Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СУОТ на предприятии — новый образец 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.
Основная обязанность работодателя в сфере менеджмента охраны труда в организации — это создание эффективной системы управления охраны труда (СУОТ). Если система эффективна, она приносит свои плоды: отсутствуют несчастные случаи, нет штрафов (или они минимальные) по результатам проверок ГИТ, высокий уровень знаний и вовлеченности персонала и т.д.
Тем не менее, создание действительно эффективной системы вызывает трудности. К сожалению, у сотрудников, отвечающих за охрану труда в организации, зачастую нет наставников, которые бы научили их, как правильно создавать СУОТ, нет преемственности, потому что часто специалист по ОТ в компании всего один. Усложняет ситуацию и то, что законодательство и требования по ОТ меняются очень быстро.
Для создания эффективной системы, о которой говорится в Трудовом кодексе РФ, недостаточно скачать из интернета готовый шаблон типового документа, утвердить его от имени организации и назвать системой управления охраной труда — необходимо превратить его в действующий эффективный механизм, который будет работать «в унисон» с другими процессами в организации и помогать в создании единого подхода к процессам обеспечения безопасности персонала.
При попытке создать эффективную СУОТ разные специалисты часто сталкиваются с одними и теми же проблемами. Выделим некоторые из них:
- недостаточные знания руководителя предприятия и сотрудников об особенностях функционирования системы и всех требованиях законодательства;
- система не функционирует («существует на бумаге») — все процессы происходят хаотично, описанная в документах система не интегрирована в процессы организации;
- при достижении определенного уровня соответствия предъявляемым требованиям процессы замедляются или приостанавливаются;
- специалисту бывает сложно предоставить руководству данные о масштабах несоответствия в числовых значениях — из этого возникает сложность понимания ресурсов (в том числе и временных), необходимых для решения несоответствий, что чревато неправильным определением сроков устранения и не сопоставимыми с возможностями сотрудника задачами;
- наличие штрафов и предписаний во время надзорных мероприятий.
Особенности использования мануала
Предложенный мануал — комплексное решение проблем, которые могут возникать при попытках выстроить по-настоящему эффективную системы охраны труда в организации. У такого подхода есть преимущества как для специалистов по охране труда, так и для руководителей. Выделим некоторые из них.
Преимущества для специалиста по охране труда:
- глубокий анализ требований на этапе создания;
- отсутствие необходимости каждый раз искать требования в НПА;
- все данные находятся в одном файле (требования, задачи, ответственные, сроки устранения и т.п.);
- удобство для работы с сотрудниками разных функций;
- возможность демонстрировать руководству состояние СУОТ и её прогресс;
- реализация принципа pdca (plan-do-check-act);
- возможность установки приоритета задач и дополнения требований внутренними требованиями компании.
Для руководства предприятий можно выделить следующие преимущества:
- усиление лидерства в вопросах охраны труда вследствие регулярной оценки степени соответствия со стороны руководства и ответственных сотрудников;
- определение конкретного статуса и плана по достижению соответствия;
- аналитическое представление данных;
- определение приоритетности задач;
- усиление информированности сотрудников о функционировании СУОТ;
- прозрачный процесс бюджетирования.
Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда
Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.
Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.
В век компьютеризации и автоматизации существует множество способов оптимизации любой области деятельности. Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда не исключение. Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является применение программного продукта «Охрана труда».
Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.
Раздел 2: общие положения
В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:
- с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
- какого рода нормы устанавливаются документом;
- то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
- то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
- в соответствии с какими НПА разработано положение;
- с какой периодичностью может пересматриваться документ.
Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве
В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:
- порядок, методы расследования несчастных случаев;
- порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
- порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
- кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
- в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
- порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
- кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.
- Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
- СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
- Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
- Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
- Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
- СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.
Положение о системе управления охраной труда в профессиональной образовательной организации (примерное)
Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано в каждой организации, как основополагающий локальный нормативный акт для обеспечения безопасности работников и производства.
В статье рассмотрим как правильно разработать Положение о системе управления охраной труда в профессиональной образовательной организации и предложим Примерную форму Положения.
Министерством труда и социальной защиты РФ утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда приказом Минтруда России от 19.08.
2016 N 438н, которое можно считать методическими рекомендациями для разработки Положения о СУОТ в профессиональной образовательной организации, руководствуясь которым работодатель с учетом специфики деятельности организации разрабатывает это Положение.
Положение о системе управления охраной труда в организации: образец, что должна содержать типовая форма, примерная структура документа
- Осуществление контроля, проверочных и профилактических мероприятий в сфере безопасной работы на производстве требует не только документального закрепления, но и систематизации со стороны ответственных лиц.
- Разнообразие мероприятий, комплексный подход порождает проведение целой серии различных процедур в области ОТ и ТБ, часто не связанных друг с другом.
- Поэтому каждая организация, имеющая достаточный штат сотрудников и подразделение должна систематизировать их действия посредством создания системы управления охраной труда.
- Данная система включает в себя обобщение и систематизацию всех действий, проводимых в отношении охраны труда на предприятии, установление графиков и издание соответствующих нормативных актов.
Запланируйте улучшения СУОТ
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
Раздел 2: общие положения
В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:
- с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
- какого рода нормы устанавливаются документом;
- то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
- то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
- в соответствии с какими НПА разработано положение;
- с какой периодичностью может пересматриваться документ.
Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий
В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур СУОТ для малых предприятий.
-
Организация и проведение оценки условий труда
. Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных. -
Распределение обязанностей в сфере охраны труда
. В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике). -
Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников
. Медицинские осмотры проводятся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны. -
Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру. -
Обеспечение работников молоком
. Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру. -
Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха
. Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка. -
Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ
. С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.
Управление в сфере охраны труда в 2020 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.
Для это нужно реализовать следующие основные задачи:
- борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
- введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
- предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
- рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
- обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
- в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.
Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.
Невзирая на то, что составление положения возведено на федеральном уровне РФ в обязанность, по сей день, не приняты регулирующие нормативные акты, каким образом документ должен окончательно формироваться и как должен выглядеть.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации говорится, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.
Тем не менее, подобное типовое положение в качестве нормативного документа еще не принято, однако опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня обсуждается различными ведомствами.