- Пособия

Статья 12.22 КоАП РФ. Нарушение правил учебной езды (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.22 КоАП РФ. Нарушение правил учебной езды (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае допущения нарушения учебной езды (любого пункта из числа указанных в гл. 21 ПДД) виновное лицо несет административную ответственность, предусмотренную КоАП России. При этом ответственным, согласно ст. 12.22 КоАП, будет водитель, который обучает езде, то есть инструктор.

Комментарии к ст. 12.22 КОАП РФ

1. Объектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. С объективной стороны правонарушение выражается в нарушении правил учебной езды. Эти нарушения сформулированы в п. 21 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

Первоначальное обучение вождению должно проводиться на закрытых площадках или автодромах, учебная езда на дорогах разрешается только при наличии первоначальных навыков управления и знания обучаемых Правил дорожного движения. Установлен категорический запрет на учебную езду на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке. Обучающий вождению должен иметь при себе документ на право обучения, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть обозначено опознавательными знаками, оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза (см. п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители, обучающие вождению транспортного средства.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение правил учебной езды только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.

Учебная езда на автодроме

Прежде чем садиться за руль транспортного средства, необходимо знать правила дорожного движения. На автодроме инструктор обучает приемам старта, выполнению различных маневров, поворотов.
Также уделяется внимание устройству автомобиля: расположение ручника, правильная регулировка зеркал, водительского сидения, умение пользоваться дворниками и указателями поворота.

Согласно пункту 21.1 ПДД, в то время, когда обучающийся будет чувствовать себя уверенно, то он сможет продолжить обучение на дорогах общего пользования с учетом всех требований правил дорожного движения.

Первое практическое занятие обязательно будет проходить именно на автодроме, на дороги общего пользования ученика не допустят без первоначальных навыков вождения.

Учебная езда на мотоцикле осуществляется только на закрытых площадках. Обучаемый не допускается к езде на дорогах — экзамен в ГАИ также проводится только на автодроме, исключая вождение по городу.

Учебная езда по городу

Чтобы комфортно чувствовать себя за рулем, необходимо знать все правила дорожного движения — это исключит возможность возникновения трудностей на дороге: поворот запрещен или разрешен? можно ли на этом участке дороги останавливаться? как проезжать железнодорожные пути?

Читайте также:  Какие льготы положены ветерану труда федерального значения в 2023 году?

Хорошее знание ПДД лишь добавит уверенности езде.

Не стоит бояться своей первой поездки в город — другие участники дорожного движения видят учебный автомобиль и стараются не создавать помех, что положительно скажется на вождении обучающегося. Если ученик попадает в ДТП, то вся вина возлагается на инструктора, поэтому в интересах обучающего пристально следить за выполнением маневров на дороге. Чем больше ученик привыкнет к машине и особенностям работы ее сцепления, трогания, тем лучше — уверенность на дороге возрастет.

Важно! При подписании договора в автошколе следует обращать внимание на пункт ответственности сторон в случае дорожно-транспортного происшествия. В договоре могут быть свои хитрости: мелким шрифтом написано, что весь нанесенный ущерб возмещает обучающийся. Поэтому обязательно читайте договор!

Как правило, для первого занятия в городе инструктор выбирает дорогу с минимальным трафиком и хорошим покрытием.

Является ли экзамен учебной ездой?

Выше приведены признаки учебной езды. Давайте разберемся, соответствует ли им экзамен.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений:

3. Автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», а также средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.

Автомобиль на экзамене соответствует требованию номер 3. Осталось проверить требования 1 и 2, касающиеся обучающего (инструктора).

Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений:

122. При проведении экзамена в экзаменационном транспортном средстве находятся кандидат в водители и экзаменатор.

В случае проведения экзамена на транспортном средстве, предоставленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством, может находиться лицо, обучающее управлению транспортным средством. В этом случае экзаменатор располагается таким образом, чтобы иметь возможность контролировать действия кандидата в водители и лица, обучающего управлению транспортным средством.

Данный пункт предусматривает 2 возможных состава участников на экзамене:

  • Кандидат в водители и экзаменатор (в автомобиле, принадлежащем ГИБДД).
  • Кандидат в водители, экзаменатор и обучающий вождению (в автомобиле автошколы).

При этом в первом случае экзамен не соответствует признакам учебной езды (т.к. нет обучающего), а во втором — соответствует.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны. Можно сказать, что на экзамене никакого обучения не происходит, т.к. кандидат в водители пришел для того, чтобы показать полученные ранее навыки, а не получить новые. При таком подходе экзамен можно не считать учебной ездой.

Наказание за нарушение ПДД при обучении вождению

Если будущий водитель проходит обучение в автошколе у инструктора с соответствующей квалификацией и оборудованным учебным автомобилем, то он не будет оплачивать штрафы за нарушение ПДД. Наказание получает только инструктор и за нарушение правил учебной езды. Когда инструктор обучает ученика, он является водителем, а не его подопечный.

В случае, когда обучает вождению не инструктор с удостоверением, подтверждающим его квалификацию, а обычный водитель, то всем участникам такого обучения грозит нарушение 12.7 статьи КоАП РФ.

Водителю, оказывающему педагогические услуги грозит нарушение статьи 12.7.3 — передача управления транспортным средством лицу без водительских прав. Штраф за такое нарушение — 30 000 рублей. Обучающемуся у такого водителя грозит нарушение статьи 12.7.1 — вождение без прав. Штраф составит от 5 000 до 15 000 рублей.

Если во время обучения не с инструктором вы нарушите ПДД, то оплачивать штрафы придётся вам и никаких послаблений, не будет.

Подводя итог статьи, стоит сказать, что не нужно пытаться обмануть или обойти систему. Учитесь согласно правилам, так вы получите навыки и не столкнётесь с лишними сложностями. Обращайтесь к тем, кто имеет право обучать вождению.

Можно ли въезжать во двор на экзамене?

В данном разделе речь идет не только про дворы, но и про автомагистрали, дороги для автомобилей и жилые зоны. Однако самым распространенным объектом являются именно дворовые территории, которые встречаются в каждом населенном пункте.

На экзамене возможны 2 варианта:

  • Вы хотите въехать во двор по собственной инициативе. Например, для выполнения разворота с использованием прилегающей территории. В этом случае от маневра лучше отказаться и найти другое место, которое не будет спорным.
  • Экзаменатор предлагает Вам въехать во двор или в жилую зону. В этом случае нужно сказать экзаменатору о том, что пункт 17.4 запрещает учебную езду во дворах. Ну а дальше следует действовать в зависимости от его реакции.
Читайте также:  Программа доступного жилья для молодой семьи

Учебная езда на автодроме

Прежде чем сесть за руль автомобиля, необходимо знать правила дорожного движения. Инструктор на автодроме научит вас взлетать, маневрировать и выполнять повороты.
Внимание также уделяется автооборудованию: положению ручного тормоза, правильному расположению зеркал, сиденью водителя, умению пользоваться стеклоочистителями и сигналами поворота.

Согласно § 21.1 Правил дорожного движения Германии, как только вы почувствуете себя уверенно, вы сможете продолжить обучение на дорогах общего пользования с соблюдением всех требований Правил дорожного движения.

Первые практические занятия обязательно проводятся на автодроме, и обучаемый не будет допущен к вождению на дорогах общего пользования без начальных навыков вождения.

Учебные поездки на мотоциклах проводятся только на закрытых площадках. Стажеру не разрешается выезжать на дороги — экзамен на знание ПДД также проходит только на учебном полигоне, исключая вождение по городу.

Какая должна быть скорость движения

Параграф 10 Правил дорожного движения регламентирует правила скоростного режима, которые должны соблюдать все водители транспортных средств.

Не существует исключений из общего правила, когда речь идет об учебном вождении, это означает, что инструктор должен убедиться, что учащиеся

  • Не превышайте 60 км/ч в населенных пунктах и не превышайте 90 км/ч вне населенных пунктов (если не указано другое ограничение скорости);
  • Не превышайте максимальную скорость, указанную в технических характеристиках автомобиля;
  • резко не тормозили (за исключением случаев, когда резкое торможение необходимо для предотвращения аварии)
  • не ехал со слишком низкой скоростью, создавая чрезмерные помехи для других транспортных средств
  • двигаться со скоростью, позволяющей достаточно быстро реагировать на изменения дорожной ситуации
  • при выборе скорости учитывайте дорожные и погодные условия, видимость и другие факторы.

В любом случае, на начальном этапе обучения вождению рекомендуется ездить не быстрее 40 км/ч, и только после приобретения достаточных навыков вождения можно увеличить скорость до максимально допустимой.

Новые правила учебной езды

Полностью в новой редакции изложены пункты 21.1 — 21.4. Смотрим изменения.

21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. 21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

О чем упомянули в определении, перед выездом в город, необходимо получить первоначальные навыки вождения.

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил. 21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.

Второе предложение перенесено в термин.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории. 21.3. При обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Уточнение, что у инструктора должен быть доступ к дублирующим органам управления. Сложно представить автоинструктора на заднем сидении автомобиля, теперь это отражено в правилах.

21.4. Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет.

21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

16 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1»;

20 лет — при обучении управлению транспортным средством категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1» (18 лет — для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», — при обучении управлению транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1»).

На 1 год раньше можно начать обучение вождению на общественном транспорте (был 21 год, стало 20 лет) и на военных автобусах (было 19 лет, стало 18 лет).

Снижение скорости автомобиля

Первый прием — уже упомянутый накат, т.е. движение по инерции с выключенной передачей. Если дорога ровная, автомобиль постепенно замедляет ход, пока не остановится, причем вначале скорость мало отличается от той, что была перед накатом. Накатом пользуются, помимо уже упомянутого, перед заранее предусмотренной остановкой автомобиля, при приближении к перекрестку. Попутно отметим, что накат не рекомендуется применять на скользкой дороге, так как при этом устойчивость автомобиля может нарушиться, а также на крутых, в особенности, неполностью обозреваемых спусках, так как в этих условиях автомобиль развивает иногда скорость, большую, чем первоначальная, и движение становится небезопасным.

Второй прием — торможение двигателем, т.е. движение по инерции, но с включенной передачей и малой нагрузкой двигателя (без нажатия на педаль подачи топлива). Смысл торможения двигателем сводится к тому, что накопленная энергия теперь тратится на преодоление трения в механизмах силовой передачи и особенно двигателя. Это очень надежный прием замедления движения, в особенности важный на скользкой дороге и на спусках. Наибольший эффект торможения получается, если включить понижающую передачу и уменьшить подачу топлива. Здесь переключение передач на понижающую служит не для увеличения момента, а для увеличения числа оборотов вала двигателя и потерь на трение в нем. Преимуществом торможения двигателем является еще и то, что оно может продолжаться длительное время, не нагревая тормозов и не изнашивая тормозных накладок. Кроме того, при торможении двигателем (не считая случаев перехода на низшую передачу) водителю нужно только уменьшать подачу топлива.

Читайте также:  Высота забора между соседями по закону 2021-2022: для участков и частных домов

«Управление транспортным средством» в разъяснениях Верховного Суда РФ

В июне 2021 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию «управление транспортным средством», указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:

«При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством».

Можно ли въезжать во двор во время учебной езды или экзамена?

По правилам, учебное вождение во дворах и жилых зонах запрещено. Подобное нарушение карается штрафом.

Во время экзамена также не рекомендуется это делать.

Если инспектор попросить заехать во двор или развернуться, нужно ответить, что дворовая территория является запрещенным местом для учебного вождения. На это замечание инспектор даст свое разъяснение по данному моменту.

Значительное внимание в процессе обучения водителей уделяется учебной езде, регулируемой разделом 21 ПДД. Она должна осуществляться только на оборудованном учебном автомобиле. Первое занятие всегда проводится только на автодроме, требования к которому установлены ГОСТом. Как только ученик освоит минимальные навыки управления ТС, он будет отрабатывать свои умения в реальных условиях.

Пройдя полный учебный курс в автошколе, гражданин допускается к экзамену на получение водительских прав.

Учебная езда. Список улиц Москвы, где запрещена учебная езда В данной статье коснемся раздела ПДД, посвященного учебной.

Учебная езда. Список улиц Москвы, где запрещена учебная езда
В данной статье коснемся раздела ПДД, посвященного учебной езде и, так как ученики часто спрашивают: «Где можно учиться?», добавим немного полезной информации касательного того, где и как разрешено управлять автомобилем ученику.

Итак, во-первых, Правила дорожного движения сообщают нам о том, что первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. Почему? Прежде всего это сделано для удобства ученика. На автодромах и закрытых площадках нет движения автомобилей и пешеходов, там удобно отрабатывать отдельные приемы управления автомобилем и приобретать начальные, базовые навыки управления: трогание с места, движение и остановка в заданном месте, повороты и развороты и так далее. Когда ученик будет чувствовать себя за рулем достаточно уверенно, можно продолжать обучение на дорогах общего пользования с учетом окружающего движения и требований ПДД.

Далее, пункт второй. Учебная езда на дорогах допускается только с инструктором по вождению и при наличии первоначальных навыков управления у ученика. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил. Вполне логично, что для всеобщей безопасности перед тем, как сесть за руль надо знать теоретические начала. Поэтому во всех автошколах обучение распланировано так, что перед выездом на дорогу ученик должен закончить изучение Правил дорожного движения, а в некоторых даже необходимо сдать по этому предмету внутренний экзамен.

Учебная езда на автомобиле полностью регулируется законодательными нормами, указанными в ПДД РФ (тема 21).
Согласно им, ученику на момент обучения должно исполниться 16 лет. Это относится, в том числе, и к двухколесным транспортным средствам. Сдача экзамена по практическому вождению допускается с 18 лет. Исключение – транспорт подкатегории А1.

Перед учебной ездой обучающийся обязан досконально знать ПДД и пользоваться ими на практике. На первом занятии происходит разучивание приемов старта, остановки транспортного средства, выполнение маневров, поворотов, езда задним ходом. Все это происходит на автодроме без автомобильного трафика.

Только после того, как будущий водитель будет досконально уметь пользоваться транспортным средством, допускается учебная езда по городу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *