Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда по обочине не разрешена — каков размер штрафа?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разъяснения относительно того, когда можно ехать по краю дороги, дает п.9.9 ПДД. Такое движение разрешено транспортным средствам дорожно-ремонтных и коммунальных служб, а также машинам, которым необходимо подъехать к магазину для разгрузки товара (при условии, что другой возможности для этого не предусмотрено). Ничто при этом не должно угрожать безопасности других участников движения и пешеходов.
Какой штраф за езду по обочине в 2023 году?
Вид правонарушения |
Размер санкций |
Особенности |
Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне). |
1500 руб. |
Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования. |
Проезд по обочине слева (обгон). |
Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа. |
Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года. |
Езда по тротуару или газону. |
2000 рублей. |
Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр. |
Кто не получит штраф за обочину в 2022 году
Есть редкие исключения из правил, которые разрешают движение по обочине некоторым лицам и транспортам:
-
Пешеходы. Согласно правилам, пешеходы должны идти по дорожкам, тротуарам или велодорожкам, но если их нет, то идти по обочине не будет нарушением правил.
-
Велосипедисты. Если отсутствует специально оборудованная велодорожка, то велосипедист может проехать по обочине и не нарушать тем самым ПДД.
-
Мопеды. Им тоже разрешается использовать обочины, но помнить, что преимущество там у пешеходов.
-
Гужевые повозки. То же правило, что и с мопедами — разрешён проезд по обочине, не мешая при этом пешеходам.
Наказание за езду по обочине в 2022 году
Заезжать сюда на автомобиле, либо останавливаться полностью запрещено и за этого предусмотрено еще более строго наказание.
Штраф за обочину можно оплатить со скидкой 50%. Такое возможно, если провести оплату в первые 20 дней со дня постановления.
Что же это такое? В ПДД четко обозначено понятие обочины. Это участок, расположенный рядом с проезжей частью дороги и отличающийся от нее типом покрытия (п.1 ПДД). Например, у асфальтовой дороги покрытие может быть грунтовым. Обочина может быть отделена от проезжей части дороги специальной разметкой – 1.2.1 или 1.2.2.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Принципиальных различий между рассматриваемыми участками в городе и теми, что расположены у трасс вне населенных пунктов, нет. В обоих случаях на водителей распространяются общие правила, которые более подробно будут рассмотрены далее.
Штраф с камеры за движение по обочине
Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы. Повторное подобное нарушение в течение одного календарного года станет основой для постановления об аннулировании водительского удостоверения сроком на 1 год.
Да, такая скидка есть. Получить ее можно, если заплатить штраф в первые 20 дней со дня постановления. Дату можно посмотреть на бумажной копии постановления или при проверке на сайте «Штрафы ГИБДД».
Автоинспекторы ловили нарушителей, которые хотели побыстрее «проскочить» ремонтируемый участок дороги.
Покрытие данного участка может различаться: грунт, глина, трава или асфальт. Последний вариант наиболее распространен на крупных и федеральных трассах, которые предназначены для движения с высокой скоростью.
Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей, но получат его немногие — пока что за обочинами МКАД следит только один паркон. Однако в скором будущем и другие машины, работающие на кольцевой, научатся этому.
«Сейчас с помощью одного комплекса мы анализируем целесообразность использования парконов в местах на МКАД, где физически невозможно установить стационарную камеру: например, если на участке нет мачты городского освещения или источника питания. Если мы увидим, что нарушителей в местах патрулирования становится меньше и безопасность дорожного движения повышается, количество парконов, контролирующих езду по обочине, будет увеличено», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
Там также уточнили, что устанавливать дополнительное оборудование не придется — все необходимые функции есть в существующих комплексах.
Ездить по парковке тоже запретили
Парконы на МКАД не единственное нововведение с камерами за последнее время. Совсем недавно департамент транспорта сообщил о том, что камеры начали фиксировать проезд машин по парковочным местам. С помощью нововведения в ведомстве планируют исключить ситуации, когда водители объезжают заторы по парковочным карманам, а затем пытаются встроиться в ряд.
Пока, как и в случае с парконами, фиксирует нарушение только один комплекс. Он установлен на проблемном участке на улице Косыгина. Штраф за проезд по парковочным местам составляет 500 рублей. Чтобы при необходимости доказать, что водитель не парковался, а именно бороздил парковку, камеры будут делать не только фото, но и видео.
«Есть такая категория людей, которые едут по принципу «а мне надо!». Вот другим не надо детей в больницу отвезти, на вокзал успеть, а ему надо. Все стоят культурно на светофоре, а такой вот узрел среди парковочных мест дырку на 5–6 машин, он проезжает и втискивается в поток. И из-за таких очень много нервозности на дороге», — прокомментировал ситуацию главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Кому разрешено движение по обочине
Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:
- водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
- на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
- нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
- водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.
Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.
Также движение автомобиля по обочине разрешено для:
- коммерческих транспортных средств;
- авто, принадлежащих коммунальным службам;
- транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.
Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.
Особенности нарушений
Каждый сталкивался с ситуацией, когда на дороге пробка, а обочина, отделенная сплошной линией, вроде бы свободна, и по ней можно проехать. Соблазн, конечно, велик: многие водители предпочитают рискнуть, не опасаясь поймать колесом острый предмет, или рассчитывают, что инспектор не увидит, и предпочитают объехать пробку, несмотря на то, что делать так правилами дорожного движения запрещено.
За выезд на обочину через сплошную штраф предусмотрен достаточно большой. Именно поэтому, даже если в ближайшей видимости нет патруля ДПС, делать этого не стоит. Могут висеть камеры наблюдения, сзади может появиться машина с видеофиксатором. Однако существуют случаи, при которых такой маневр совершать можно. Наша статья поможет разобраться с этим, четко усвоить, когда можно выезжать на обочину, а когда нет, при каких обстоятельствах можно избежать штрафа.
Какое предусмотрено наказание?
Автомобилисты, застрявшие в пробке, могут попытаться пробиться вперед путем маневрирования. Но если и встречная часть дороги забита транспортом или на данном участке дороги такой маневр невозможен, остается только путь по обочине.
Стоит заметить, что маневры нетерпеливых водителей способны создать немалые проблемы для движения прочим участникам. В летнее время автомобили при езде по обочине поднимают колесами много пыли – она осложняет обзор, попадает вместе с воздухом в легкие других водителей, проникает в салоны. Шофер, проехавший какое-то расстояние по обочине, затем вновь встраивается в ряд транспорта. Это приводит к дополнительным проблемам при движении, а пробка только увеличивается. Опасны такие маневры и для проходящих по трассе пешеходов.
Проезды, для которых шофер задействует обочину, трактуют как нарушение маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП действия автомобилиста подлежат наказанию, штраф составляет 1500 рублей.
Намного более серьезным будет наказание для тех, кто объезжает пробку по левой обочине.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Современные автолюбители тратят немало средств на оборудование автомобиля мощной звуковой системой, приобретая автомобильные сабвуферы и стереоколонки. Автомобиль превращается в движущийся диско-клуб, из которого на сотни метров вокруг разносятся пронзительные звуки. Хотя такое звучание доставляет удовольствие владельцу автомобиля, но вот окружающие люди не всегда разделяют его вкусы.
Кроме субъективного восприятия громкой музыки в авто есть и объективная опасность этой раздражающей привычки. Громкая музыка за рулём ведёт к тому, что водитель не услышит предупреждающих сигналов автомобилей специальных служб: сирены пожарных, полицейских или медицинских автомобилей. Также громкая музыка приводит к ускоренной утомляемости и ухудшению слуха, что чревато неприятными последствиями для самого любителя сверх громкой музыки.
В каких случаях разрешено ездить по обочине и кто может это делать?
- Гужевые повозки или сани, как и верховые животные, могут двигаться по обочине, правда, исключительно одним рядом, с правой стороны дороги. Они так же обязаны не создавать помех для пешеходов и других участников движения (п. 25.2 ПДД);
- Велосипедисты возрастом от 14 лет при условии, что рядом нет велодорожек. Велосипедист должен ехать с правой стороны дороги. В пункте 24.2 ПДД об этом подробно говорится;
- Водители мопедов могут ездить по обочине, не мешая пешеходам, об этом сказано в п. 24.7 Правил;
- В пункте 8.8 ПДД прописано, что водитель имеет право пересекать линию, отделяющую обочину, если необходимо совершить разворот не на перекрёстке, ширина дороги при этом является недостаточной для разворота. При манёвре водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные авто.
В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом
Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.
Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.
Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.
В каких случаях автомобили могут передвигаться по обочине
Не секрет, что движение по обочине не только может стать причиной небольших дорожно-транспортных проишествий, но и способно еще больше увеличивать пробку. Кроме этого, такие шустрые нарушители раздражают и без того нервных водителей, которые уже не первый километр стоят в заторе.
Несмотря на то что правилами езда по обочине строго запрещается, есть и такие ситуации, когда водитель просто не видит другого выхода, как передвижение по краю дороги.
Инспекторы дорожно-постовой службы иногда закрывают глаза на подобное нарушение. Но только в исключительных ситуациях. Для того чтобы понять, какая ситуация является исключительной, необходимо привести пример.
Итак, можно представить, что на дороге произошла крупная авария. В ней пострадало несколько автомобилей. Во время удара транспортное средство вынесло на соседнюю полосу, в итоге авария перегородила движение автомобилей во все стороны. Именно в этом случае у водителя не остается никакого другого выхода, как передвижение по обочине.
Понятно, что приведенный пример является исключительной ситуацией. В других же случаях водитель должен обгонять попавшие в ДТП автомобили только по встречной полосе, но ни в коем случае не по обочине.
Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2020 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.
Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:
-
Мопеды, не создающие помех пешеходам, могут ездить по обочине
Мопеды, не создающие помех пешеходам
- Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
- Автомобили экстренных служб
- Машины коммунальных служб
- Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
- Гужевые повозки
- Велосипедисты
- Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
- Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)
Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.
Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.