- Штрафы

Школьное меню: нормы и требования по СанПин, кто составляет, примеры на месяц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Школьное меню: нормы и требования по СанПин, кто составляет, примеры на месяц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс организации приема пищи школьников должен организовывать так, чтобы предоставить всем ученикам достаточное количество компонентов, которые требуются для растущего организма, учитывая особенности окружающей среды, национальности и возрастной категории детей.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Порядок организации питания

Правильное постановление процесса питания может повлиять на состояние здоровья и показатели успеваемости детей. Именно поэтому так важно заботиться о распорядке приема пищи для детей в течение дня.

Для ребенка школьного возраста подача горячего питания требуется дважды в день (завтрак и обед). А в случае, если школьник находится на продленке, то полагается организация полдника в виде чая и кондитерских, либо хлебобулочных изделий.

Когда школьник находится в пределах учебного учреждения круглые стуки, то количество приемов пищи должно быть не менее пяти раз в день и промежуток между ними составляет от трёх с половиной до четырёх часов. Также, ужин предоставляемый за один час до сна (второй), состоит из кисломолочного продукта.

План работ по питанию в школах

Для того чтобы наладить качественное и здоровое питание в образовательных учреждениях, требуется провести следующие мероприятия, указанные в таблице ниже.

Мероприятие Частота проведения
Родительские собрания по теме организации процесса здорового питания Дважды в год
Совещание директора школы и человека, который отвечает за процесс приема пищи Дважды в год
Совещания для разъяснения основных вопросов Преимущественно проводятся в осеннее время
Классный час с беседами о здоровом питании Раз в три месяца
Выкладывание информации о процессе приема пищи на сайте и в «уголках» школы Раз в три месяца
Контроль санитарных норм зоны готовки и приёма пищи Раз в четверть специально сформированной комиссией
Консультации родителей, касаемо питания Обычно, единожды в месяц

Как контролируют качество?

На сегодняшний день, проводить проверку на качество предоставляемых услуг могут не только федеральные органы, но и руководители учебных учреждений, а также специальные комиссии, сформированные по их приказу.

Группа может набираться из ответственных родителей, которые желают отслеживать качество предоставляемых детям продуктов и условий приготовления.

Данные группы могу осуществлять контроль над качеством поставляемых от заказчика продуктов, процессом приготовления, соответствию количества порций, своевременности поставок пищевых продуктов, сроки годности, правила хранения продуктов, а также энергетическую ценность и другие важные для детей нюансы.

По личному решению директора, может привлекаться независимый эксперт, который проведет лабораторные исследования качества продукции и условий хранения.

В случае проверки государственными органами, таким занимается Роспотребнадзор, осуществляющий отслеживание санитарных норм используемых пищевых продуктов.

Читайте также:  Отзыв заявления на алименты: можно ли забрать и как это сделать?

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153), направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

1.4. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.

1.5. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация. Использование их в иных целях не допускается.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

7.1. Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.

7.2. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

7.3. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

7.4. Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

7.5. Не допускается привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

11.1. В малокомплектных образовательных учреждениях (до 50 обучающихся) для организации питания допускается сокращение набора помещений до одного помещения.

11.2. Помещение, предназначенное для приема пищи, предусматривает наличие двух зон: зоны для размещения технологического, моечного и холодильного оборудования, и зоны для приема пищи обучающимися. Минимальный набор оборудования включает: электроплиту с духовкой и вытяжным шкафом над ней, холодильник, электроводонагреватель, 2-х секционную мойку для мытья посуды. В помещении для приема пищи обучающимися должны быть созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: раковина для мытья рук, с подводкой к ней холодной и горячей воды через смеситель, и подсоединенной к канализации; мыло, электрополотенце или одноразовые полотенца.

Читайте также:  Есть ли юридическая сила у джоб-оффера (предложения о работе)?

11.3. С целью обеспечения качества и безопасности приготовления и реализации готовых блюд примерное меню должно разрабатываться с учетом имеющихся условий для организации питания в образовательном учреждении.

Преимущества зачисления ребенка в частную школу

Современные коммерческие учебные заведения предлагают своим слушателям не только высокий уровень знаний, но и качественный сервис. Обычно в таких школах питанию уделяется повышенное внимание, учитываются личные пожелания в отношении учащихся.

Правильное питание школьника в частных учебных заведениях обеспечивается такими методами:

  • блюда готовятся профессиональными поварами, которые специализируются на питании детей;
  • продукты используются разнообразные, максимально свежие и качественные;
  • меню составляется так, чтобы учитывались особенности сезона и климата, возраст школьников;
  • ученики систематически получают свежие фрукты и овощи, богатые микроэлементами;
  • блюда не просто полезные, но и вкусные, привлекательно оформленные, что играет не менее важную роль;
  • обращение родителей к администрации школы позволяет подобрать индивидуальное меню для ученика с учетом религиозных особенностей, врачебной диеты, аллергии, индивидуальных предпочтений.

Как оформить бесплатное школьное питание

Право на двухразовое горячее питание учеников начальных классов предоставляется автоматически, никакие документы оформлять не нужно.

Льготникам для получения бесплатного школьного питания нужно обратиться в органы социальной защиты или в администрацию образовательного учреждения. Если руководством учреждения отказано в предоставлении бесплатного питания, то необходимо связаться с органами соцзащиты. Для оформления бесплатного питания понадобятся следующие документы:

  • заявление на предоставление бесплатного питания;
  • копия паспорта родителя;
  • копия свидетельства о рождении ребенка или паспорта;
  • справка или свидетельство, подтверждающее статус семьи, которой положено бесплатное питание.

Примерное меню на две недели при одноразовом питании

Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).

1 неделя 2 неделя
Понедельник Молочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чай Творожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника
Вторник Плов с сухофруктами, батон, масло, какао Молочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат
Среда Сырники со сметаной, яйцо, какао Пшенная каша, сосиска, чай
Четверг Омлет, булка с маслом, чай Каша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром
Пятница Каша рисовая с изюмом, какао, хлеб с маслом Ленивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат

Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.

Получится ли выполнить требования?

В новом законе по бесплатному питанию младших школьников есть одна особенность – хоть он вступает в силу с 1 сентября 2020 года, фактически регионы могут откладывать введение этой программы для школ, которые пока не готовы. Однако учитывая, что регион может неплохо заработать на этом (как минимум за счет налогов, которые заплатят поставщики питания), уже с этого года программа будет запускаться во многих регионах России.

Правда, закон был принят и подписан до событий на финансовом рынке России и проблем из-за распространения коронавируса. Хоть власти сразу заверили, что все социальные программы будут выполнены без исключений, Артем Табунин из ПЦ Аксиома сомневается в этом:

Коронавирус и обвал цен на нефть спровоцировали экономический кризис, так что я думаю, что бесплатного питания пока не предвидится. Во-первых, закон об этом до сих по не принят. А учитывая, что серьезно рассматривают перенос голосования по конституции, питанием будет просто некогда заняться.

Количество предприятий, которые затребуют помощи из бюджета растет каждый день. И конечно, в таких условиях реализовывать бесплатное питание, я думаю, не будут. Тем более его реализация не подготовлена. Нужно во многих школах менять пищеблоки. Это тоже деньги. Еще два месяца назад, когда ситуация была стабильной, новый закон требовал серьезных усилий всех уровней власти. Сейчас, все заняты совсем другим. Тем более пока нет гарантии, что в сентябре школьники пойдут в школу. Ситуация настолько непредсказуемая, что нельзя загадывать. Я думаю, что с этого года бесплатного питания не будет. Президент же давал сроки до 2023 года. На них, скорее всего, и будут ориентироваться.

Читайте также:  Увольнение беременной женщины при сокращении штата

Что и как контролируют в школьных столовых

Нарушения в работе школьных столовых могут возникать как на этапе транспортировки и доставки продуктов, так и во время раздачи уже готовых блюд.

К основным нарушениям относятся:

  • несоответствие документов сертификации пищевых продуктов,
  • несоблюдение температурного режима хранения продукции,
  • замена или отсутствие основных ингредиентов.

Чтобы минимизировать несоблюдения санитарных норм, администрация школы и столовая проводят регулярные мероприятия по контролю за безопасностью школьного питания.

Одна из мер контроля за качеством питания в школьной столовой — бракераж, то есть проба всех горячих блюд. Пробу берут за 20 минут до раздачи и заносят все данные в журнал бракеражной комиссии. В эту комиссию, как правило, входят представители администрации школы, организации, ответственной за питание, и родители. Председатель комиссии — директор школы или его заместитель.

Обязательным условием организации питания в школе также является ежедневный отбор суточных проб, которые должны храниться в течение 48 часов в специальном холодильнике.

Кроме того, организации, отвечающие за питание в школах, проводят лабораторный контроль качества готовой продукции в соответствии с периодичностью, указанной в документах Роспотребнадзора.

Один раз в год проводят:

  • контроль калорийности и химического состава блюд,
  • исследования смывов (инвентарь, оборудование, руки и спецодежда персонала) на наличие возбудителей и инфекционных заболеваний,
  • исследование питьевой воды.

Не реже двух раз в год:

  • микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства,
  • контроль витаминизации.

Медицинские работники убеждены в том, что организация питания в отечественных образовательных учреждениях является важной и ответственной задачей. Они отмечают, что от правильности и рациональности подхода к данному вопросу напрямую зависит физическое и психологическое здоровье школьников, а, следовательно, и конечный результат обучения. В школе, где дети находятся на протяжении 3-6 часов, уверены педиатры, должен быть буфет. Здесь в свободной продаже ученикам могут предлагаться горячие блюда, а также хлебобулочные изделия.

В буфетах и столовых образовательных учреждений разрешена в неограниченных количествах продажа мучных кондитерских изделий (вафель, рулетов, коврижек, пряников) массой до ста граммов, а также собственной выпечки. Исключение составляют изделия с кремовой (масляной) начинкой.

Из блюд, изготовленных работниками школьной столовой, рекомендованы винегреты и салаты. Размер порции допускается в диапазоне от 30 до 200 граммов.

Заправка салатов осуществляется непосредственно перед продажей. В качестве горячих блюд, разрешенных к реализации в рамках школьного питания, можно выделить отварные сосиски в тесте, горячие бутерброды с вареной колбасой, сыром. Готовят их перед реализацией, подогревая в СВЧ-печах. Рекомендуемый срок хранения и продажи таких изделий не должен превышать трех часов после изготовления (при наличии в образовательном учреждении охлаждающего прилавка).

В рамках льготного питания школьников за бюджетные средства, а также за счет субвенций от благотворительных организаций, образовательным учреждениям рекомендуется организовывать горячие завтраки. В первую очередь ими обеспечиваются ученики начальной школы, а также ребята из малообеспеченных семей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *