- Страхование

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перед тем как написать заявление в прокуратуру следует учесть, что правильный документ может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Составление коллективной жалобы мало чем отличается от индивидуального документа. Разница заключается в том, что в качестве заявителя выступает один человек, а если пишется коллективная – заявителей может быть несколько.

Как подавать заявление в прокуратуру

Ещё один актуальный вопрос – как податьзаявление в прокуратуру? Существует несколько актуальных путей, как подавать заявления, после того как смогли их написать:

Письменно

Письменную жалобу можно подавать любым удобным методом. Например, принести в отделение прокуратуры, отправить заказным письмом по почте. Но если пользуетесь почтовой пересылкой, обязательно выбирайте способ с уведомлением о вручении.

Устно

Рассматриваемый формат обращения можно использовать пи личной встрече с представителем прокуратуры при исполнении им своих обязанностей. Также можно позвонить по горячей линии или обратиться, используя СМИ в качестве посредников.

Электронными средствами коммуникации – онлайн

Заявление в прокуратуру онлайн можно подать прямо на сайте местной прокуратуры, хотя можно обратиться в региональное отделение. На онлайн-платформе есть специализированные формы – достаточно просто их заполнить. Хотя можно поступить её проще – направить документ официальную электронную почту.

Как подавать заявление в прокуратуру решайте сами, ведь каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Но если отправлять документы онлайн, это займет меньше времени и потребует минимум усилий.

Виды обращений граждан

Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.

Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

  • При этом, под заявлением понимается просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его прав либо сообщение о нарушениях закона.
  • Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.
  • Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.

Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.

При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.

Практика рассмотрения обращений в прокуратуре демонстрирует, что граждане не всегда осведомлены о порядке подачи и рассмотрения обращений государственными органами и организациями, что нередко ведет к необоснованному их возвращению заявителю для устранения нарушений и невозможности рассмотрения их по существу.

В целях ликвидации правовой неграмотности прокуратура района информирует. Порядок рассмотрение обращений граждан зависит от их существа может производиться в рамках:

  1. Административного процесса (в соответствии с процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях);
  2. Уголовного процесса (в соответствии уголовно-процессуальным кодексом);
  3. Законодательства об обращениях граждан (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011г. № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц», вступившим в силу с 22.01.2012 года (далее – Закон));
  4. Законодательства о защите прав потребителей (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»);
  5. Иными законодательными актами в установленном порядке.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к обращениям в соответствии с законодательством об обращении граждан. Прежде всего, обращения должны быть изложены на одном из государственных языков — белорусском или русском. При этом для того, чтобы письменное или электронное обращение гражданина было рассмотрено по существу должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
  • изложение сути обращения;
  • личную подпись гражданина (граждан) – для письменных обращений;
  • адрес электронной почты – для электронных обращений.
Читайте также:  Работа по патенту, как основание для ВНЖ

При невыполнении любого из названных требований обращение будет возвращено заявителю для устранения нарушений и не будет разрешено по существу.

Отвечаем на часто задаваемые вопросы об обращениях граждан и юридических лиц:

Вопрос: Как долго будут отвечать на мое обращение?
Ответ: В соответствии с законодательством об обращениях граждан письменные и электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Вопрос: С какого момента начинает течь время, с которого исчисляется срок рассмотрения обращения?
Ответ: Срок рассмотрения обращений исчисляется со дня регистрации обращений в организациях в месяцах и календарных днях.

Вопрос: Если пропустят сроки рассмотрения обращения – предусмотрена ли ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений? Кто понесет ответственность за такое нарушение?
Ответ: За нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц в республике статьей 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), установлена административная ответственность. Санкция указанной статьи предусматривает наложение на виновных лиц штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

В соответствии со ст.26 Закона за нарушение порядка рассмотрения обращений ответственность несут организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники.

Согласно абз. 3 ст. 1.3 КоАП должностным лицом является физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Таким образом, ответственности за указанное нарушение в иду абз.3 ст.1.3 КоАП подлежат только работники, являющиеся должностными лицами. В случае подготовки ответа с нарушением сроков рассмотрения обращения работником, не являющимся должностным лицом, ответственность в установленном законодательством порядке несет руководитель организации, подписавший ответ на обращение. Допустивший нарушение работник может быть привлечен нанимателем к дисциплинарной ответственности в установленном трудовым законодательством порядке.

Вопрос: Надо ли платить за подачу обращения?
Ответ: В соответствии с законодательством об обращениях граждан подача обращений не требует уплаты денежных сумм. В то же время, отдельные категории обращений, поступающих в органы прокуратуры, в частности, жалобы на постановления по делам об правонарушениях, в том числе не связанные с наложением взыскания, облагаются государственной пошлиной, которая уплачивается в доход государства.

Вопрос: Какая устанавливается ставка государственной пошлины за рассмотрение обращений?
Ответ: Из числа облагаемых государственной пошлиной большую часть обращений, поступающих в прокуратуру района, составляют жалобы на постановления об административном правонарушении и наложении административного взыскания. В этой связи приводим ставки государственной пошлины при подаче жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, действующие с января 2013 года. Ставки устанавливаются в зависимости от вида и размера наложенного взыскания и составляют:

1. При наложении штрафа в размере:

менее 10 базовых величин

0,5 базовой величины

от 10 до 100 базовых величин

2 базовые величины

более 100 базовых величин

3 базовые величины

Понятие и значение функции работы с обращениями в органах прокуратуры

Одним из конституционных прав граждан является право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Развернутое нормативное закрепление данного положения нашло в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права. При этом предусмотрено, что в определенных случаях рассмотрение обращений граждан может осуществляться в порядке, установленном другими законами, одним из которых является ФЗ «О прокуратуре РФ».

Нерассматриваемые жалобы

Заявление, которое попало в прокуратуру, рассматривается в течение 15–30 дней. После прокурорской проверки на адрес заявителя приходит ответ о разрешении дела. Он может носить удовлетворительный или разъяснительный характер. Жалоба может быть перенаправлена в другие органы для разрешения, о чём заявителя также уведомляют. Иногда обращение в прокуратуру отклоняется. Это связано с рядом причин:

  • Заявление содержит нецензурную лексику.
  • Составлено бессмысленно.
  • Написано неразборчивым почерком.
  • Имеет недостаточно сведений о заявителе и приравнивается к анонимке. Анонимные письма прокуратура не рассматривает.
  • Заявление по тому же вопросу направлено повторно.
Читайте также:  Что изменится для налоговых агентов с 2023 года

Вот поэтому, прежде чем обращаться в правоохранительные органы с жалобой, следует проконсультироваться с опытным юристом. Кроме консультации, адвокат поможет составить образец заявления в прокуратуру, что, в свою очередь, ускорит время рассмотрения.

Общие требования к обращению

Очень важно знать, как правильно составить документ. В большой мере от этого зависит его дальнейшая судьба. При этом желательно воспользоваться образцом жалобы на прокурора вышестоящему прокурору. Образцы составления документа приводятся в данной статье.

Обратиться к вышестоящему руководству можно в любой ситуации, если нарушены законы государства. Направить жалобу допускается даже в случае нарушения или ущемления прав третьих лиц. В качестве заявителя может выступать не только гражданин или предприятие, но и трудовой коллектив, представители общественной организации.

Заявитель вправе обратиться в любой удобной форме, но самым действенным способом по-прежнему остается письменный вариант. В последнем случае документ должен подаваться обязательно в двух экземплярах, на одном из которых ставится пометка о получении.

Жалоба на ответ прокуратуры вышестоящему прокурору, образец которой представлен ниже, должна быть рассмотрена в срок не более 30 дней. Это предусмотрено требованиями ст. 5 Приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года. Такой порядок касается всех обращений граждан (не только жалоб на ответ прокурора).

Отсчет времени, предусмотренный инструкцией, начинается с момента регистрации обращения. Если не требуется дополнительная проверка информации, изложенной в жалобе, срок рассмотрения сокращается в 2 раза и составляет 15 дней.

Инструкцией также предусмотрены сокращенные сроки, если дело требует неотлагательной реакции вышестоящего органа. В этом случае ответ должен быть подготовлен и направлен в адрес заявителя в срок от 3 до 10 дней. Если человек ошибается и направляет обращение не по адресу, то такой документ не возвращается, а перенаправляется нужному получателю. Это органы прокуратуры должны сделать в течение 7 дней с момента получения жалобы.

В сложных ситуациях, когда требуется дополнительная проверка или уточнение фактов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

С какой целью составляют жалобы

Если права гражданина были нарушены, то он имеет право написать жалобу в прокуратуру, чтобы сотрудники этого учреждения инициировали целый ряд мероприятий. Они направлены на то, чтобы восстановить справедливость.

Прокуратура разделена всего на четыре органа, действующих по отдельности. Для каждого из них свои правила составления жалоб, в зависимости от принадлежности к конкретному подразделению:

  • Транспортная прокуратура отвечает за все дела, связанные с автомобилями и другими средствами передвижения, дорожными правилами.
  • Если нарушены права осуждённых, то они должны обращаться в прокуратуру, которая ответственна за соблюдение уголовных наказаний. Этот же орган отвечает за нарушения, которые не рассматриваются в других единицах административного и государственного образования.
  • Военная прокуратура рассматривает жалобы от тех, кто проходит службу.
  • Природоохранное направление, наконец, принимает обращения, связанные с опасностью для окружающей среды, нарушением экологических прав.

Составляя документ, желательно сразу указать адресата, в чьи полномочия входит рассмотрение жалобы по факту нарушения. Документ всё равно будет направлен в конечную инстанцию, просто в случае отсутствия указания на необходимую инстанцию это занимает больше времени.

Заявление и жалоба – это разные документы с юридической точки зрения. В заявлении гражданин просто просит органы содействовать в реализации или защите своих прав. Либо сообщает о нарушениях и недостатках в проводимой работе.

Жалобы пишутся уже по факту правонарушения, которое было совершено.

Причины для обращения в Прокуратуру

Нарушение работодателем трудового законодательства – распространенная причина обращения в Прокуратуру с целью проведения проверки. Чаще всего нарушаются: режим труда и отдыха, порядок выплаты зарплаты и другие нормы Трудового кодекса РФ. Именно с такими проблемами работники направляют жалобы в надзорные органы.

Еще одна популярная тема для обращений с целью инициирования прокурорской проверки – бездействие органов власти и уполномоченных лиц (например, при обращении в Полицию, к судебным приставам, в местную администрацию и т.д.). При необходимости, проверка будет проведена даже в том случае, если затягиваются сроки рассмотрения обращения в исполнительные органы власти.

Знайте! Прокуратура просто обязана будет отреагировать на жалобу, разобраться в ситуации и привлечь виновников к ответственности, если будет обнаружено нарушение норм законодательства.

Заявление в Прокуратуру имеет право написать любой гражданин, права которого были нарушены. Например, правонарушения в сфере образования, торговли, медицины. Конституция РФ гарантирует каждому из нас не только соблюдение прав, но и их защиту.

Что надо знать, подходя к прокуратуре

Прокуратура Российской Федерации – это федеральная структура по надзору за Конституционными правами, свободой граждан и исполнением законов на территории нашего государства. В ее состав входит военная, правоохранительная и гражданская прокуратуры.

Эта служба также следит за исполнением положений законодательства государственными, федеральными, коммерческими структурами, но при этом ее подразделения «не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций», — согласно пункта 2 статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1.

Читайте также:  Плюсы и минусы банкротства физического лица в 2023 году

С какими вопросами нужно обращаться в орган прокурорского надзора?

Согласно положениям ФЗ 2202-1, Прокуратура уполномочена осуществлять надзор за соблюдением положений Конституции РФ и прочих нормативно-правовых актов на территории страны. При этом она не заменяет других уполномоченных правоохранительных структур и не вмешивается в коммерческую детальность организаций.

Обратиться в Прокуратуру за помощью вправе любой гражданин государства. Однако перед составлением жалобы ему нужно убедиться, что орган-получатель выбран правильно.

В генпрокуратуре управомочены решать следующие вопросы:

  • Действия представителей власти, нарушающие нормы законодательства. В прокуратуру обращаются с вопросами, связанными с нарушением норм права правоохранительными органами, представителями местного самоуправления, судебными приставами. Решения судов в надзорном органе оспаривать нельзя – на это есть другие инстанции.
  • Нарушение трудовых прав граждан, допущенные работодателями.
  • Несоблюдение социальных прав и гарантий. В орган можно обратиться, если вам отказали в бюджетных выплатах: пенсиях, пособиях и т.д.
  • Нарушение трудовых прав граждан. Письмо будет рассмотрено при наличии объективных оснований: преклонный возраст заявителя, инвалидность и т.д.

По общему правилу обращения в прокуратуру через интернет, не соответствующие сфере ведения органа-получателя, в течение 7-ми дней перенаправляются в уполномоченную структуру. Об этом гражданина-адресанта уведомляют письменно.

Отправкой писем занимается канцелярия, и ей нет смысла скрывать от заявителей ответы. Иногда возможно злоупотребление со стороны работника, особенно в небольших прокуратурах: он договаривается с канцелярией, та делает вид, что направляет ответ, но на самом деле ответ фактически не отправляется. Виноватой в такой ситуации назначается почта, а заявителю приходится обращаться повторно для получения ответа либо ознакомления с материалами проверки. Но многие заявители просто расстраиваются и ничего не предпринимают, на что и рассчитывает недобросовестный работник. Это редкая ситуация, но возможная.

Чаще отправленный ответ не доходит до заявителя по какой-то другой причине.

Ответ должны направить тем же способом, что и ушло письмо (по общему правилу). Если направить жалобу на электронку, то и ответ стоит ждать в электронном виде. Иногда работник может что-то напутать и направить ответ бумажным письмом. Когда я работала в прокуратуре, мы часто направляли ответ обоими способами, если были известны адреса.

Иногда заявитель указывает в письме адрес с ошибкой, а ответ направляется именно на тот адрес, который указан в обращении. Если жалоба написана от руки и неразборчивым почерком, то возможно неправильное прочтение исполнителем адреса того, кто обратился.

Как должна отреагировать прокуратура на обращение

Поступившее в прокуратуру жалоба рассматривается и по ней принимается предварительное решение по одному из следующих вариантов:

  • принять к разрешению;
  • оставить без разрешения;
  • передать на разрешение в нижестоящий орган;
  • перенаправить в другие органы;
  • прекратить рассмотрение;
  • приобщить к ранее поступившему обращению;
  • вернуть заявителю.

Если обращение принимается к разрешению, прокуратура проводит проверку по жалобе. В ходе проверки прокурор вправе запрашивать документы и материалы, получать доступ в учреждения и организации для проверки соблюдения законов (ст. 22 закона 2202-1).

По результатам рассмотрения жалобы прокуратура примет решение. Если в результате проверки выявляются нарушения законов и/или прав заявителя, принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе:

  • опротестование противоречащие закону нормативных актов, обращение в суд (арбитражный суд) с требованием о признании таких актов недействительными;
  • внесение представления об устранении нарушений закона.

Главной функцией Прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением норм действующего законодательства РФ.

Прокуратура осуществляет надзор по следующим направлениям:

  • надзор за соблюдением норм действующего законодательства органами государственной законодательной и исполнительной власти различного уровня, органами муниципальной власти, их должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими нормативно-правовые акты не вступали в противоречие с действующим законодательством РФ;
  • надзор за соблюдением органами государственной законодательной и исполнительной власти различного уровня, органами муниципалитетов и их должностными лицами, а также предприятиями и организациями различных форм собственности и их должностными лицами прав и свобод, которые в соответствии с действующим законодательством РФ гарантированы ее гражданам;
  • надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ государственными органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, а также предварительным следствием;
  • надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ органами и учреждениями, исполняющими вынесенные судами наказания, а также применяющие иные назначенные по итогам судебных разбирательств меры принудительного характера. Сюда относится надзор за действиями администрации и сотрудников тюрем, исправительно-трудовых и воспитательных колоний, лечебно-исправительных учреждений и других учреждений аналогичного назначения;
  • надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ сотрудниками Федеральной службы судебных приставов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *