Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законна ли вторая смена в школе в 2021 гг?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.
Единственный документ, который в какой-то степени регулирует процедуру обучения классов по сменам, это СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно пункту 10.4 в школах может быть организовано обучение в две смены. Организация занятий в три смены не допускается. СанПиН устанавливает следующие ограничения:
Учёба на вторую смену возможна только в общеобразовательных школах. Если учебное заведение имеет статус гимназии или лицея, либо является школой с углублённым изучением какого-либо предмета, то обучение всех без исключения классов должно быть организовано только в одну смену. Так указано в пункте 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10. Никаких дополнительных ограничений для обучения в 2 смены в России не существует.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
При 6-дневной неделе, не более
При 5-дневной неделе, не более
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену
— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
Наполняемость классов-комплектов
Классы, объединяемые в класс-комплект
Количество обучающихся в классе-комплекте
В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.
Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений
— организованных подвижных игр на переменах
— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня
— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,
— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Проект «Модернизация образования»
Несмотря на то, что по санитарным нормам в школах допускается вторая смена, президент РФ в декабре 2014 г. в своем Послании к Федеральному собранию поручил разработать проект программы, которая позволит модернизировать образование и увеличить количество мест в общеобразовательных организациях.
Целью проекта является ликвидация двух и трех смен в школах. В соответствии с принятой «дорожной» картой это возможно будет только к 2025 году.
Для реализации проекта выделяются бюджетные средства для обустройства новых мест в общеобразовательных организациях. Необходимость в программе возникла в связи с принятыми Федеральными стандартами обучения.
Переход на одну смену во всех российских школах обусловлен следующими причинами:
- обеспечение обязательной внеурочной деятельности школьников;
- занятия учеников по дополнительным общеобразовательным программам;
- создание условий для сетевой формы обучения детей с применением ресурсов нескольких образовательных организаций.
Реальная ситуация по регионам
По состоянию на начало 2022-2023 учебного года пятидневка введена во всех школах Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Башкортостана. В этих регионах решение было принято на уровне властей, а не отдельных образовательных учреждений. Тем не менее, для большинства городов и поселков России реальностью остается 6-дневная рабочая неделя, из-за чего школьники и родители сетуют на:
- «украденный выходной», ведь в субботу ребенка необходимо вовремя поднять, накормить, собрать и отправить в школу;
- невозможность планировать семейный отдых, так как остается по факту всего один выходной день;
- отсутствие времени на общение внутри семьи, ведь в воскресенье детям приходится выполнять домашнее задание.
Городские школы перегружены детьми из новостроек
Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.
В предписании Роспотребнадзора есть свои «плюсы»: за каждым классом будет закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети должны учиться по всем предметам. Теперь учителя будут приходить в классы к детям, а не наоборот. Исключение составят физкультура, ИЗО, труд, технология, физика, химия, которые требуют специального оборудования.
В ст. 30 указывается, что школа может самостоятельно принимать локальные акты, регулирующие образовательную деятельность и режим работы.
Но в большинстве случаев в зимнее время продолжительность уроков сокращается, особенно для младших школьников.
Свободный вечер Уроки заканчиваются, а ещё половина дня свободна. Ты можешь не бежать сразу на дополнительные занятия, если они есть, а зайти домой, поесть, отдохнуть, сделать уроки.
«Когда учишься в первую смену, вечером много свободного времени. Успеваешь готовиться к ЕГЭ, заниматься спортом. Если ходишь во вторую смену — после школы времени намного меньше, а утром хочется поспать. Ну и уроки сделать нужно», — подтверждает Дарья Корытько, 18 лет.
«После школы у тебя есть ещё почти целый день, чтобы попытаться успеть сделать все», — думает Полина Колесникова, 17 лет.
Везде успеешь Спектакль в театре или вечеринка вряд ли начнется утром или днем. Поэтому, если ты учишься в первую смену — успеешь на разные мероприятия.
Учишься при свете дня
Все уроки (кроме, может быть, первого) проходят, когда на улице светло. Если за окном не темнота, а может, и солнечная погода — учиться легче.
Возможность побыть одному Если уроки закончились днем — родители еще не вернулись с работы. Это плюс не для всех: кому-то хочется больше видеться с семьей. Но некоторым людям важно проводить немного времени только с самим собой.
«В этом году я учусь во вторую смену. Прихожу домой, а вся семья уже в сборе. Брат смотрит мультики на компьютере в моей комнате, и сосредоточиться на уроках не получается. Когда учишься в первую смену, успеваешь насладиться покоем и тишиной, с комфортом сделать домашнее задание», — поделилась Валерия Синицына, 14 лет.
Сын Марины, третьеклассник, учится во вторую смену первый год, но все недостатки нового образа жизни родители прочувствовали на себе. Перед уходом на работу они успевают только приготовить ребенку завтрак, а что он делает дальше, они даже не подозревают. Нередко выходит так, что он забыл пообедать, но сделал уроки, и наоборот.
После учебного дня чаще всего в расписании стоит еще какая-то тренировка. Дома школьник оказывается ближе к десяти вечера. Какие могут быть домашние задания?
Получается, что во второй смене нет ничего плохого, если кто-то из родителей не работает. Ведь ребенку зачастую очень тяжело самостоятельно полностью распланировать своей день. Это не выходит даже у самых дисциплинированных и спокойных детей.
Количество уроков в школе.
Так, в правилах не указывается, вторая смена в школе во сколько начинается. Но при этом сказано, что занятия в образовательной организации не должны начинаться ранее 8.00.
В правилах также указывается нагрузка, которая зависит от возраста учащихся и составляет:
Расписание для обязательных и факультативных занятий составляется отдельно. При этом минимальный перерыв между ними не должен быть менее 45 минут.
В начальной школе не допускается проведение спаренных уроков. В правилах даются рекомендации и по нагрузке школьников, в том числе времени проведения занятий, где требуется высокая умственная нагрузка, контрольных работ и пр.
В результате можно сделать вывод, что то, до скольки вторая смена в школах, зависит от окончания занятий первой и устанавливается локальными и другими актами непосредственно в организации.
Но в большинстве случаев в зимнее время продолжительность уроков сокращается, особенно для младших школьников.
Вторая смена в начальной школе допускается, также как и в средней, и старшей. В СанПиНе предусмотрены исключения только для 1, 5, 9 и 11 классов. Они должны учиться только в 1 смену.
Отдельно выделяются и классы компенсирующей направленности. Обучение детей по адаптированным программам допускается только в утреннее время.
Таким образом, две смены в школе вводится на законных основаниях. Но после обеда могут учиться не все категории детей.
В СанПиНе запрещается введение второй смены в гимназиях, лицеях и других образовательных организациях, где предусмотрено углубленное изучение отдельных предметов.
Новая волна мобилизации в России: свежие новости на сегодня. Будет ли всеобщая мобилизация в России в феврале 2023 года, ждать ли полную мобилизацию с 10 февраля 2023? Новости 05.02.2023
Губернатор Алексей Дюмин посетил военный полигон в Рязанской области, где проводят обучение мобилизованных для участия в боях на Украине жителей Тульской области. Об этом пишет портал «Тульские новости» со ссылкой на региональное правительство.
Губернатор рассказал, что с начала боевых действий на Украине он, правительство и неравнодушные местные жители прикладывают все усилия для обеспечения мобилизованных граждан необходимыми благами. После объявления частичной мобилизации работа в этом направлении усилилась.
Дюмин отметил, что в регионе действует система мер поддержки семей военнослужащих, а мобилизованные могут претендовать на получение жилья вне очереди. Соответствующий указ будет подписан уже на следующей неделе, пояснил он.
Всеобщая мобилизация с 5 февраля 2023 года в России – миф или реальность, мобилизованные предприниматели из Якутии нуждаются в кредитных каникулах, новости на 5 февраля 2023
Самой востребованной мерой поддержки для мобилизованных предпринимателей стало предоставление кредитных каникул. Об этом пишет YakutiaMedia со ссылкой на пресс-службу главы и правительства республики.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Альбина Кычкина рассказала, что кредитные каникулы могут предоставить по заявлению заемщика, поданному не позднее 31 декабря 2023 года.
«Время приостановки выплат — срок мобилизации плюс 90 дней. ИП могут получить отсрочку по кредитам, полученным до мобилизации, в порядке, установленном для граждан», — рассказала она.
Отмечается, что в законодательстве теперь предусмотрены некоторые налоговые послабления для предпринимателей, призванных на фронт.
Требования к расписанию уроков
Предмет | Кол-во баллов |
Математика | 11 |
Иностранный язык, информатика | 10 |
Физика, химия | 9 |
История | 8 |
Родной язык, литература | 7 |
Естествознание, география | 6 |
Физкультура | 5 |
Труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Пение | 1 |
Что такое ротация и будет ли она в 2023 году
Ротация в военном деле — это регулярная замена или взаимозамена поименного личного состава, подразделений или частей, выполняющих задачи в тяжёлых, сложных или неблагоприятных условиях через определённое время. Ее проводят на основании НПА, принятого высшим руководством страны.
Ротация необходима для того, чтобы военные отдыхали от боевых действий. По сути, им предоставляют отпуск, по истечению которого они обязаны вернуться на военную службу.
В начале декабря 2022 г российский лидер высказывался по поводу проведения ротации. Он говорил, что «нужно подумать над этим вопросом».
Сейчас треть мобилизованных находится в зоне СВО, еще треть – на вторых и третьих рубежах защиты, а остальные проходят обучение военному делу. Вполне возможно, что в рамках ротации военнослужащих, которые участвуют в специальной операции будут заменять те, кто в настоящее время обучается.
Надо отметить, что участники частных военных компаний – это совершенно иная история. Например, некоторые вагнеровцы уже возвращаются домой. Их отпускают сразу после истечения срока действия контракта, который можно заключить на срок от полугода. При этом, вагнеровцы наделены теми же правами, что и контрактники, добровольцы и мобилизованные.
Что делать, если остался на второй год в 9 классе
Основанием для оставления на второй год в 9 классе может стать не только двойка, но и несданные ОГЭ по обязательным предметам. В результате ученик не может получить аттестат. В таком случае возможны несколько вариантов развития событий.
- Использовать возможность пересдать ОГЭ осенью в резервные дни и получить аттестат. После этого можно ходатайствовать о зачислении в колледж, если там есть свободные места, или в 10 класс школыы. В престижных и интересных колледжах или профильной старшей школе, правда, мест уже не будет. Однако есть шанс поступить на платное отделение или в частный колледж или школу.
- Согласиться остаться в 9 классе на второй год и пересдать экзамены следующим летом, а после этого уже поступать на следующую ступень образования вместе со всеми.
- Попросить справку об окончании восьми классов и попытаться поступить в профессиональные учебные заведения, не требующие аттестата (а такие тоже есть, например, АНО ПОО “Международный колледж бизнеса и дизайна”, ГБПОУ ОКГ “Столица” и т.д.). Такие заведения, как правило, позволяют впоследствии получить аттестат за 9 класс.