Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава I». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Банк России при оценке платежеспособности страховщиков планирует учитывать ограничения, с которыми компании столкнулись по ряду заблокированных иностранных активов, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Банка России. «В частности, предполагается введение мер поддержки, позволяющих не одномоментно, а постепенно признавать возникшие по таким активам убытки. Нужно отметить, что возможность воспользоваться этой «рассрочкой» будет предоставлена только тем компаниям, которые не будут выплачивать дивиденды (распределять прибыль)», — отмечает регулятор, комментируя новые планируемые меры поддержки.
Модель риск-ориентированного подхода — опора ЦБ
В 2020 году Банк России при переходе к риск-ориентированному надзору ввел новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. «Благодаря этим требованиям регулятора и мерам, которые предприняли страховщики для того, чтобы им соответствовать, рынок вошел в период санкционных ограничений с лучшим качеством активов и капитала», — делает вывод регулятор.
В ЦБ отмечают, что требования по финустойчивости СК «вступают в силу поэтапно, начиная с 1 июля 2021 года. Очередной этап — с 1 января 2023 года (Положение Банка России № 781-П). Требования, которые предусмотрены положением, позволяют точнее рассчитать величины страховых обязательств и соответственно получить более информативную оценку финансовой устойчивости страховщиков. До 1 июля 2025 года будут действовать переходные положения, в частности, расчет рисков будет производиться в сниженном объеме».
ЦБ также планирует в будущем уточнить подходы к расчету страхового риска. В частности, сейчас регулятор вырабатывает подход к оценке риска расторжений договоров страхования. По итогам этой работы будет рассмотрен вопрос о модификации текущей методологии расчета кредитного риска и страховых резервов (включая резерв премий).
Регулятором рассматривается и возможность введения дополнительных требований к капиталу компаний, занимающих существенную долю рынка ОСАГО либо имеющих в своем портфеле крупную долю договоров в сегменте ОСАГО. Вопрос учета концентрации по другим линиям бизнеса будет рассмотрен позднее. Коэффициент концентрации в лидирующих сегментах страхового рынка ранее не учитывался при расчете капитала игроков.
Говоря об особенностях политики инвестирования страховщиков в 2022 году, в Банке России отметили, что она проводилась в условиях высокой волатильности фондового и валютного рынков. «СК, как правило, продолжают применять достаточно консервативные инвестиционные стратегии, — отмечает ЦБ. — Сложившаяся ситуация с санкционными ограничениями оказала влияние на подход компаний к инвестированию. Так, инвестиции в активы недружественных стран стали сопряжены с повышенными рисками, в связи с чем компании ищут альтернативы таким инструментам на российском рынке или на рынках дружественных государств. Например, для рискового наполнения продуктов инвестиционного страхования жизни компании пробуют использовать вложения в российские финансовые инструменты».
Рекомендации по приготовлению страхового продукта
Банк России в 2023 году продолжит работу по повышению потребительских качеств услуг в сфере добровольного страхования. В фокусе внимания регулятора находятся, прежде всего, продукты розничного сегмента и случаи, когда в страховое покрытие включаются риски с низкой вероятностью реализации и уровень выплат по ним в течение продолжительного времени является очень низким. «Такие страховки не всегда предоставляют реальную защиту интересов выгодоприобретателей, а, значит, стоимость таких полисов должна быть адекватно низкой», — уточнил регулятор. На практике нередко происходит обратное.
Банк России планирует ввести по таким добровольным видам страхования дополнительное регулирование условий осуществления страхования, а также установить требования к раскрытию информации о страховом продукте. «Это будет способствовать их наполнению реальной страховой защитой и естественному сокращению предложения на страховом рынке продуктов, не имеющих потребительской ценности. В 2023 году планируется установить минимальные требования к страхованию в связи с использованием электронного средства платежа и страхованию бытовой и электронной техники», — поделился планами регулятор.
Оценка ценности целых направлений вмененного страхования также продолжится во взаимодействии с заинтересованными государственными органами (в первую очередь речь идет о социально значимых вмененных видах — страховании ответственности туроператоров или арбитражных управляющих). В рамках упорядочивания подходов к вмененным видам страхования, к примеру, с 1 апреля 2023 года ЦБ вводит минимальные требования к условиям страхования ломбардом вещи, принятой им в залог или на хранение.
Страхователь, застрахованный и выгодоприобретатель
Когда человек покупает полис, он обязательно подписывает договор страхования. Это документ, в котором указаны все условия сделки. Порядок оплаты, срок действия защиты, правила получения компенсации и другие важные моменты. В договоре используются специальные термины: страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель. Для человека, далекого от этой темы, все они звучат похоже. Запутаться легко, поэтому разберем каждый термин подробнее.
Страховщик — это организация, которая занимается страхованием (и перестрахованием). Страховщик должен иметь лицензию и вести деятельность по всем правилам, установленным законом.
Страхователь — это лицо, заключившее договор со страхователем. Это может быть физическое лицо, если оно является дееспособным. Или юридическое, то есть организация, которая хочет застраховать имущество, сотрудников или ответственность. Страхователь заключает договор, платит взносы, передает информацию о наступлении рискового события.
Застрахованный — лицо, на которое распространяется действие полиса. Именно его жизнь или здоровье будет защищено согласно договору. Часто застрахованный и страхователь — один и тот же человек. Такая ситуация будет, если кто-то купит полис для самого себя. Также это могут быть и разные лица. Например, мама оформляет защиту от несчастных случаев для своего ребенка. Тогда она выступает страхователем, а дочь или сын — застрахованным.
Выгодоприобретатель — это лицо, которое получит выплату при наступлении рискового события. Его выбирает страхователь в момент заключения договора. Это может быть тот же человек, что приобретает полис, и одновременно застрахованный. Иногда выгодоприобретателем выступает третье лицо. Например, если заемщик страхует жизнь при заключении ипотечного договора, выгодоприобретателем часто указывают банк.
Иногда вместо термина «выгодоприобретатель» говорят «бенефициар». Это экономическое понятие, характеризующее лицо, получающее деньги или иную выгоду. Также может использоваться термин «бенефициарный владелец», но так говорить неверно. В законе так называются люди, прямо или косвенно владеющие частью организации.
Общие принципы рискового страхования
Одним из ключевых понятий в страховании является понятие «страхового риска». Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет понятие страхового риска как «предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование». При этом имеются в виду такие события, которые могут нанести убытки в виде материального или физического ущерба страхователю (застрахованному лицу).
Сущность страхования состоит в перекладывании риска возможных убытков на страховую компанию. Страховая компания за плату берет на себя обязательство полностью или частично возместить возможный ущерб.
«Страхование (Insurance) – один из наиболее часто используемых методов управления рисками. Возможно, ни один вид современной деловой активности непосредственно не воздействует на такое большое количество лиц во всех слоях общества, как страхование (оно касается дома, семьи или бизнеса почти каждого гражданина цивилизованного мира)».1
Существует множество видов рисков. Например, для страхования жизни рисками будет наступление смерти и риск постоянной утраты трудоспособности. В имущественном страховании рисками считаются повреждение или уничтожение имущества. Можно застраховать риск потери работы, риск потери багажа при авиаперелете, риск возникновения расходов на медицинское обслуживание, риск утраты права собственности на имущество из-за мошеннических действий при оформлении сделки купли-продажи. Помимо риска прямых убытков можно застраховать свои имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других людей.
Например, обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) служит защитой от риска нанесения ущерба другим водителям, их пассажирам и пешеходам в результате использования застрахованным автотранспортного средства. Аналогичным образом можно застраховаться от риска нанесения ущерба имуществу соседей в результате затопления.
«В личной жизни страхование позволяет избежать чрезвычайных расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций или на лечение в случае болезни и сохранить прежний уровень дохода при утрате трудоспособности за счет небольших (по сравнению с убытками) страховых взносов в страховой фонд».2
Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет страхование как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Понятие «страховой случай» – это наступившее событие, на случай которого проводится страхование, иными словами, это наступивший страховой риск.
Какого типа риски могут и не могут быть застрахованы
Гражданский кодекс РФ (ст. 928) содержит перечень интересов, страхование которых не допускается:
- страхование противоправных интересов;
- страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари;
- страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
Также Гражданский кодекс РФ освобождает страховщика от обязанности выплачивать страховое возмещение, если причиной нанесенного ущерба стали:
- ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение;
- военные действия, а также военные маневры или иные военные мероприятия;
- гражданские беспорядки;
- забастовки;
- изъятие, конфискация, реквизиция, арест или уничтожение застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
- действия либо бездействие страхователя;
- сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования (например, при заключении договора страхования жизни страхователь скрыл, что неизлечимо болен – в случае его смерти или инвалидности страховое возмещение выплачиваться не будет);
- получение страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба;
- совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем (например, если владелец автомобиля, застрахованного по договору КАСКО, намеренно сожжет его и страховая компания сможет доказать его умысел, в выплате страхового возмещения будет отказано).
Договор страхования и страховой полис
Договор страхования устанавливает права и обязанности сторон, связанных с предоставлением услуги по обеспечению страховой защиты. Сторонами договора страхования выступают страховщик и страхователь. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ.
По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплачивать другой стороне (страховщику) определенную соглашением сторон плату (страховую премию), а страховщик при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) обязуется выплатить страхователю или иному указанному в договоре лицу (выгодоприобретателю) страховое возмещение (возмещение причиненных страхователю или иному застрахованному лицу убытков) или страховую сумму (всю максимально возможную по договору страхования сумму).
Статьей 940 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. При оформлении договора страхования страховщик выдает страхователю страховой полис – документ, который подтверждает факт заключения договора страхования. Договор страхования должен в обязательном порядке содержать определенные сведения:
- наименование документа;
- юридические адреса и реквизиты сторон;
- описание объекта (объектов) страхования;
- характеристику страхового события (риска);
- перечень страховых случаев;
- размер страховой суммы или страхового возмещения (суммы, в пределах которой будет осуществляться страховая выплата);
- размер, порядок внесения и сроки уплаты страхового взноса (страхового платежа), который представляет собой плату за услугу страхования;
- срок действия договора;
- подписи сторон;
- другие существенные условия по соглашению сторон (например, исключения из страхового покрытия, когда происходит событие, которое по формальным признакам является страховым случаем, но страховое возмещение в этом случае не выплачивается).
Требования к страховщику
Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:
- С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
- Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
- Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.
Лицензии на осуществление страховой деятельности могут быть бессрочными и временными (срочными).
По общему правилу выдаются бессрочные лицензии. Полученная страховым брокером лицензия обычно не ограничена конечным сроком действия, а начало действия определяется моментом ее получения.
Лицензия не подлежит передаче другим лицам.
Законом предусматривается возможность выдачи временной лицензии. При этом существует два вида временных лицензий:
1) лицензия выдается на указанный в заявлении соискателя срок, который не может превышать трех лет;
2) в иных случаях, установленных страховым законодательством, лицензия может быть выдана на срок от одного года до трех лет.
Обычно указанные сроки действия временной лицензии могут быть продлены по заявлению соискателя лицензии. Отказ в продлении возможен при установлении в период действия лицензии нарушений соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Может ли банк продавать страховые продукты?
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст. 5) прямо запрещает кредитной организации заниматься страховой деятельностью. (Понятие «страховая деятельность» определяется в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм.) как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.)
Из этого вовсе не следует, что кредитная организация не может зарабатывать, предлагая своим клиентам продукты страховых компаний (страховщиков); в качестве страховой компании могут выступать как дочерняя фирма банка, так и независимые страховые структуры. Такой возможностью грех не воспользоваться, учитывая то обстоятельство, что многие банки обладают достаточно развитой сетью обособленных структурных подразделений. Концентрация в таком подразделении широкого диапазона финансовых услуг (не только сугубо банковских) как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для рядовых граждан имеет несомненные преимущества для клиентуры банка, хотя и предъявляет повышенные требования к персоналу кредитной организации. Оказание клиентам дополнительных финансовых услуг в значительной степени укрепляет конкурентную позицию банка и позволяет ему получать дополнительные доходы.
Закон об организации страхового дела предусматривает существование на страховом рынке, в частности, таких субъектов, как страховые агенты и страховые брокеры. Разница между ними заключается в следующем.
В качестве страховых агентов могут выступать постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Формально банки являются юридическими лицами, причем относятся именно к коммерческим организациям, а потому в соответствии с Законом об организации страхового дела могут выступать в качестве страхового агента.
К тому же ст. 5 Закона о банках постановляет, что кредитная организация вправе осуществлять иные (кроме ранее названных в этой статье) сделки в соответствии с законодательством РФ. Почему бы в качестве такой сделки кредитная организация не могла бы заключить договор поручения со страховой организацией в качестве поверенного? Согласно ст. 972 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Именно в этом вознаграждении и заключается интерес банка.
Страховые компании также не останутся внакладе. Банки привлекательны для них, во-первых, потому что они могут быть посредниками и в розничном, и в корпоративном страховании, а во-вторых, потому что банки сами нуждаются в страховой защите. Страховые компании смогут воспользоваться развитой филиальной сетью крупных банков, что позволит им в отсутствие дополнительных затрат на открытие собственных обособленных подразделений в регионах охватить максимально большой круг потенциальных потребителей страховых продуктов, тем самым обеспечив себе значительное конкурентное превосходство. Нельзя не отметить и то, что в силу сложившихся обстоятельств банки вызывают большее доверие как населения, так и предпринимательского сообщества и их бренды на рынке более значимы. В этих условиях страховые компании, продвигающие свои продукты через сильные банки, имеют возможность выхода на тех потребителей, которые при прочих равных условиях не прибегли бы к их услугам. Сотрудничество страховой компании с максимально большим количеством надежных банков создаст дополнительный источник дохода как для страховой компании, так и для банков, предоставляя в то же время несомненные удобства для клиентов.
Порядок осуществления процедуры
Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:
-
Для страховых и перестраховочных организаций:
- заявление на лицензирование;
- устав организации;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
- данные об акционерах;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
- документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
-
Для обществ взаимного страхования:
- заявление на лицензирование;
- устав общества;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
-
Для страховых брокеров:
- заявление на лицензирование;
- устав организации (если брокер является юридическим лицом);
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).
Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.
Требования к страховщику
Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:
- С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
- Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
- Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.
Отказ в выдаче лицензии и ее аннулирование
В качестве оснований для отказа в лицензировании страховой деятельности выступают:
- применение юридическим лицом, которое обратилось в страховой надзор, обозначения, индивидуализирующего иной страховой субъект, сведения о котором ранее были внесены в единый госреестр;
- наличие у субъекта лицензии на дополнительные типы страхования, осуществление перестрахования либо взаимного страхования на время принятия решения о предоставлении лицензионного документа решения данного органа о приостановлении или ограничении действия лицензионного документа, выданной ранее;
- несоответствие документации, представленной соискателем, требованиям закона и нормативным актам органа по страховому надзору;
- несоответствие учредительной документации требованиям законодательства;
- наличие в документах недостоверных сведений;
- наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной или неснятой судимости;
- несостоятельность (банкротство, либо фиктивное или преднамеренное банкротство) субъекта (юридического лица) при вине учредителя.
- неисполненное предписание о несоблюдении требований к платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о непредставлении отчетности.
Решение, содержащее отказ в выдаче лицензионного документа, в письменной форме направляется соискателям лицензий на протяжении 5 рабочих дней со дня их принятия. В нем должны содержаться основания для отказа со ссылкой на допущенные нарушения.
Отмена решения о предоставлении лицензионного документа либо ее аннулирование осуществляется в следующих случаях:
- непринятие соискателем мер для выдачи лицензии на протяжении 2 месяцев со дня выдачи уведомления;
- установление до срока выдачи лицензии информации о представлении соискателем недостоверной информации.
На какой срок проводится лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации?
Что должно содержаться в лицензии?
Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:
- территория проведения субъектом страховых операций;
- наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
- название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
- номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
- дата выдачи и номер лицензии;
- гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.
Условия лицензирования страховой деятельности
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, является обязательным.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика устанавливается дифференцированно, в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни; перестрахование. Минимальные размеры уставного капитала страховых организаций законодательно пересматриваются в зависимости от состояния экономики страны, инфляции и стратегии государства в области развития страхового дела.
- Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль за:
- — наличием достаточной суммы активов у страховщика;
- — условиями страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства;
- — обоснованностью страховых тарифов;
- — соответствием правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, установленным законодательными требованиями;
- — бизнес-планом.
- Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также — лицензия) выдается субъектам страхового дела. Классификация видов страхования, требующая лицензирования, представлена в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:
- 1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события;
- 2) пенсионное страхование;
- 3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
- 4) страхование от несчастных случаев и болезней;
- 5) медицинское страхование;
- 6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
- 7) страхование средств железнодорожного транспорта;
- 8) страхование средств воздушного транспорта;
- 9) страхование средств водного транспорта;
- 10) страхование грузов;
- 11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);
- 12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
- 13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
- 14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- 15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
- 16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
- 17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
- 18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
- 19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
- 20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
- 21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
- 22) страхование предпринимательских рисков;
- 23) страхование финансовых рисков.
- Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
- Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы для лицензирования:
- 1) заявление о предоставлении лицензии;
- 2) учредительные документы соискателя лицензии;
- 3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
- 4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
- 5) сведения о составе акционеров (участников);
- 6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
- 7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
- 8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
- 9) сведения о страховом актуарии;
- 10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
- 11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
- 12) положение о формировании страховых резервов;
- 13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере четырех тысяч рублей. За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей. Указанные суммы платежей зачисляются в федеральный бюджет.
- Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней.
- Последующее расширение перечня видов страхования (приложение к лицензии), вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзора за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами (резервом платежеспособности).
- Соискателю лицензии могут отказать в выдаче лицензии на основании:
- 1) использования соискателем лицензии-юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела — юридических лиц;
- 2) наличия у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
- 3) несоответствия документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
- 4) несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
- 5) наличия в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
- 6) наличия у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
- 7) не обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;
- 8) наличия неисполненного предписания органа страхового надзора;
- 9) несостоятельности (банкротство) (в том числе преднамеренного или фиктивного банкротства) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.
- Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
- Лицензия может выдаваться или без ограничения срока ее действия, или временно на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования.
- При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Оно дается в случае:
- 1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
- 2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
- 3) несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
- 4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;
- 5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;
- 6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;
- 7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы, ранее представленные для получения лицензии.
- Действие лицензии ограничивается или приостанавливается в случае неисполнения страховой организацией предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания.
- Ограничение действия лицензии означает запрет на осуществление отдельных видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования.
- Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня опубликования в печатном органе.
Комментарий к статье 6 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Страховщики
1. Страховщиком признается лицо, обладающее следующими отличительными признаками:
а) это должно быть юридическое лицо. Граждане, в том числе и зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности, не могут быть страховщиками на территории РФ;
б) это должно быть российское юридическое лицо, так как, во-первых, комментируемая статья требует, чтобы организационно-правовая форма этого юридического лица была предусмотрена законодательством РФ, а во-вторых, предусмотрено, что лицензия на осуществление страховой деятельности может быть выдана только лицу, зарегистрированному в РФ, т.е. российскому юридическому лицу;
в) оно должно быть создано для осуществления страховой деятельности, т.е. именно страховая деятельность должна являться целью создания этого юридического лица, и это должно быть зафиксировано в его уставе;
г) оно должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности (см. комментарий к ст. 32 Закона).
Как и в случае со страхователями, комментируемый Закон дает обобщенное понятие страховщика, конкретное определение которого зависит от вида страхования.
В ст. 938 ГК РФ закреплено, что в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. При этом требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно ФЗ об ОСАГО страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В контексте Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховщиком признается страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К страховщикам по обязательному социальному страхованию относятся некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев (см. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» называет единственного страховщика — Фонд социального страхования Российской Федерации.
Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (см. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Однако здесь следует учитывать, что страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом (см. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
2. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия. При этом деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии.
Некоторые полагают, что «страховщик может создаваться только в форме хозяйственного общества, поскольку страховщику необходим уставный капитал, а уставный капитал формируется только в хозяйственных обществах. Эта точка зрения весьма спорна, поскольку необходимость уставного капитала диктуется требованием финансовой устойчивости, но финансовую устойчивость могут обеспечивать и складочный капитал товариществ, и уставный фонд, создаваемый в унитарных предприятиях, и паевой фонд производственных кооперативов. Во всяком случае не совсем ясно основание, по которому товариществу, унитарному предприятию или производственному кооперативу может быть отказано в выдаче страховой лицензии. Судебная практика по этому вопросу отсутствует, однако формальное основание, т.е. использование в нормах комментируемого Закона лишь термина «уставный капитал» вряд ли будет признано судом достаточным для отказа в выдаче лицензии». Термин «уставный капитал», использованный в Законе, следует толковать расширительно.
Страховые лицензии выдает орган страхового надзора российским юридическим лицам любой организационно-правовой формы, целью создания которых является страховая деятельность, обладающим необходимым уставным капиталом и представившим в орган страхового надзора документы, перечень которых приведен в п. 2 ст. 32 настоящего Закона.
Страховщик, не получивший в установленном порядке лицензию, не может заниматься страховой деятельностью. Сделки страхования, заключенные страховщиком, не имеющим соответствующей лицензии, оспоримы в соответствии со ст. 173 ГК РФ. Это положение распространяется как на лиц, вообще не имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности, так и на лиц, имеющих лицензию, но не на те виды страхования, которые фактически осуществляются.
Лицо, вообще не имеющее лицензии на осуществление страховой деятельности, не признается страховщиком и, соответственно, не только ограничено в гражданской правоспособности и заключенные им договоры страхования оспоримы, но к нему не применяются ни правила, связанные с формированием и размещением резервов, ни специфические для страховщиков налоговые правила.