- Наследование

Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, необходимо точно знать: отказ от медицинского освидетельствования невозможен. При этом не дышать в трубочку можно. Поэтому при общении с сотрудниками ДПС следует внимательно слушать, чего они хотят.

Отказ от освидетельствования

Отказ от медицинского освидетельствования возможен. Данная информация заносится в журнал. В акте указываются причины, по которым исследование не было проведено. Но если гражданин отказался сразу при назначении процедуры, акт не заполняется вовсе.

По результату проведения исследования выносится заключение. Оно содержит конечный результат — признание лица находящимся в состоянии опьянения или противоположный результат.

Отказ от освидетельствования, как правило, приводит к ужесточению ответственности. При отсутствии доказательств того, что гражданин был в состоянии опьянения, при правильном оформлении протокола сотрудниками ГИБДД гражданин будет лишен права управления транспортным средством. Суды воспринимают отказ как попытку сокрытия состояния опьянения. Поэтому не рекомендуется игнорировать требования сотрудников МВД.

Рассмотрение судами дел об отказе от прохождения медицинского освидетельствования

Многие водители считают, что отказ от медицинского освидетельствования является незначительным нарушением. Особенно это касается случаев, когда водитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, будучи уверенным в своей трезвости. При рассмотрении данного нарушения в первую очередь следует отметить, что ответственность здесь наступает не за управление в состоянии опьянения, а за отказ от медицинского освидетельствования. Следует также помнить, что за отказ от медицинского освидетельствования наступает точно такая же ответственность, как и за управление в состоянии опьянения.
Дела об отказах от медицинского освидетельствования имеют свои юридические тонкости и нюансы. Вместе с тем, видя перед собой рядового водителя, судьи почти не вникают в обстоятельства дела и выносят в отношении «отказника» шаблонное постановление о признании виновным.
Судебная практика свидетельствует о том, что вернуть водительские права за отказ от медицинского освидетельствования реально. Доказать в суде отсутствие оснований для привлечения водителя к административной ответственности за отказ от прохождения освидетельствования возможно, в частности, одним из следующих способов:

  • доказать, что водитель не управлял транспортным средством;
  • доказать незаконность предъявленного водителю инспектором ГИБДД требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • доказать нарушение порядка направления водителя на медицинское освидетельствование;
  • доказать, что имел место отказ от освидетельствования, а не отказ от медицинского освидетельствования.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее — водитель транспортного средства).

2. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1025)

3. Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;

д) поведение, не соответствующее обстановке.

Требования к медицинской организации для проведения медицинского освидетельствования

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения, как и любая медицинская деятельность, подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. В приложении к лицензии должно быть указано выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

При этом освидетельствование опьянения официально разрешается проводить с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей), соответствующих установленным требованиям (п.3 Порядка).

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждены приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.

Так, помимо прочего, в салоне должна быть обеспечена возможность размещения:

  • прибора для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (1 шт);
  • анализатора для химико-токсикологических исследований (1 шт);
  • контейнеров для сбора мочи с измерением температуры и рН, пробирок вакуумных для сбора мочи, держателей для переноса мочи в пробирку (50 шт);
  • резиновых перчаток (не менее 20 пар);
  • термометров для измерения температуры тела (2 шт);
  • тонометров механических (2 шт);
  • фонендоскопов (2 шт);
  • молоточка неврологического (1 шт);
  • комплекта средств для дезинфекции салона;
  • средств связи;
  • документов, используемых при проведении медицинского освидетельствования, в том числе бланков актов.

Поскольку законодательством не установлен стандарт оснащения кабинета медицинского освидетельствования, то при лицензировании, а также при организации работы могут по принципу аналогии закона применяться требования к оснащению передвижного пункта.

При этом в п.10 порядка указано, что для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Читайте также:  Оценка стоимости дачи в Москве и области

К лицензионным требованиям также относится наличие заключивших с организацией трудовые договоры работников.

Судебная практика по оспариванию результатов медицинского освидетельствования

Как уже упоминалось ранее, состояние опьянения, установленное по результатам медицинского освидетельствования, влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Указанные последствия чаще всего для освидетельствуемого носят негативный характер в виде привлечения к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности. Логично, что желание избежать или снизить размер ответственности, побуждает освидетельствуемого к обжалованию результатов медицинского освидетельствования или обжалования правовых норм, устанавливающих правила медицинского освидетельствования.

Так, например, гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 11 Порядка и подпункта 13.2 Акта в части, устанавливающей интервал времени 15-20 минут после первого исследования, в течение которого проводится второе исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, указывая на то, что установление нефиксированного и неоднозначного интервала (промежутка времени) неопределенной длительности противоречит законодательству об исчислении времени и об обеспечении единства измерений, и нарушает его права как лица, привлекаемого к административной ответственности.

По указанному делу было принято решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 № АКПИ17-245, в котором суд указал, что установленные оспариваемыми нормами временные рамки проведения повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя через 15-20 минут после проведения первого исследования обусловлены медицинскими показаниями, связанными с исключением ошибочного результата исследования, который может быть получен в связи с наличием небольших количеств алкоголя, адсорбировавшегося на слизистой оболочке ротоглотки при употреблении накануне исследования спиртосодержащих лекарств, так называемого фиксированного алкоголя.

В основу судебного решения были положены пояснения специалиста, указавшего, что научными исследованиями установлен максимальный интервал, в течение которого адсорбированный алкоголь может держаться на слизистой оболочке полости рта равный 15 минутам. Исходя из этого при проведении повторного исследования в интервале после 15 и до 20 минут после первичного исследования будет зафиксировано наличие или отсутствие именно алкоголя, а не лекарственных препаратов в выдыхаемом воздухе.

Суд указал, что проведение исследования в интервале от 15 до 20 минут, исходя из приведенного медицинского обоснования, не влияет на правильность самого исследования и направлено на исключение возможности оспаривания исследования по формальным основаниям и отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Отметим, что процедура и результаты медицинского освидетельствования на алкогольное (наркотическое) опьянение достаточно часто становятся предметом оспаривания привлечения к административной ответственности в судах вышестоящих инстанций. Приведем несколько типичных примеров.

Постановление Пермского краевого суда от 28.01.2019 № 4А-52/2019 № 4А-1910/2018

Гражданин обжаловал постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, указав, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения ему для ознакомления не вручен, что лишило освидетельствуемого возможности оспорить результаты освидетельствования, при этом имеющаяся в материалах дела копия акта не заверена надлежащим образом.

Суд не согласился с мнением заявителя, указав, что доводы о невручении акта медицинского освидетельствования и приобщении его к материалам дела в виде незаверенной копии, не свидетельствуют о существенном нарушении норм КоАП РФ, влекущем отмену судебных актов, поскольку установлено, что оригинал акта медицинского освидетельствования приобщен к материалам другого дела об административном правонарушении в отношении гражданина, право на получение копии указанного документа освидетельствуемый не был лишен, так как согласно протоколу судебного заседания, он мог узнать результаты медицинского освидетельствования, но акт медицинского освидетельствования не получил.

Постановление Саратовского областного суда от 05.03.2019 № 4А-111/2019.

Гражданин обжаловал постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности, указав, что проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе не производилась, в акте не указаны клинические признаки опьянения, нарушена процедура проведения освидетельствования.

Однако, суд счел, что доводы жалобы со ссылкой на пояснения врача-нарколога о том, что проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе не производилась, в акте не указаны клинические признаки опьянения, нарушена процедура проведения освидетельствования, противоречат материалам дела. Освидетельствование проведено организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утверждённый приказом министерства здравоохранения № 933н от 18 декабря 2015 года, не нарушен, в акте освидетельствования имеется указание, в том числе, и на пробы выдыхаемого воздуха. У испытуемого были отобраны биологические объекты, которые подвергнуты анализу.

В результате суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Решение Вологодского областного суда от 01.04.2019 № 7А-164/2019

Гражданин обжаловал постановление судьи о привлечении к административной ответственности, указав на недопустимость принятия в качестве доказательства по делу акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Суд указал, что медицинское освидетельствование для установления факта употребления наркотического средства было проведено в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения отражены все результаты проведенных тестов и исследований, акт составлен в соответствии с законом, не противоречит требованиям указанного приказа, по результатам медицинского освидетельствования было вынесено заключение о нахождении освидетельствуемого в состоянии опьянения, вызванного употреблением наркотического средства, содержащее в своем составе каннабиноиды, без назначения врача. Таким образом, оснований для признания данного акта недопустимым доказательством по делу, не имеется.

Читайте также:  Ответы на популярные вопросы о «дачной амнистии»

Постановление Верховного Суда Республики Коми от 11.04.2019 № 4А-165/2019

Гражданин обжаловал постановление судьи о привлечении к административной ответственности, указав на нарушение порядка проведения освидетельствования, направления биологического объекта на исследование, полагая, что химико-токсикологическое исследование проведено в один этап, без подтверждающего исследования и с нарушением установленных сроков. Также указал на наличие разногласий и неправильность заполнения медицинским учреждением справок, направлений и акта освидетельствования.

В тоже время материалами дела подтверждается, что данные о проведении подтверждающего исследования отражены в журнале регистрации результатов химико-токсикологических исследований, согласно которого, в биологическом объекте, отобранном у освидетельствуемого обнаружены каннабиноиды. Наличие в учетной форме N452/у-06 (направление на химико-токсикологическое исследование) указания на наличие каннабиноидов в количестве 84 нг/мл является резолюцией заведующей КДЛ и не может быть расценено как указание на предварительный результат исследования направленного в лабораторию биологического объекта. Таким образом, нарушений Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, выразившихся в нарушении сроков направления биологического объекта на исследование и сроков проведения исследования не установлено.

Сотрудники ГИБДД направляют водителей на медосвидетельствование соответствующим протоколом. На дороге они останавливают автомобилистов за нарушения, для проверки документов. Даже в процессе недолгого общения инспекторы могут выявить признаки опьянения. Это запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Инспектор предлагает пройти освидетельствование на месте — подышать в алкотестер. Напомним: алкогольное опьянение устанавливается, если в 1 л выдыхаемого воздуха содержится более 0,16 мг абсолютного этилового спирта. Но если даже результат на алкоголь отрицательный, сотрудник ГИБДД может направить водителя на освидетельствование в медицинское учреждение. Ведь алкотестер не показывает, употреблял ли человек запрещенные вещества, а такие подозрения, скажем, есть. При ДТП с пострадавшими названную процедуру должны проходить все водители — участники происшествия.

В нашем городе медосвидетельствование водителей проводят в обособленных подразделениях областного клинического наркологического диспансера. Это три модульных здания, построенные в 2014 — 2015 годах при больницах №1 имени Пирогова, №2 имени Семашко и №7. Именно сюда инспекторы сопровождают автомобилистов и ждут, когда те пройдут освидетельствование. Стражи порядка могут присутствовать и на самой процедуре, если их подопечные ведут себя агрессивно.

Порядок проведения исследования определен приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 года №933н.

— Несколько этапов процедуры занимают в среднем от 20 до 40 минут, — рассказала заведующая отделением медицинского освидетельствования наркологического диспансера Жанна Киселева. — Результаты вносятся в акт.

О требованиях к медицинской организации и к медицинским работникам, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Требования, к медицинской организации, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, остались прежние, а именно МО проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по МО (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения МО (пункт 3 Порядка МО на состояние опьянения).

Что касается врачей, привлекаемых к осуществлению подобного МО, то законодатель более подробно установил, что осмотр врачом – специалистом проводится врачом – психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом – специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения МО по программе, предусмотренной приложением № 7 к Приказу № 308.

При этом сама Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (Приложение № 7 к Приказу № 308), осталась неизменной и не утратила силу, её положения были распространены и на медицинских работников, проводящих МО на состояние опьянения иных лиц (п. 4 Порядок МО на состояние опьянения). Продолжительность подготовки составляет по данной программе 36 часов.

Также новым Порядком МО на состояние опьянения четко определен перечень осмотров врачами – специалистами, а также инструментальных и лабораторных исследований:

  • осмотр врачом – специалистом (фельдшером);
  • исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
  • определение наличия психоактивных веществ в моче;
  • исследование уровня психоактивных веществ в моче;
  • исследование уровня психоактивных веществ в крови.

О клинических признаках опьянения

Ранее клинические признаки опьянения законодательно не были закреплены.

Теперь же в соответствии с Порядком МО на состояние опьянения утвержден четкий Перечень (приложение № 2 к Порядку). Согласно данному Перечню выделяются следующие:

  • Изменения психической деятельности (неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции; заторможенность, сонливость или возбуждение; эмоциональная неустойчивость; ускорение или замедление темпа мышления).
  • Изменения вегетативно – сосудистых реакций (гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз, инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых, сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз, учащение или замедление дыхания, тахикардия или брадикардия, сужение или расширение зрачков, вялая реакция зрачков на свет).
  • Нарушения двигательной сферы (двигательное возбуждение или заторможенность; пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами; неустойчивость в позе Ромберга; ошибки при выполнении координатных проб; тремор век и (или) языка, рук; нарушения речи в виде дизартрии).

Правовая составляющая и хитрости

Административный регламент ГИБДД, а именно пункт 136-й, четко регламентирует, в каких случаях производится освидетельствование:

  • отрицание водителем достоверности показаний теста на определение количества алкоголя в крови, проведенного инспекторами ГИБДД;
  • в случае отказа от прохождения проверки изначально;
  • если специализированный тестер наличие алкоголя не подтвердил, но сотрудники ГИБДД располагают достаточным количеством оснований, подтверждающих присутствие опьянения;
  • причастность водителя к ДТП, в котором имеются пострадавшие;
  • предположение причастности водителя в совершении правонарушения.
Читайте также:  Общий журнал работ в строительстве по РД 11-05-2007

Прежде чем перечить сотрудникам ГИБДД, попытайтесь уточнить, по какой причине вам предлагают пройти освидетельствование, потому что отказ от него грозит серьезным штрафом, размер которого составляет 30 000 рублей. Вдобавок к этому вы лишитесь возможности управления транспортным средством на длительный период: от 18 до 24 месяцев.

Нюансы прохождения повторной проверки

Если водитель не согласен с результатами обследования на месте и проверки в медицинском учреждении, куда он был направлен автоинспектором, то он может пройти независимое медосвидетельствование на состояние опьянения. Для этого обязательно учитываются нюансы:

  • выполняется процесс исключительно в течение двух часов после первичного исследования, так как иначе результаты не будут приняты судом, поскольку существует вероятность, что уже будет выведен алкоголь из организма;
  • выбирается для процедуры исключительно медицинское учреждение, обладающее лицензией на эту деятельность, а также у него должно иметься соответствующее оборудование для выполнения данной задачи;
  • обращаться можно не только в государственные организации, но и в коммерческие компании;
  • положительно воспринимаются судом результаты исследования, проведенного в государственном учреждении, так как отсутствуют сомнения в правдивости проверки;
  • водитель должен получить по результатам исследования специальный акт;
  • проверка является платной, поэтому придется заплатить за процедуру определенное количество денежных средств.

Обращаться за повторным медицинским освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения актуально исключительно при условии, что действительно гражданин уверен в своей правоте. Если же в акте будет указано, что в крови имеется алкоголь, то оспорить постановление не получится.

Что такое медосвидетельствование?

Понятия освидетельствования в действующем российском законодательстве нет. Однако его можно вывести из норм Приказа Минздрава от 18.12.2015 года № 933н, который регламентирует этот вопрос. В соответствии с этим нормативно-правовым актом оно представляет собой комплекс мероприятий, направленных на установление факта наличия или отсутствия у гражданина состояния опьянения. Под таким состоянием понимают факт употребления некоторых веществ. В их число входят:

  • алкоголь;
  • наркотические, психотропные, одурманивающие вещества;
  • иные химические вещества, способные вызвать опьянение.

Правила оспаривания постановления

Автоинспекторы не обладают правом самостоятельно лишать водителей их удостоверения. Поэтому данная процедура выполняется исключительно судом после рассмотрения всех документов, имеющих отношение к этому делу. Для этого учитываются результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Но даже при наличии данного документа у автоинспектора, имеются определенные ситуации, когда результат может быть оспорен. В этом случае к водителю не будут применяться какие-либо меры ответственности.

Оспариванием должен заниматься непосредственный автовладелец. Если он уверен, что управлял машиной в трезвом виде, то целесообразно воспользоваться независимым медосвидетельствованием на состояние опьянения. В этом случае можно доказать, что в действительности гражданин был трезвым.

Если в правильно заполненном акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения указывается, что на момент управления машиной гражданин был трезвым, то оспорить протокол не составит труда. Для этого выполняются действия:

  • правильно составляется исковое заявление;
  • обращаться надо в суд по месту нахождения подразделения ГИБДД, в котором работает автоинспектор, выписавший протокол;
  • приводятся в иске все обстоятельства данного дела;
  • указывается, что гражданин сразу после проверки сотрудником ГИБДД обратился в независимую организацию для повторного исследования, по результатам которого не был выявлен алкоголь в крови;
  • прикладывается к иску акт, полученный от медиков.

Если судом будет установлено, что действительно освидетельствование автоинспектором проводилось со многими нарушениями или с использованием прибора, не оснащенного нужными элементами, то это приведет не только к отмене постановления, но и привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.

III. Порядок проведения медицинского освидетельствования

7. Медицинское освидетельствование проводится при наличии у лица, в отношении которого оно проводится (далее — освидетельствуемый), документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

Законный представитель освидетельствуемого в случае подачи им письменного заявления в соответствии с подпунктами 8 — 10 пункта 5 настоящего Порядка предъявляет документ, удостоверяющий личность. Законный представитель (кроме родителя) предъявляет также документ, подтверждающий назначение опекуном (попечителем) освидетельствуемого.

8. В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением № 2 к настоящему приказу (далее — Акт).

9. После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку.

10. Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений7, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *