- Пособия

Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа производственного экологического контроля (ПЭК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.

Почему следует обратиться к специалистам?

Сотрудники Института Экологии не один год занимаются созданием подобной документации для юридических лиц и выполняют её с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому у наших заказчиков никогда не бывает проблем с проверяющими органами. В документах содержится информация:

  • об инвентаризации:
    • источников сбросов вредных веществ в окружающую среду и их источников;
    • источников загрязняющих выбросов в атмосферу и их источников;
    • отходов производства/потребления, а также их источников.
  • об испытательных лабораториях (собственных или сторонних), которые аккредитованы в соответствии с законодательством РФ;
  • об ответственных за ПЭК лицах (подразделениях);
  • о методах и периодичности выполнения мероприятий;
  • об участках, где отбираются пробы;
  • о методиках измерений.

Программа разрабатывается отдельно для каждого источника вредных выбросов/сбросов в природную среду и подаётся в уведомительном порядке.

5.3.1. Главный инженер обязан:

  • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
  • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
  • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
  • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
  • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
  • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
  • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
  • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
  • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

Новый СанПин по производственному контролю

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» было зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 № 61893. Эти правила будут действовать семь лет — с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года.

Цель производственного контроля — снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

По результатам проведения такого контроля, специальной оценки условий труда, и оценки профессиональных рисков работодатель должен разработать и реализовать перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Новый СанПин по производственному контролю устанавливает обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда. Документ не отменяет и не заменяет собой другие санитарные правила.

Например, статья 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что работодатель должен организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда .

Важно! У новых санитарных правил есть юридический приоритет, так как они прошли регистрацию в Минюсте, в отличие от того же СП 1.1.1058-01.

Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2022. Кто и почему может не платить

Таким образом, производственный контроль за условиями труда является частью производственного контроля на предприятии, наряду с контролем за производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции, проводимым в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Программа производственного экологического контроля

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2020 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Читайте также:  Коды ОКВЭД: выбор, добавление и штраф за неизменение

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

  • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
  • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
  • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ред. от 03.07.2016]

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК

Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:

  • проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
  • составляются планы-графики контроля и наблюдения;
  • составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
  • заполняются разделы программы.

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

  • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
  • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
  • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.
Читайте также:  Как унаследовать квартиру, если документы на нее утеряны

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

Порядок создания документации

Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.

Мы ведем необходимые журналы, составляем статистическую отчетность, декларации об оплате за негативные воздействия, подаем сведения в сводный кадастр, подготавливаем отчет ПЭК и разрабатываем полную отчетность по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. При необходимости создаем и курируем личный кабинет пользователя.

В арсенале есть все необходимые образцы документации и журналов.

Ответственность за отсутствие программы ПЭК

Несмотря на отсутствие необходимости согласования программы ПЭК с государственными органами, законодательством предусмотрена обязанность ежегодно отчитываться о выполнении производственного экологического контроля в соответствующие органы (Росприроднадзор, Министерства экологии и природных ресурсов или аналогичные организации). Отчет

об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории
ежегодно до 25 марта
года, следующего за отчетным.

Ввиду включения различных видов воздействия, ответственность за отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК) возможна по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ):

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц

— от
двадцати тысяч
до
ста тысяч рублей
.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *