- Пособия

Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Чем занимаются профессиональные психологи?

  • Помогают решать конкретные задачи: укрепить отношения в паре, понять своего ребенка, решиться на смену профессии.

  • Работают с экзистенциальными данностями: бессмысленностью жизни, страхом перед смертью, свободой и одиночеством.

  • Разбираются вместе с клиентами в устройстве их личностей, помогают лучше узнать себя — и через эту практику повысить качество жизни.

  • Прорабатывают травмы: насилие, брошенность, потерю и другие. Помогают человеку переосмыслить негативный опыт и жить дальше — лучшим образом.

Чем занимается психолог-консультант

Специалист может быть полезен в случае, когда самостоятельно справиться с проблемами не удаётся. Это могут быть и проблемы в браке, и вопросы в детско-родительских отношениях, и личностные проблемы – клиенты психолога-консультанта могут быть абсолютно разными и каждый с индивидуальными запросами.

Например, частой причиной обращения является экзистенциальный кризис. Это те случаи, когда человек не понимает, в чём заключается цель и смысл его жизни.

Мамы в декрете могут прибегнуть к помощи специалиста, если столкнутся с эмоциональным выгоранием. В этом состоянии женщины не только бывают неспособны экологично воспитывать собственных детей. Иногда женщина не может в таком состоянии даже позаботиться о себе, её психика просто не справляется с такой нагрузкой. Кто-то выбирается из этого состояния, а кому-то бывает необходима психологическая опора.

Также деятельность психолога-консультанта направлена на помощь в случае потери близкого человека, в вопросах повышения самооценки или поиска своего призвания. Проблемы в личной жизни также приводят людей в кабинет профессионального психолога.

Этими и многими другими вопросами и занимается такой специалист.

Освоив профессию, можно вести частную практику, работать штатным психологом по найму, проводить семейные, групповые или индивидуальные консультации, работая с людьми разных возрастных категорий. Работать может психолог-консультант онлайн или оффлайн, на своё усмотрение.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.

Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.

В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.

Читайте также:  Договор дарения квартиры через МФЦ в 2023 году

Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.

Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.

Актуальность профессии

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.

Выучиться и стать психологом можно в высшем учебном заведении, где есть факультет психологии. Такие вузы есть практически в любом более-менее крупном городе. Будущие психологии изучают как общепрофессиональные, так и профильные дисциплины. К последним относятся социальная психология, педагогическая, клиническая, возрастная.

Обучение в вузе состоит не только из теоретических занятий, но и практических. Хорошо, если есть возможность практиковаться в реабилитационном центре, школе, детских сад. Там можно освоить основные методы консультирования, психодиагностики и т.д. Во время практики можно присмотреть место для будущего трудоустройства, особенно если студенту удастся оставить в организации хорошие впечатления о себе. Некоторые вузы предлагают помощь в дальнейшем устройстве на работу.

Глубина получаемых знаний будет зависеть от выбранного учебного заведения. Учтите, что программы в институтах могут сильно различаться. В дальнейшем психологам, которые хотят постоянно совершенствоваться, нужно будет посещать тематические семинары и осваивать новейшие техники и методики.

Пространственные аспекты консультативной беседы

Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.).

Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание.

Читайте также:  Право ребенка выражать свое мнение

3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что «не хватает сил», «не понимаю как» и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным).

Установки можно «принимать» в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать.

3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

Эмоциональный интеллект

Хороший психолог должен обладать таким важным качеством, как развитый эмоциональный интеллект (ЭИ). В психологии под ним понимают способность распознавать эмоции собеседника, правильно понимать его мотивы и желания, а также управлять собственным эмоциональным состоянием. Эмоции играют важную роль в психике и общении. Поэтому работе с ними посвящены целые подготовительные курсы для психологов, как, например, курс «Таинственный мир эмоций» от школы «Центр ИнтерАктив».

Исследователи считают, что именно ЭИ был ключом к выживанию доисторических племен. Он помогал адаптироваться к окружающей обстановке и найти общий язык с соплеменниками. Психоаналитик Фрейд считал, что первые в истории человечества своды законов были не чем иным, как средством обуздать эмоции. А американский психолог Клод Штайнер называл способность осознавать и понимать чувства других эмоциональной интерактивностью.

Психолог в работе с клиентом должен проявлять максимальную чуткость к его эмоциональному состоянию, улавливать изменения его настроения, понимать скрытые мотивы поступков. Ведь часто человек не может самостоятельно оцифровать свои ощущения, а взгляд специалиста со стороны помогает взглянуть на себя под новым углом.

Эмоциональная отстраненность

Во время работы психолог ежедневно пропускает через себя, как через сито, порции людских страданий. Потеря близких родственников и друзей, измены супругов, неудовлетворенность своей жизнью и суицидальные мысли, отчаяние, фобии, депрессия, зависимости и другие проблемы могут сильно навредить вашей собственной психике.

Поэтому наряду с развитой эмпатией необходимо такое качество личности, как эмоциональная отстраненность. Как бы ни волновали вас истории клиентов, нужно отрешаться от них, смотреть трезво и спокойно. Психолог должен понимать боль других, но не делать ее своей собственной болью. Особенно важно полностью отрешаться от работы, приходя домой. Не нужно заново прокручивать в голове минувший день и загружать себя, истощая собственные ресурсы. Они вам еще понадобятся.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

Какие требования предъявляют к психологу-консультанту?

Вы можете работать психологом-консультантом, если имеете следующее образование:

  • высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Психологическое консультирование»;
  • любое высшее или среднее профессиональное образование и курсы психолога-консультанта (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

В частном консультировании ценится наличие часов личной психотерапии и супервизии.

Личностные характеристики психолога-консультанта:

  • развитый эмоциональный интеллект;
  • любовь к людям;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • личностная зрелость и целостность.

Организация экспертного исследования профессионально важных качеств психолога-консультанта

Для того чтобы изучать формирование ПВК психолога-консультанта, первым шагом нашего исследования стало собственно выявление наиболее значимых ПВК.

Для выявления профессионально важных качеств (ПВК) психолога-консультанта нами был использован метод экспертной оценки, который является традиционным в отечественной психологии для изучения ПВК специалистов разных профессий [22; 39; 45; 88; 102; 149]. В качестве экспертов выступили как российские, так и зарубежные психологи-консультанты, работающие в рамках гуманистического подхода. С российской стороны в исследовании приняли участие 30 человек, — 17 женщин и 13 мужчин со стажем работы в области психологического консультирования от 10 до 20 лет. Зарубежными экспертами являлись 29 руководителей и ведущих специалистов зарубежных психологических институтов и центров психологического консультирования из 10 стран мира: Белоруссии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Мальты, Мексики, Норвегии, Польши и Франции. Среди них 12 женщин и 17 мужчин со стажем работы в области психологического консультирования (гуманистический подход) от 15 до 35 лет.

Российским экспертам предлагалась анкета по типу листа О. Липмана, модифицированная нами для изучения ПВК психологов-консультантов [34; с. 110-116]. Зарубежным экспертам предлагалась та же анкета по типу листа О. Липмана, модифицированная нами для изучения ПВК психологов-консультантов, переведенная нами на английский язык. Анкетирование зарубежных специалистов проводилось в рамках 11-го Международного Конгресса FORGE (Международная Федерация Организаций, преподающих Гештальт), который проходил в г. Санкт-Петербурге в мае 2005 года.

В соответствии со схемой психограммы, принятой в психологии труда, в анкету вошли следующие группы свойств, определяющие успешность профессиональной деятельности: сенсорно-перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, имажинитивные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и мотивационные [75]. Всего в анкету вошло 15 групп ПВК.

Психологам-экспертам предлагалось оценить значимость перечисленных психических процессов и свойств с точки зрения их роли в профессиональной деятельности. Инструкция давалась следующая: «Заполните, пожалуйста, анкету, в которой перечислен ряд индивидуально-психологических свойств. Оцените значение каждого из названных свойств в Вашей деятельности психолога-консультанта (психотерапевта). Отвечайте при помощи цифр:

Читайте также:  Выплаты для семей с детьми в Башкирии в 2021 году

2 — данное свойство необходимо для успешной работы; 1 — желательно; О — безразлично.

Если для успешности Вашей профессиональной деятельности необходимо упомянуть о свойствах, не приведенных в анкете, впишите их в конце списка и укажите соответствующую цифровую оценку. Спасибо!»

При обработке результатов экспертной оценки высчитывался средний балл каждого из 98 качеств, который мог находиться в пределах от 0 до 2. Далее вычислялись средние оценки (баллы) для каждой группы ПВК, которые были проранжированы по степени значимости для успешной деятельности психолога-консультанта Результаты обработки полученных данных по 15 группа ПВК для российских экспертов представлены в таблице 2.1.

Из таблицы 2.1 видно, что первое ранговое место и, соответственно наиболее высокий средний балл (1.95), по оценке отечественных специалистов в области психологического консультирования, получило такое качество личности, как ответственность. Второе ранговое место получило такое качество как наблюдательность, то есть способность замечать невербальный компонент в поведении клиента. Средний балл для наблюдательности составил 1.8. Третье ранговое место получило такое качество как эмпатия со средним баллом 1.78. Четвертое ранговое место занимают мыслительные свойства личности. Пятое ранговое место заняла креативность. Шестое ранговое место занимают коммуникативные свойства личности. Средние баллы по четвертому, пятому и шестому ранговым местам оказались близкими и составили 1.62, 1.60 и 1.56 соответственно. Иными словами, эффективность профессиональной деятельности психолога-консультанта, по мнению российских специалистов в области психологического консультирования, во многом зависти от степени развития перечисленных выше качеств. Они получили среднюю оценку выше 1.5 баллов, то есть, по мнению экспертов, являются скорее необходимыми для успешной деятельности психолога-консультанта, чем просто желательными.

Полученные нами результаты экспертной оценки ПВК российского психолога-консультанта несколько отличаются от результатов экспертной оценки ПВК психолога, психолога-практика, психолога-педагога, инженерного психолога, психолога труда, представленных в других диссертационных исследованиях. Сопоставление наших результатов с вышеуказанными заслуживает внимания в связи с тем, что все они получены на выборках отечественных специалистов, работающих в различных областях практической психологии. Кроме того, как нами, так и другими авторами, использовался метод экспертной оценки посредством одного и того же классического листа О. Липмана, хотя и в различных модификациях.

Согласно Верняевой Т.А., наиболее значимыми для успешной деятельности психологов-практиков по результатам экспертной оценки женщин-психологов являются такие качества как ответственность, эмпатия, наблюдательность, мыслительные свойства, коммуникативные способности. Мужчины-психологи ранжируют ПВК психолога-практика несколько иначе: наблюдательность, эмпатия, коммуникативные способности, ответственность, эмоциональные свойства [22].

В исследовании Шираповой Д.Д. первые 5 ранговых мест заняли такие качества как ответственность, отзывчивость, тактичность, чуткость, общительность [149].

Согласно Дмитриевой М.А. и Арефьеву С.А., для инженерных психологов оказались значимыми такие качества как наблюдательность, аттенционные, мыслительные, имажинитивные, волевые и коммуникативные свойства личности. Для психологов труда наиболее значимыми оказались коммуникативные, волевые и моторные свойства [34].

Таким образом, есть основания полагать, что профессия психолог-консультант предъявляет ряд специфических требований к специалистам, работающим в этой области психологической практики. Прежде всего, это относится к наличию у психолога таких ПВК как ответственность, эмпатия, наблюдательность, коммуникативные способности. В нашем исследовании было также установлено, что креативность, по мнению российских психологов-экспертов, является необходимым для успешной практической деятельности в области психологического консультирования.

Для большей обоснованности полученных результатов, как уже было отмечено, мы дополнили исследование оценками, полученными от зарубежных экспертов. В таблице 2.2 представлены 15 групп качеств, проранжированных по степени значимости для успешной деятельности зарубежного психолога-консультанта.

Профессиональные навыки в резюме психолога

При составлении резюме психолога, педагога-психолога должное внимание следует уделить профессиональному опыту и ключевым навыкам, например, таким как:

  • навыки проведения социально-психологической диагностики личности;
  • навыки составления психологических портретов;
  • навыки проведения психологического тестирования, обработки полученных результатов;
  • навыки работы со страхами, нервными потрясениями, различными фобиями;
  • навыки решения проблем взаимоотношений в семье;
  • навыки решения проблем личностного роста;
  • навыки проведения психологических тренингов;
  • опыт проведения психо-реабилитационных мероприятий;
  • умение работать с людьми;
  • умение выслушать и понять человека, успокоить, посочувствовать.

«Профессия психолог идеализируется, обрастает мифами, и психологи предстают в образе эдакого «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами, суперспособностями, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональнойролью — уж очень она социально принимаемая. Здесь кроются основные минусы нашей профессии. Это, прежде всего, завышенные требования к нам близких людей, кто из нас хоть раз в жизни не слышал — «Ты же психолог! Ты должен понять, принять, помочь (и далее на выбор…)» Необходимо оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Мы, прежде всего люди, а потом уже психологи».

Прядкина Елена Георгиевна,
психоаналитик, семейный психотерапевт, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Европейской Ассоциации Психотерапии и Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA), руководитель ООО «Профессиональная психологическая помощь».

Моя работа: помощь подросткам в профориентации

Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.

Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.

Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *