- Штрафы

Понятие, состав водного фонда. Государственное управление водным фондом.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, состав водного фонда. Государственное управление водным фондом.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с 1 статьей ВК РФ, под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории страны. Стоит отметить, что земли, которые включаются в водный фонд, предназначены для восстановительных и охранных нужд. Существует несколько видов земель, которые входят в такой фонд: покрытые водой объекты и те, что граничат с водными объектами.

Виды разрешенного использования

Далее изучим правовой режим земель водного фонда. Категория его земель выделена для того, чтобы принимать те или иные меры по их рациональному использованию, а также с целью защиты ресурсов воды. Главные собственники тут — государство и муниципальная власть.

Одна из мер защиты такого фонда — это выделение отдельных зон, подлежащих охране государством. Это дает возможность защитить источники воды, требуемой для удовлетворения бытовых и хозяйственных нужд граждан. Особенный правовой режим устанавливается специально для эффективности охранных мер при использовании земель.

Что касается особенностей правового режима земель водного фонда, то на водоохранных территориях поддерживается особенное положение, соответствующее экологическим нормативам. Для защиты экологии водоохранного участка используются установка береговой линии и запрет на возделывание земель. Кроме того, на таких территориях нельзя возводить животноводческие комплексы, поскольку их деятельность может негативно повлиять на качество воды.

Частное владение водным объектом

Большинство водных объектов находится в государственной собственности, согласно 8 статье ВК РФ. Владеть некоторыми объектами могут субъекты России, муниципальные образования, гражданское лицо или коммерческая организация на правах собственности. В такие объекты входят пруды и водные карьеры, которые находятся в рамках земельного участка.

Замечание 1

Если субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, владеет правами на вышеописанный водный объект, то это право прекращается тогда, когда прекращается право собственности на земельный участок, в границах которого находится водный объект.

Гражданское и земельное законодательство предусматривают отчуждение водных объектов, но отчуждение невозможно без соответствующего отчуждения земельных участков, окружающих их. Помимо этого, земельные участки не подлежат разделу в случае, если это повлечет за собой раздел пруда или обводненного карьера.

Земли водного фонда принадлежат второй категории земель, которые не подчиняются правовому режиму участка земли в отношении всего, что находится над и под ним. Это сделано для того, чтобы осуществлять правильное функционирование водного объекта как объекта природы и части окружающей среды. Если земельный участок покрыт водой, то его отведение не предусмотрено Законом. В случае необходимости возведения какого-либо объекта, то необходимо произвести земельное резервирование, которое должно быть проведено в соответствии с ЗК РФ.

Правовой режим озера Байкал

Россия богата водными ресурсами. На ее территории имеются 210 больших рек, к которым относятся реки протяженностью более 500 км, тысячи малых и средних рек, свыше 2 млн озер. В условиях опасности возникновения дефицита пресной воды в мире водные объекты России приобретают возрастающую значимость как фактор благополучия страны и национальной безопасности.

Особое место в данном контексте занимает озеро Байкал — уникальный водный объект, содержащий 20% мировых запасов пресной воды (25 тыс. куб. км). Озеро ценно и другими своими качествами. Это — самое глубокое озеро мира (1620 м) и одно из самых больших. Его длина 636 км, а площадь (около 31,5 тыс. кв. км) равна суммарной площади Бельгии и Нидерландов. В него впадают 336 больших и малых рек, а вытекает одна — Ангара. Исторически Байкал относится к наиболее древним водоемам (ему около 25 млн лет), позволяющим проследить эволюцию жизненных процессов на Земле.

По свидетельству ученых, озеро Байкал — формирующееся море, так как его берега постепенно расходятся.

До сегодняшнего дня главным образом в силу удаленности от мест концентрации населения и хозяйственной деятельности озеро сохранило естественную чистоту, оставаясь средой обитания уникального, эндем-ничного вида — разновидности пресноводного тюленя — байкальской нерпы, а также формируя среду обитания ценных наземных животных. Еще в 1917 г. в целях сохранения исчезающего вида баргузинского соболя на примыкающей к Байкалу территории был учрежден Баргузинский заповедник. Несмотря на трудно доступность, озеру Байкал с его уникальными богатствами угрожает деградация, главным образом в результате экологически неблагоприятной хозяйственной деятельности в водосборном бассейне. В ответ на возникающие проблемы был принят Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», определивший правовые основы мероприятий по сохранению уникального водоема1. Закон является ярким примером использования экосистемного подхода, основанного на взаимосвязанном, интегрированном регулировании всего комплекса отношений природопользования и охраны окружающей среды не только в границах самого озера, но и на прилегающих землях. Одновременно Закон носит рамочный характер, во многих случаях нормы сформулированы декларативно, носят отсылочный характер, нуждаясь в дальнейшей правовой детализации на уровне подзаконного нормотворчества. К настоящему моменту фактически действует одно постановление Правительства РФ2, что абсолютно недостаточно для исполнения Закона.

Объектом регулируемых Законом отношений является Байкальская природная территория, охватывающая само озеро, его водоохранную зону, водосборную площадь, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Правовой режим земель и других природных объектов в пределах Байкальской природной территории неоднороден и различается по экологическим зонам.

Предусматривается деление всей территории на три зоны: центральную, буферную экологическую и экологическую зону атмосферного влияния. По отношению ко всей территории действует общий запрет на строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкцию имеющихся хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Не допускаются химическое, биологическое загрязнение озера и его водосборной площади, а также физическое изменение его состояния; использование пестицидов, агро-химикатов, радиоактивных веществ, эксплуатация транспорта, размещение отходов, которые могут привести к такому загрязнению. Дополнительно в центральной экологической зоне существенно ограничивается лесопользование, в том числе изъятие без цели ведения лесного хозяйства земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, а также земель лесного фонда, не связанных с ведением лесного хозяйства. Допускается предоставление земель для организации туризма и отдыха в соответствии с правилами, установленными соответствующими субъектами РФ.

Предусматривается выделение территорий традиционного природопользования.

Функции федерального специально уполномоченного органа на государственное регулирование в области охраны озера Байкал возложены на МПР России, которое выполняет эти функции во взаимодействии с другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Создание межведомственных органов по управлению природопользованием озера Байкал не предусматривается.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Комментарий к статье 102 Земельного Кодекса РФ

В связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. (далее — ВК РФ) N 74-ФЗ и других федеральных законов возникла новая редакция ст. 102 ЗК РФ, посвященная землям водного фонда.

——————————— СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

1. Законодатель определил состав земель водного фонда как площади, занятые поверхностными водными объектами, или же водохозяйственными (в том числе гидротехническими) сооружениями.

В статье 5 ВК РФ поверхностные водные объекты подразделяются следующим образом:

водотоки (реки, ручьи, каналы);

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

болота;

природные выходы подземных вод (родники и гейзеры);

ледники и снежники;

моря или их отдельные части в Государственных границах России (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.).

Согласно нормам ЗК РФ и ВК РФ к землям водного фонда может быть отнесено дно морей, но в пределах Государственных границ России. В свою очередь, правовой режим континентального шельфа установлен по отношению к морскому дну уже вне Государственных границ России.

На землях водного фонда могут быть расположены водохозяйственные сооружения. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрывается понятие гидротехнических сооружений (далее — ГТС). Под ГТС подразумеваются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), устройства от размыва на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.

——————————— СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Из этого неполного перечисления видно, что ГТС многообразны по разной степени воздействия на водную среду и различному хозяйственному весу. Легальной классификации ГТС законодатель не произвел.

По месту расположения ГТС разделяют на морские, речные, озерные, прудовые. ГТС подразделяют также и другим образом: водоподпорные (плотины, дамбы); регуляционные (например, судовые ходы); водопроводящие (акведуки, туннели); водопропускные (водосбросы, быстротоки); водозаборные; специальные (шлюзы, судоподъемники, причалы, пирсы); гидроузлы комплексного назначения .

——————————— Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 7. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2007. С. 106, 107.

Правоприменителю следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов. Они необходимы также для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно-ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину — отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Пока данные площади относятся к землям запаса и другим категориям .

——————————— См.: Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

Исходя из новой редакции ст. 102 ЗК РФ водоохранные зоны не обязательно включаются в категорию земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда запрещено включать водоохранные зоны. Просто они могут располагаться на землях многих других категориях земель (земли населенных пунктов или земли промышленности, энергетики, транспорта и другого специального назначения). Однако за этим «просто» может последовать более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон, не отвечающее экологическим требованиям.

Основы формирования категории земель водного фонда заложены, согласно Федеральному закону от 24 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — названный Закон) .

——————————— СЗ РФ 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Согласно ст. 12 названного Закона перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях установления или изменения границ населенных пунктов, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, создания особо охраняемых природных территорий. Перевод земель водного фонда в другую категорию предусматривается также на основании прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ (т.е. береговой линии) и иных изменений местоположения водных объектов, включая создание искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных законом. Искусственные земельные участки создаются в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Однако такой перевод участков земель водного фонда в другие категории возможен лишь при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Читайте также:  Водительская медкомиссия в 2023 году: документы, врачи, цены

Перевод земельных участков других категорий в состав земель водного фонда допускается в случаях, если земли заняты водными объектами или же изменено местоположение водного объекта (например, перемещение русла реки). Включаются в состав категории земель водного фонда и участки строящихся и наполняемых водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также расположенных на них ГТС.

Вопросы собственности

Право собственности на земли водного фонда может по факту принадлежать и предоставляться субъектам, существующим в Российской Федерации, действующим муниципальным образованиям, частникам для личного бытового потребления и юридическим лицам для законной коммерческой деятельности при условии наличия государственной актуальной лицензии. На объекты определяемого водного фонда распространена федеральная собственность, поэтому муниципалитеты и частные лица вправе получить во владение только обособленный водный объект. В свою очередь, субъекты Российской Федерации получают права на ресурсы, находящиеся в ведомстве субъекта при условии, что к федеральной собственности они не относятся.
Оформить в частное владение можно объект, если он:

  • Обособлен и территориально замкнут;
  • Имеет небольшую площадь;
  • Не имеет протоков;
  • Не связан с иными водными объектами.

Во владении государства находятся объекты, которые:

  • Находятся на участке двух и больше субъектов Российской Федерации;
  • Отвечают за нужды федерального значения и обороны;
  • Являются охраняемой средой обитания редкого вида рыб;
  • Относятся к пограничным водам, внутренним и территориальным морям;
  • Признаны курортной зоной, особенно охраняемые участки, лечебно-оздоровительная земля федерального значения.

С учетом этого земля водного фонда может принадлежать государству, субъекту Федерации, муниципалитету, юридическому или физическому лицу. Но для того, чтобы такие земли были надежно защищены в вопросе экологии, предусмотрено создание охранных зон со специальным правовым режимом эксплуатации земли участка.

Порядок эксплуатации и правовой статус водоохранной зоны устанавливается согласно статьи 111 Водного Кодекса. Он определяет такую зону как территорию, примыкающую к водному объекту и имеющую специальный режим землепользования. Самая главная цель создания природоохранной зоны – сохранность экологии. Ведь не только важно сохранение качества воды и грунта.

Водные объекты и земли под ними в большинстве случаев являются местами обитания уникальной флоры и фауны, которые нуждаются в защите от уничтожения.

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Водный фонд Российской Федерации: понятие, состав. Право собственности на воды.

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)

  • Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд зе

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013)

    «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Важным моментом является разделение земель фонда на две значительные группы.

  • К первой относятся земельные площади общего пользования. Субъекты прав на них – это и государство, и местные органы управления. Например, участок может находиться в собственности муниципальной или федеральной власти.
  • Вторая группа – участки, которые государство взяло под свою охрану. Это площади, где всегда работают объекты технического типа, объекты культурного или эстетического вида, научного, рекреационного. Технические сооружения на охраняемых территориях водного фонда осуществляют работы по изучению воды, ее водозабору для различных целей.

На территориях общего пользования можно осуществлять разные виды деятельности, использовать для бытовых нужд многих людей. Но на такой земле юридическое лицо не может использовать водный объект в своих коммерческих целях.

На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.

ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.

Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?

  • Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
  • Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
  • Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
  • Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.

Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.

Если реки имеют границы, установленные по уровню воды (замеры берутся на протяжении многих лет), то площадь болот ограничивается торфяными залежами на максимальной глубине. Рубежи морской водной территории также определяются по стабильному уровню жидкости. Значительная часть водного фонда – объекты, располагающиеся под поверхностью земли.

  • Это водоемы подземного типа.
  • Подземные водостоки, течения.
  • Подземные ключи.
  • Водные карманы, находящиеся под землей.

Для установления их рубежей используются положения законодательства по использованию природных недр. Происхождение водных объектов может иметь как природное, так и искусственное происхождение. Ценными являются все ресурсы, поэтому они должны охраняться законодательно.

Для удобной организации охраны специальных зон земель водного фонда их разделили на несколько групп – поясов. Составляется карта, где выделяются эти площади.

  • Первый пояс подразумевает строгий режим охраны. Обычно он устанавливается там, где действует водозабор, работают водопроводные сооружения. На территорию такой зоны запрещен вход посторонним лицам, которые могут ухудшить качество воды для населения.
  • Пояс второй и третий – это те площади, на которых выполняются мероприятия по защите водных источников от загрязнения.

Смотрите видео: Водоохранные зоны: что нельзя?

Вышло много законов, объектом которых есть земля водного фонда. Среди них документы, касающиеся хозяйства водного, сельского, которое ведется на прилегающих к воде территориях. Основные законы:

  • Водный кодекс.
  • Земельный кодекс.
  • Законы «О границе с РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море».
  • Закон, рассматривающий защиту граждан при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера.

Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.

ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.

Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.

Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.

В соответствии с 1 статьей ВК РФ, под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории страны. Стоит отметить, что земли, которые включаются в водный фонд, предназначены для восстановительных и охранных нужд. Существует несколько видов земель, которые входят в такой фонд: покрытые водой объекты и те, что граничат с водными объектами.

Определение 2

Водным объектом является естественный или созданный водоем, водоток или другой объект, соответствующий характеристикам водного режима и имеющий постоянное или временное скопление вод. Стоит отметить, что водным объектом считается земля, которая покрыта водой всегда или же большую часть года.

Водные объекты делятся на несколько категорий в соответствии со статьей 5 ВК России: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Категории применяются в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и прочих признаков водных объектов.

Поверхностные водные объекты подлежат особому рассмотрению. Исходя из пункта 3 статьи 5 ВК РФ такие объекты состоят из поверхностных вод и земель, покрытых водами на территории береговой линии

Большинство водных объектов находится в государственной собственности, согласно 8 статье ВК РФ. Владеть некоторыми объектами могут субъекты России, муниципальные образования, гражданское лицо или коммерческая организация на правах собственности. В такие объекты входят пруды и водные карьеры, которые находятся в рамках земельного участка.

Замечание 1

Если субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, владеет правами на вышеописанный водный объект, то это право прекращается тогда, когда прекращается право собственности на земельный участок, в границах которого находится водный объект.

Гражданское и земельное законодательство предусматривают отчуждение водных объектов, но отчуждение невозможно без соответствующего отчуждения земельных участков, окружающих их. Помимо этого, земельные участки не подлежат разделу в случае, если это повлечет за собой раздел пруда или обводненного карьера.

Земли водного фонда принадлежат второй категории земель, которые не подчиняются правовому режиму участка земли в отношении всего, что находится над и под ним. Это сделано для того, чтобы осуществлять правильное функционирование водного объекта как объекта природы и части окружающей среды. Если земельный участок покрыт водой, то его отведение не предусмотрено Законом. В случае необходимости возведения какого-либо объекта, то необходимо произвести земельное резервирование, которое должно быть проведено в соответствии с ЗК РФ.

Водные объекты могут находиться на землях и других категорий, не находящихся в рамках земель водного фонда. В этом случае, такие объекты подчиняются нормам ВК РФ (например, в отношении охраны водных объектов от загрязнения), а также нормам ЗК РФ и другого законодательства, регулирующего нормы указанной категории земель. Например, в составе рекреационных зон на территории населенных пунктов могут находиться озера, пруды или же другие водные объекты, приведенные в статье 36 ГрК РФ. Помимо этого, согласно статьям 77, 96 и 97 ЗК РФ, водные объекты могут находиться на территории сельскохозяйственного назначения и на особо охраняемых территорий и объектах. Важно отметить, что, при решении вопросов по вопросам правового регулирования в земельной сфере, при наличии водных объектов на земельной территории, активно затрагивается ВК России. Касаясь вопросов регулирования: отчужденные водные объекты, которые были созданы человеком, небольшого размера, и не имеющие проточности, также попадают под регулирование Закона.

Замечание 2

При этом те, кто владеет земельными участками с водными объектами подземного типа или наземного (как было упомянуто выше – пруды и карьеры) типа, могут не только пользоваться ими в соответствии с законодательством, но и заниматься строительством этих объектов.

Территорию водного фонда можно использовать для возведения и использования строений, которые удовлетворяют потребность населения в питьевой воде, бытовой, оздоровительной и другой потребности граждан. Кроме этого, территории водного фонда можно использовать для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других правительственных и муниципальных необходимостей в случае, если были исполнены необходимые требования.

Замечание 3

Если водные объекты служат источниками питья и хозяйственно-бытового водоснабжения, то для них устанавливается охрана в виде определенного правового режима земель водного фонда.

Полоса земли, находящаяся вдоль линии берега водного объекта общего пользования (также называемая береговой полосой), предназначена для общего пользования. Ширина такой полосы, предназначенной для общего пользования, составляет 20 метров. Исключение составляет береговая полоса каналов, рек и ручьев, общая длина которых составляет не более 10 километров. Каждый гражданин имеет право пользоваться береговой полосой для передвижения или нахождения в ее близости без использования механических транспортных средств. В такое пребывание входит любительская и спортивная рыбалка и причаливание плавучих средств.

Читайте также: 

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Правовой режим земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Статья 8 ВК РФ. Право собственности на водные объекты

Комментарий к статье 8 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.

Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.

Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, — федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Водное законодательство РФ, состоящее из Водного кодекса РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, основывается на Конституции РФ. Водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли или в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде.

В перечень водных объектов входят: реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы; ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности) и снежники (неподвижные естественные скопления льда и снега, которые сохраняются на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части); гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных; внутренние морские воды и территориальное море РФ.

Согласно Водному кодексу РФ совокупность всех водных объектов (за некоторым исключением), находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ. Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под зашитой и охраной государства. В состав водного фонда не входят: замкнутые непроточные водоемы естественного или искусственного происхождения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц; пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.

Глава 18. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

По нормам ВК РФ изучите структуру водного фонда:

  • Местность, находящаяся под водой, которая сконцентрирована в границах объекта водного массива;
  • Земли, на которых возведены специальные гидросооружения, которые обеспечивают применение воды в границах водных образований.

Знайте, что в границах участков, покрытых водой, не существует территории земли с присвоенными кадастровыми номерами. Для рукотворных водоемов, водохранилищ или иных образований резервируется территория земельного фонда. Только потом сооружается и формируется элемент водного фонда РФ.

Способы применения и процедура природоохранных мер регулируется Земельным кодексом России.

Существует несколько базовых терминов в законодательстве о водных ресурсах РФ:

  • Водными ресурсами принято считать все воды, расположенные на поверхности земли или в ее недрах, которые сосредоточены в форме скопления воды, которую можно применять в перспективе ее разработки;
  • Водным объектом считается любой естественный или созданный человеком водоем, в котором временно или на постоянной основе сконцентрирован объем воды в определенном количестве. При этом у таких областей сосредоточения воды всегда есть форма и характеристики водного образования;
  • Водным фондом обозначают комплекс всех водных образований, сформированных в пределах границ территории России.

Законодательно изучаются две большие категории водных образований в зависимости от характеристики географического концентрирования воды. К этим категориям относят воды, располагающиеся над уровнем земли в пределах территории страны и подземные скопления водных масс.

Для более детального решения вопросов в отношении водных формирований государство разработало специальное законодательство, но базовые нормы регулирования участков водного фонда заложены в ЗК РФ.

В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.

В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.

Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.

То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:

  1. Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
  2. Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
  3. Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
  4. Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
  5. Также в категорию включены земли болотной местности.
Читайте также:  Как прописаться в квартире через Госуслуги пошаговая инструкция 2023

Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.

ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.

Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.

Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.

Вторая группа, также достаточно большая – земли, которые примыкают только к таким водным объектом.
Они также имеют большое значение, используются для водопользования.
Что относится к водным объектам? Это вода, которая размещается на поверхности земли и повторяет ее рельеф. Объект имеет конкретные границы, он измеряется объемом и границами водного режима. Включается в понятие объекта водного берег, дно и сама вода.

Водного фонда землями считаются те, на которых располагаются воды, пребывающие в постоянном движении, и те, которые участвуют в замедленном водообмене. Последняя группа – это ледники, снежники, водохранилища, болотные местности, пруды. Ледники имеют свойство двигаться, что отличает их от снежников, находящихся статическом положении.

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Из чего состоят водные образования: понятие

При причислении земли к водному фону не имеет значение ее происхождение – это может естественное водное образование (реки, озера и прочие) или искусственное (водохранилища, бассейны и прочие).

Таким образом, к землям водного фонда можно отнести территории, в рамках которых располагаются реки, моря, озера, пруды, водохранилища, а также здания и сооружения, имеющие отношения к вышеперечисленным объектам.

На основании Водного кодекса можно выделить несколько видов земель водного фонда:

  • Водный фонд – совокупность объектов водного фонда на всей территории России. Сюда включатся все возможные его виды и категории.
  • Акватории – водные прибрежные территории любого из водоема, в том числе и искусственно созданного.
  • Объекты фонда – водоемы, которые отличаются признаками водных земель.
  • Ресурсы водных земель – совокупность всех внешних и внутренних ресурсов водной территории, которые могут быть использованы или находятся под охраной.
  • Водное хозяйство представляет собой совокупность деятельностей по использованию, исследованию и охране водных ресурсов и объектов, а также устранения последствий водных катастроф.
  • Режимы – это уровни воды в водоемах, которые находятся в динамики и могут меняться в большую или меньшую сторону.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Из чего состоят водные образования: понятие

Водные объекты. Общая характеристика правового режима земель водного фонда. Право водопользования. Правовой режим водоохранных зон.

По утверждению Водного Кодекса страны водные ресурсы – это ресурсы воды, которые используются с разными целями.

Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Относящимися к водному фонду земли считаются те, на которых расположены гидротехнические сооружения, поверхностные воды в водных объектах. К таким землям относятся площади, которые располагаются на территории моря, пруда, водохранилища.

Водный фонд Российской Федерации понятие состав право собственности на воды

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

Не требуется:

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Договор водопользования (аренды) нужен:

  • для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
  • создание акватории, рекреации;
  • строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.

Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

Виды изъятия:

  • принудительное по решению суда;
  • изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
  • изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.

Данная категория включает несколько типов земель:

  • Это территории, на которых располагаются поверхностные воды водоемов. К ним относятся и природные, и созданные человеком.
  • К землям относятся, на которой были построены различные гидротехнические сооружения водных объектов.

Отведение и выделение отдельных участков земли, на которой находятся водные объекты, законом не предусмотрено. Когда нужно построить, например, искусственный водоем, необходимо выполнить процесс земельного резервирования.

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

При этом, любое решение органа власти или должностного лица может быть оспорено в судебном порядке. Установить точную возможность принадлежности той или иной земли к необходимому ВРИ может только соответствующая экспертиза.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *