- Страхование

Выездная налоговая проверка: когда ждать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка: когда ждать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании

Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.

Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.

Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.

На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Принципы отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок

Основными принципами, определяющими основы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, являются принципы:

  • законности, состоящий в необходимости неукоснительного соблюдения должностными лицами налоговых органов при осуществлении отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, требований законодательства РФ;
  • комплексности, предполагающий использование при проведении анализа всего информационного массива данных (баз данных) о налогоплательщиках;
  • целенаправленности, предполагающий направленность проводимого анализа на получение максимума полезной информации, которая может быть использована при проведении мероприятий налогового контроля;
  • объективности, выражающийся в том, что анализ должен являться результатом тщательно проведенной работы, основываться на достоверной информации и обеспечивать объективность оценки состояния финансово- экономической деятельности налогоплательщика и возможном наличии нарушений им законодательства о налогах и сборах;
  • полноты охвата, заключающийся в необходимости обеспечения охвата проверкой соответствия определенным установленным критериям отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе.

Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов

«Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки.»

Комментарий к Решению Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 по делу N А40-211149/18-115-4949 (Дело ООО «Артек»)

Фабула

Налоговая запросила у ООО «Артек» документы за три последних года. При этом в отношении ООО «Артек» не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением «предпроверочного анализа».

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Читайте также:  Выплаты при несчастном случае или при профзаболевании

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

«Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как «мероприятия в рамках предпроверочного анализа».

«Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки».

«Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий «предпроверочного анализа» не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным.»

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

«Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика»

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

— указаны реквизиты конкретной сделки;

— наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

— указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать «предпроверочный анализ» в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался «Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как «мероприятия в рамках предпроверочного анализа».

Интересно дойдет ли дело до Верховного Суда?

Отдельно хочу поздравить юристов, представлявших ООО «Артек», с победой.

Приказ Федеральной налоговой службы от 5 сентября 2017 г. N ММВ-7-12/713@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения функционального блока N 3 АИС «Налог-3», реализующего автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа»

В целях обеспечения автоматизации технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа», в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом результатов опытной эксплуатации, проведенной в соответствии с Государственным контрактом от 13.06.2017 N 5-7-02/76, приказом ФНС России от 27.12.2016 N ММВ-7-12/717@ приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее автоматизацию технологического процесса 103.06.09.00.0010 «Отбор отраслей/налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа» в соответствии с Планом внедрения в промышленную эксплуатацию и в составе компонентов АИС «Налог-3» согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему приказу, соответственно.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева), Контрольному управлению (М.В. Чаликов), Управлению модернизации налоговых органов (И.А. Мирошникова), Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить выполнение мероприятий Плана.

3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

4. Контрольному управлению (М.В. Чаликов) обеспечить методологическое сопровождение программного обеспечения.

5. ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить администрирование, сопровождение эксплуатации и техническую поддержку программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

6. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:

6.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России.

6.2. Обеспечить использование сотрудниками территориальных органов ФНС России программного обеспечения в практической работе в соответствии с инструкциями на рабочие места, размещаемыми на Интранет-портале ФНС России.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

  1. Приказ ФНС России от 23.07.2009 N ММ-8-1/24дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых показателей» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-З-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Артеменко Д.А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации: Монография. Ростов н/Д: Содействие — XXI век, 2010. 351 с.
  4. Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками // Налоги. 2008. N 2. С. 11 — 14.
  5. Ефремова Т.А. Совершенствование организации планирования и проведения налоговых проверок как необходимое условие повышения их качества и результативности // Налоги и финансовое право. 2014. N 11. С. 95 — 102.
  6. Ефремова Т.А., Ефремова Л.И. Модернизация и информатизация налогового администрирования как условие обеспечения инновационного развития российской экономики // Налоги. 2013. N 2. С. 17 — 20.
  7. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 512 с.
  8. Пилипенко А.А. Научно-прикладные подходы к пониманию налоговых рисков // Налоги. 2012. N 4. С. 17 — 21.
  9. Сашичев В.В. Опыт организации налоговых проверок в ФРГ и некоторые проблемы совершенствования процедур налогового контроля в России // Налоговый вестник. 2007. N 10. С. 77 — 78.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Решение проблем на нужной стадии

Сразу следует сказать, что если у организации на самом деле не все в порядке с налоговой или бухгалтерской отчетностью, то решить этот вопрос на стадии предпроверочного анализа будет самым логичным и рациональным решением, так как это самая основа, дальше которой «Ваше дело» может просто не пойти. Об этом не стоит забывать, так как, если по установленным нарушениям будет принято положительное решение о целесообразности включения организации в план ВНП, от этого уже никуда будет не деться – выездной отдел будет проводить комплекс мероприятий на основании ВНП. И плюс ко всему, данная проверка будет на постоянном контроле в Управлении ФНС России по субъекту РФ, что несколько усложняет саму суть решения проблемной ситуации.

Во время проведения предпроверочного анализа постарайтесь максимально точно и быстро давать свои пояснения налоговому инспектору. Покажите ему всё то, что он должен видеть, и не акцентируйте внимание на проблемных местах компании, так как бдительность инспектора это повысит, а Вы сами на себя спровоцируете более активный поиск по «болевым точкам компании».

Точные и развернутые ответы с прикрепленным пакетом документов гарантированно помогут Вам в определении компании как добросовестной и благонадежной, что значительно снизит её шансы на попадание в план ВНП на будущий год.

Насколько неоспорим акт?

Еще один животрепещущий вопрос — насколько неоспорим акт проверки? Является ли акт проверки четким водоразделом между тем, что можно и что уже нельзя изменить? Необходимо ли до составления акта предпринимать все возможные усилия, чтобы в акт попали только те эпизоды, с которыми компания внутренне согласна, или лучше побороться потом, в суде?

Когда есть акт, ничего уже не изменишь, считает Руслан Шведков: «Все, что будет написано в акте, суд утвердит, и позиция суда однозначна — что бы мы ни сказали, нас уже никто не слушает. При рассмотрении налоговой апелляции вышестоящая организация перепишет акт и решение нижестоящей, суды перепишут постановления друг друга и так далее. Надо жить по кодексу, но при этом учитывать существующие реалии, и если ты едешь по главной дороге на велосипеде, а со второстепенной дороги вылетает грузовик, то лучше уступить дорогу».

Но не все согласны с этим мнением. «Даже когда акт уже есть, еще можно что-то изменить, и у нас это получалось, — рассказывает Марина Бычкова. — Мы составили обоснованные возражения на акт проверки, и с нас сняли существенную часть суммы».

Есть даже примеры кардинального изменения акта после оспаривания ритейлером.

«Из шести выездных налоговых проверок, которые я прошла, в двух случаях удавалось после акта сбивать сумму доначислений до нуля, — говорит Ольга Головина. — В этих актах было много путаницы. Не каждый инспектор имеет достаточно времени для проверки акта, так как одновременно ведет несколько проверок».

Анализ эффективности выездных налоговых проверок

Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.

Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.

Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.

Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):

  1. Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
  2. На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
  3. Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
  4. Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
  5. Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
  6. Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
  7. Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
  8. Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
  9. Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
  10. Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
  11. Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
  12. Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.

Как предотвратить налоговую проверку

За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.

Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?

С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.

С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.

И помните:

  • Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
  • Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
  • Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).

Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, предпроверочный анализ: принципы, инструменты, результативность

Основными принципами, определяющими основы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и предпроверочного анализа, являются: принцип законности, состоящий в необходимости неукоснительного соблюдения должностными лицами налоговых органов при осуществлении отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и предпроверочного анализа, требований законодательства Российской Федерации; принцип комплексности, предполагающий использование при проведении анализа всего информационного массива данных (баз данных) о налогоплательщиках; принцип целенаправленности, предполагающий направленность проводимого анализа на получение максимума полезной информации, которая может быть использована при проведении мероприятий налогового контроля; принцип объективности, выражающийся в том, что анализ должен являться результатом тщательно проведенной работы, основываться на достоверной информации и обеспечивать объективность оценки состояния финансово-экономической деятельности налогоплательщика и возможном наличии нарушений им законодательства о налогах и сборах; принцип полноты охвата, заключающийся в необходимости обеспечения охвата предпроверочным анализом всех налогоплательщиков, включенных в проект плана проведения выездных налоговых проверок на предстоящий период, с целью выявления зон риска совершения налоговых правонарушений, а также в необходимости обеспечения охвата проверкой соответствия определенным установленным критериям отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе.

Используемая в настоящее время налоговыми органами в. ходе планирования и подготовки мероприятий налогового контроля используется методика налогового мониторинга и предпроверочного анализа финансово — экономической деятельности налогоплательщиков, основывается на применении системы среднеотраслевых индикаторов.

Основной целью применения указанной методики является внедрение в практику налогового контроля механизма налогового наблюдения, диагностики и анализа, позволяющего определять области деятельности организации (отрасли) с налоговым риском и оценивать степень налогового риска.

Задачей анализа, проводимого налоговыми органами на основании указанной методики, является осуществление комплексного рассмотрения движения финансовых и товарных потоков организации, с целью выделения рисковых операций. При этом под рисковыми операциями понимаются экономически не оправданные, уменьшающие уровень налогообложения; не соответствующие реальной экономической сути, не имеющие или имеющие пониженный уровень налогообложения, а также операции, в результате которьгх может иметь место вероятность необоснованного извлечения налоговой выгоды.

Основным показателем, посредством которого оценивается адекватность налоговых обязательств отдельного налогоплательщика, принято считать налоговую нагрузку, рассчитываемую как отношение начисленных или уплаченных налогов к сумме всех доходов налогоплательщика. Интегральная налоговая нагрузка: НПР — налог на прибыль организаций (начисленный или уплаченный).

Возможное нарушение законодательства о налогах и «сборах в этом случае может быть связано с искажением (сокрытием) доходов организации и завышением, необоснованным учетом расходов. При проведении оценки указанного показателя обычно учитывается влияние на формирование себестоимости и прибыли различных элементов затрат, таких как удельный вес себестоимости в выручке от продажи, материалоемкость продукции, зарплато емкость продукции, удельный вес амортизации в выручке от продаж, удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж, удельный вес процентов в сумме всех доходов организации, отношение процентов к долговым обязательствам, удельный вес отклонения налогооблагаемой прибыли от бухгалтерской в сумме всех доходов организации и т.д.;

Возможное налоговое нарушение в этом случае связано с занижением стоимости налогооблагаемого имущества (выводом имущества из-под налогообложения) и необоснованным применением налоговых льгот.

Для оценки рисков совершения налоговых правонарушений по налогу на имущество организаций налоговые органы используют обычно такие показатели, как удельный вес налогооблагаемого имущества в общей остаточной стоимости имущества, фондоемкость, фондоотдача.

О предполагаемом риске необоснованного извлечения налоговой выгоды свидетельствует отрицательное отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого индикатора. При этом не установлено минимальное (максимальное) значение допустимого отклонения налоговой нагрузки отдельного налогоплательщика от среднеотраслевого показателя, который свидетельствовал бы о необходимости, например, обязательного включения данного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок и т.д. Представляется, что критическим могло бы являться отклонение рассматриваемого показателя конкретного налогоплательщика от среднеотраслевого значения на 20 процентов. Кроме того, неоднозначность данного показателя обуславливается вариативностью: начисленные или уплаченные налоги. Указанные суммы могут значительно различаться между собой. В связи с чем, целесообразно рассчитывать интегральную налоговую нагрузку по начисленным налогам и по уплаченным налогам отдельно, а оценку отнесения налогоплательщика к зоне риска определять, исходя из значения показателя интегральной налоговой нагрузки, рассчитанного на основании начисленных сумм налогов.

Особенности выхода на ВНП

Критерий «Три года»

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Показатели эффективности

Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн

руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого

Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

Нечего взять

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое, что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе. Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

Третье. У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее. Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

В статье расскажем о критериях, по которым налоговики выбирают компанию для предпроверочного анализа перед выездной проверкой. О том, как проводится такой анализ, что делать, если компания стала объектом интереса инспекторов и как избежать проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *