Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила маломерных судов 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок
Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2022 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:
- сквозные пробоины корпуса;
- разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;
- повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля;
- отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива;
- повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора;
- отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней;
- несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.
Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т. е. на судоводителя и владельца плавательного средства.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.
Техническое освидетельствование
Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.
Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.
После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.
Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.
Права на моторную лодку со скольки лошадей 2022
Про это более менее понятно. А вот еще интересует другой вопрос, который доводит до холиваров на некоторых форумах =) Есть мнение, что мы, обладая правами с районами МП, ВП, ВВП и с категориями мотолодка + катер + гидроцикл, ранее (до встепления в силу 32-ФЗ) не могли управлять катером (со встроенным двигателем) где мощность превышала 55 кВт. А после того, как определения были изменены упомянутым ФЗ, мы теперь можем управлять чем угодно, лишь бы оно не превышало 20 м в длину и вмещало не более 12 чел. Верно ли такое трактование ФЗ или все же нет, как думаете?
Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него 1.1. Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно
, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Спешу поделиться отличной новостью — теперь не нужны права на управление лодкой с мотором до 10 л.с. Жаль, что я не знал этого в начале лета, когда покупали с отцом мотор Tohatsu на 5 л.с. Взяли именно на 5, чтобы не сдавать на права. А оказывается, можно было сразу брать 9.9 л.с.
Многие даже не задумываются о том, что есть какие-то правила плавания на надувных лодках, поэтому иногда владельцы разочаровываются в своих плавсредствах, или хуже того, попадают в весьма неприятные ситуации.
- Документы подтверждающие, что именно вы владелец транспортного средства: чек из магазина, дарственная или договор купли-продажи.
- Личные документы владельца – паспорт, а также ИНН.
- Техпаспорт на лодку и на мотор (оригиналы и копии).
- Квитанция с ближайшего банка об уплате пошлины, которая не так давно была 1100 руб.
- Заявление владельца лодки – регистрационная карта, правильно заполненная.
- Для первого раза предоставляется к осмотру лодку и мотор, чтобы у инспектирующей особы не возникало лишних вопросов.
Неоднозначность формулировок российских нормативных документов стала причиной того, что очень немногие знают, на какой лодочный мотор нужны права. Доходит до того, что судоводителям приходится обращаться за помощью к профессиональному юристу, чтобы избежать штрафов, налагаемых сотрудниками водной инспекции. Каков же верный ответ на озвученный выше вопрос?
То есть, если мы зададимся вопросом, какой лодочный мотор можно использовать без прав, то ответ очевиден: тот, мощность которого равна 5 «лошадкам» или меньше. Почему именно 5? Потому что эквивалент одной «лошадки» равен 0,7355 киловатта. Следовательно, указанное в приказе значение 3,68 — это как раз те самые 5 лошадиных сил.
- заявление;
- паспорт;
- ИНН;
- документы, подтверждающие право собственности на МС и двигатель;
- технический паспорт на плавательное средство;
- технический паспорт на мотор (если есть);
- квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины (размер пошлины в 2022 г – 1100 р.)
- надувные транцевые лодки;
- надувные, типа «Турист»;
- пластиковые;
- металлические;
- деревянные;
- разборные композитные;
- лодки с электромоторами указанной мощности;
- различные байдарки;
- гребные и парусные катамараны.
С какой мощности лодочного двигателя нужны права
- Маломерное судно с мотором мощностью более 5 лошадиных сил подлежит обязательной регистрации, а судовладелец должен пройти аттестацию на право судовождения.
- С 1 июля 2022 владельцы прокатов маломерных судов должны будут декламировать выполнение требований к состоянию своего парка.
- Владельцы прокатов должны проходить как минимум раз в 5 лет техосмотр маломерок. Можно чаще. Осмотр производит МЧС России и этот осмотр является официальной государственной услугой.
- При движении судов до 4 метров, ИСС* в обязательном порядке должны быть у каждого лица, находящегося на борту.
- При прохождении шлюза, при движении по воде, при движении в акватории порта и нахождении на открытой палубе все пассажиры должны быть в ИСС.
- Дети до 12 лет, находясь в движении и на открытой палубе, должны быть постоянно в спасательном жилете.
- Дошкольники на открытой палубе должны быть всегда в спасике и только в сопровождении взрослых.
- Рыбаки должны быть в спасательном жилете постоянно.
Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.
Часто задаваемые вопросы
- Каким типом лодки я могу управлять без прав, не опасаясь быть оштрафованным?
Лодкой весом до двухсот килограмм, а также мощностью двигателя до 8 киловатт. Лодка не должна превышать в длину 20 м, а количество пассажирских мест – двенадцати. Достаточно нарушить хоть одно из указанных условий, и вам уже придется регистрировать свое судно.
- Нуждается ли в правах ГИМС надувная моторная лодка?
Да, если характеристики плавсредства выходят за те, что установил законодатель. Допустим, масса ТС от двухсот килограммов либо двигатель мощнее, чем восемь кВт. Тогда лодке требуется регистрация, а вам, следовательно, для управления нужно получить права.
- Какой надувной лодке не требуется регистрационная документация?
Документация не понадобится в том случае, если надувной транспорт входит в категорию плавсредств, т.е. отвечает прописанным в законодательстве критериям.
- Если у тебя резиновая лодка, предназначенная для обычной рыбалки, то тоже нужны права?
То, получать ли права, зависит не от материала плавсредства и не от цели его эксплуатации, а от ряда характеристик, а именно: массы и длины лодки, мощности движка, пассажировместимости.
- Есть ли необходимость в правах при наличии весельной лодки?
Не играет роли, пользуетесь ли вы веслами на лодке с установленным мотором. Проверяющие органы смотрят совсем на другие факторы.
Можно ли поставить лодку на учет без документов?
В некоторых случаях на плавсредство документы могут отсутствовать, например, если владелец потерял их или испортил. Но даже при таких обстоятельствах провести регистрацию вполне реально.
Процедура начинается стандартно, с подачи заявления в местную ГИМС с просьбой о постановке лодки на учет. В документе необходимо объяснить сложившеюся ситуацию. Инспекция откажет заявителю, о чем будет выдана справка. Этот документ и будет основанием обратиться в суд с иском.
Суть претензии заключается в прошении о получении права собственности на лодку и последующей регистрации судна в государственной инспекции. Стоит учесть, что истец должен будет заплатить налог.
Если претензия будет удовлетворена, то заявитель должен повторно обратиться в ГИМС с решением суда. После чего лодочный транспорт регистрируется на общих основаниях. Но без положительного решения суда процесс невозможен.
Нужны ли права на мотор до 10 л.с. и нужно ли регистрировать лодку ПВХ?
Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.
До 2016 года все лодки с моторами по умолчанию считались маломерными судами. Следовательно, такое приобретение обязательно нужно было зарегистрировать в местном отделении ГИМС.
На учет необходимо было ставить любые лодки с мотором и/или грузоподъемностью более 220 кг. Если ваше водное средство попадало под данные условия, вы должны были и зарегистрировать его, и получать права на управление лодкой.
Когда нужны права на лодку с мотором? До 2016 года — если на вашем судне стоял двигатель мощнее 5 л.с.
Все вышеперечисленное вело за собой довольно негативные последствия:
- Нескончаемые очереди в ГИМС на регистрацию лодок.
- Длительно оформление документов.
- Оплата государственной пошлины за регистрацию даже маломощного средства.
- Уплата налогов на транспортные средства стандартно в конце года.
- Обучение управлению маломерным судном, сдача соответствующих экзаменов.
- Прохождение медицинской комиссии для получения прав.
- Оплата соответствующих пошлин (для получения прав).
Закон Нужны Ли Права На Мотор 9.9 В 2021 Году
Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?
Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:
- Длина — не более 20 м.
- Число пассажиров — не более 12.
- Масса — более 200 кг.
- Мощность двигателя — более 8 кВт (или 10,88 л. с.)
Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.
На какой лодочный мотор не нужны права? По самым актуальным требованиям ГИМС — мощностью менее 10,88 л.с. Давайте теперь проследим, какие требования к моторным лодкам изменились еще. Начнем с регистрации.
До введения новых положений МЧС России владелец мог зарегистрировать судно на собственный выбор:
- По месту своего жительства.
- По локации, где базируется судно.
Сегодня же процедура регистрации маломерного судна проходит по адресу прописки его собственника. Необходимо обратиться в любое из подразделений ГИМс на всей территории России.
ГИМС – Государственная Инспекция по маломерным судам МЧС России
Лодки, которые нужно регистрировать в ГИМС:
- используемые для передвижения в закрытых для обычного пользования районах или возле государственных границ;
- длиной от 20 метров и больше;
- с разрешенным количеством пассажиров от 13 и больше;
- с массой, тяжелее 200 килограмм;
- с силовой установкой, заявленной максимальной мощностью больше 8 кВт или 9.9 лошадиных сил;
- с силовым агрегатом, мощностью до 10 лошадиных сил, но разрешенной установкой моторов выше 9,9 л/с.
Важно! Любой надводный плавающий транспорт, который можно снабдить двигателем, мощностью больше 8 кВт или выше 10 лошадиных сил, подлежит обязательной регистрации в ГИМС.
И самый популярный вопрос: Нужно ли иметь права на управление если у меня на лодке мотор мощностью 10 л.с.? Во-первых, в законе ничего о лошадиных силах не знают, мощность у нас измеряют киловаттами. Если мощность вашего мотора не превышает 8 кВт, то права на управление вам получать не нужно. А 8 киловатт это 10,88 л.с. Владельцы Ямах 9.9 слышу выдохнули с облегчением.
Для начинающих водномоторников отвечу: 99% надувных лодок далеко не дотягивают до массы 200 кг. Даже такая тяжелая лодка как Zodiac Cadet RIB 400 весит 165 кг. А это 4 метра длины и РИБ конструкция. Большинство же из вас используют обычные надувные пвхашки, которые дай бог 100 кг весят. К примеру, популярные ныне лодки Фрегат, модель 370 Pro весит чуть больше 70 кг. Поставьте на ее мотор Тохатсу 9.8 весом 26 кг. и итого у вас будет 96 кг. Добавьте туда еще аккумулятор, дополнительное сиденье, эхолот и еще чего нить и вы все равно не дотянете до предела в 200.
Длительность регистрации
Сегодня вполне легально можно путешествовать на лодке без прав и регистрации. Только она должна соответствовать характеристикам плавательного средства.
В ином случае вам придется зарегистрировать свое маломерное судно. Сколько времени на это требуется? До вступления в силу нововведений 2016 года с момента подачи всей необходимой документации в ГИМС нужно было ждать три рабочих дня.
Изменилось ли что-то сегодня? Нет. По новому законодательству срок предоставления государственных услуг со дня приема документации от заявителя до получения результатов — не более трех рабочих дней. Если специалистами в бумагах были обнаружены основания для приостановления оказания госуслуги, то срок регистрации маломерного судна продлевается до 30 рабочих дней. За это время владелец лодки должен исправить все неточности, предоставить правильно заполненные бумаги.
Что должно быть на плавсредстве?
Мы разобрались, нужны ли права на лодку, в каких случаях. В заключение представим читателю, что обязательно должно быть на борту его плавательного средства в соответствии с новыми требованиями законодательства:
- Спасательные жилеты. Отсутствие их инспектор ГИМС не «простит». Более того, жилеты надеваются всеми, кто находится в лодке. Изделия должны быть красного или оранжевого оттенка, со светоотражающими элементами. Жилет также укомплектовывается свистком.
- Нормы снабжения уже не применяются к моторным лодкам весом до 200 кг и мощностью двигателя до 10,88 л. с. У вас на борту, конечно, должна быть аптечка, якорь и весла. Но если этого не будет, то штраф все равно не будет выписан.
Наличие спасательных жилетов на борту важно не для инспектора ГИМС, а для владельца лодки и его пассажиров. Поэтому не следует доверять дешевым (до 1500 рублей) изделиям. Это страховочные, но не спасательные средства. В чем различия?
Спасательный жилет сконструирован так, что при падении в воду он перевернет человека на спину и будет держать на плаву. Даже если вы не умеете плавать или потеряете сознание. От страховочного жилета этого ждать не стоит. Если человек не умеет плавать или находится без сознания, шансы его на спасение здесь практически равны нулю.
Подведем итог. Сегодня вы можете управлять моторной лодкой, не имея прав, не проходя государственную регистрацию судна. Но в том случае, если вы владелец плавсредства с мощностью мотора не более 8 кВт (или 10,88 л. с.). В противном случае ваша лодка — маломерное судно, которое нужно зарегистрировать. Управление им невозможно без обучения, прохождения экзамена, медкомиссии и получения прав. Обратите внимание также на правила нанесения номеров, государственного флага на борта лодки. Как за постановку на учет, так и за снятие с него взимается госпошлина.
Новые правила ГИМС для маломерных судов 2020 — правовая база
Весной 2022 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.
Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.
На какие лодки нужны права и регистрация в ГИМС
Чтобы понять, какие моторные лодки подлежат регистрации в ГИМС, нужно ознакомиться с новым порядком определения веса средства в 200 кг, после которого мотолодка подлежит государственной регистрации. Условия описаны в тексте письма-рекомендации: работникам ГИМС предписано определять массу лодки по документу ГОСТ Р ИСО8666-2012, где масса судна, в зависимости от производителя, высчитывается с весом наиболее тяжелого мотора оптимальной мощности.
В случае с владельцем моторной лодки, определять массу нужно посредством взвешивания по ГОСТ 19356-79. На весы технику ставят только в спорных случаях. А так достаточно суммировать два веса: лодки (по паспорту) и мотора, уже установленного на плавсредство. Если судно более 200 кг, то регистрация в ГИМС необходима. Но при этом должно быть соблюдено еще одно условие – мощность двигателя более 8 кВт, т.е. это малое плавательное средство.