Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ксенон 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки
Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:
Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.
Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так довольно глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.
Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.
Лишение водительского удостоверения за ксенон в противотуманных фарах в 2024 году
Требования к противотуманным осветительным приборам соответствуют тем, которые предъявляются к основным фарам. Если конструкция ТС в 2024 году не предусматривает установку газоразрядных ламп в противотуманные осветительные приборы, водитель может быть лишен прав за ксенон в противотуманках на срок от 6 до 12 месяцев.
Необходимо знать, какой вид ламп предусмотрен производителем автомобиля. Существуют следующие символьные обозначения:
• DC – установка газоразрядных ламп разрешена только для фар ближнего света;
• DR – ксеноновые лампы могут быть применены для дальнего света;
• DCR – газоразрядные лампы могут быть использованы для фар ближнего или дальнего света одновременно.
Тип фар можно определить по знаку в виде круга, внутри которого находится литера «Е». За ней указывается номер государства и код утверждения фар. Если ксеноновые лампы использованы в обычных или противотуманных фарах, которые не предназначены для установки ксенонового света, режим работы фар считается несоответствующим требуемому. Следовательно лишение прав за ксенон становится законным.
Общаемся с инспектором, если у вас установлен ксенон
Итак, инспектор ГИБДД остановил Вас за ксенон. Что делать?
1. Просим инспектора предъявить служебное удостоверение в развернутом виде. После чего переписываем данные удостоверения, номер нагрудного жетона и телефон дежурной части. Данные сведения Вам пригодятся в случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации, например, обращения в суд для обжалования действий инспектора.
2. Согласно Приказу МВД РФ от 02.03.2009 года № 185, для того, чтобы остановить транспортное средство, должны быть веские причины. Получается, что незаконный ксенон относится к признакам нарушения, которые были установлены визуально. Обратите внимание на то, что за данное нарушение вас могут остановить где угодно, так как на стационарном посту отныне останавливают только для проверки документов. При этом остановка инспектором запрещена в тех местах, где их остановка запрещена ПДД.
3. Для того чтобы инспектор убедился в том, что у вас установлен «левый» ксенон, ему необходимо будет открыть капот.
Часть 1 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Так как это будет являться досмотром (не путать с осмотром), то для этого необходимо обязательное присутствие двух понятых или видеосъемка.
Часть 2 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
4. В протоколе о досмотре транспортного средства должна быть указана вся информация о том, кто его составлял, в отношении кого он составлен, а так же все, что касается вашего автомобиля. В графе «Обязанности и права разъяснены» указываем «Права и обязанности не разъяснены» — проставляем подпись, но только в том случае, если это действительно так.
Важно: Инспектор обязан именно разъяснить Вам права, а не указать на самостоятельное прочтение их на обороте. По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий, сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
5. При заполнении протокола, в графе «объяснения лица» указываем, «с вменяемым нарушением не согласен. Требую помощи адвоката». Зачастую, существует большая вероятность выиграть дело и добиться того, чтобы водительские права остались у вас на руках.
6. Направить автомобиль на штрафстоянку не имеют права.
Светодиодные лампы LED — можно ли ставить в фары?
Но они нас в теме о том, можно ли ставить в фары светодиодные лампы LED, не интересуют.
А вот типы фар для светодиодного источника света в Техрегламенте не описаны. от слова «совсем». Увы, но это так. Поэтому светодиодные лампы в теории могут применяться в любом типе фар с любой маркировкой. Почему в теории? Потому что на практике проверяющие сотрудники ГИБДД и судьи зачем-то приравнивают их к галогеновому типу, хотя это совершенно разные конструкции лампочек.
Ещё один довод в сторону такого приобщения — на автомобилях, на которые с завода устанавливаются LED-лампочки, фары маркируются именно как галогеновые.
Итак, такой тип фар имеет маркировку HR, HC, HCR, где HC означает ближний свет, HR — дальний, а HCR — двухрежимный вариант работы.
Лишают ли в 2023 году водительских прав за езду с LED-лампами в галогеновых фарах?
Нет, не лишают!
Вообще, в 2023 году нет никакого наказания за установку или езду с LED-лампами вместо галогеновых источников света. Речь идёт только о нарушениях несоответствия либо маркировки, либо цвета и режима работы световых приборов. В подавляющем большинстве случаев за это грозит штраф или предупреждение.
Но давайте разберёмся, почему сегодня вас не могут лишить водительских прав за светодиоды в галогенных фарах:
- ПДД предписывает, чтобы количество, тип, цвет, расположение и режим работы световых приборов не шли вразрез с конструкцией автомобиля (пункт 3.1 Положений по допуску ТС),
- в КОАП есть лишь одна «лишенческая» часть за несоответствие световых приборов установленным требованиям – речь о части 3 ст. 12.5 Кодекса, которая предусматривает наказание, если вы управляете автомобилем с передними огнями красного цвета, либо с огнями, чья гамма и режим работы не соответствуют требованиям ПДД (см. выше).
- фары с LED-лампами светят белым или жёлтым цветом и не могут отдавать краснотой – поэтому это нарушение для лишения прав в случае со светодиодами на практике не встречается,
- единственное определение режима работы фар можно найти в пункте 2,54 ГОСТ Р33997-2016 – и нарушением будут ситуации, когда работающий световой прибор на вашей машине вместо непрерывного свечения мигает как проблесковый маячок (но это редкость),
- таким образом мы имеем отсутствие состава правонарушения по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ, за которое предусмотрено лишение прав за LED в габаритах, а также ближнем и дальнем свете.
Однако в той же статье Кодекса есть часть 1, по тексту которой водителю грозит штраф в 500 рублей за управление автомобилем при наличии неисправностей. Так вот, такая неисправность всё же есть!
Дело в том, что в каждом транспортном средстве конкретный источник света. Он определяется в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза № 877. Так, для традиционных галогеновых лампочек один класс источника света – 0 или H, а для светодиодов другой – LED. И если вы установите в галогеновые фары диодные лампочки – это будет считаться нарушением. Ведь в данном случае вы нарушите пункт 3.1 Приложения ПДД – вставите лампы в не соответствующие по типу фары. Поэтому при обнаружении подобного нарушения с оптикой вас могут законно привлечь к ответственности по части 1 ст. 12.5 КоАП и оштрафовать.
Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?
Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.
Минимальная сумма штрафа за установку ксеноновых фар
В 2024 году минимальная сумма штрафа за установку ксеноновых фар составляет 2500 рублей.
Ксеноновые фары, которые являются нестандартным типом освещения, влекут за собой штрафные санкции. Минимальная сумма штрафа за установку ксеноновых фар была установлена законодателем и составляет 2500 рублей.
Штраф за установку ксеноновых фар необходимо оплатить в случае обнаружения их в вашем автомобиле без соответствующих разрешительных документов. Ксеноновые фары имеют свои особенности и могут иметь негативное воздействие на дорожное движение, поэтому их использование запрещено без специального разрешения.
В случае нарушения правил установки ксеноновых фар и невыполнения требований законодательства, возможны последствия в виде оштрафования. Оплата штрафа должна быть произведена в установленные сроки, иначе могут быть применены дополнительные меры, например, автомобиль может быть арестован или изъят.
Для избежания штрафных санкций в связи с установкой ксеноновых фар следует соблюдать требования законодательства и оборудовать автомобиль только одобренными типами освещения, соответствующими гостандартам и правилам дорожного движения.
Ксенон в фарах: новые штрафы в 2024 году
Владельцы автомобилей, оснащенных ксеноновыми фарами, должны быть осторожными, так как с 2024 года будут введены новые штрафы за нарушение правил эксплуатации данного осветительного прибора. Ксеноновые фары самые популярные среди автолюбителей, так как обеспечивают яркое и качественное освещение дороги, что повышает безопасность на дороге.
Однако, многие владельцы несанкционированно устанавливают ксеноновые лампы в обычные фары, не учитывая технические и правовые требования. В результате, страдает видимость других участников движения, что может привести к авариям.
Новые штрафы за использование ксеноновых фар в 2024 году ориентированы на снижение количества несанкционированных установок. За установку ксеноновых фар в обычные фары или угловые фары предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей для физических лиц и 10 000 рублей для юридических лиц.
Также, владельцам автомобилей с ксеноновыми фарами необходимо иметь дополнительные элементы освещения, такие как омыватели фар и устройства для автоматического регулирования высоты освещения. В случае их отсутствия или неисправности, у владельцев будет возможность получить штраф в размере 2 500 рублей.
Нарушение | Штраф для физических лиц | Штраф для юридических лиц |
---|---|---|
Установка ксеноновых фар в обычные фары или угловые фары | 5 000 рублей | 10 000 рублей |
Отсутствие или неисправность омывателей фар или устройств для автоматического регулирования высоты освещения | 2 500 рублей | 2 500 рублей |
Владельцам автомобилей с ксеноновыми фарами рекомендуется позволить проверить соответствие установленных осветительных приборов техническим требованиям уполномоченным сервисным центром. Это поможет избежать не только штрафов, но и создания опасности на дороге.
Изменения в законодательстве 2024 года
В 2024 году вступили в силу важные изменения в законодательстве относительно использования ксенона в противотуманных фарах. Теперь нарушители будут подвергаться значительным штрафным санкциям.
Запрет на использование ксенона
Одним из главных изменений является запрет на использование ксеноновых ламп в противотуманных фарах. Ранее, многие автолюбители использовали ксеноновые лампы, так как они обеспечивали яркое и мощное освещение дороги в условиях плохой видимости. Однако, ксеноновые лампы являются опасными из-за своей высокой яркости и слепящего эффекта на других участников дорожного движения.
Штрафные санкции
В соответствии с новыми правилами, использование ксенона в противотуманных фарах будет караться штрафом. Величина штрафа будет зависеть от габаритов автомобиля и категории нарушения. Например, для легковых автомобилей штраф может составлять до 5 000 рублей, а для грузовых автомобилей — до 10 000 рублей.
Причины изменений
Основной причиной введения запрета на использование ксенона в противотуманных фарах является обеспечение безопасности дорожного движения. Высокая яркость ксеноновых ламп может создавать слепящий эффект на водителей встречных транспортных средств, что значительно снижает уровень безопасности. Новое законодательство также обеспечивает равные условия для всех участников дорожного движения и способствует снижению дорожных происшествий.
Проверки и наказания
С целью контролировать соблюдение новых правил, введены регулярные проверки со стороны дорожной полиции. Если во время проверки будет обнаружено использование ксенона в противотуманных фарах, водитель будет оштрафован в соответствии с законодательством. Кроме того, повторные нарушения могут привести к более серьезным последствиям, таким как лишение водительских прав.
В результате введения этих изменений в законодательстве, использование ксенона в противотуманных фарах стало незаконным и подлежит штрафным санкциям. Автовладельцам следует обратить внимание на эти изменения и соблюдать новые правила, чтобы избежать нарушений и негативных последствий.
Влияние ксенона на видимость на дороге
Использование ксенона в противотуманных фарах стало популярной практикой среди автолюбителей. Ксеноновые лампы обладают высокой яркостью и хорошо освещают дорогу в условиях низкой видимости. Однако, несмотря на их преимущества, использование ксенона в противотуманных фарах подвергается ограничениям и штрафам.
Ксеноновая подсветка может значительно улучшить видимость на дороге, особенно в темное время суток или при плохой погоде, такой как туман, дождь или снегопад. Яркое и белое свечение ксенона делает объекты более заметными на дороге, что помогает водителю быстрее распознать препятствия и предотвратить возможные аварии.
Однако, использование ксенона в противотуманных фарах может негативно влиять на других участников дорожного движения. Высокая яркость ксенона может слепить водителей, движущихся навстречу. Это особенно опасно на дорогах с интенсивным движением или на узких участках, где есть большая вероятность столкновения. Неконтролируемое использование ксенона может создать опасную ситуацию на дороге и вызвать аварию.
Поэтому многие страны вводят штрафы за использование ксенона в противотуманных фарах без соответствующей регулировки. Эти штрафы направлены на защиту безопасности всех участников дорожного движения. Водители, нарушающие правила использования ксенона, могут оштрафоваться или даже лишиться права управления автомобилем.
Безопасность на дороге должна быть приоритетом для каждого водителя. Поэтому рекомендуется использовать ксеноновые лампы только в соответствии с законодательством и настроить их правильно для минимизации рисков и максимального увеличения видимости на дороге.
Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), штраф за использование ксеноновых фар может составлять от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Размер штрафа зависит от категории транспортного средства, его характеристик и нарушений, допущенных при установке и использовании ксеноновых фар. Например, повышение яркости света или отсутствие светового потока на определенный угол может повысить размер штрафа.
Важно отметить, что штраф за использование ксеноновых фар является только одним из возможных наказаний. В некоторых случаях, владельцу автотранспортного средства может быть предъявлено требование о демонтаже ксеноновых фар на специализированной станции и установке обычных галогенных фар.
Категория ТС | Штрафные санкции |
---|---|
Легковые автомобили | От 2 000 до 5 000 рублей |
Грузовики, автобусы и другие тяжелые ТС | От 5 000 до 20 000 рублей |
При выявлении нарушения, полицейский инспектор имеет право оштрафовать водителя сразу на месте или выдать уведомление с указанием суммы штрафа и срока его оплаты. В случае невыполнения требований, водитель может быть привлечен к административной ответственности.
В связи с увеличением числа случаев использования ксеноновых фар, с 1 января 2024 года вступил в силу измененный КоАП, предусматривающий ужесточение контроля за использованием этого типа освещения на дорогах. Эти меры направлены на повышение безопасности дорожного движения и защиту зрения других участников трафика.
Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки
Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:
Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.
Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.
Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.
Штраф и лишение прав, (КоАП РФ) за ксенон
Так как нет конкретной статьи именно про ксеноновые лампы. Указывающая на несоответствие норм режима работы для световых приборов на автомобилях, то применять к нарушителям можно лишь «общую» статью КоАП РФ. Такой универсальной статьей у нас является статья 12.5 КоАП РФ. Она в частности описывает те случаи, когда эксплуатация ТС при некоторых неисправностях или отклонениях запрещена. Именно под это и можно подвести тот случай, когда на машину устанавливается ксенон, и когда он не предусмотрен. В статье 12.5 КоАП РФ части 3 прописано следующее:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и РЕЖИМ РАБОТЫ которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Как видим из пункта 3 есть ссылка на норму «Основные положения по допуску ТС …». Открываем этот документ и находим «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». 3«Внешние световые приборы» п. 3.1 гласит:
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
…также вполне может быть и применен п. 3.4
На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Здесь все понятно. Поставил не тот рассеиватель или не ту лампу, изменил режим работы, это и является нарушением «Основных положения по допуску ТС …». Все это значит, что водитель несет ответственность по вышеупомянутой статье 12.5 КоАП РФ.
Верховный суд разрешил ксенон – это правда?
Нет, это не так. Верховный суд лишь указал, что несоответствие источника света типу фар недопустимо при определенном принципе наказания. Однако следует применять более мягкий.
Верховный суд не разрешил установку «колхозного» ксенона как в фары ближнего, так и дальнего света. Судьи разъяснили порядок применения соответствующих санкций. Но ксенон все еще запрещен в России.
Логика здесь проста. Выше мы указали, что часть 3 касается ненадлежащего функционирования и цвета фонарей. Другими словами, для того чтобы водитель был лишен прав, должны быть выполнены оба условия:
- Нарушен режим работы,
- цвет излучаемого света должен быть запрещен.
Давайте теперь проясним оба понятия!
Режим работы не является тем, что судьи понимают как несоответствие между типом лампы и фары. Фактически, режим работы может быть фиксированным или мигающим и относится к алгоритму настройки и включения/выключения.
То есть, индикатор имеет один режим, а, например, противотуманные фары — другой. Об этом прямо говорится в разделе 2.54 соответствующего ГОСТа.
Влияние новых штрафов на владельцев автомобилей
Введение новых штрафов за использование ксеноновых фар можно считать мерой, направленной на повышение безопасности дорожного движения. Такие штрафы помогут снизить количество аварий, вызванных неправильной установкой и использованием ксеноновых фар.
Однако, владельцы автомобилей с уже установленными ксеноновыми фарами столкнутся с дополнительными расходами. По новому законодательству, за использование ксеноновых фар без соответствующих документов, владелец автомобиля будет оштрафован.
Размер штрафа будет зависеть от нарушения. Нарушение в виде использования ксеноновых фар без документов может привести к штрафу в размере от 5000 до 20000 рублей. Если ксеноновые фары установлены некачественно и слепят водителей встречных автомобилей, штраф может составлять от 5000 до 30000 рублей. Также предусмотрена возможность изъятия ксеноновых фар и аннулирования сертификата регистрации.
Выявление и контроль использования ксеноновых фар будет осуществляться с помощью специализированных технических средств, разработанных для определения и контроля фар в автомобилях. Использование таких средств позволит предотвратить возможность обману системы и избежать несправедливых штрафов для владельцев автомобилей, у которых фары работают исправно и не вызывают угрозы для других участников дорожного движения.
Нарушение | Размер штрафа |
---|---|
Использование ксеноновых фар без документов | от 5000 до 20000 рублей |
Некачественная установка фар и слепление водителей | от 5000 до 30000 рублей |
Одним из последствий новых штрафов может стать увеличение спроса на ксеноновые фары, которые соответствуют требованиям законодательства и безопасности. Владельцы автомобилей будут вынуждены обратиться к сертифицированным поставщикам и сервисам для установки ксеноновых фар, а также для получения соответствующих документов.
Также следует отметить, что внедрение новых штрафов позволит сократить количество аварий и происшествий, связанных с использованием ксеноновых фар. Водители будут осознавать последствия своих действий и стремиться соблюдать правила дорожного движения, в том числе относящиеся к использованию ксеноновых фар.
Что можно менять, а что нельзя
Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).
Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.
Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:
- доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
- разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
- запрещенные модификации.
Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:
- колесные диски разрешенного производителем размера;
- сертифицированные производителем топливные баки;
- внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
- установленное с завода газобалонное оборудование;
- допустимая тонировка стекол (об этом дальше).
Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).
Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.
Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.
В том числе, это такие изменения:
- все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
- замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
- узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
- приборы внешнего освещения;
- изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
- установка ГБО, и т.д.