- Пособия

Можно ли отмечать дни рождения умерших людей по православию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли отмечать дни рождения умерших людей по православию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего». На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды».

Как помянуть умершего в день его рождения

В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности.

Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии.

В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает.

Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших (родительские субботы). Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека.

Как поминать умерших детей?

Для начала стоит разделить детей на крещеных и некрещеных. Это влияет на то, сможет ли молиться за них Церковь.

Если ребенок был крещен, то происходит обычный чин отпевания. Затем можно подать записки на Евхаристию, просить священника отслужить панихиду или литию, и, разумеется, не забывать личную молитву.

Тут нужно уточнить, в каком возрасте наступила смерть. Традиционно для православной Церкви возраст до 7 лет считается младенческим, а соответственно, ребенок, умерший до наступления отрочества, считается безгрешным. Церковь в принятых молитвах об усопших просит отпущения грехов умершему, но так как младенец безгрешен, такая просьба не имеет смысла, поэтому молитва за умершего крещенного младенца должна содержать прошение о ниспослании Богом утешения и сил родителям в этой трагической скорби.

С отроческого возраста ребенок начинает исповедоваться. Конечно, его грехи не такие тяжкие, как грехи взрослых, однако грех — коварен в любом возрасте и виде и неизменно оказывает влияние на душу. Поэтому по умершему отроку читаются все принятые Церковью молитвы и испрашивается отпущение его грехов. Существует даже отдельная молитва об умершем ребенке: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь«. Печальнее, если ребенок не был крещен. Если речь идет о младенцах, то есть специальный чин, который читает священник: «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Но даже в этом случае Церковь не может молиться о тех, кто не стал ее членом через Святое Крещение. Однако, для родителей нисколько не запрещается личная молитва, даже если ребенок умер уже в отроческом возрасте, так и не получив Крещения. В этой молитве родные и близкие могут вымаливать у Бога отпущения грехов ребенку, могут просить о помиловании его души, а главное, просить утешения себе, потому что отчаяние на корню убивает любую духовную работу. Нельзя отчаиваться, нужно верить в милосердие Господне и просить у Него прощения и помилования.

Что такое смерть в христианской традиции

В православии, днем рождения умершего человека, считают день его смерти. По христианским учениям – умирает только земное человеческое тело, как поется в погребальном каноне – «земля еси, и в землю отыдеши (уйдешь)». И как Бог при сотворении создал человеческое тело из земли (праха), так оно после смерти сразу превращается в землю – становится очень тяжелым, и постепенно практически полностью растворяется в почве.

А душа человека, это то, чем наделяет при зачатии, человеческое тело Бог – бессмертная искорка, которая при жизни заключена в теле, а после освобождения (гибели), рождается для новой, вечной жизни и уходит назад к Богу. Недаром в православии, смерть называют успением (засыпанием). Поэтому, когда человек умирает, его близкие люди печалятся от расставания с ним, но верят, что через положенное время они опять будут вместе, в другом, лучшем мире.

Важные даты поминовения умершего

Согласно канонам православия, после смерти устраивают поминки покойника. Причем некоторые даты являются наиболее важными. Это обусловлено процессами, которые происходят с душой при переходе от земной жизни к вечной. Родные обеспечивают поддержку умершему близкому: читают молитвы, а еще выполняют простые ритуалы. Отмечают особые даты, определенные православной церковью:

  • день похорон (третий день после смерти): душа усопшего только начинает осознавать себя в новом качестве, ближе ко дню погребения уже приходит осознание произошедшего, в это время бесплотную оболочку сопровождают ангелы, пока душа обреталась на земле, посещала знакомые места, после похорон она появляется перед престолом Господним;
  • девятый день смерти: душа повторно предстает перед Отцом Небесным, причем 9 день является важным, потому что бестелесная оболочка отправляется в ад для прохождения тяжких мытарств 30 дней;
  • сороковой день после кончины: нужно помянуть христианина, т. к. на 40 день он в третий раз предстает перед Богом, но теперь уже с целью проведения над ним частного суда – определяют, перевешивают ли грехи добрые деяния, как результат, нетленная оболочка попадает в ад или рай;
  • годовщина смерти: для покойного даты после 40 дней уже не существуют, ощущение времени отсутствует, на землю души уже не возвращаются, поэтому будет правильно проводить поминки так, чтобы успокоить собственную душу, умерить боль, вместе с тем и помянуть покойного;
  • день рождения усопшего: для бестелесной оболочки усопшего день рождения тела не так существенен, как для его родственников, большее значение имеет возрождение к новой жизни, по этой причине поминание покойника в такой день – это способ почтить память усопшего, для самой же души он не так важен (с точки зрения трансформации).

Как не стоит отмечать день рождения покойного

Если родственники уже нашли для себя ответ на вопрос, отмечают ли день рождения умершего в России (при желании это можно сделать), на следующем этапе решается, как необходимо организовать это событие. Запреты в день рождения усопшего:

  • устраивать веселье;
  • приносить алкоголь, сигареты или еду к могиле (можно только кутью);
  • оставлять подарки для умершего: вещи душе не нужны, все, что необходимо – молитвы;
  • сильно проявлять скорбь: у многих посещение кладбища ассоциируется с горем, поэтому люди не позволяют себе ощутить покой рядом с могилой близкого, не следует горевать, когда наступает день рождения умершего.

Как вести себя на погосте

Церковью не приветствуется языческий обычай, приношение еды или напитков на кладбище, оставление продуктов на могиле покойника. Нельзя есть на погосте, проводить как бы совместную трапезу, это является пережитком до христианской эпохи.

Если родители берут с собой детей, то им нужно заранее объяснить правила поведения – рассказать, что нельзя бегать по кладбищу, брать сладости или напитки с чужих могил, смеяться, слушать громкую музыку.

По учениям Церкви, на погостах нет душ умерших, так как они ушли дальше, приход на захоронения, приносит пользу живым людям. Это место, где можно воскресить в памяти своих ушедших родственников и друзей, подумать о мимолетности земной жизни. Еще раз осознать, что с собой на тот свет, невозможно взять карьеру, дома и деньги.

Никто не застрахован от смерти и бывают случаи, что у супруга умирает жена. В молении по жене следует также обращаться к Иисусу Христу.

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»

С земным Днём Рождения, сынок, поэт, ангел

07.12. тебе исполнится 31. Но навсегда осталось 23. Каким бы ты был сейчас? Какими бы мы были с тобой в здоровой жизни? Наверное, у меня были бы уже подрастающие внуки. Но, их никогда не будет. Я не узнаю, как это-иметь внуков. Кого бы больше любила: тебя или внуков. Сейчас знаю, что тебя. Не могу представить, что опять появились бы маленькие, тепленькие, пахнущие молочком «комочки счастья». Вздрагивали бы при громких звуках, но уже показывали стремление к познанию жизни. А потом на тугих ножках бегали бы по полу, совсем, как ты. Ты крепко стоял на ножках. Но. У вселенского мироздания свои планы на опыт души, на жизнь светлого и темного. Ты стал Ангелом, несущим Свет по вечности. А я-мамой Ангела.

Читайте также:  Заявление в ЗАГС на регистрацию брака в 2023 году

(Людмила Гапоник. Твоя, горячо любящая тебя, мама)

Порхают в воздухе снежинки, как мотыльки. Мои нечастые слезинки на вкус горьки.

Уходит время без возврата. Да вот, куда? Прости, сынок, я виновата. Беда, беда.

Зима с подарком на просторы- из декабря. Ты вырос, Ангел, очень скоро. Моя заря!

Моя любовь! Мое прозренье. Мотив тиши. С земным, сыночек, Днем Рожденья. Мой Свет Души!

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

Навсегда 23. На века. А по сердцу струится тоска. Грусть-печаль поселилась меж строчек. С Днем Рожденья. земным. мой сыночек.

Ты пронес Свет Души через годы и взлетел в поднебесные своды. Твой высокий полет представляю. С Днем Рожденья. земным. поздравляю.

Навсегда 23. На века. Восемь лет я сморю в облака. Там твой образ святой! Притяженье. Мой сыночек, с. земным. Днем Рожденья.

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

*** Я хочу подарить тебе розы, положить не на плитку, а в руки, и не знать эти скорбные слезы, не считать дни жестокой разлуки.

Я хочу все отбросить ошибки и поздравить тебя с наслажденьем под счастливые наши улыбки с днем рожденья. С. земным днем рожденья.

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

С Земным Днем Рожденья, сынулечка нежный. Пусть жизнь твоя вечная будет безбрежной, пусть Свет твою душу, как прежде, питает, пусть память земная в стихах обитает.

Мой вечно любимый, и любящий вечно, прошедший все муки свои безупречно, сияй еще ярче в обители рая, без боли и муки, сияй, не сгорая!

Пришел ты в земное моим Ангелочком, под снег и метели прекрасным цветочком. Дарил ты заботу, любовь и терпенье. С земным, мой сыночек, тебя Днем Рожденья.

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

Седьмого декабря твой День Рождения. Любил ты этот праздник от души: внимание, подарки, поздравления, и новых покорение вершин.

И смех, и торжество, и пожелания, и полон дом приятной суеты, стихи, мечты, полеты, и признания, и сладости и, в декабре, цветы.

Вселенским скреплены навек кружением, декабрьским снегом в вечность полетим. Ну, с Днем Рожденья, милый. С Днем Рождения. С твоим прекрасным праздником. земным.

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

С Днем Рождения, мой мальчик золотой. С Днем Рождения земным, мой Ангел нежный. Пусть великим будет твой полет святой. Пусть чудесным будет твой мирок безбрежный.

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

С Земным Днем Рождения, милый. Высоких тебе стремлений, божественной, ангельской силы, и вечность ярчайших мгновений,

чистейших небес, мой нежный, прекрасных, бескрайних просторов. Ты-Ангел теперь безмятежный, без доводов и разговоров.

Моя неземная правда, летящая по вселенной, дарующая в награду мне вечность за жизнью тленной.

Тебя, мой любимый, встречу, замру я, от насладженья. Мы вечны с тобою. Вечны! С Земным, мой сынок, Днем Рожденья.

(Людмила Гапоник. В земной День Рождения сыночка)

Свечи зажгу сегодня, торт, фотографий лик. Милость Его Господня. сына вернет на миг.

Я приготовлю фразы, праздностью дышит дом. Поговорим о разном, о вечном, и о земном.

Слезы тоски скрывая, ткнусь я в его плечо. А он мне шепнет: «Родная, мамочка, горячо.

Может, давай с чаёчка, мы ведь любили чай». Снова ложится строчка у ангельского плеча.

В наше время более просто смотрят на все традиции и часто не всегда их соблюдают. Большинство священнослужителей разрешают проводить поминание дней рождения умерших родственников. Советуют сходить на кладбище и помолится за успокоение души. Во всем желательно знать меру и не превращать поминки в празднование с распиванием спиртных напитков на могиле. Такие посиделки могут негативно сказаться на состоянии души и нанести ей огромные страдания. Лучше принесите на гроб цветы и поставить свечу. Кроме того, постарайтесь не плакать, а вспоминать хорошие моменты из жизни.

Ваши слезы заставят душу маяться и мучатся. Не лишним будет еще и раздать милостыню, а также помочь тем, кому это действительно необходимо. Так как современный народ менее суеверный, то он все реже обращается за толкованием того или иного мероприятия к церкви.

В основном принято нести панихиду в храм, где священнослужители помолятся за душу усопшего. Многие в день рождения умершего ходят на кладбище вместе со священником, чтобы тот провел там церковный обряд и помолился. Родственники зачастую после такой процедуры остаются у могилы и рассказывают обо всем умершему. Через некоторое время возвращаются домой и проводят скромный поминальный обед. Можно также раздавать сладости родственникам и знакомым для того, чтобы те помянули усопшего.

Почему нельзя устраивать пышные застолья

Православная церковь не одобряет желание устраивать пышные застолья в такой день. Человека больше нет в этом мире, и традиционное застолье, как для живого будет не уместно в данном случае. Душа после смерти покидает тело, и больше не связана ни с чем земным. И поэтому, в день его рождения допускается скромный обед, который готовится и на поминки. В меню обязательно должна быть кутья, и если дата приходится на пост, блюда должны быть из растительных продуктов.

Также не рекомендуется в этот день распивать спиртные напитки, и провозглашать тосты. Поминальный обед должен пройти тихо, спокойно, за мирными беседами о покойном. После обеда можно раздать всем пришедшим конфеты и печенье на помин души. Также полагается женщинам раздать головные платки, мужчинам носовые платки или полотенца.

Как помянуть умершего в день его рождения

В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности.
Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии.
В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает.
Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших (родительские субботы). Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека.

Читайте также:  Памятка родителям о больничном листе

Можно ли поминать умершего на Пасху

Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится.
В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1-коринф. 15-55). Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому! А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах.
Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям.

Как поминать умершего младенца

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать про то, почему и для чего мы молимся об умерших. Как уже было сказано в предыдущем ответе, центральной темой поминальных молитв является просьба Бога об отпущении грехов умершему. Но младенец безгрешен. Соответственно, молитвенное прошение о прощении прегрешений, в данном случае, не имеет смысла. Другое дело, когда родственники хотят таким образом выразить свою любовь умершему ребенку. Нужно поминать его на Божественной литургии, можно заказать панихиду, литию.
Часто встречается мнение, что на всех людях лежит первородный грех, поэтому просить отпущения и помилования нужно для всех, включая младенцев. Это в корне противоречит православному богословию. Христос своей Крестной Смертью искупил первородный грех, он больше не лежит ни на ком из нас.
Таким образом, о крещенных младенцах можно молиться на Литургии, можно служить панихиды, литии. Разумеется, нисколько не возбраняется келейная молитва. Это очень сильная поддержка родителям и родственникам младенца. Но нужно молиться с умом. Просить отпущение грехов умершему младенцу не нужно, так как он безгрешен. Молится нужно о том, чтобы Господь послал утешение, просить сил, ведь нужно огромное смирение для того, чтобы принять смерть своего ребенка, не обвинить в этом Бога, а сказать: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет».
Существует молитва об умерших детях, но отдельной молитвы для поминовения именно младенцев нет, поэтому в ней есть просьба о прощении грехов как ребенка, так и родителей. На что важно обратить здесь внимание? На родительскую просьбу о прощении их грехов, ведь в церковной традиции принято, что дети страдают за грехи родителей. Так что поминать крещенного умершего младенца можно на Литургии, попросить священника отслужить панихиду или литию, можно читать указанную молитву, Псалтырь. Более подробно с молитвами можно ознакомиться в разделе «Молитвы, чтобы помянуть умершего». Главное, чтобы родители вели благочестивую жизнь, прося утешения у Господа, и не забывали о делах милосердия к ближним.
Сложнее обстоят дела с теми случаями, когда младенца не успели крестить даже мирским чином. В церковной практике есть устоявшееся правило, что за некрещеных Церковь не возносит свои молитвы, так как они не являются членами Церкви. Если для взрослых умерших это правило вполне обоснованно, так как человек, будучи еще живым, сам не пожелал стать частью Церкви, то для младенцев, чья жизнь могла оборваться в первые часы после рождения, оно выглядит не вполне справедливым. Поэтому Священный Синод в 2018 году утвердил «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это чин, который может отслужить священник. Создан он в утешение родителям, потому что для христианской семьи нет ничего страшнее, чем оставить ушедшего в мир иной без молитвы. Однако, поминать имя на Евхаристии все равно нельзя. Поэтому остается личная — келейная молитва. Но, как и в случае с крещенными младенцами, в ней нет необходимости просить отпущения грехов ребенку. Стоит просить у Бога утешения скорби и помилования души младенца несмотря на то, что он не был крещен.

Празднование или поминки?

Нужно признать, что еще сотню лет назад, любые действия в день рождения умершего могли вызвать порицание от служителя церкви и верующих людей из ближайшего окружения. Согласно христианскому учению, любой человек рождается с определенной цель, а выполнив свое предназначение покидает материальный мир, чтобы продолжить жизнь на небесах, если Бог сочтет его достойным этого права. В день, когда душа покидает тело, все земное для нее теряет значение. С этого момента не существует дня рождения, так как и именинника больше нет. Отныне для него важна другая дата – день смерти. Он же становится началом возрождения души и новой жизни.

Аналогичного мнения придерживаются знатоки тонких материй. Эзотерики утверждают, что, продолжая отмечать дату рождения, родственники тем самым призывают душу усопшего, возвращая ее к воспоминаниям о земной жизни и продлевая страдания.

Впрочем, это не говорит о том, что нужно забыть о покойном, изредка приводя в порядок его могилу. Священники, напротив, поощряют стремление людей принести радость упокоенным родным. Но делать это нужно без излишнего рвения, ориентируясь на то, что действительно принесет пользу. Хорошей практикой в этом смысле является:

  • • устроение скромных поминок;
  • • молитва в храме;
  • • заказ заупокойной службы;
  • • зажжение свечей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *