- Наследование

Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.

Виды госрегулирования предпринимательской деятельности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:

  1. В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
  2. По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
  3. В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
  4. В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
  5. Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД…», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.

Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

А) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

Б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

В) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

– состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

– правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);

– регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);

– содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);

– иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

Г) подзаконные нормативно-правовые акты:

– указы Президента РФ (не должны противоречить законам);

– постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);

– акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

А) акты органов законодательной власти;

Б) акты органов исполнительной власти.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.

Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов, подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 50 ГК РФ).

Хозяйственные общества обладают сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы).

Более сложные отношения корпоративного управления возникают в рамках вертикально интегрированных объединений предпринимателей (холдинги, характерны принципы субординации, власти и подчинения). Для горизонтальных объединений (ФПГ) характерны принципы координации.

Граждане, без регистрации занимающиеся предпринимательством, – суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст. 23 ГК РФ).

Некоммерческие организации, основная цель – ведение некоммерческой деятельности, могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК).

Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций), осуществляют использование экономических ресурсов в целях получения прибыли. Их права и обязанности в рамках предпринимательских отношений также регулируются правом.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности в 2023 году по группам

К иным субъектам предпринимательства можно также отнести:

1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;

2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей.

Филиалы осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения ее органов управления.

Предпринимательские объединения обеспечивают концентрацию капитала на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (простые товарищества и некоторые ФПГ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (холдинги).

К субъектам предпринимательства относят лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании условий функционирования экономики. Ими являются товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, саморегулируемые организации, органы власти и др.

Регулирование предпринимательской деятельности

Законом предусмотрено регулирование предпринимательской деятельности в виде различных механизмов, реализуемых субъектами разного уровня.

В первую очередь, такое регулирование осуществляют органы государственной федеральной, региональной и муниципальной исполнительной власти. Контролю здесь подлежат:

  • исполнение платёжной дисциплины, а именно правильного начисления и своевременной уплаты налоговых и обязательных страховых платежей;
  • исполнение трудового законодательства с целью исключить нарушение предпринимателями прав наёмного персонала;
  • безопасность процесса и результатов предпринимательской деятельности. В частности, это относится к лицензированию отдельных видов деятельности.

Важное место в регулировании предпринимательской деятельности и, соответственно, в исполнении норм предпринимательского права занимают субъекты, осуществляющие внутрисистемное регулирование предпринимательской деятельности. К ним можно отнести, например, саморегулируемые организации субъектов предпринимательства.

Правовое регулирование предпринимательства

Главный источник, в соответствии с которым регулируют работу бизнеса государственные органы, — конституция страны. В ней есть все ключевые принципы, на которых и базируется актуальное законодательство. Известно, что никаких противоречий с конституцией быть не должно. А если они есть, правомерность действий можно доказать через суд, опираясь на главный правовой документ страны.

Кроме того, при рассмотрении правил и норм создания различных субъектов предпринимательской деятельности необходимо обращаться к Гражданскому кодексу. Именно там обозначены правила признания субъектов предпринимательства, их организации, а также порядка работы. Существуют особые законы и законодательные акты федерального уровня, которые также рассматривают принципы функционирования бизнеса. Например, это законы об ООО, Об акционерных обществах, а также акты о правилах регистрации ИП, юридических лиц.

Как видим, законодательная база очень обширная. При этом, решая определенные вопросы, важно руководствоваться актуальными нормами, а меняются они довольно часто. Именно поэтому, при возникновении каких-либо вопросов лучше обращаться за помощью к квалифицированному юристу, практикующему в данной сфере

.

Потребуется учитывать и те законы, которые регулируют конкретный сектор современного рынка. Например, это акты для обеспечения контроля и поддержки конкретных типов предпринимательства: «О связи», «О рекламе». Существует и соответствующий закон федерального уровня «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большую роль играет Закон о защите прав потребителей: он четко регулирует все стороны взаимодействия граждан, покупателей и клиентов с бизнесменами. Для грамотного взаимодействия с налоговыми органами понадобится ознакомиться с Налоговым кодексом в его актуальной редакции. Если речь идет об обязанностях, правах работников, работодателей, потребуется искать ответы на свои вопросы в Трудовом кодексе РФ.

Иногда нельзя принять решение или дать однозначный ответ, пока не изучишь указы Президента страны, недавние подзаконные акты, указания и рекомендации соответствующих ведомств, министерств.

Важный момент! Предпринимательство подразумевает особое правовое регулирование, поскольку нормы законодательства устанавливаются и адаптируются специально для него.

Методы реализации государственного контроля

Существуют правовые отношения вертикального и горизонтального типа в области предпринимательства. Следовательно, это принципы отношений, основанные на равенстве и подчинении. Методы обязательных предписаний и согласования признаны экспертами как наиболее действенные. Хорошим примером здесь может стать актуальный Закон «Об охране окружающей среды».

Рассмотрим прямые и косвенные способы регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства.

В спектр прямых методов вошли:

  • регистрация в государственных органах;
  • налогообложение;
  • надзор со стороны государства;
  • лицензирование деятельности.

Кроме того, следует помнить и о косвенных методах регулирования. Например, это поощрения и налоговые льготы, льготное кредитование и так называемый государственный заказ.

Год назад в России появились первые самозанятые — это почти предприниматели, но без статуса ИП, сдачи ежегодной декларации, страховых взносов и других прелестей предпринимательской жизни.

Самозанятыми могут стать репетиторы, сантехники, мастера по маникюру и кондитеры с тортиками в инстаграме — все те, кто работает сам на себя, без сотрудников и многомиллионных оборотов. Вот какие условия у самозанятых:

Изначально закон действовал только в четырех регионах России, но с 2020 года к ним добавились еще девятнадцать.

Этот закон для всех тех, кто не готов регистрироваться как ИП, но переживает, что его поймают на незаконном предпринимательстве. Почти все сферы услуг подходят для самозанятости, но есть и ограничения: нельзя перепродавать товары, продавать табак и алкоголь, сдавать нежилые помещения.

Закон об онлайн-кассах действует с февраля 2017 года, но до сих пор в нем постоянно что-то меняется. Если кратко, предприниматель должен поставить кассу с фискальным накопителем, которая выдает чек покупателю и отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных.

С июля 2019 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2021 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Онлайн-кассы нужны и интернет-магазинам, но иногда предприниматели думают, что если они в интернете, налоговая их не достанет. Но вместе с Роспотребнадзором и прокуратурой налоговая проводит контрольную закупку — под видом обычного покупателя заказывает товар. Интернет-магазин не узнает об этом, пока не получит акт.

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

Читайте также:  Повышение пенсии с 1 марта 2023 года: кому и на сколько поднимут выплаты

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Законы РФ о предпринимательской деятельности

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок. Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

Срок выездных проверок ИП контролирующим органами не может быть дольше, чем 20 рабочих дней. Такое ограничение прописано в статье 13 ФЗ №294, и об этом обязан знать бизнесмен, чтобы не были нарушены его права. Для субъектов малого бизнеса ограничения проверок в часах на год такие:

  • 50 часов проверок для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия.

В РФ всего 3 вида объектов подлежат постоянному государственному надзору:

  • производства I класса опасности;
  • гидротехнические сооружения I класса из утвержденного государством перечня;
  • определенные объекты использования атомной энергии.

В отношении остальных ИП и юридических лиц надзорные и контролирующие органы обязаны соблюдать периодичность проверок и максимальный срок их проведения.

Бизнесмены, которые работают без создания юридического лица, в России приравнены в правах и обязанностях к юридическим компаниям. Главное отличие этих экономических агентов — в гражданско-правовом статусе. Например, предприниматель с образованием юрлица, на которого возложены обязанности учредителя, вправе не отвечать по долгам при получении отрицательных результатов хоздеятельности.

Как полагает большинство экспертов, отдельного закона для регламентирования деятельности индивидуальных предпринимателей в России не требуется. Достаточно грамотно оперировать ранее принятыми нормативно-правовыми актами, а также знать свои права и обязанности при ведении бизнеса.

Понятие и особенности предпринимательского права

  1. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2013. С. 789 — 790.
  2. Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Научно-практическое пособие. 2-е изд., доп. и испр. М., 2015. С. 128 — 133.
  3. Кичик К.В. Актуальные проблемы применения законодательства о «корпоративных закупках» // Предпринимательское право. 2014. N 2. С. 80 — 84.
  4. Дадалко В.А., Благодаров Д.Н. Рискообразующие факторы государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 21 — 25.
  5. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
  6. Андреев В.К. Государственная поддержка малого предпринимательства // Российская юстиция. 2000. N 12.
  7. Андреева Л.В. Правовые вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в торговле // Российский судья. 2013. N 1. С. 21 — 24.
  8. Трофимова Е.В. Приобретение и подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. N 2. С. 38 — 40.
  9. Батрова Т.А. Проблемы развития регионального торгового законодательства // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. N 4. С. 42 — 45.
  10. Батрова Т.А. Формирование системы торгового законодательства // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 29 — 33.
  11. Андреев В.К. О Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2010. N 9. С. 20 — 26.
  12. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2010. С. 82 — 83.
  13. Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. 1998. N 2. С. 128 — 149.
  14. Мозолин В.П. Новый Гражданский кодекс России и гражданское законодательство // Вестник Международного университета. Серия «Право» / Отв. ред. В.В. Безбах. М., 1996. С. 30.

Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем.

Система законодательства о предпринимательской деятельности

Почти все ученые сходятся во мнении, что существует законодательство о предпринимательской деятельности.

Законодательство – не только законы, а весь массив нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Это совокупность нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и возникающие при этом отношения.

Конституция – регулирует предпринимательскую деятельность – это основа основ, она:

— формирует необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

— обеспечивает право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

выражают определенные концепции правового регулирования;

закрепляют конституционные принципы;

определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Закон как понятие предполагает ФКЗ, ФЗ (в том числе, Кодексы), законы субъектов.

Законодательство России о предпринимательстве

Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

Читайте также:  Как вернуть деньги за приобретенную посуду?

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

  • состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
  • содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
  • иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

г) подзаконные нормативно-правовые акты:

  • указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
  • постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

Бизнес разделен на несколько мнений по поводу того, помогает ли государственное регулирование или вредит. Данное мнение скорее зависит от сферы и честности человека. Для некоторых компаний, не составляет труда, придерживаться всех статей. Также, есть те, кто действительно оплачивает абсолютно все налоги. Но есть и другие, рассмотрим подробнее, этот вопрос.

Польза:

  • постановление о монополии защищает малый и средний бизнес;
  • опираясь на указы, можно обжаловать действия проверяющих органов;
  • каждый участник рынка, может узнать свои права и обязанности;
  • для каждой компании, прописаны правовые рамки;
  • защищают от недобросовестной конкуренции.

Вред:

  • часто используют для давления;
  • некоторые неточности и противоречия мешают работать.

Почти все подобные акты стран СНГ, довольно похожи. Например, закон Украины также начинается с описания субъектов и объектов. В большинстве своем, некоторые пункты меняются время о времени, но основная составляющая прежняя. Главная задача этих актов, обезопасить рынок и государство. Ведь к сожалению, иногда свое дело, люди ведут с нарушением всех возможных правил.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон – нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.

Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».
Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.

Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.

Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:

  • закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ;
  • постановление Правительства КБР «Об экспертизе нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» от 18.12.2014 № 292-ПП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *