- Жилищное право

Воинский учет в организации: основные правила и ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет в организации: основные правила и ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 7 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 (далее — постановление № 719), абз. 1 п. 9 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации) все организации, в которых есть работники, признаваемые законодательством призывниками и военнообязанными, обязаны вести воинский учет. Отвечает за данную функцию на предприятии руководитель, непосредственно исполняет — кадровый работник.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Читайте также:  С 01.07.2022 изменяются условия присвоения звания «Ветеран труда края»

    Указанная процедура проводится 1 раз в год (подп. «д» п. 29 Методических рекомендаций). Суть ее состоит в сопоставлении сведений из личных карточек работников, состоящих на воинском учете, с информацией военных комиссариатов. Дату и время сверки назначает комиссариат, на территории которого, как правило, и проходит весь процесс. До похода в военкомат следует уточнить имеющиеся в организации сведения у самих работников. В частности, узнать, не изменилось ли семейное положение гражданина, место жительства, номер телефона. Также по военному билету надо проверить данные, отраженные в разделе II «Сведения о воинском учете» личной карточки.

    После сличения информации работник военкомата простым карандашом ставит соответствующую отметку на карточке. По завершении сверки в полном объеме делается запись в журнале проверок.

    Если работающие на предприятии граждане состоят на воинском учете в военкомате другого района или города, данные о них направляются в виде специально установленного списка (п. 5 приложения № 12 к Методическим рекомендациям).

    Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в организации в течение 1 года.

    Правовая база воинского учета

    Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

    Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

    • военнообязанных лиц;
    • потенциальных и актуальных призывников.

    Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

    Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

    • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
    • вносить актуальную информацию в личные карточки;
    • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
    • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

    ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

    Документы, интересующие военкомат

    П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.

    1. Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
    2. ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.

    3. Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
    4. План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
    5. Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.

    Информация к размышлению

    На основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

    Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

    • непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);
    • умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки — штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);
    • нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).
    Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

    К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.

    Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учёта –наказывается штрафом или арестом на срок до трёх месяцев (ст.437 УК РБ).

    Ответственность за ведение в/у ненадлежащим образом

    Отрицательные результаты проверки ведения учета военнообязанных сотрудников (наемных работников) согласно действующему российскому законодательству предусматривают штрафные санкции к руководителям предприятий.

    Размеры штрафов за невыполнение требований по в/у согласно КоАП РФ (ст. 21 п/п 1-7):

    • За несвоевременное предоставление сведений по трудоустроенным военнообязанным гражданам в территориальный комиссариат (органы местного самоуправления) – 300-1000 рублей;
    • За препятствие мобилизации военнообязанных сотрудников – 500-100 рублей;
    • За небрежное хранение документации по воинскому учету – 100-500 рублей.

    Проверка воинского учета на предприятии

    В отношении воинского учета на предприятии проверка осуществляется со следующей периодичностью:

    • на предприятиях с военнообязанными работниками в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года;
    • на предприятиях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно.

    Проверку проводят обычно в самой организации. При этом на практике в маленькие фирмы никто не приходит: все производится на уровне обмена документами. Должностное лицо при проверке обращает внимание на следующие параметры:

    1. Документальное оформление, которое включает:
        составление приказа об организации воинского учета с назначением ответственных лиц;
    2. план мероприятий по осуществлению воинского учета;
    3. правильное и достоверное ведение личных карточек;
    4. папку делопроизводства по вопросам воинского учета (выдача расписок, переписка и др.);
    5. журнал проверок.
    6. Организацию хранения персональной информации (выделено ли помещение, есть ли сейф).
    7. Наличие воинского уголка с телефонами военкоматов и иной справочной информацией по вопросам учета.

    По окончании проверки предприятию ставят оценку, которая определяется по критериям приложения № 1 к Методическим рекомендациям. При этом оценку «удовлетворительно» получит компания, в которой:

    • организован воинский учет;
    • разработаны все необходимые документы;
    • план мероприятий выполнен на 70%;
    • успешно проведена сверка.

    При выявлении нарушений в области воинского учета на предприятии на ответственное должностное лицо может быть наложен штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1, 21.2, ч. 3 ст. 21.4 КоАП).

    Дополнительное обследование

    Дополнительное освидетельствование требуется в случае затруднения с установлением категории годности. Если юноша откажется от него, представив заявление в письменной форме с указанием причины отказа, категория будет установлена на основании уже полученных сведений и медицинских заключений.

    Подробно о том, как проводится дополнительное обследование в военкомате, читайте у нас.

    Для дополнительного обследования призывник получает направления с печатями и подписями. Проводится оно бесплатно.

    Освидетельствование, которое должно подтвердить или уточнить диагноз, проводится в государственных диспансерах, поликлиниках и больницах. По окончании его призывник получает заполненное и заверенное печатями медучреждения направление с заключением врача по его заболеванию.

    В некоторых случаях больница сама пересылает акт в военкомат. Поставленный диагноз сверяется с Расписанием болезней, присваивается предварительная категория, которая затем утверждается призывной комиссией.

    Плановая военкомовская проверка

    Проверка воинского учета, внесенная в план, не станет неожиданностью для компании. Военкомат или комиссариат уполномочены сообщить о грядущем аудите не менее чем за три рабочих дня. Для этого руководству направляется копия распоряжения (приказа) военного комиссара.

    В этой бумаге проставляются:

    • цель и задачи проверки;
    • сроки визита проверяющих;
    • юридическое обоснование;
    • требования, исполнение которых будут контролироваться (общезаконодательные и установленные внутренними нормативными актами).

    Данный документ представитель руководства получает лично и расписывается в получении.

    Бронирование граждан, пребывающих в запасе

    Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

    Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возраста, званий. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

    Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (этот бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

    Документооборот по военно-учетной работе

    Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

    • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
    • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
    Читайте также:  Договор Дарения Денег Между Близкими Родственниками Судебная Практика

    Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются:

    • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
    • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

    Воинский учет: сверка с военкоматом

    Ответственный за воинский учет регулярно проверяет достоверность информации, которую вносит в карточки сотрудников.

    В некоторых случаях данные военнообязанных могут изменяться. Например, работник изменил фамилию, или его освободили от выполнения воинских обязанностей по состоянию здоровья.

    Важно! О каждом изменении военнообязанный сотрудник должен сообщать ответственному за ведение воинского учета. В ходе мероприятий проверяют соответствие таких данных военнообязанных граждан: ФИО; дату и место рождения; образование (во время работы данные о нем могут изменяться); семейное положение; состояние здоровья;

    Рекомендуем прочесть: Может ли муж подать на развод без свидетельства о браке

    Воинский учет: что проверяют военкоматы

    Бланк адресного листка убытия (форма 7) Как происходит учет Многих волнует процесс снятия с учета, поскольку ошибочно подразумевается длительное общение с сотрудниками комиссариата, передача необходимых документов и прочее. На самом деле все обстоит более проще и быстрее. Снятие с воинского учета и постановка по новому адресу предполагает следующие действия:

    1. Прописка (осуществление регистрационного учета в ФМС) по новому адресу.
    2. Посещение «старого» военкомата с необходимыми документами (паспорт, справка о новом месте жительства, если нет еще штампа прописки).
    3. Предоставление тех же данных в учреждение по новому адресу с уведомлением о снятии с учета.

    Следует помнить, что сотрудники комиссариата всегда требуют указывать причину, по которой необходимо снять с учета, поэтому первым делом необходимо прописаться в новом месте.

    Общие сведения о журнале проверок воинского учета

    Сам документ, его форма, особенности заполнения и круг необходимых требований оговорены в выше перечисленных документах государственного значения. Так как мероприятия по учету подлежат строгому контролю со стороны командования местными региональными военными комиссариатами, руководители предприятий обязаны строго соблюдать все эти требования.

    При создании или переоформлении даже самого крошечного юридического лица, помимо органов местного самоуправления и Фискальной службы необходимо стать на учет в военкомате. Нарушение процедуры влечет достаточно серьезные санкции и солидные штрафы.

    Информация о новом субъекте предпринимательства поступает в региональный военкомат от регистрирующих органов в течение пяти рабочих дней. Регистрации подлежат все без исключения учетные документы предприятия.

    Как вести журнал проверок состояния воинского учета

    Обязанности по учету граждан, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на срочную службу, в случае их трудоустройства, лежат на работодателе.

    В лице уполномоченного сотрудника по вопросам ВУ производится регистрация граждан, сбор данных, анализ и обмен с муниципальным отделом военного комиссариата.

    По своей сути воинский учет является комплексом мероприятий для организации военной подготовки мобилизационных ресурсов на случай ведения боевых действий.

    Деятельность ответственного за учет строго регламентирована на различных уровнях, от федерального до регионального, и подтверждается заполнением различных документов воинского учета.

    В целях обеспечения эффективности работы военно-учетного стола, а также для своевременного выявления нарушений при ведении учета состояние мобилизационной подготовки подлежит периодическому мониторингу по линии Министерства обороны.

    Какие документы по воинскому учету должны быть в организации?

    Помимо нормативных актов, регламентирующих ведение воинского учета в организациях, на основании п. 39 Рекомендаций в организациях разрабатываются (ведутся):

    — приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»;

    — план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

    — картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

    — журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

    — расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

    — служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

    — другие документы.

    Какие документы отнести к «другим», спросите вы? Отвечаем. Это всевозможные планы работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (разрабатывается по форме приложения 17 к Рекомендациям и согласовывается с военкоматом), акты приема-передачи документов, необходимых для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций), и пр.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *