Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую отчетность сдают НКО в Минюст». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
Что такое некоммерческие организации
НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).
АНО — это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.
Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет. Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд. Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.
НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:
- учредители и участники платят взносы;
- граждане вносят пожертвования;
- организация сдаёт в аренду имущество, которое числится у неё на балансе;
- иные способы получения доходов, разрешённые законодательством РФ.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Актуальные вопросы по заданной теме.
Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?
Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?
Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:
- Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
- Заполнить вручную онлайн-форму отчета.
Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Сроки сдачи отчётности в ПФР в 2023 году
Вид отчётности | Период представления | Срок представления |
---|---|---|
Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) | За декабрь 2022 года | 16.01.2023 |
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) и Сведения по страхователю, передаваемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1) | За 2022 год | 01.03.2023 |
Расчет 4-ФСС (на бумаге) | За 2022 год | 20.01.2023 |
Расчет 4-ФСС (в электронном виде) | За 2022 год | 25.01.2023 |
Подтверждение основного вида деятельности | За 2022 год | 17.04.2023 |
Бухгалтерская отчетность
Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в ФНС и Росстат.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Если НКО ведет предпринимательскую деятельность (нужно, чтобы это было предусмотрено ее уставом), необходимо также предоставлять отчет о целевом использовании средств.
Крайний срок для сдачи — 31 марта следующего года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Можно представлять бухгалтерскую отчетность на бумаге или электронно.
Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст
НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.
НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.
Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.
Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.
Распространенные ошибки по заданной теме.
Ошибка №1. Отчет по форме ОН0003 является самостоятельным документом и обязателен для предоставления для всех некоммерческих организаций. Данный отчет сдается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и обязателен к сдаче при соблюдении следующих условий:
– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.
Ошибка №2. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности некоммерческими организациями отсутствует. В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Некоммерческие организации
Из названия можно сделать вывод о том, что получение прибыли не является основной целью функционирования данных учреждений. Юридическое лицо имеет собственный счет в банке, печать, устав, а его руководители обязаны составлять отчетность. Подобные субъекты создаются для осуществления культурной, религиозной, благотворительной, социальной, политической деятельности.
Несмотря на то, что учредители фондов не получают прибыли в результате их функционирования, они обязаны регулярно подавать бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность. Особенностью автономной некоммерческой организации является то, что ее создают на основе добровольных взносов физические или юридические лица и впоследствии они не имеют прав на имущество данного образования. Деятельность и порядок составления отчетности автономных некоммерческих организаций регулируется федеральными законодательными актами.
Виды и формы некоммерческих организаций
Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.
Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.
К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):
- создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
- учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
- решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.
В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:
- не имеют членства;
- создаются по решению одного учредителя;
- решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.
Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:
- социально ориентированные некоммерческие организации;
- исполнители общественно-полезных услуг.
При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.
Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.
В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:
- на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
- не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
- не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).
Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).
В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.
Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента
Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).
В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).
Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.
Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:
- получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.
Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).
Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.
И так, начиная с отчета за январь 2023 года:
- № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
- № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
- № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».
Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:
- № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».
Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:
- № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,
- № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».
Некоммерческие организации в России могут работать в разных сферах и отраслях. Состав отчетности во многом зависит от вида деятельности. Так, например, формы ОН0002 и ОН0001 не сдают товарищества собственников недвижимости, ТСЖ, потребительские кооперативы. Причина проста: интерес у контролирующих структур деятельность таких организаций не вызывает. Для всех остальных НКО представление в Минюст указанных форм отчетности является обязательным. За просрочку и игнорирование требований предусмотрены санкции.
Не только вид деятельности влияет на отчетность. Продолжая тему тех же форм ОН0002 и ОН0001, отметим, что сдаются они только при наличии соответствующих показателей. То есть нет иностранных учредителей – нет и сведений о них. То же самое с финансированием, имуществом и использованием ресурсов и средств.
Если у организации годовой объем поступлений не превышает 3 миллионов рублей, отчеты ОН0002 и ОН0001 тоже можно не сдавать. Вместо них в Минюст подается заявление, позволяющее продолжить ведение некоммерческой деятельности.
Для НКО с определенными видами деятельности предусмотрена специальная отчетность. Для казачьих обществ это форма ГРК003, для иностранных фирм-агентов – ОИА001, а от религиозных организаций Минюст ждет ежегодный отчет по форме ОР0001.
Выбор формы отчетности нередко вызывает затруднения у бухгалтеров, особенно у начинающих. Во избежание ошибок рекомендуется сверяться с информацией на сайте Минюста. Ресурс позволяет автоматизировать выбор формы при заполнении специальной таблицы.
Кто и когда должен подавать отчет в Минюст: подробности для НГО и НКО
11.
Лично: ул. Смольного, д. 3. Время приема – вторник с 9.00 до 13.00 и среда с 9.00 до 17.30; Понедельник, четверг, пятница – по предварительной записи – по телефонам: 719-67-24 и 710-09-64. Представителю некоммерческой организации для сдачи отчета необходимо иметь при себе: • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; • документ, подтверждающий полномочия руководителя некоммерческой организации; • доверенность, выданную руководителем некоммерческой организации на право представления отчета о деятельности некоммерческой организации в Управление (если отчет представляется не руководителем некоммерческой организации). Справки по вопросам контроля за деятельностью некоммерческих организаций можно задать по телефонам: 710-0964, 719-6724.