Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В условиях развития международного сотрудничества, стремительного роста миграционных потоков одной из основных задач является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных государств.
Несмотря на то что апатриды имеют те же обязанности, что и жители РФ, нередко возникают случаи, где их правовой статус может заметно усложнить прохождение определенных процедур. К примеру, большинство образовательных учреждений требует справки и документы о месте регистрации, составе семьи и т. д., которых просто у лица без гражданства может не быть. Апатриду довольно сложно в России легально трудоустроиться по причине отсутствия полного комплекта документов. Работодателю проще принять на работу гражданина или даже иностранца чем тратить время и силы на бюрократические препятствия связанные с правовым статусом лица без гражданства.
Оформление ВНЖ позволит ЛБГ упростить взаимодействие с социальными службами и общественными структурами.
Получение гражданства РФ по упрощенной схеме
Как правило, правовое положение лица из гражданства при получении определенного статута в РФ такое же, как и у любого другого иностранца. Тем не менее есть ряд случаев, когда апатрид может получить принадлежность к стране по упрощенной схеме в течение полугода:
- Лицо без гражданства имеет одного или двух родителей, которые на постоянной основе проживают в Российской Федерации.
- Апатрид был полноправным гражданином Советского Союза, правопреемницей которого декларирует себя Россия.
- Лицо без гражданства имеет свидетельство о рождении в СССР.
- Человек состоял в браке с гражданином Российской Федерации не менее чем на протяжении трех лет.
Признание физического лица безвестно отсутствующим
Институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления умершим существует не во всех государствах. В тех государствах, праву которых известен этот институт, материальные нормы значительно отличаются при установлении условий и сроков объявления без вести пропавшими, а также юридических последствий безвестного отсутствия.
Неодинаков подход национального законодательства разных стран и к выбору применимого права в делах о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении умершим.
Во-первых, широкое применение получила коллизионная привязка к праву страны суда (lex fori). Она закреплена в законодательстве стран СНГ, Монголии, Швейцарии, Лихтенштейна.
Во-вторых, вопросы безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону, в качестве которого может быть или закон гражданства (lex patriae), или закон страны постоянного места жительства (lex domicilii). Применяется последний известный личный закон лица, признаваемого безвестно отсутствующим или объявляемого умершим, в Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Турции, Польше и др.
В Российской Федерации признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву (ст. 1200 ГК РФ). Эта норма односторонняя, однозначная и императивная.
Аналогично разрешается данный коллизионный вопрос в Гражданском кодексе Монголии 1994 г. В п. 6 ст. 428 этого законодательного акта установлено, что «объявление любого лица безвестно отсутствующим или умершим на территории Монголии определяется по монгольскому праву».
В законодательстве большинства государств коллизионные нормы, определяющие компетентный порядок для признания лица безвестно отсутствующим и объявления лица умершим, носят двусторонний характер. Так, согласно Федеральному закону Австрии 1978 г. о международном частном праве «условия, последствия или прекращение объявления умершим или представления доказательств смерти определяются согласно последнему известному личному закону безвестно отсутствующего» (§ 14).
В соответствии с Указом Венгрии 1979 г. N 13 «О международном частном праве» «признание умершим или безвестно отсутствующим, а также установление факта смерти определяется по праву, которое являлось личным законом безвестно отсутствующего лица».
Анализируемый нормативный акт предусматривает возможность разрешения коллизий о признании умершим или безвестно отсутствующим невенгерского гражданина венгерским судом на основе внутреннего права, исходя из отечественных правовых интересов.
Вводный закон к ГГУ 1896 г. при разрешении рассматриваемых коллизий исходит прежде всего из критерия гражданства лица, в отношении которого принимается решение. Согласно ст. 9 этого Закона объявление умершим, установление факта смерти и момента смерти, как и презумпция нахождения лица в живых и презумпция его смерти, подчиняются праву того государства, гражданином которого является безвестно отсутствующий в тот последний момент, в который он по имеющимся сведениям был еще жив. Как и в Венгрии, в Германии предусмотрена возможность применения гражданского права для объявления иностранного гражданина умершим. Предпосылкой такого определения компетентного правопорядка является обоснованный интерес.
Выбор применимого права для решения вопросов безвестного отсутствия детально регламентирован в Федеральном законе Швейцарии 1987 г. «О международном частном праве».
Закон определяет критерии выбора как компетентного права, так и компетентного суда.
Объявление безвестного отсутствия входит в компетенцию швейцарского суда по последнему известному месту жительства отсутствующего. Кроме того, швейцарский суд вправе объявить лицо безвестно отсутствующим во всех случаях, когда этого требует охрана какого-либо законного интереса. Условия и юридические последствия объявления лица безвестно отсутствующим определяются по швейцарскому праву.
В Кодексе Бустаманте вместо понятий «объявление лица умершим» и «безвестно отсутствующий» введено понятие «презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц» (ст. 29). Следует согласиться с Л.П. Ануфриевой в том, что рассматриваемый институт в определенном смысле известен праву стран — участниц Конвенции о международном частном праве 1928 г.1 Статья 29 Кодекса Бустаманте предусматривает, что презумпция переживания одним лицом другого или презумпция одновременной смерти лиц при отсутствии доказательств устанавливаются в отношении соответственных наследств личным законом каждого из умерших.
Двусторонние договоры о правовой помощи традиционно содержат правила определения компетентного правопорядка для признания лиц безвестно отсутствующими и объявления умершими.
Так, в советско-кубинском Договоре от 28 ноября 1984 г. предусмотрено, что по делам о признании лица безвестно отсутствующим, об объявлении его умершим и установлении факта смерти компетентны учреждения того государства, гражданином которого было это лицо в то время, когда оно по последним данным было в живых. При этом в Договоре установлен и иной вариант, согласно которому компетентными будут признаны учреждения другой страны по просьбе лиц, проживающих на ее территории, в случае, если их права и интересы основываются на законодательстве этой страны. В каждом случае компетентные учреждения применяют свое национальное законодательство.
Аналогичные правила закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи и с другими государствами, к примеру с Болгарией, Вьетнамом, Киргизией, Республикой Молдова и т.д.
Минская конвенция 1993 г. закрепляет правила решения такого рода вопросов как в отношении лиц, имеющих гражданство, так и в отношении лиц без гражданства. Согласно ст. 25 данной Конвенции по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции той Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц — учреждения юстиции по последнему месту жительства. Наряду с этим по ходатайству проживающих на территории государства заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этого государства, компетентными могут быть признаны учреждения юстиции этого государства.
В каждом случае учреждения юстиции применяют законодательство своего государства. Такой же подход к решению вопросов о признании безвестно отсутствующим и об объявлении умершим закреплен в Кишиневской конвенции 2002 г.
Защита консулом прав и интересов граждан
Защита прав и интересов граждан представляемого государства на территории государства пребывания посредством установления консульских отношений и выполнения консульских функций является с древнейших времен до настоящего времени одной из важнейших задач.
Консульские отношения реализуются по мере отправления консульских функций консульскими учреждениями в государстве пребывания.
Конец XX в. можно охарактеризовать как период преобразований в мировой политике: распад СССР и появление новых независимых государств из числа бывших союзных республик.
Помимо этого, такие факторы, как международный терроризм, различные конфликты и волнения, приводят к усилению миграционных процессов, увеличению числа вынужденных переселенцев и беженцев. Все это побуждает государства к более эффективному взаимодействию и сотрудничеству между ними, в том числе в области консульских сношений. Одним из результатов такого взаимодействия можно назвать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., который закрепляет обязательства государствучастников постепенно упрощать и гибко применять порядок выезда и въезда; облегчать порядок передвижения граждан из других государств-участников по их территории с учетом требований безопасности.
Еще одним важным международным документом о гарантии личной безопасности граждан, находящихся на территории других государств-участников по личным или профессиональным причинам, является Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15 января 1989 г. Настоящий Документ уделил внимание, например, одной из существенных проблем по воссоединению несовершеннолетних детей с их родственниками.
Вышеупомянутые международные документы, как составляющие комплекса мер, регламентирующих передвижения граждан из других государств-участников по территории государства пребывания, отражают значительную роль консульских функций в консульских отношениях.
В настоящее время консульско-визовая проблематика становится важной сферой общеевропейского сотрудничества. Практика воплощения в жизнь положений документов СБСЕ (ОБСЕ), относящихся к консульско-визовой проблематике, — главный критерий их действенности.
Успех сотрудничества государств в консульской области зависит прежде всего от деполитизации данной сферы. Необходимо, чтобы государства в этом вопросе не руководствовались исключительно политическими интересами 1. Большое значение имеют многосторонние и двусторонние документы (консульские конвенции и соглашения по визовым и иным вопросам) и внутреннее законодательство государств — участников СБСЕ (ОБСЕ) (законы о въезде и выезде и нормативные акты, регулирующие порядок регистрации, пребывания и перемещения по территории страны иностранцев), призванные претворить в жизнь положения документов, одобренных в рамках СБСЕ (ОБСЕ).
Очевидно, что все указанные перемены порождают дополнительные сложности в деятельности консульских отделов дипломатических представительств и консульских учреждений государств, призванных осуществлять функции по защите прав и интересов своих граждан за рубежом.
Урегулирование многочисленных вопросов, связанных с оказанием помощи гражданам, зависит не только от характера межгосударственных сношений, но и от личности консула, выполняющего функции по защите прав и интересов своих граждан в государстве пребывания.
Проявление со стороны консула таких качеств, как тактичность, понимание, желание помочь своим гражданам, является одним из существенных факторов в преодолении сложностей, с которыми сталкиваются граждане представляемого государства в повседневной жизни.
Выполнение консулом функций по защите прав и интересов своих граждан за рубежом ограничивается территорией консульского округа (исключение составляет ст. 6 «Выполнение консульских функций за пределами консульского округа» Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.), но его роль в судьбе сограждан, бесспорно, неоценима и безгранична.
Выполнение консулом консульских функций в условиях глобализации XXI в. играет огромную роль, прежде всего, в защите законных прав и интересов граждан, а также в укреплении дружественных отношений между государствами и содействует развитию международных экономических, гуманитарных и культурных связей государств.
Как апатриду стать гражданином РФ
Не каждый желающий сможет получить российское подданство. Такое право имеют ЛБГ, находящиеся на территории РФ более 5 лет. В следующих случаях лицо может раньше стать гражданином:
- человек хорошо говорит на русском;
- супруг имеет подданство России;
- после развала СССР гражданин уехал в другую страну, а теперь решил вернуться.
Следующий перечень документов собирается в случае желания апатрида стать гражданином РФ:
- заявление о желании получить подданство;
- временное удостоверение личности;
- 4 фотографии размером 3 на 4 см;
- квитанция об уплате государственной пошлины (3500 рублей).
В течение полугода будет проходить рассмотрение заявления, после чего человеку выдадут паспорт.
Согласно формулировки ООН, лицо без гражданства представляет собой личность, которую не признает гражданином ни одна из стран мира. Он не защищен со стороны закона, а также не может свободно передвигаться по миру. Он не вправе иметь собственность, у него отсутствуют политические права или требования. На сегодняшний день нет такого межгосударственного сообщества, которое было бы направлено на решение вопросов безгражданства.
Правовой статус лица без гражданства (апатрида) регламентируется федеральным законодательством и Конституцией РФ. В соответствии с этими законодательными актами апатриды имеют определенные права и обязательства на территории России. При нахождении в РФ, апатриды не связаны какими-либо обязательствами с иными странами, а на основании закона «О миграционном праве» они должны подчиняться законам того государства, которое их приняло.
На основании УК РФ (статья 12), выделяют 2 группы лиц без гражданства:
- Проживающие в РФ менее 183 дней;
- Проживающие в РФ более 183 дней.
Лица, проживающие в стране более 183 дней имеют практически такие же права, как и граждане РФ. Исключение составляет уголовная ответственность, при которой лицо должно выдаваться своему государству с целью несения наказания. Статус лица, проживающего в стране менее 183 дней схож с правовым статусом иностранца.
Подтверждение личности лица без гражданства
Идентификация личности лица без гражданства происходит поэтапно:
- В первую очередь потребуется заявить о себе, как о личности. Для этого нужно будет подать заявление в ГУВМ при МВД. К заявлению нужно будет приложить документы, которые у лица имеются в подлинниках. Обязательно нужно будет предъявить свидетельство о рождении, которое может быть получено повторно, паспорта родителей, документ, подтверждающий регистрацию, автобиографию, а также оплатить госпошлину. После этого проводится проверка, причем миграционный орган может запросить дополнительные документы. По результатам проверки лицу будет выдана справка по установленному образцу, в которую вклеивается фото. Такой документ признается временным паспортом.
- После этого следует получение РВП (разрешения на временное проживание), а по истечении определенного периода времени и ВНЖ (вида на жительство). Такой статус позволит апатриду пользоваться практически всеми теми же правами наравне с гражданами РФ. При этом следует понимать, что на выдачу РВП установлены ограничения, например, в 2018 году предусмотрено только 90 360 квот, а рассчитаны они в том числе и на иностранцев.
Как получить официальный статус лица без гражданства в РФ?
На территории России апатрид может жить, имея удостоверение его личности, которым может служить:
- разрешение на временное проживание;
- вид на жительство.
Вид на жительство сразу получить не удастся, так как выдадут его не ранее, чем через 1 год с момента пересечения границы. Разрешительные бумаги оформляют так:
- прийти на прием в одно из отделений миграционной службы при УМВД;
- предъявить пакет документов;
- пройти процедуру дактилоскопии (для совершеннолетних лиц, то есть тех, кому исполнилось 18 лет);
- сделать фотоснимки для документов.
Фотографии делают не всем, а только тем, у кого документы не содержат фото, а также тем, у кого в удостоверение личности вклеено фото, неактуальное на нынешнюю дату.
Какие документы нужны?
Пригодятся любые личные бумаги, которые помогут идентифицировать личность апатрида:
- свидетельство о рождении;
- старый паспорт, пусть даже и не действительный.
Даже если нет паспорта или документов, подтверждающих факт рождения, человек может предоставить любые имеющиеся на руках документы. Заявление, с которым он обратится за разрешением на временное проживание, и результаты дактилоскопии помогут уточнить личность апатрида.
Возможен ли отказ?
Миграционная служба может отклонить просьбу лица без гражданства, если проверками будет выявлено, что:
- человек уже имел проблемы с миграционными органами в РФ и был ранее выдворен за пределы страны;
- у апатрида есть судимость (непогашенная или действующая);
- лицо незаконопослушно, или было замечено в причастности к террористическим группировкам, и пр.
Ключевым моментом рассматриваемого понятия является то, что лицо без гражданства не обладает гражданством Российской Федерации по закону и не имеет никаких документов, подтверждающих его связь с другим государством. Иными словами, ни одна страна в мире не может на законодательном уровне признать рассматриваемого человека своим гражданином.
Лицом без гражданства можно быть даже при рождении или приобрести данный статус в виду каких-либо обстоятельств. Человек становится апатридом (то есть, лицом без гражданства) в ряде случаев:
- непосредственно в момент рождения при условии, что родители — лица, не имеющие гражданства (исключением может быть рождение от таких родителей в государстве, где гражданство присваивается автоматически после рождения ребенка на территории данного государства);
- лишение гражданства органами исполнительной государственной власти, исходя из этнических и политических интересов, в целях обеспечения безопасности, а также после выявления факта мошенничества (подразумевается незаконное приобретение гражданства);
- отказ от гражданства по собственной воле;
- распад государства, гражданином которого являлся ранее апатрид.
Часть населения, имеющая статус лица без гражданства, наиболее уязвима в рамках законодательства. Для таких людей ограничен доступ к наиболее важным услугам, предоставляемым государством:
- обслуживание в медицинских учреждениях;
- доступ к получению образования;
- возможность трудоустройства;
- регистрация брака и т.п.
Проблема отсутствия гражданства очень распространена в современном обществе. Данная ситуация негативно отражается на общественной жизни и социальном здоровье человека.
Правовой статус лиц без гражданства
ЛБГ в Российской Федерации, согласно 109-ФЗ РФ, имеют те же права, что и иностранцы:
- Равенство перед законами РФ.
- Трудоустройство оформления вида на жительство.
- Здравозранение, пособия, пенсия, образование и т. д.
- Защита профсоюзов, общественных организаций.
- Свобода совести, неприкосновенность личности, собственности, жилья.
- Возможность передвижения по территории РФ, выбор места проживания, кроме въезда в особые зоны, такие как военные городки и поселения.
У апатрида отсутствуют:
- Право избирать и быть избранным.
- Разрешение занимать государственные посты и должности.
- Право (или обязанность) служить в армии, силовых структурах.
- Право иметь доступ к государственной тайне.
РВП и ВНЖ для апатридов в России
При наличии таких документов как РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) апатриду становятся доступными некоторые привилегии обычных жителей страны.
Первая бумага назначается согласно региональной квоте. В каждой области устанавливается количество разрешений в год. Число выданных документов зависит от населения региона. Для некоторых ЛБГ существует быстрая очередь. Воспользоваться ей могут следующие лица:
- бывшие граждане СССР или России;
- дети или супруги, имеющие родственников с подданством РФ;
- родители с детьми, которые по решению суда являются нетрудоспособными.
Для получения ВНЖ нужно написать заявление установленного образца на имя Федеральной миграционной службы.
Лицо без гражданства чаще старается получить ВНЖ, чем разрешение, потому что РВП делается сроком на 1-3 года, а ВНЖ – на 5лет.
Правовой статус лиц без гражданства в международном праве
Обычно каждый человек, проживающий на территории какой-либо страны, имеет гражданство. Но в каждом правиле, как говорится, есть исключения.
Согласно международному праву и законодательству Российской Федерации, апатрид, который проживает на территории страны, обязан подчиняться тем законам, которые установлены на этой территории. Но при этом права таких людей ограничены, например, они не могут принимать участие в выборах. В то же время апатриды не могут пользоваться теми правами, которыми пользуются иностранцы, проживающие на территории РФ. Например, воспользоваться дипломатической защитой апатриды не могут.
Любая страна обязана предоставить апатридам условия проживания, благоприятные для него. Они имеют право исповедовать ту религию, которую они желают исповедовать, своим детям они могут исповедовать ту религию, которую они считают нужной.
Правоспособность физических лиц
Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти.
Объем правоспособности у всех граждан одинаков.
Каждый из граждан может иметь те же самые права, что и любой другой (общая правоспособность).
Примерный перечень гражданских прав, которые могут принадлежать отдельным гражданам, содержится в Гражданском кодексе РФ.
Так, граждане могут:
-
иметь имущество на праве собственности;
-
наследовать и завещать имущество;
-
заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
-
создавать юридические лица;
-
совершать любые не противоречащие закону сделки;
-
избирать место жительства;
-
иметь права автора произведений науки, литературы и искусства;
-
иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Федеральные нормативно-правовые документы устанавливают, что лица, имеющие статус апатрида, наделяются привилегиями и обязательствами, которые приведены в таблице ниже.
Права при пребывании на территории страны | Обязанности при въезде в российское государство |
---|---|
· Возможность осуществлять трудовую деятельность в пределах Российской Федерации; | · Предоставить документ, устанавливающий личность, если таковой имеется; |
· Право отдыха согласно действующим законам; | · Если документа, подтверждающего личность, нет, то оформляется справка установленной формы в УФМС МВД РФ; |
· Доступность посещения культурных достижений; | · Преподнести в Миграционную Службу данные для получения статуса апатрида; |
· Возможность получать социальное обеспечение; | · Вовремя оформить разрешение на временное пребывание на территории Российской федерации, при длительном пребывании в стране; |
· Право на оказание медицинских услуг и охраны жизни; | · По запросу сотрудников миграционной службы указать цель прибытия в Россию; |
· Возможность получить образование в одном из учебных учреждений России; | · Сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природным ресурсам; |
· Право на жилье, имущество и другие неимущественные права; | · Своевременно выплачивать установленные законами налоги и другие сборы; |
· Право на свободу совести; | · Реализация личных прав и свободы не должна нарушать права и свободу других лиц. |
· Возможность принимать участие в различных общественных массовых мероприятиях, если это не нарушает никаких нормативных документов; | |
· Право на вступление в брак с гражданами РФ, а также возможность расторгать их при надобности; | |
· Право на неприкосновенность личности и жилую собственность; | |
· Возможность свободно перемещаться по территории РФ, а также свободный доступ к выбору места жительства; | |
· Право обращаться в судебные организации и правоохранительные органы для защиты собственных прав. |