- Жилищное право

Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Лицензионные требования и условия

Отдельная глава проекта посвящена лицензионным требованиям и условиям, которыми являются:

  1. соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  2. исполнение вступивших в законную силу судебных актов по вопросам осуществления лицензируемого вида деятельности на рынке ценных бумаг;
  3. соответствие собственных средств лицензиата требованиям к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  4. соответствие органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг установленным Законом о рынке ценных бумаг и нормативными актами в сфере финансовых рынков требованиям. Так, в соответствии со ст. 10.1 Закона о рынке ценных бумаг членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не могут являться:
  • лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
  • лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
  1. наличие у лицензиата единоличного исполнительного органа, для которого работа у лицензиата является основным местом работы;
  2. наличие у лицензиата не менее одного контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы;
  3. наличие системы мер управления рисками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующей базовому стандарту по управлению рисками саморегулируемой организации.
  4. обеспечение лицензиатом возможности для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий, а также представление лицензиатом в лицензирующий орган полной и достоверной информации, в том числе в ходе проведения проверки этого лицензиата;
  5. представление полной информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится лицензиат, в виде списка, составленного по образцу Приложения 1 к Положению, схемы взаимосвязей лицензиата и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится лицензиат, составленной по образцу Приложения 2 к Положению. Список и схема представляются в электронном виде в формате pdf не позднее пяти рабочих дней, следующих за отчетным кварталом.

Раскрытие информации профессионального участника рынка ценных бумаг

Я даю свое согласие на обработку ПАО «СКБ-банк» (местонахождение: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 75), в том числе его структурными подразделениями, указанных в настоящем заявке категорий персональных данных, в том числе о наличии просроченной задолженности, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, передачу (распространение, предоставление, доступ), в том числе среди третьих лиц, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, как Банком самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц в качестве исполнителей (в т.ч. хранителей, распространителей), действующих на основании агентских или иных заключенных ими с Банком договоров, которые могут осуществляться в целях исполнения обязательств, заключения и исполнения договоров между мною и Банком, поручения Банком обработки моих персональных данных другим лицам, в том числе, в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения мною обязательств по кредитному договору с целью осуществления действий, направленных на взыскание просроченной задолженности по такому договору, получения любой информации с использованием любых средств связи, включая электросвязь и почтовые отправления, в том числе об услугах Банка, рекламы, исполнения, прекращения моих обязательств перед Банком или Банком передо мной, а также взаимодействия с Банком по иным вопросам.

Обработка моих персональных данных может осуществляться путем использования средств автоматизации, фотографирования и без использования таких средств, а также иными способами с учетом имеющихся в Банке технологий и лиц, обрабатывающих персональные данные. Настоящее согласие действует в течение срока, который необходим для достижения вышеуказанных целей обработки персональных данных.

Если федеральным законом установлен иной срок хранения персональных данных, настоящая заявка подлежит хранению в порядке, установленном законодательством об архивном деле в Российской Федерации, в течение установленного законом срока. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любое время путем подачи в Банк письменного заявления.

Я даю свое согласие на получение пользователем кредитной историей – Публичным акционерным обществом «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ПАО «СКБ — банк») в бюро кредитных историй информации, указанной в основной части моей кредитной истории, в объеме, определенном ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (в действующей редакции) в целях выдачи кредита и исполнения кредитного договора в случае его заключения.

Я со всей ответственностью заявляю, что указанная в настоящей заявке информация является правдивой и полной на дату составления, я могу ее подтвердить соответствующими документами, не возражаю против проверки Банком указанных сведений и предоставляю Банку право связаться с моим работодателем для проверки указанной информации, члены моей семьи и третьи лица, указанные в настоящей заявке, проинформированы (уведомлены) мною об осуществлении обработки их персональных данных ПАО «СКБ-банк».

Я даю ПАО «СКБ-банк» своё согласие на передачу третьим лицам сведений обо мне, составляющих банковскую тайну, с целью использования данной информации при проведении маркетинговых, социологических, иных исследований, при проведении оценки представленных мной сведений (данных), при опубликовании в средствах массовой информации итогов стимулирующих мероприятий, а также для организации и осуществления рассылки электронных сообщений и коротких текстовых сообщений.

Я даю своё согласие на передачу персональных данных ПАО «СКБ-банк» (далее — Банк), в том числе его структурными подразделениями, Публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» (ПАО «ВымпелКом»), местонахождение: г. Москва, ул.

Восьмого марта, дом 10, строение 14, Публичному акционерному обществу «МегаФон» (ПАО «МегаФон») местонахождение: г. Москва, Кадашевская набережная, д.

30 (далее – Операторы) для обработки информации и передачи Операторами соответствующего результата обработки Банку, который будет использовать такую информацию для принятия им предварительного решения о возможности кредитования и заключения с ним необходимых договоров.

Обработка персональных данных осуществляется с момента подтверждения настоящего банковского соглашения и до момента, когда я отзову свое банковское соглашение.

Банковское соглашение может быть отозвано посредством подачи письменного заявления в офисе Оператора, либо иным предусмотренным действующим законодательством способом. В случае принятия положительного решения о предоставлении кредита по настоящей заявке я даю свое согласие на заключение Договора комплексного банковского обслуживания физических лиц, определяющего общие условия предоставления Банком услуг.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

Что понимается под фактическим временным исполнением обязанностей в Инструкции Банка России от 17.10.2018 № «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 7 и 8 Федерального закона от 22.04.1996 № „О рынке ценных бумаг“ и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг»?

Под фактическим временным исполнением обязанностей должностных лиц, указанных в абзаце 9 пункта 2.2 Инструкции Банка России № (далее — должностные лица), понимается исполнение обязанностей иными лицами функций должностных лиц на время фактического отсутствия должностных лиц (по причине отпуска, болезни, командировки), которое может быть один день или более.

Инструкцией Банка России от 17.10.2018 № «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 7 и 8 Федерального закона от 22.04.1996 № „О рынке ценных бумаг“, и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг» предусмотрено, что в случае, если документы, подтверждающие изменения в сведениях, включаемых в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, ранее представлялись в Банк России, и сведения, содержащиеся в них, не изменились, повторное их представление не требуется, но указываются дата и номер письма профессионального участника рынка ценных бумаг, которым они были направлены в Банк России. Какие реквизиты письма подразумеваются: входящие или исходящие?

В данном случае необходимо указывать дату и номер регистрации Банком России письма профессионального участника рынка ценных бумаг (входящие реквизиты письма), в котором сведения ранее представлялись в Банк России.

Депозитарии работают на основании заключённого соглашения.

Они оказывают услуги, касающиеся ценных бумаг и их хранения: проводят расчёты по сделкам, сопровождают переход права владения акциями и облигациями.

Отдельный вид деятельности — ведение реестра тех, кто является владельцем активов. Держатели реестра — регистраторы. Их функция заключается в поддержании сведений в актуальном состоянии. Держатель собирает информацию, анализирует её, обрабатывает, затем заносит в реестр. Право на такую деятельность есть только у юрлиц. По требованию держатель предоставляет информацию собственникам акций, облигаций, иных бумаг.

Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

Есть ограничение на торговлю: если в реестре есть сведения о собственниках акций какого-либо эмитента, торговать ими регистратор не вправе.

Данные, которые содержатся в перечне:

  • сведения о владельцах;
  • количество ценных бумаг, принадлежащих каждому;
  • подробные характеристики активов (номинальная стоимость, категория).

Сведения могут предоставляться в электронном и бумажном варианте.

Перечень работ, выполняемых в рамках этого вида деятельности:

  • ведение специального журнала, в котором фиксируются входящие и исходящие документы;
  • контроль счетов лиц, ранее внесённых в реестр;
  • ведение журнала с данными о совершённых операциях;
  • учёт сертификатов на облигации и акции;
  • сохранение всей первичной отчётности, на основании которой в перечень вносятся изменения.

Информация о профессиональном участнике рынка ценных бумаг

3.1. Основанием для обращения с заявлением о переоформлении лицензии является изменение наименования, места нахождения, реорганизация лицензиата в форме преобразования.

3.2. Лицензиат для переоформления лицензии представляет следующие документы.

3.2.1. Заявление о переоформлении лицензии (приложение 4 к настоящей Инструкции), которое должно содержать следующие сведения:

полное фирменное наименование на русском языке;

в отношении лицензиата, зарегистрированного после вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации, — основной государственный регистрационный номер и дату внесения записи о создании лицензиата в единый государственный реестр юридических лиц, а в отношении лицензиата, зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации, указываются две даты — дата регистрации уполномоченным органом и дата внесения записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации сведений о юридическом лице, зарегистрированном до введения в действие Федерального закона о государственной регистрации, в единый государственный реестр юридических лиц, а также основной государственный регистрационный номер;

адрес юридического лица, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

сведения об имеющихся лицензиях (вид лицензии, вид профессиональной деятельности, номер лицензии);

просьбу о переоформлении лицензии (лицензий) с указанием основания для переоформления (в связи с изменением наименования, места нахождения, реорганизацией лицензиата в форме преобразования).

3.2.2. Анкета, предусмотренная подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 настоящей Инструкции.

3.2.3. Документ, которым подтверждается факт уплаты лицензиатом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за переоформление лицензии (платежное поручение, квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты с приложением документа, подтверждающего полномочия на совершение такого платежа), содержащий отметку банка об исполнении лицензиатом обязанности по уплате указанной государственной пошлины.

Документ, указанный в настоящем подпункте, представляется в отношении каждой лицензии, требующей переоформления.

3.2.4. Копия устава (учредительного документа) лицензиата с зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним (действующие редакции).

3.2.5. Копии свидетельства (свидетельств) о внесении записей в единый государственный реестр юридических лиц, связанных с внесениями изменений в учредительный документ.

3.2.6. Копии всех имеющихся лицензий, подлежащих переоформлению в соответствии с пунктом 3.1 настоящей Инструкции.

3.3. Кредитная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, одновременно с представлением в Банк России документов, по результатам рассмотрения которых принимается решение о государственной регистрации устава (изменений, внесенных в устав) кредитной организации, связанных с заменой лицензии на осуществление банковских операций, представляет в уполномоченное структурное подразделение документы, предусмотренные подпунктами 3.2.1, 3.2.3 и 3.2.6 пункта 3.2 настоящей Инструкции. Требования подпунктов 3.2.2, 3.2.4-3.2.5 пункта 3.2 настоящей Инструкции на кредитные организации не распространяются.

3.4. По результатам рассмотрения документов, представленных лицензиатом в соответствии с настоящей главой, уполномоченное структурное подразделение в течение 15 рабочих дней со дня представления полного комплекта документов принимает решение о переоформлении лицензии. Решение о переоформлении лицензии, выданной кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, принимается не позднее 10 рабочих дней со дня получения Банком России информации о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации устава (изменений в устав) кредитной организации.

3.5. Не позднее трех рабочих дней со дня принятия Банком России решения о переоформлении лицензии уполномоченное структурное подразделение направляет в адрес территориального учреждения Банка России по месту нахождения лицензиата переоформленную лицензию, подлежащую выдаче лицензиату.

В случае принятия решения о переоформлении лицензии в адрес лицензиата направляется уведомление о переоформлении лицензии, в котором сообщается адрес территориального учреждения Банка России по месту нахождения лицензиата и срок, в течение которого лицензиат вправе получить переоформленную лицензию по указанному адресу.

3.6. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения лицензиата по истечении срока, предусмотренного пунктом 3.5 настоящей Инструкции, по почтовому адресу лицензиата направляет переоформленную лицензию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При получении в соответствии с настоящей главой переоформленной лицензии лицензиат одновременно сдает территориальному учреждению Банка России ранее выданную лицензию.

3.7. В случае принятия решения о переоформлении лицензии документы, представленные лицензиатом в соответствии с настоящей главой, не возвращаются лицензиату и хранятся в уполномоченном структурном подразделении в порядке, установленном в Банке России.

3.8. В случае представления неполного комплекта или ненадлежащим образом оформленных документов уполномоченное структурное подразделение в срок, установленный для принятия решения, направляет письмо о предс��авлении недостающих документов. Срок рассмотрения документов приостанавливается до дня представления недостающих документов, но не более чем на 20 рабочих дней, которые исчисляются со дня регистрации Банком России указанного письма.

4.1. Брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, либо лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, не имеющего права на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга, вправе подать в уполномоченное структурное подразделение заявление о переоформлении указанной лицензии на лицензию на осуществление брокерской деятельности с приложением документов, предусмотренных подпунктами 2.1.2 и 2.1.7 — 2.1.14 пункта 2.1 настоящей Инструкции, и копию лицензии, подлежащей переоформлению.

Заявление, предусмотренное настоящим пунктом, может быть подано брокером только в случае соответствия размера его собственных средств установленному Банком России нормативу достаточности собственных средств для брокера, имеющего лицензию на осуществление брокерской деятельности.

4.2. Брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, вправе подать в уполномоченное структурное подразделение заявление о переоформлении указанной лицензии на лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, либо лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, не имеющего права на основании договора на брокерское обслуживание с клиентом использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения другого брокера (агента), являющегося участником торгов и участником клиринга, с приложением документов, предусмотренных подпунктами 2.1.2 и 2.1.7 — 2.1.14 пункта 2.1 настоящей Инструкции и копию лицензии, подлежащей переоформлению.

Заявление, предусмотренное настоящим пунктом, может быть подано брокером только в случае соответствия размера его собственных средств установленному Банком России нормативу достаточности собственных средств для брокера, имеющего лицензию на осуществление брокерской деятельности.

4.3. Заявление о переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым изменением особенностей и характера деятельности, предусмотренное пунктами 4.1 и 4.2 настоящей Инструкции (приложение 5 к настоящей Инструкции), должно содержать следующие сведения:

полное фирменное наименование на русском языке;

в отношении лицензиата, зарегистрированного после вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации, — основной государственный регистрационный номер и дату внесения записи о создании лицензиата в единый государственный реестр юридических лиц, а в отношении лицензиата, зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации, указываются две даты — дата регистрации уполномоченным органом и дата внесения записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации сведений о лицензиате, зарегистрированном до введения в действие Федерального закона о государственной регистрации, в единый государственный реестр юридических лиц, а также основной государственный регистрационный номер;

адрес лицензиата, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

просьбу о переоформлении лицензии, в связи с планируемым им изменением особенностей и характера деятельности (сведения об имеющейся лицензии: вид профессиональной деятельности и номер) на лицензию, в соответствии с которой будет осуществляться планируемая деятельность.

4.4. Документ, которым подтверждается факт уплаты лицензиатом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за переоформление лицензии (платежное поручение, квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты с приложением документа, подтверждающего полномочия на совершение такого платежа), содержащий отметку банка об исполнении лицензиатом обязанности по уплате указанной государственной пошлины.

4.5. На основании заявления о переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым изменением особенностей и характера деятельности Банк России принимает решение о переоформлении лицензии, выданной брокеру, или мотивированное решение об отказе в переоформлении такой лицензии не позднее чем через 60 рабочих дней со дня регистрации Банком России указанного заявления и полного комплекта необходимых документов, представленных в соответствии с настоящей главой.

В случае принятия решения о переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым изменением особенностей и характера деятельности документы, представленные лицензиатом в соответствии с настоящей главой, не возвращаются лицензиату и хранятся в уполномоченном структурном подразделении в порядке, установленном в Банке России.

4.6. В период рассмотрения заявления о переоформлении лицензии, выданной брокеру, в связи с планируемым изменением особенностей и характера деятельно��ти служащие Банка России вправе в отношении брокера, представившего указанное заявление, провести проверочные мероприятия в соответствии с пунктами 2.12-2.17 настоящей Инструкции.

5.1. Основанием для обращения с заявлением о выдаче дубликата лицензии является утрата или порча бланка лицензии.

5.2. Лицензиат для получения дубликата лицензии представляет в уполномоченное структурное подразделение следующие документы.

5.2.1. Заявление о выдаче дубликата лицензии (приложение 6 к настоящей Инструкции), которое должно содержать следующие сведения:

полное фирменное наименование на русском языке;

в отношении лицензиата, зарегистрированного после вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации, — основной государственный регистрационный номер и дату внесения записи о создании лицензиата в единый государственный реестр юридических лиц, а в отношении лицензиата, зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона о государственной регистрации, указываются две даты — дата регистрации уполномоченным органом и дата внесения записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации сведений о лицензиате, зарегистрированном до введения в действие Федерального закона о государственной регистрации, в единый государственный реестр юридических лиц, а также основной государственный регистрационный номер;

адрес юридического лица, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

сведения об утраченной (испорченной) лицензии (вид лицензии, вид профессиональной деятельности, номер лицензии);

просьбу о выдаче дубликата лицензии с указанием соответствующего основания.

Заявление о выдаче дубликата лицензии представляется на бланке лицензиата (при наличии) отдельно на каждый вид деятельности.

5.2.2. Документ, которым подтверждается факт уплаты лицензиатом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за выдачу дубликата лицензии (платежное поручение, квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты с приложением документа, подтверждающего полномочия на совершение такого платежа), содержащий отметку банка об исполнении лицензиатом обязанности по уплате указанной государственной пошлины.

Документ, указанный в настоящем подпункте, представляется в отношении каждой лицензии в соответствии с представленными заявлениями о выдаче дубликата лицензии.

5.2.3. Документ, подтверждающий факт утраты лицензии, выданный уполномоченными органами Российской Федерации в установленном порядке, а также объяснения по указанному факту (представляется в случае утраты лицензии).

5.2.4. Испорченная лицензия (представляется в случае порчи бланка лицензии).

5.3. По результатам рассмотрения документов, представленных лицензиатом в соответствии с настоящей главой, уполномоченное структурное подразделение в течение 10 рабочих дней со дня представления полного комплекта документов принимает решение о выдаче дубликата лицензии. В случае принятия указанного решения дубликат лицензии с пометкой «дубликат» на лицевой стороне выдается заявителю территориальным учреждением Банка России по месту нахождения лицензиата.

5.4. Не позднее трех рабочих дней со дня принятия Банком России решения о выдаче дубликата лицензии уполномоченное структурное подразделение направляет в адрес территориального учреждения Банка России по месту нахождения лицензиата дубликат лицензии, подлежащий выдаче лицензиату.

В случае принятия решения о выдаче дубликата лицензии в адрес лицензиата направляется уведомление о выдаче дубликата лицензии, в котором сообщается адрес территориального учреждения Банка России по месту нахождения лицензиата и срок, в течение которого лицензиат вправе получить дубликат лицензии по указанному адресу.

Читайте также:  Какие есть билеты и тарифы на поезд для детей в 2023 году?

5.5. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения лицензиата по истечении срока, предусмотренного пунктом 5.4 настоящей Инструкции, по почтовому адресу лицензиата направляет дубликат лицензии заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

5.6. В случае принятия решения о выдаче дубликата лицензии документы, представленные лицензиатом в соответствии с настоящей главой, не возвращаются лицензиату и хранятся в уполномоченном структурном подразделении в порядке, установленном в Банке России.

5.7. В случае представления неполного комплекта, ненадлежащим образом оформленных документов уполномоченное структурное подразделение в срок, установленный для принятия решения, направляет письмо о представлении недостающих документов. Срок рассмотрения документов приостанавливается до дня представления недостающих документов, но не более чем на 30 дней, которые исчисляются со дня регистрации Банком России указанного письма.

В случае непредставления в установленный настоящим пунктом срок запрошенных документов, заявление о выдаче дубликата лицензии и приложенные к нему документы в течение трех рабочих дней направляются лицензиату по адресу, указанному в заявлении о выдаче дубликата лицензии.

6.1. Уполномоченное структурное подразделение ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в электронном виде, при этом обеспечивается формирование реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг на бумажных носителях. Уполномоченное структурное подразделение вносит в указанный реестр сведения (изменения в сведения), предусмотренные пунктом 6.2 настоящей Инструкции.

6.2. Реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг содержит следующие сведения в отношении каждого включенного в него профессионального участника рынка ценных бумаг:

полное фирменное наименование профессионального участника рынка ценных бумаг;

сокращенное фирменное наименование профессионального участника рынка ценных бумаг (при наличии);

адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

номер контактного телефона;

адрес электронной почты (при наличии);

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

сведения о единоличном исполнительном органе, его заместителях (фамилия, имя и (при наличии) отчество; дата рождения; место рождения, гражданство; серия и номер паспорта или серия (при ее наличии) и номер иного документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа; дата назначения (избрания), дата увольнения (прекращения полномочий);

сведения о контролере (руководителе службы внутреннего контроля) (фамилия, имя и (при наличии) отчество; дата рождения; место рождения, гражданство; серия и номер паспорта или серия (при ее наличии) и номер иного документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа; дата назначения, дата увольнения);

сведения о членах совета директоров (фамилия, имя и (при наличии) отчество); дата рождения; место рождения, гражданство; серия и номер паспорта или серия (при ее наличии) и номер иного документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа; дата избрания, дата прекращения полномочий);

сведения о членах коллегиального исполнительного органа (фамилия, имя и (при наличии) отчество; дата рождения; место рождения, гражданство, серия и номер паспорта или серия (при ее наличии) и номер иного документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа; дата назначения (избрания), дата увольнения (прекращения полномочий);

сведения о руководителе структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг (в случае совмещения деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг с иными видами деятельности), (фамилия, имя и (при наличии) отчество; дата рождения; место рождения, гражданство; серия и номер паспорта или серия (при ее наличии) и номер иного документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа; дата назначения, дата увольнения);

вид (виды) лицензируемой деятельности, на который (которые) выдана (выданы) лицензия (лицензии);

сведения о выданных лицензиях (номер лицензии, дата выдачи лицензии, срок действия лицензии);

сведения о приостановленных лицензиях, содержащие информацию о сроке, на который приостановлено действие лицензии, и документе, послужившем основанием для внесения такой записи в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг (при наличии);

сведения об аннулированных лицензиях, содержащие информацию о дате, с которой аннулирована лицензия, и документе, послужившем основанием для внесения такой записи в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг (при наличии).

6.3. Для получения выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг заинтересованное лицо представляет заявление о выдаче выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг (приложение 7 к настоящей Инструкции), в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения лицензиата.

6.4. Выдача выписки из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется территориальным учреждением Банка России в течение семи рабочих дней со дня представления заявления, предусмотренного пунктом 6.3 настоящей Инструкции.

6.5. Выписка из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг содержит следующие сведения в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг:

полное фирменное наименование на русском языке;

адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

основной государственный регистрационный номер;

номер лицензии;

дату выдачи лицензии;

вид (виды) лицензируемой деятельности, на который (которые) выдана (выданы) лицензия (лицензии);

информацию о приостановлении действия лицензии (в случае если действие лицензии было приостановлено).

6.6. Банк России в отношении каждого лицензиата размещает на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» следующую информацию из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг:

полное фирменное наименование на русском языке;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

номер контактного телефона;

вид (виды) лицензируемой деятельности, на который (которые) выдана (выданы) лицензии;

сведения о выданных лицензиях (номер лицензии, дата выдачи лицензии);

сведения о приостановленных лицензиях (основание и срок, на который приостановлено действие лицензии);

сведения об аннулированных лицензиях (основание и дата, с которой аннулирована лицензия).

Основные направления коммерческой деятельности, требующие разрешения, определяются федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011. Некоторые виды лицензируемой деятельности определяются отдельными законами:

  • производство и оборот алкогольной продукции (закон № 171-ФЗ от 22.11.1995);

  • ведение кредитно-финансовой деятельности (закон № 395-1 от 02.12.1990);

  • страховая деятельность (закон № 4015-1 от 27.11.1992);

  • защита информации, охраняемой государственной тайной (закон № 5485-1 от 21.07.1993);

  • проведение торгов и аукционов (закон № 325-ФЗ от 21.11.2011);

  • осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и др.) согласно закону № 39-ФЗ от 22.04.1996;

  • деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) (закон № 75-ФЗ от 07.05.1998);

  • клиринговые услуги (закон № 7-ФЗ от 07.02.2011);

  • использование атомной энергии (закон № 170-ФЗ от 21.11.1995);

  • работа в космической сфере (закон № 5663-1 от 20.08.1993).

Большинство из них требуют не только получения разрешения, но и организации деятельности в соответствии с более жёсткими нормами и правилами, чем в общем случае.

Некоторые виды лицензируемой деятельности по закону № 99-ФЗ от 04.05.2011:

  • фармацевтическая деятельность;

  • пассажирские перевозки;

  • охранная и детективная деятельность;

  • хранение и реализация лома чёрных и цветных металлов;

  • оказание услуг связи;

  • ведение телевизионного и радиовещания;

  • оказание медицинских услуг.

Каждый вид деятельности требует оформления отдельной лицензии, действующей на всей территории РФ.

Получить разрешение на выбранное направление коммерческой деятельности можно только после создания ИП или ООО и получения листа записи о государственной регистрации. Некоторые разрешения могут получить только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели. Например, ИП запрещено заниматься продажей алкоголя (кроме пива), заниматься любыми видами кредитно-финансовой и страховой деятельности.

Для получения разрешения ИП или ООО должны соответствовать перечню критериев для осуществления работы по лицензированному направлению деятельности:

  • число работников;

  • размер уставного капитала;

  • квалификация и специализация работников;

  • наличие помещений и оборудования, соответствующих установленным требованиям.

Критерии соответствия и требования к ИП и ООО для получения разрешения приводятся в отдельных Положениях, утверждённых правительством РФ. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте лицензирующего органа или по письменному обращению.

Лицензионными требованиями и условиями являются:

1. соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок;

2. исполнение вступивших в законную силу судебных решений по вопросам осуществления лицензируемого вида деятельности на рынке ценных бумаг;

3. соответствие собственных средств лицензиата и иных его финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4. соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

5. наличие у лицензиата не менее 1 контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы;

6. наличие у единоличного исполнительного органа лицензиата опыта руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не менее 1 года.

Требование настоящего пункта не распространяется на кредитные организации.

7. отсутствие судимости за преступления в сфере экономической деятельности и/или преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, руководителей и контролера лицензиата;

8. обеспечение лицензиатом условий для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий, включая проведение им проверок.

Помимо соблюдения лицензионных требований и условий лицензиат, осуществляющий брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, обязан иметь:

1. не менее 1 работника, в обязанности которого входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами. Этот работник должен отвечать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

2. не менее 1 работника по каждому из указанных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, отвечающих квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Помимо соблюдения лицензионных требований и условий лицензиат, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи, обязан соответствовать следующим лицензионным требованиям и условиям:

1. наличие программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления деятельности организатора торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи и соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также требованиям документов, представленных в лицензирующий орган организатором торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи;

2. наличие самостоятельного структурного подразделения, отвечающего за обеспечение надлежащего режима работы с коммерческой, служебной и иной информацией;

3. наличие самостоятельного структурного подразделения, отвечающего за листинг/делистинг ценных бумаг;

4. наличие биржевого совета (советов секций);

5. наличие у лицензиата — фондовой биржи, совмещающей свою деятельность с деятельностью валютной биржи и/или товарной биржи (деятельностью по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельностью, самостоятельного структурного подразделения для осуществления каждого из указанных видов деятельности;

6. наличие самостоятельного структурного подразделения для оказания услуг, непосредственно способствующих заключению сделок с ценными бумагами (в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов) с оказанием услуг, непосредственно способствующих заключению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов;

7. наличие у лицензиата — фондовой биржи по истечении 6 месяцев с момента получения лицензии не менее 75 профессиональных участников рынка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.

При осуществлении депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг не должны занимать должности, связанные с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в иных юридических лицах, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, или являться специалистами, в обязанности которых входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами, следующие лица:

1. руководитель и специалисты самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг;

2. контролер, руководитель и работники службы внутреннего контроля (при наличии) лицензиата, в обязанности которых входит контроль за осуществлением депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

Что такое депозитарий

На фондовом рынке работа депозитария схожа с работой бухгалтера: он ведет специальные счета клиентов, где учитываются права собственности на ценные бумаги. Передача и учет прав собственности на акции при совершении сделок между инвесторами является одной из основных функций депозитария. Весь учет ведется в электронной форме в виде электронных записей. Это помогает исключить необходимость обработки большого объема документов для заключения сделки и ускорить процесс передачи прав собственности. Благодаря депозитарию инвесторы лишены рисков задержки передачи права собственности на ценные бумаги из-за того, что какая-то инстанция не проверила и не согласовала «документ-справку». Еще одной функцией депозитария является устранение риска утери ценных бумаг в физической форме, такого как кража, потеря, повреждение или задержка в передаче документа.

Брокерская и дилерская деятельность

Брокерская деятельность — это совершение сделок на рынке ценных бумаг за счет клиента. Сделки могут осуществляться как от имени клиента, так имени брокера. За эту деятельность брокер получает от клиента оговоренное комиссионное вознаграждение. Профессиональный участник рынка, осуществляющий эту деятельность, называется брокером.

Брокером может быть как компания, имеющая различную организационно-правовую форму, но зарегистрированная как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель (т. е. физическое лицо) без образования юридического лица, но и те, и другие должны иметь лицензии на право заниматься этим видом деятельности.

Брокер может совмещать свою работу с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (дилерской, депозитарной и управлением ценными бумагами), но он не может одновременно работать ни на каком другом рынке, кроме рынка ценных бумаг. Чаще всего брокеры совмещают свою деятельность с финансовым консультированием на рынке ценных бумаг. Консультации в основном даются по вопросам разработки вексельных программ, выбора держателя реестра акционеров, создания и поддержания имиджа на рынке.

В обязанности брокера входит исполнение поручений клиента, подготовка и проведение всех процедур по регистрации и оформлению сделок. Отношения с клиентом строятся на основе специальных договоров: договора поручения, договора комиссии и договора агентирования. Кроме того, при совершении акта купли-продажи ценных бумаг брокеру приходится еще заключать договор на эту сделку.

Ведение реестра и депозитарная деятельность

В процессе оборота ценных бумаг на рынке необходимо обеспечивать четкий контроль за их движением и обязательно сохранность. Эти проблемы решают профессиональные участники рынка — регистраторы и депозитарии. Все эмиссионные ценные бумаги выпускаются в двух формах — документарной и бездокументарной. Ценные бумаги на предъявителя всегда существуют только в документарной форме, и их владельцев не обязательно регистрировать, вести их реестр. Любой владелец этой бумаги получает все права, если он предъявляет данную бумагу, и может требовать от эмитента исполнения обязательств по ней. Именные ценные бумаги обязательно регистрируются, на них ведется реестр владельцев, фактически в процессе регистрации у держателя реестра фиксируются права данного владельца. Таким образом, деятельность регистратора заключается в ведении реестров владельцев ценных бумаг и удостоверении их прав. Если раскрыть их деятельность более подробно, то регистраторы занимаются сбором, фиксацией, обработкой и хранением сведений о владельцах ценных бумаг и их собственности. Кроме того, они предоставляют имеющиеся у них данные в оговоренных законом и договорами случаях.

В качестве регистратора, или реестродержателя, выступает юридическое лицо, которое по договору с эмитентом осуществляет деятельность по ведению реестра. В отдельных случаях, если число владельцев именных ценных бумаг не превышает 500 человек (а если речь идет об акциях, то не больше 50), реестр может вести сам эмитент, в противном случае реестр ведет специализированная организация, обязательно являющаяся юридическим лицом и имеющая лицензию на ведение регистрации именных ценных бумаг. Регистратор является профессиональны участником рынка, но он не может совмещать свою деятельность ни с какими другими видами деятельности на рынке ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг — это список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории ценных бумаг, которыми они владеют. Он составляется на любую установленную дату и позволяет иметь все необходимые сведения для фиксации и удостоверения прав владельцев. Эмитент, поручивший ведение реестра регистратору, один раз в год может требовать предоставления реестра за вознаграждение, сумма которого не должна превышать затрат на его составление, а регистратор обязан предоставить реестр за эту сумму. В других случаях предоставление реестра возможно, но за специально оговоренную договором сумму.

Регистрация владельцев предусматривает возможность существования двух их видов: истинных владельцев ценных бумаг и номинальных держателей ценных бумаг. В качестве номинального держателя могут быть зарегистрированы депозитарии, брокеры, дилеры. К ним не переходит право собственности на ценные бумаги, они могут пользоваться всеми правами, предоставляемой бумагой, и осуществлять все необходимые операции только при наличии распоряжения от реального владельца. Существование таких держателей возникает в тех случаях, когда истинный владелец бумаг хочет скрыть свою собственность, или для облегчения работ по клирингу и расчетам на рынке ценных бумаг. В последнем случае возникает возможность проведения множества сделок между участниками рынка без перерегистрации прав собственности, так как бумаги зарегистрированы на их держателя и по поручению собственника он может вести операции купли-продажи этих бумаг. Кроме того, система номинальных держателей необходима для организации торговой системы, поскольку одни регистраторы не могут оперативно списывать и зачислять все количество обращающихся ценных бумаг. Номинальный держатель обязан обеспечить владельцу получение всех полагающихся ему вып и по требованию владельца перерегистрировать бумагу на его имя.

В ходе ведения реестра регистратор открывает счета эмитенту и зарегистрированному лицу. Эмитенту открываются эмиссионный счет, на который зачисляются все бумаги в ходе размещения, конвертации и погашения, и лицевой счет, учитывающий все бумаги, которые эмитент выкупает за свой счет. Зарегистрированному лицу открывается только лицевой счет, где учитываются все принадлежащие ему бумаги.

Таким лицом может быть физическое или юридическое лицо, в том числе номинальный держатель или доверительный управляющий.

Открытие лицевого счета доверительному управляющему возможно только при предоставлении копии лицензии на доверительное управление и договора, заключенного с клиентом, по доверительному управлению его ценными бумагами.

В этом случае бумаги со счета владельца переписываются на счет доверительного управляющего, которому предоставляется право распоряжаться ценными бумагами, получать по ним доходы, иметь право голоса при участии в собраниях акционеров на срок действия договора. Но вся выгода и доходы от управления принадлежат владельцу, управляющий может удержать только комиссию.

В практике возможны случаи, когда ценные бумаги обременены какими-либо обязательствами. В этом случае возникают отношения между залогодержателями и залогодателя-ми. Залогодержатель — это кредитор, выдавший ссуду под залог ценных бумаг, залогодатель — это должник, взявший этот кредит под данный залог. Ценные бумаги, послужившие залогом, переводятся со счета владельца-залогодателя на счет залогодержателя и остаются на нем до истечения срока залога. Право получения дохода по этим бумагам и право голоса остаются у владельца, он только не может продать эти бумаги без письменного согласия залогодержателя. Если долг и все обязательства по договору кредита не выплачены в надлежащие сроки, залогодержатель получает право продать принадлежащие залогодателю ценные бумаги.

По каждому эмитенту регистратор обязан вести отдельный регистрационный журнал по всем видам ценных бумаг и журнал учета сертификатов. Правила ведения реестра, разработанные регистратором, должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам, так же как правила документооборота и контроля.

Фиксация перехода прав собственности в регистрационном журнале происходит при поступлении к регистратору передаточного распоряжения. Этот документ в обязательном порядке содержит необходимую информацию о лицах, передающих и принимающих ценные бумаги, полные сведения о самих ценных бумагах, ссылку на основание для передачи прав собственности, сумму сделки и подпись лица, передающего бумаги. Отказ в перерегистрации в основном может быть в том случае, если не полностью отражены все сведения о субъектах сделки или количество бумаг, предъявленных к перерегистрации передаточным распоряжением, больше количества бумаг на личном счете, или счет зарегистрированного лица заблокирован. Единственным документом, подтверждающим права зарегистрированного лица, кроме соответствующей записи в реестре, является выписка из лицевого счета, она должна быть выдана через 5 дней после перерегистрации.

Регистратор, заключающий договор с эмитентом, как правило, находится в одном из центральных городов, а владельцы ценных бумаг могут проживать в любом городе страны.

Кто такие депозитарии?

Депозитарий — это специальное место, где хранятся принадлежащие вам ценные бумаги.

Если бы не было такой организации, то каждый раз вам необходимо было бы получать или направлять свои ценные бумаги контрагенту (Московской бирже или напрямую покупателю или продавцу).

Если приобретенные вами ценные бумаги в бездокументарной форме — это также удобно, когда их хранит и ведет их учет профессиональная организация в специальных базах данных и под контролем ЦБ РФ.

Помимо учета и хранения информации о текущих владельцах ценных бумаг, в функции депозитария также входят:

— посредничество в выплате дивидендов,

— посредничество в реализации прав по ценным бумагам (например, участие в общем собрании акционеров).

Благодаря депозитариям, нет необходимости вносить в реестр акционеров информацию о каждом новом владельце акций.

Вся эта информация фиксируется в депозитарии и передается эмитенту (организация, которая выпустила акции) при необходимости. Например, перед тем как выплатить дивиденды.

Депозитарная деятельность — это также деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, а также учету и переходу прав на них.

Хранение сертификатов ценных бумаг не является самостоятельным видом деятельности, другие участники фондового рынка могут делать это самостоятельно.

В современном мире большинство ценных бумаг выпускаются в бездокументарной форме, поэтому депозитарная деятельность заключается в оказании услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги.

Депозитарий — только юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Лицо, пользующееся услугами депозитария, называется депонентом. Депонентами могут быть физические и юридические лица, являющиеся владельцами ценных бумаг, залогодержателями, доверительные управляющие и прочие.

Клиентом депозитария может быть другой депозитарий, он называется депозитарий-депонент и выполняет функцию номинального держателя ценных бумаг.

Между клиентом и депозитарием заключается депозитарный договор (договор о счете ДЕПО). Заключение такого договора не влечет переход права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами, управлять ими и осуществлять любые действия, не предусмотренные договором.

Депозитарий может регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. Может оказывать услуги, связанные с получением доходов по ценным бумагам.

Депозитарий может быть:

1) Централизованным (расчетным), 2) Клиентским (кастодиальным).

Централизованный (расчетный) депозитарий — обслуживает профучастников организованного фондового рынка, неразрывно связан с биржевыми системами торговли, централизованного клиринга и расчетов по обращаемым ценным бумагам. Этот статус может иметь только один участник рынка.

Централизованный депозитарий России — это НКО АО «Национальный расчетный депозитарий», входит в группу компаний Московской биржи. Этот статус был присвоен ему в 2013 году.

Клиентский (кастодиальный) депозитарий — оказывает разнообразные услуги непосредственным владельцам ценных бумаг. Могут специализироваться на учете отдельных видов ценных бумаг, например, инвестиционных паев.

Кто такие организаторы торговли?

Это профучастники рынка ценных бумаг в зависимости от типа рынка, торговлю на котором они организуют, делятся на организаторов биржевых и внебиржевых рынков.

На биржевом рынке — это официальные биржевые площадки — биржи.

На внебиржевом рынке — это разнообразные торговые системы (например, RTS Board, OTCBB И пр.).

Биржевой рынок обеспечивает инвестору большую надежность, так как организаторы торговли (биржи) берут на себя ответственность за исполнение всех заключенных на нем сделок. Все компании проходят процедуру листинга, отсеивающего потенциально неблагонадежных из них.

Деятельность организатора торгов в РФ также лицензируется ЦБ.

Членами биржи являются маклерские фирмы, они действуют через своих уполномоченных.

Физические лица не могут быть членами биржи.

Биржи сравнивают между собой по двум критериям: капитализация (совокупная курсовая стоимость акций, имеющих листинг) и оборот.

В РФ в 2011 году две крупнейшие российские биржи ММВБ и РТС после двух десятков лет самостоятельной торговли объединились и создали крупнейший международный рыночный институт. На текущий момент Московская биржа является в РФ монополистом.


Особенности основных групп ПУРЦБ

Основными группами профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПУРЦБ) являются:

  • коммерческие банки,
  • брокерские фирмы,
  • инвестиционные фонды различных типов,
  • инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).

Профессиональными участниками фондового рынка являются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие:

  1. брокерские и дилерские операции,
  2. управление ценными бумагами,
  3. определение взаимных обязательств (клиринг),
  4. оказание депозитарных услуг,
  5. ведение реестра владельцев ценных бумаг,
  6. организацию торговли на рынке ценных бумаг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *