атрибуты окружающего нас быта: машины, дома, бытовые приборы, средства защиты собственной жизни и т.д. – являются производными от них.
Человеческая цивилизация проделала грандиозный путь в неуклонном и растущем вовлечении в свою деятельность элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Начиная от камня, через железо и бронзу человечество пришло к применению практически всех элементов периодической системы. Более того, номенклатура используемых ресурсов стала одним из четких индикаторов уровня экономического развития общества. Материальные запросы человечества постоянно возрастают, и на фоне этого неудержимого тренда все более негативным становится его воздействие на природную среду. Совокупность этого и других факторов обусловливает рост тревоги о конечности природных ресурсов, сосредоточенных в земной коре. Особенно она усилилась в последние десятилетия, причем в настоящее время можно говорить и о беспокойстве, обусловленном возможным исчерпанием ресурсов земной коры в целом, и об отдельных элементах периодической системы.
Рассматриваемая проблема носит мировоззренческий характер, в связи с чем она рассматривается нами с упором на концептуальные подходы В.И. Вернадского. В работе «Биосфера» он с горечью замечает: «Меня давно уже удивляет отсутствие стремления охватить Природу как единое целое в областях эмпирического знания, где мы, однако, можем это сделать. Мы нередко даем простое собрание фактов и наблюдений там, где мы можем дать целое»» [1, с. 175]. В свете этой констатации великого естествоиспытателя возможная конечность минеральных ресурсов анализируется как единая целая проблема, включающая в себя различные аспекты. Первый – количественный: тенденция расширения номенклатуры минерально-сырьевых ресурсов, используемых в народном хозяйстве, очевидна. Важно дать количественные оценки этой тенденции, в связи с этим были рассмотрены методология таких оценок и их результаты. Второй – междисциплинарный: современная наука достигла поистине виртуозности в том, что касается расчленения единого природного объекта на части, на мельчайшие компоненты. Одновременно неуклонно растет число проблем, где именно междисциплинарные исследования совершенно необходимы для углубленного понимания их природы и значения. Рассматриваемая проблема относится именно к этой категории, поскольку минерагенические таксоны (от провинций до рудных тел) локализованы в разнообразных геологических обстановках, в том числе на дне Мирового океана. Наконец, третий – научно-методический: проблема исчерпания минеральных ресурсов в целом тесно увязана с общим трендом развития геологической науки и ставит перед ней новые крупные и неотложные проблемы.
Одним из методов, позволяющих защитить земную поверхность от губительного воздействия горнодобывающих предприятий, является рекультивация земли. Частично решить экологическую проблему можно с помощью заполнения отходами разработок образовавшихся выемок.
Поскольку во многих породах содержится не один вид полезных ископаемых, необходимо оптимизировать технологии, производя добычу и переработку всех имеющихся в руде компонентов. Такой подход не только окажет положительное влияние на состояние окружающей среды, но и принесет немалый экономический эффект.
Каковы пути решения экологической проблемы? Прежде всего нужно сократить количество выделяемого мусора и промышленных отходов. Вторым путем решения является снижение уровня загрязнения промышленными предприятиями.
- На сегодняшний день бытовой мусор предлагается уничтожать путем сжигания над расплавленным металлом. Считается, что так выделение токсичных веществ происходит в меньшей степени. Решением проблемы утилизации резиновых шин является вторичная их переработка.
- Ведется разработка низкотоксичных пестицидов и минеральных удобрений.
- Радиоактивные отходы не закапывают, а хранят в специальных контейнерах в виде азотнокислой жидкости. По истечению срока эксплуатации контейнера радиоактивную жидкость помещают в новый.
- Все отходы, которые возможно, подвергают вторичной переработке.
- Рассматривается вопрос о переводе всех заводов на безотходное производство.
Каждый человек может помочь снизить загрязнение литосферы. Для этого достаточно помещать мусор в специально отведенные контейнеры.
Урок на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы» (10 класс)
Тема: Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы
Цель:
закрепить знания учащихся об экологических проблемах и их влиянии на организм человека и природу; познакомить с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.
Развивать внимание, мышление, память; умение работать в группе; уметь высказывать пути решения проблем охраны окружающей среды.
Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету. Экологическое воспитание.
Оборудование:
политическая карта мира, атласы, учебники, раздаточный материал, компьютерная презентация, маркеры, ватманы.