- Жилищное право

Перевод земельных участков из одной категории в другую

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевод земельных участков из одной категории в другую». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае одобрения ходатайства, уполномоченный орган составляет акт (не позднее 5 дней с момента принятия решения). Далее документ передается в Росреестр для фактической замены статуса. Сотрудники службы вносят соответствующие изменения в базу данных, присылают уведомление собственнику земли.
После смены категории земли, владельцу нет необходимости лично посещать Росреестр и заниматься получением новой документации. Все имеющиеся документы действительны, меняется лишь сам статус. Их использование не ограничено, возможно проведение любых сделок с землей, включая куплю-продажу, дарение и наследование.

Получение положительного решения о переводе категории земли

Закрепление под ИЖС в качестве альтернативы

Смена категории земли — сложная и длительная процедура, которая сопряжена с определенными затратами и не всегда гарантирует достижение желаемого результата. Одним из альтернативных способов законного использования земель сельхозназначения является юридическое закрепление участка под ИЖС, не прибегая при этом к изменению его категории.

Данная процедура во многом схожа с переводом земель в ИЖС, но может различаться в зависимости от порядка, установленного органами местного самоуправления. Она не предусматривает снижения стоимости объекта и не требует выплаты государству материальной компенсации.

Закрепление вида разрешенного использования земель требует внесение изменений в данные Росреестра. Сделать это можно через МФЦ.

Отказ возможен в следующих случаях:

  • отрицательная оценка органов экологической службы;
  • наличие ограничений со стороны законодательных актов;
  • несоответствие просьбы заявителя с планом развития территорий, например, близкое расположение лесных угодий или заповедника.

Чтобы воспользоваться данным способом, следует позаботиться о том, чтобы за участником сельхозназначения был закреплен один из следующих видов разрешенной эксплуатации:

  • для садоводства с правом постройки жилых и хозяйственных строений;
  • для дачного строительства.

После возведения дома необходимо пройти все процедуры, предусмотренные для оформления недвижимости в собственность. Это позволит в дальнейшем при возникновении необходимости продать дом без нарушения закона.

Как поменять категорию наделов сельхозназначения, водного, а также лесного фондов?

У части наделов возможно изменить категорию только, если строго придерживаться всех правил проведения процедуры. К таким наделам относятся участки земли сельхозназначения, водного, лесного фондов, зоны, находящиеся под особыми условиями охраны.

Как перевести землю сельхозназначения в другую категорию?

Итак, сделать перевод надела сельхозназначения возможно только, если он связан с:

  • добыванием природных богатств;
  • прокладкой дорожного полотна, линий электрических передач и т. п.
  • сохранением надела;
  • предоставлением территории для обороны государства.

Как изменить категории наделов, относящихся к лесному фонду?

Изменение категорий наделов, относящихся к лесному фонду производится только тогда, когда их дальнейшая эксплуатация больше невозможна, в связи с чем проведена соответствующая экологическая экспертиза, и на руках владельца есть решение эксперта.

Как поменять категорию наделов, относящихся к водному фонду?

Изменить категории наделов, относящихся к водному фонду, возможно, если:

  • возникла потребность в организациисерьезно охраняемых объектов;
  • участок больше не существует;
  • случились серьезные перемены на территории населенного пункта;
  • появилась нужда в размещении наделов муниципалитета или госназначения.

Как поменять категорию наделов спецназначения?

При изменении категории наделов спецназначения необходимо:

  • восстановить территорию, если на ней был разрушен слой почвы в процессе осуществления определенной деятельности;
  • создать проект, обеспечивающий проведение рекультивации наделов при их загрязнениях, застройке или разрушениях.

Можно ли перевести земли сельхозназначения в категорию под ИЖС напрямую зависит от индивидуальных обстоятельств. Соответствующее решение принимает только уполномоченный орган, чаще – местная администрация.

Перевод с/х участка в земли населенных пунктов осуществляется путем изменения границ поселения. В связи с этим, на практике такая процедура проводится достаточно редко. Ведь, заявителю нужно не просто соблюсти все условия, собрать массу документов, но и обосновать целесообразность мероприятий.

