Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.
При каких условиях квота считается выполненной?
Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).
Если работодатель не имеет возможности принять к себе на работу человека с инвалидностью, то он может заключить соглашение с иным работодателем на трудоустройство инвалидов, в том числе с некоммерческой организацией. Как работает новый механизм трудоустройства инвалидов? Расскажем на примере.
ООО «Кристалл» установлена квота на трудоустройство пяти инвалидов. При этом у ООО «Кристалл» есть финансовые возможности выплачивать заработную плату пяти работникам, но трудоустроить инвалидов на самом предприятии не представляется возможным по разным причинам.
НКО «Доброта», в которой существует объем работы в рамках текущей и проектной деятельности и потребность в пяти новых сотрудниках, но отсутствует финансовая возможность выплачивать им заработную плату.
ООО «Кристалл» направляет в Центр занятости населения информацию о потребности заключить соглашение с иной организацией, которая может принять к себе на работу инвалидов.
НКО «Доброта» направляет в Центр занятости населения информацию, что организация готова принять на работу инвалидов в счет квоты за других работодателей.
Центр занятости населения организует взаимодействие ООО «Кристалл» и НКО «Доброта».
ООО «Кристалл» и НКО «Доброта» заключают соглашение, в котором самостоятельно определяют количество инвалидов, которые могут быть трудоустроены в счет квоты, условия возмещения расходов на заработную плату, на оборудование рабочих мест (при необходимости) и иные условия.
Работодатели могут обратиться в Центр занятости населения за информацией о предложении и спросе на трудоустройство инвалидов в счет квоты от иных работодателей или напрямую обмениваться этой информацией и заключать соглашения.
«Региональные Центры занятости населения берут на себя функцию по обмену информацией между работодателями, – рассказывает Легких Надежда.– В настоящее время в Центрах занятости населения ведется работа по формированию базы данных работодателей, готовых принять на работу инвалидов по соглашениям с иными работодателями. Приглашаем работодателей Челябинской области к сотрудничеству!»
За консультацией по вопросам квотирования можно обратиться в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области по телефонам:
- 8 (351) 261-51-24 отдел ведомственного контроля в сфере занятости населения;
- 8 (351) 261-51-19 отдел программ и мероприятий в сфере занятости населения (консультант отдела Легких Надежда Викторовна).
Какие компании обязаны выделить квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов?
В Санкт-Петербурге — это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.
В Москве — работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москва, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, при этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если трудоустройство инвалида, подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
В Карелии — работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.
Кому и как предоставлять сведения по квотированию?
В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).
В Санкт-Петербурге и Карелии — таким органом является Служба занятости населения. В Москве — деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».
Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.
Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:
-
Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
-
Отчеты о выполнении квот
-
Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Кто обязан соблюдать нормы квотирования?
Если в организации официально числится более 100 человек, то в соответствии с положениями региональных властей ему будет установлен процент квот, который работодатель будет обязан соблюдать, а также отчитываться перед местными органами.
В случае, если у предприятия на работе имеется от 35 до 100 работников, то государство вправе установить квоту в размере не более 3% от общего числа рабочих.
Если организация осуществляет свою деятельность с коллективом менее 35 сотрудников, то она не подлежит государственному квотированию. А также исключением является такая организация, уставный капитал которой состоит из денежных средств общественных организаций инвалидов.
Федеральный закон о квотировании рабочих мест для инвалидов предоставляет им полное право на трудоустройство с оказанием государственной поддержки и различными льготами.
Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
- Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
- Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
В чем заключается суть квотирования?
Суть квотирования состоит в том, что руководством того или иного предприятия выделяется установленное количество рабочих мест для определенной законодательством категории граждан. Квотирование является обязанностью работодателя. В подобных целях администрация в обязательном порядке должна создать рабочее специальное место, выделив его для трудоустройства направленных по квоте соискателей. Общее их количество, которое должен создать и выделить работодатель, напрямую зависит от численности сотрудников в компании.
Трудовые отношения в случае приема по квотам возникают на основании статьи 16 Трудового кодекса. Заключение трудовых соглашений и договоров происходит после процедуры направления льготников на выполнение работы уполномоченными на это организациями в счет выделенных вакансий. Итак, далее разберемся подробнее, что такое квотируемое рабочее место.
Кому предоставляют квоты
Данная статья опубликована на сайте zakon-dostupno точка ru. Если вы ведите эту статью на другом сайте, значит ее украли.
Прежде всего создание квот предназначено для поддержки людей, которые в силу объективных причин испытывают сложности с поиском работы.
На федеральном уровне действует обязательство только по трудоустройству инвалидов. Это положение закреплено в ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ». Там же указано, что содействие в поиске работы другим категориям граждан и специальное резервирование для них рабочих мест находится в ведении субъектов РФ.
Чаще всего на местном уровне оказывают помощь в трудоустройстве:
- несовершеннолетним;
- детям-сиротам, впервые ищущим работу;
- молодым специалистам не старше 20 лет при первом трудоустройстве;
- лицам, освободившимся из мест лишения свободы;
- лицам, которым осталось не более двух лет до выхода на пенсию;
- лицам, прошедшим курс лечения от наркомании или алкоголизма;
- военнослужащим в запасе.
Определение и обусловленность законодательством
Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.
В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.
Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:
- Правовое регулирование.
- Экономическая база.
- Организационная основа.
Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:
- при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
- 35-100 персон — до 3 %.
Организации, которые подвергаются требованиям:
- государственные/муниципальные;
- частные.
Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.
Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.
«Информация Минтруда и Соцзащиты РФ от 13.05.19 года утверждает, что с 2020 по 25 годы планируется проведение эксперимента по реализации прав инвалидов, претендующих на квотируемые рабочие места».
В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2020 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская. Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам.
Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов. Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.
На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:
- контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
- совершенствование рабочих мест;
- мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
- разработка стажировок для граждан без опыта;
- поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.
Обычно квоты рассчитаны на людей, испытывающих проблемы с устройством на работу по разным причинам. Среди них могут быть инвалиды, которые имеют проблемы со здоровьем, с наличием опыта или возрастом. Обычно за предоставление квотируемых рабочих мест государство предлагает работодателям льготы.
На федеральном уровне не существует специального закона, который бы регулировал данную проблему, но отчасти она затрагивается в законах:
- О социальной защите инвалидов;
- О занятости населения в РФ.
Более подробные условия прописаны в региональных законодательных документах. Именно поэтому категории людей, которые могут рассчитывать на квоту, варьируются в зависимости от прописки. Что это значит? Законодательство не предусматривает точного количества квотируемых мест для каждой организации, конкретные цифры могут зависеть от следующих причин:
- отдельный субъект РФ;
- общее число работников на предприятии.
Зависимость от численности количества работников определяется следующим образом:
- если в компании работает менее 35 человек, то льготы не предусмотрены;
- если в организации трудится от 35 до 100, то квота может быть предоставлена в размере не более 3% от общего числа (то есть 1-3 человека);
- в фирмах, где численность сотрудников больше 100, квота определяется работодателем, но составляет от 2 до 4%.
По правилам директор компании может нанимать и больше работников, чем указано в законе, но не меньше. Посредством локальных правовых документов квота на рабочее место может быть поделена между несколькими категориями сотрудников. Например, 2% вакансии выделяются для инвалидов, а ещё 2% для несовершеннолетней молодежи.
Существуют законные нормы, которые регламентируют трудоустройство социально незащищенных категорий, среди них:
- ФЗ № 1032-1. Он гласит, что почти каждая компания обязана резервировать вакантные места для квотируемых категорий населения.
- ФЗ № 181 – для инвалидов на предприятии с количеством персонала свыше 35 штатных единиц должны резервировать или специально создавать рабочее место. Если штат более 100 человек, то таких вакансий должно быть не меньше 4.
- Трудоустройство других категорий, которые не относятся к инвалидам, к примеру, молодые специалисты после ВУЗа регламентируют уже региональные законы.
Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах — что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, в Москве такая плата вносится ежемесячно в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»). Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата (п.2.8 Приложения 1 к Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП, далее — Московское положение о квотировании).
Сразу отметим, что такая плата не является мерой ответственности, т.е. штрафом. Ответственность может быть установлена только за невыполнение предусмотренных законом обязанностей.
В обязанности же работодателя в соответствии с пп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.
Наши читатели часто задают вопрос: как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?
Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.
По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве, изложенному в ответе на частный запрос налогоплательщика (Письмо от 27.04.2002 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.
УМНС здесь, конечно же, погорячилось. С учетом вышеизложенного с уверенностью можно сказать, что плату за невыполнение установленной квоты не следует рассматривать в качестве штрафа.
В случае если квота не выполнена (выполнена не полностью), работодатель самостоятельно рассчитывает сумму обязательной платы и вносит ее в бюджет в установленные сроки (никто на него этот «штраф» на налагает).
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест. Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.
Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование. То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места
Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.
Как узнать о вакансии и устроиться на работу
Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости. То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.
Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.
Информация для работодателей Квотирование и резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество.
Законодательством установлен целый ряд социальных гарантий, направленных на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Сфера трудовых отношений не является исключением.
Основным требованием законодательства к предприятиям-работодателям в области содействия трудоустройству инвалидов является установление квот (ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Квота – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в своей организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.
Требования по квотированию рабочих мест, распространяются на все организации и индивидуальных предпринимателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых не менее чем 35 человек.
Освобождаются от обязанности квотировать рабочие места для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Так, в соответствии с Законом РК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» от 02.07.14 г. №24-ЗРК работодатель обязан:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой;
- принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида;
- предоставлять в ТО ГКУ «Центр занятости населения» информацию/сведения в установленные законодательством сроки: