Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог в какой бюджет зачисляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Налоговому кодексу, водный налог является федеральным налогом, и особенности его исчисления, уплаты и представления отчетности определяются исключительно федеральным законом (Налоговый кодекс, статья 13, пункт 8).
Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК
Налоги перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с Кодом бюджетной классификации (КБК); на 2018-2019 годы КБК, по которым уплачиваются налоги, следующие (см. Приказ Минфина России от 6 августа 2018 г. № 132н).
- Для самого налога — 182 1 07 03 000 01 1000 110,.
- Штраф-182 1 07 03 000 01 2100 110,.
- Штраф — 182 1 07 03 000 01 3000 110.
Водный налог – в какой бюджет зачисляется?
Водный налог относится к федеральным обязательствам и действует на территории всей страны. Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок его расчета, уплаты или администрирования, не могут противоречить федеральным законам, в частности – Налоговому Кодексу.
Крым не является исключением с точки зрения водных обязательств. С 2015 года физические лица, ИП и организации, действующие на его территории, перечисляют налог по тем же ставкам и в том же порядке, что и жители остальных частей России.
Согласно статье 50 Бюджетного Кодекса, поступления от взимания водного налога в объеме 2/5 зачисляются в федеральный бюджет. 3/5 полученных средств направляется в субъект, на территории которого расположен конкретный водоем.
Водный налог имеет безусловную важность для экономики: он обеспечил рост фискальных поступлений в государственную казну. Второе его значение – экологическое. Он призван стимулировать компании и физических лиц использовать водные ресурсы рационально и не нарушать установленные лимиты, установленные по каждому природному объекту.
Водный налог – в какой бюджет зачисляется
Водный налог в нынешнем понимании возник недавно: в 2021 году Государственная Дума приняла решение дополнить НК РФ новой главой, подразумевающей необходимость совершения бюджетных платежей за пользование водными объектами по лицензии. Несмотря на относительную «молодость», фискальный сбор имеет четкую систему элементов, прописанный в законодательстве порядок уплаты и предоставления отчетности. За нарушение установленных норм предусмотрены штрафы и иные санкции.
Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.
Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ
В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:
1) федеральные налоги и сборы;
2) таможенные платежи;
3) государственная пошлина.
1. Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).
Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:
———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на операции с ценными бумагами;
6) таможенная пошлина;
7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
8) налог на прибыль организаций;
9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
10) государственная пошлина;
11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
12) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
14) налог на игорный бизнес;
15) плата за пользование водными объектами;
16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
17) налог на добычу полезных ископаемых.
Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
———————————
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).
2. Таможенные платежи — таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:
1) таможенная пошлина;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
6) таможенные сборы за таможенное оформление;
7) таможенные сборы за хранение товаров;
8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
9) плата за информирование и консультирование;
10) плата за принятие предварительного решения;
11) плата за участие в таможенных аукционах.
Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).
В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.
———————————
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.
Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.
Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.
Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 «О классификаторах и списках нормативно — справочной информации, используемых для таможенных целей» .
———————————
Таможенные ведомости. 1997. N 2.
Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием «таможенные платежи». Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: «таможенная пошлина и таможенные сборы», «НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Основные элементы водного налога
Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:
- Плательщики – описанные выше категории физлиц, частных предпринимателей и организаций.
- Объект налогообложения. Это факт, присутствие которого обязывает субъект исполнять бюджетные обязательства. В конкретном случае это деятельность по лицензии, связанная с использованием водных ресурсов.
- Налоговый период. Это отрезок времени, за который рассчитывается и уплачивается бюджетное обязательство. Он равен кварталу.
- Налоговая база. Это произведение количества забранной воды, выработанной электроэнергии или числа единиц используемой площади водной акватории на ставку, применимую к конкретной ситуации.
- Ставка налога. Определяется в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта, экономического района и используемого водоема. Ставки перечислены в ст. 333.12 НК РФ.
Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.
Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–439 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
Проект законодательной инициативы «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее — Законопроект), подготовленный Думой Ставропольского края, предлагает внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменения в части распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. В настоящее время в соответствии со статьями 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерациями доходы от водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Законопроект предлагает 60 процентов указанных доходов зачислять в бюджеты субъектов Российской Федерации, сохранив их поступления в федеральный бюджет по нормативу 40 процентов.
Водный налог: прямой или косвенный?
Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.
Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:
- забор воды из рек, озер и иных объектов;
- использование установленной площади в рамках водоема;
- лесосплав по водным акваториям;
- использование водных ресурсов в целях получения гидроэнергии.
Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:
- Обязательность – платежи взимаются независимо от воли экономического субъекта.
- Непосредственность – налоговое бремя несет сам владелец ресурсов.
- Расчетность – существует четкая формула, позволяющая исчислить сумму обязательства.
- Декларированность – порядок расчета бюджетных обязательств отражается в подаваемых регулярно декларациях.
Водный налог 2017 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.
Финансирование экологических программ
Водный налог, поступающий в бюджет 2024 года, предоставляет дополнительные средства для финансирования экологических программ. Эти программы направлены на защиту и восстановление водных ресурсов, охрану окружающей среды и поддержку устойчивого развития.
Средства от водного налога могут быть использованы для следующих основных целей:
- Очистка загрязненных водных источников.
- Повышение эффективности использования водных ресурсов.
- Поддержка и развитие экологически чистых технологий.
- Охрана и восстановление водных экосистем.
- Развитие и поддержка инфраструктуры для улучшения качества водоснабжения и водоотведения.
Реализация этих программ и проектов позволит улучшить экологическую ситуацию в стране, обеспечить долгосрочную устойчивость водных ресурсов и создать благоприятные условия для жизни и развития всех обитателей региона.
Федеральный или региональный налог: водный налог в России
Кто попадает под такое налогообложение? Базой для исчисления водного налога является использование воды, а также влияние на окружающую среду и экологию. Каждый налогоплательщик, занимающийся деятельностью, связанной с использованием воды или повышающей ее загрязнение, обязан платить этот налог.
Как определить, кто должен платить водный налог? Порядок рассчитывается налоговой инспекцией и предполагает определение коэффициентов в зависимости от категории налогоплательщика, используемой воды и степени воздействия на окружающую среду. Эти коэффициенты и являются базой для расчета водного налога.
Какая сумма должна быть уплачена водного налога? Ставки налога определяются налоговым органом и могут быть различными для разных видов деятельности. Периодичность уплаты может быть годовой или квартальной в зависимости от объема использования водных ресурсов и других факторов. Неуплату налога рассматривают как нарушение налогового законодательства, за которое предусмотрена ответственность.
Как рассчитать водный налог? Для исчисления суммы водного налога необходимо знание категории налогоплательщика, описанной в Классификаторе бюджетной классификации (КБК), а также объема используемой воды. По этим данным налоговая инспекция рассчитывает сумму налога, которую налогоплательщик должен уплатить в установленный срок.
Таким образом, водный налог является важным инструментом налогового регулирования водных ресурсов. Его целью является не только внесение доходов в бюджет, но и стимулирование экономики, контроль использования водных ресурсов и защита окружающей среды.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Коэффициенты, применяемые к ставкам
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2021 года он равен 2,66.
Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015–2025 годов, приведены в этом материале.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2021 года действует ставка 186 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.
С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.
Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:
Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.
Как узнать ставку по водному налогу, смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, как такой расчет реализуется в конкретной ситуации, читайте в статье «Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)».
Водный налог – в какой бюджет зачисляется
Водный налог в нынешнем понимании возник недавно: в 2021 году Государственная Дума приняла решение дополнить НК РФ новой главой, подразумевающей необходимость совершения бюджетных платежей за пользование водными объектами по лицензии. Несмотря на относительную «молодость», фискальный сбор имеет четкую систему элементов, прописанный в законодательстве порядок уплаты и предоставления отчетности. За нарушение установленных норм предусмотрены штрафы и иные санкции.
Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.