Кроме этого, при расширении границ поселения, администрация принимает максимальное участие. Местным органам власти легче отказать в переводе, чем заниматься составлением и утверждением документов территориального планирования, и изменением генерального плана.

Решение о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы может быть принято только на общегосударственном уровне Правительством РФ, в то время как в иных случаях подобные полномочия переданы субъектам РФ.

Именно Правительство РФ, руководствуясь общенациональными интересами, обязано решать, не нанесет ли в данном случае изъятие земель в лесах первой группы ущерба интересам государства и общества. Гарантией объективности такого решения должны служить: процедура экологической экспертизы, установленная Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и процедура получения согласия ряда федеральных ведомств. В случае отрицательного заключения экологической экспертизы или при отсутствии заключения Правительство РФ не имеет права принимать какие-либо решения по данному вопросу. Это же касается и согласия федеральных ведомств.

Кроме того, предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные одновременно устанавливаются условия изъятия и предоставления земельного участка, а также определяется плата за перевод лесных земель в нелесные, равная размерам убытков.

Таким образом, действующие правовые нормы демонстрируют заботу государства о сохранении особо ценных лесов первой группы.

Однако можно ли считать вопрос решенным? Анализ судебной практики по переводу земель лесного фонда в нелесные земли показывает, что распоряжения Правительства РФ по вопросам перевода лесных земель в нелесные принимаются в большинстве случаев уже после того, как рассматриваемые земельные участки переданы в пользование. Иными словами, они уже освоены, ненужный лес вырублен и на них уже определенное время ведется хозяйственная деятельность.

В апреле 1997 года в ВС РФ слушалось дело по жалобе общественных организаций и граждан против Правительства РФ. Истцы требовали признать недействительными двенадцать распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, принятых в промежутке с января 1996 года до января 1997 года. В качестве основного аргумента заявители выдвигали в адрес Правительства РФ обвинение в том, что упомянутые распоряжения были приняты без проведения экологической экспертизы. Кроме того, они уверяли, что практика перевода лесных земель в нелесные приводит к уничтожению особо ценных российских лесов.

Жалоба была удовлетворена, распоряжения Правительства РФ признаны недействительными.

Такое решение подразумевает вполне определенные юридические последствия. Отмена распоряжений Правительства РФ означает, что эти земельные участки должны быть возвращены в лесной фонд в пригодном для их использования состоянии. Следовательно, признание недействительными всех решений, если таковые были, государственных и муниципальных органов о предоставлении земель, их приватизации и регистрации влечет обязанность пользователей вернуть земли, не предоставляя им права на компенсацию.

Основания, позволяющие изменить категорию

Решение о переводе территории в иную категорию зависит от того, кому принадлежит земельный участок. Если территория находится в федеральной или государственной собственности, то ее перевод может быть произведен только по решению Правительства Российской Федерации (вынесенному постановлению). Право перевода участков, находящихся в собственности субъектов РФ, принадлежит исполнительной власти тех субъектов, в чьем ведении находится территория.

Такие же правила распространяются на участки сельхоз назначения, независимо от того, в чьем ведении они находятся: органов местного самоуправления или субъекта. Муниципалитеты могут осуществлять перевод территорий, находящихся в их собственности.

С переводом незарегистрированных (запасных) земель особых проблем не возникает, их проще всего перевести в любую категорию. Что не скажешь о сельхозугодиях, водных и лесных фондов – здесь все довольно проблематично. Касаемо особо охраняемых природных территорий, их вообще нельзя продавать или совершать любые другие операции, так как они находятся на государственном учете.

Среди весомых оснований, по которым можно сменить категорию земельного участка, можно выделить следующие:

  • Возведение промышленного объекта на участке.
  • Включение участка в состав водного, резервного или лесного фонда.
  • Корректировка площади территории.
  • Обеспечение безопасности и усилие защиты государства.
  • Выполнение консервации участка.
  • Постройка зданий (жилых, подсобных) или дорог.

Процедуру смены категории участка могут начать следующие лица:

  1. Местный муниципалитет.
  2. Юридические и физические лица, имеющие разрешение на застройку, готовые приступить к постройке объектов на определенной территории.
  3. Лица, добывающие полезные ископаемые на определенном участке.
  4. Владельцы дачной собственности (участков).
  5. Лица, в чьей собственности находится определенная территория.
  6. Остальные заинтересованные лица (например, при составлении акта купли-продажи).

Порядок рассмотрения вопроса

Для подготовки материалов о переводе земли из одной категории в другую, собирается комиссия на федеральном, региональном или местном уровне управления. В ее состав входят должностные лица геодезической и землеустроительной службы, охраны окружающей среды, природных ресурсов, МЧС, лесного хозяйства, санитарного надзора, а также представители исполнительной власти того уровня, на котором идет рассмотрение ходатайства.

Читайте также:  Всё о страховых взносах: на что начисляются, кто и когда их платит

В течение 10 рабочих дней, комиссия проводит обследование территории, заявленной на перевод, после чего составляет акт осмотра, который направляется органам исполнительной власти. В данном акте указывается кадастровый номер участка, соответствие границ этой территории с данными, указанными в кадастре, а также соблюдение (несоблюдение) правил пользования территорией владельцем.

Стоимость и сроки рассмотрения ходатайства

Если ходатайство не подлежит дальнейшему рассмотрению в связи с вышеуказанными запретами, то оно должно быть возвращено заявителю в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Ходатайство рассматривается уполномоченным органом в течение 2 месяцев (если рассматривает Правительство, то трех). В течении 14 дней до заявителя должно дойти решение комиссии о согласии/отказе в переводе.

Что касается вопросов цены, то, исключая возможные оплачиваемые самостоятельно услуги юриста, потребуются некоторые расходы. Плата за одну сотку переводимой земли может составить от 9 до 12 тысяч рублей

Выписка из ЕГРН обойдется не дороже 100 рублей. Расходы предстоят при проведении экологической экспертизы. Стоимость будет зависеть от участка и компании, проводящей процедуру. Услуги юриста, на которого можно будет переложить всю ответственность, обойдутся в сумму от 100 000 рублей.

Перейти к следующей статье

Земельный кодекс Российской Федерации подразделяет земли на несколько категорий. Условно можно выделить несколько групп таких категорий.

Земли, используемые в хозяйственной деятельности максимально интенсивно, на которых протекает основная часть жизни и осуществляется трудовая деятельность большинства населения страны, ─ это земли населенных пунктов и носящие самое длинное среди всех категорий название ─ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов наиболее ярко олицетворяют то, что называется окружающей средой.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают промежуточное положение. Стратегический земельный резерв формируют земли запаса.

Земли различных категорий (иногда не совсем корректно для их названия используются словосочетания «категории назначения земель» или «категории использования земель») используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель и разрешенное использование (последнее принимается в соответствии с зонированием территорий) в решающей степени определяют правовой режим земельных участков. Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории.

Законодательные ограничения

Процесс перевода урегулирован в 172-ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории другую, в 2022 году в него не вносятся изменения (по крайней мере, подобных законодательных инициатив пока не заявлено).

Необходимо заметить, что сменить категорию можно далеко не всегда. Для каждой категории установлен перечень ограничений или прямой запрет. Перевод сельхозземель допускается только в исключительных случаях, список которых, впрочем, достаточно велик:

  • консервация;
  • создание особо охраняемых зон;
  • формирование черты населенных пунктов;
  • размещение промобъектов при соблюдении пределов средней кадастровой стоимости участков;
  • включение земель в состав лесного или водного фонда, если для сельского хозяйства они непригодны;
  • строительство дорог и других объектов, в том числе по добыче полезных ископаемых, при утверждении проекта рекультивации;
  • размещение объектов, имеющих большое общественное значение;
  • выполнение международных договоров и обязательств.

Очевидно, что простому обывателю надеяться на смену категории земель сельхозназначения рассчитывать не стоит. Гораздо проще, если участок относится к землям населенных пунктов, землям запаса или промышленности (хотя и здесь есть определенные ограничения). Например, в последнем случае перевод не допускается в случае, если земли загрязнены и отсутствует проект рекультивации.

Земли лесного или водного фонда, особо охраняемых зон допускается переводить только в рамках данного небольшого перечня категорий (исключение — если водный объект прекратил существование и есть заключение экологической экспертизы).

Нередки случаи, когда представители власти не позволяют оформить документы, аргументируя это тем, что заявление подано ненадлежащим лицом. Исходя из этого, важно понимать, кто имеет право, являясь законным претендентом на перевод, делать соответствующий запрос.

Итак, правообладателями участков земли в 2022 году считаются не только собственники, но и те, у кого земля находится в пользовании, включая арендаторов и иных владельцев. Следовательно, лицами, имеющими право запросить перевод, могут быть юридические лица, включая организации и предприятия, а также обыкновенные граждане и, конечно же, ИП. Индивидуальное, чаще исключительное решение по запросам принимается по заявлениям жителей Дальнего Востока, Северной части РФ и Сибири.

Читайте также:  Повышение платы за жилищно-коммунальные услуги в 2023 году

Ходатайства по-прежнему рассматриваются в порядке очереди, а в качестве управляющего лица выступает Правительство Российской Федерации, представители администрации отдельно взятых районов, в котором и было составлено обращение. В целом, в текущем году никаких изменений в этом аспекте нет.

Заключение и предложения по совершенствованию действующего законодательства

В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Долгое отсутствие специального закона, который регулировал бы процедуру перевода земель из одной категории в другую, создавало правовые проблемы однообразного ее использования. Однако в связи с принятием ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» многие проблемы были решены.

Вместе с тем анализ судебно-арбитражной практики показал, что этот Закон уже сегодня требует доработок, и в этих целях хотелось бы предложить пути совершенствования законодательства по переводу земель в иные категории.

1. Дать определение таким оценочным категориям, как «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо», в целях осуществления перевода. Разграничить понятия «земля» и «земельный участок».

2. Сократить сроки рассмотрения ходатайства: для Правительства РФ — до двух месяцев, для исполнительных органов государственной власти субъектов РФ — до одного месяца.

3. Дополнить ФЗ N 172-ФЗ положениями, касающимися перевода отдельных видов земель сельскохозяйственного назначения, например занятых внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) явлений, и т.д.

4. Следует законодательно уточнить, распространяется ли закрытый перечень прилагаемых к ходатайству документов при подаче его в орган государственной власти субъекта РФ для перевода земель с/х назначения.

5. Установить для перевода земли из земель запаса требование об экологической экспертизе и планах рекультивации земель.

Категории земли – что это, какие бывают

Вся территория России разделена по отдельным зонам. Одни предназначены для заселения, там находятся поселения (города, села), на других выращивают овощи и т.д. Такая система помогает государству эффективно распоряжаться землей, управляя процессом застройки, развитием животноводства и других аспектов жизни.

Зонирование помогает правильно и рационально пользоваться наделами. Например, плодородные территории выбирают для ведения там сельского хозяйства, а засушливые и удаленные участки – для промышленных нужд. Характеристики каждого участка, включая его вид, отражены в едином реестре.

Важно! Эти понятия разные, нельзя путать с указанным целевым назначением или типом разрешенного использования. Они взаимосвязаны, но разные по сути.

Что происходит при принятии положительного решения?

Если ходатайство удовлетворено и по нему вынесено положительное решение, то заявитель будет уведомлен об этом в течение 60 дней лично, через МФЦ или законного представителя, либо почтовым отправлением.

На руки он получает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую. После получения акта, необходимо в течение 30 дней внести соответствующие изменения в государственный кадастровый реестр (данная процедура бесплатна).

Для этого ему стоит лично обратиться в Росреестр, при себе иметь постановление о смене категории участка, а также все необходимы документы. В росреестре нужно заполнить специальную форму, с приложением копий документов, имеющихся на руках. Только после этого, изменения в кадастровый реестр будут внесены.

ВНИМАНИЕ! Если не внести изменения в кадастровый реестр в течение 30 дней, то у владельца земельного участка могут возникнуть трудности правового и финансового характера.

Если не произвести внесение изменений в кадастр, то можно получить штраф за нецелевое использование участка, даже имея на руках постановление о переводе участка в определенную категорию.

Также необходимо внести изменения в свидетельстве о праве собственности на земельный участок. Для этого стоит обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, где подается заявление об изменении вида разрешенного использования определенной территории (указанной в праве собственности).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *