Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перекресток равнозначных дорог правила проезда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможная ситуация на равнозначном перекрестке — это когда две дороги пересекаются, и ни на одной из них нет приоритета в движении. В такой ситуации, чтобы определить, какая из дорог является главной, необходимо обратить внимание на несколько признаков.
Признаки главной дороги:
Один из признаков — это наличие указывающих знаков, которые указывают на главную дорогу. Такие знаки можно увидеть как на главной дороге, так и на въезде на нее. Они могут быть размещены как на опорах светофора, так и на отдельных столбах или выше колеи.
Еще один признак — это положение руля. На главной дороге руль следует держать в правой руке, а на второстепенной — в левой. Такая позиция руля обусловлена правилами ПДД и помогает определить принадлежность дороги к главной.
Также важным признаком является порядок движения. На главной дороге автомобили движутся без препятствий, в то время как на второстепенной дороге появляются перетяжки и помехи.
Что указывает на равнозначный перекресток
На дороге водителям приходится регулярно сталкиваться с различными перекрестками. Одним из таких перекрестков является равнозначный перекресток. Как можно определить, что перед водителем именно такой перекресток?
Правила проезда нерегулируемого равнозначного перекрестка предусматривают, что все дороги, пересекающиеся в данном месте, равнозначны и имеют одинаковую значимость. Это значит, что ни одна дорога не является главной, и правила проезда определяются взаимным согласием водителей.
Кто же имеет преимущество на таком перекрестке? Здесь действует правило «права нерегулируемого перекрестка», согласно которому водитель, подъезжающий справа, имеет преимущество перед тем, кто подъезжает слева. То есть, если ваша дорога пересекает другую дорогу, вы должны уступить дорогу тем водителям, которые приближаются справа.
Как определить, что перед вами равнозначный перекресток? В Правилах дорожного движения этот тип перекрестка не имеет обозначения, поэтому его можно определить визуально. Обычно указывает на равнозначность такого перекрестка отсутствие любых светофоров, знаков и полос, регулирующих движение в данном месте.
Как правило, водителю приходится ориентироваться на ситуацию на дороге и принимать решения по мере ее развития. Равнозначный перекресток может стать неразрешимой ситуацией, если водители не уступают друг другу права пересечь перекресток. Поэтому водителям необходимо быть внимательными, уступать дорогу и соблюдать правила, чтобы избежать возможной аварии на данном перекрестке.
В руководстве по правилам четко объясняются некоторые ключевые моменты, которые необходимо соблюдать при проезде через пересечения вровень. Однако на практике самое сложное для водителей — не использовать свои знания, а выяснить, что приближающийся перекресток является уровневым.
Основная функция правил заключается в том, чтобы помочь водителям определить, чем уровень отличается от других перекрестков, и понять, как он ведет себя в определенных ситуациях.
Согласно правилам дорожного движения, равнозначными считаются перекрестки, обозначенные специальным знаком под номером 1.6 «Равнозначный перекресток». Наличие таких знаков говорит о том, что не все перекрестки обладают основными дорожными свойствами. Другими словами, транспортные средства, движущиеся по таким дорогам, не имеют приоритета на перекрестках.
Наиболее распространенным маневром при проезде перекрестка на ровной дороге является движение прямо. Водителям, желающим выполнить этот маневр, следует помнить, что они будут пересекать путь других участников дорожного движения.
Это основная причина, по которой маневр должен выполняться с максимальной ответственностью и осторожностью.
Следует отметить несколько ситуаций, когда другие транспортные средства имеют приоритет.
- Когда транспортные средства поворачивают направо на той же полосе. В этом случае приоритет движения предоставляется только в том случае, если маршруты двух транспортных средств совпадают.
- Когда транспортное средство поворачивает у или налево, оно поворачивает на правую сторону дороги.
- Когда транспортные средства движутся по прямой линии вдоль части дороги, но приближаются к перекрестку справа.
Что такое равнозначная дорога?
Перекрестком считается пересечение дорог на одном уровне. В условиях города они встречаются повсюду, а в условиях трассы перекресток — явление редкое. Поговорим о равнозначной дороге и о том, какие перекрестки они образуют.
Приближаясь к перекрестку, изначально водители определяют его вид. От этого зависит, как тот или иной вид транспорта поведет себя при проезде прямо или повороте. Равнозначная дорога не регулируется ни одним из стандартных принятых методов:
- устройством (светофор);
- при помощи регулировщика;
- дорожными знаками.
Помимо этого, покрытие дорог, пересекающихся в одном месте, одинаково. Покрытие также имеет статус негласного регулировщика, поскольку асфальт имеет преимущество перед гравийной дорогой. Перекресток также считается нерегулируемым, в случаях, когда:
- светофор не работает;
- мигает желтым;
- регулировщик не выполняет своих обязанностей.
Все мы хоть раз сталкивались с такой проблемой. При этом водители выезжают на перекресток, создавая заторы и пренебрегая правилами. Основная задача — как можно быстрее проехать, а итог — большая пробка, трата нервов и дорожно-транспортные происшествия. Ниже опишем правила, согласно которым нужно двигаться в таких ситуациях.
Понятие перекрёстка равнозначных дорог
Перекрёсток равнозначных дорог можно встретить в посёлках, сёлах и даже в маленьких городах. Как правило, такое место должно обозначаться знаком. Но есть и такие дороги, на которых не предусмотрен даже знак.
Существует два основных вида пересечения. Одним из самых распространённых способов является распутье. То есть две дороги размещаются перпендикулярно друг к другу (Y-образной формой). Второй вид – Т-образный перекрёсток, он встречается реже, так происходит, когда сходятся в одном месте три дороги в форме буквы Т.
Правила передвижения по таким дорогам одинаковые. Главный принцип: соблюдение правила правой стороны. Суть такого правила предельно проста: неважно, куда двигается водитель, в первую очередь он должен пропустить все ТС, которые находятся справа от него, то есть создают ему помеху справа.
Нерегулируемые перекрестки
п 13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Абзац утратил силу с 8 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300
п 13.10 ПДД. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
п 13.11 ПДД. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
п 13.11.1 ПДД. При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Проезд перекрестка с кольцевым движением
Следует знать! Для проезда перекрестка с круговым движением необходимо уступить дорогу проезжающим по нему водителям. Принцип помехи справа здесь не работает. Преимущество у лиц, двигающихся по кольцу.
Поскольку движение в РФ правостороннее, то въезд на такой перекресток должен сопровождаться правым сигналом поворота, если только кольцо не соприкасается с дорогой по касательной линии. В таком случае правый поворот нужно включать, если требуется свернуть направо, а не на круговое движение.
В случае наличия на кольце нескольких полос движения въезжать на него разрешено с любого ряда. Однако движения автомобиля должны быть логичными для остальных участников. Так, занимать крайнюю правую полосу стоит при движении направо, а левую – для проезда налево.
Общие правила проезда перекрестков по ПДД
- Всегда пропускайте пешеходов и велосипедистов, пересекающих ту дорогу, на которую вы намерены совершать поворот. Это правило работает вне зависимости от того, регулируется ли перекресток или нет. Штрафы за то, что вы не пропустили пешехода, составляют на данный момент 1500 рублей.
- Запрещается выезжать на перекресток, если на проезжей части перед ним образовался затор. Нарушение этого правила приведет к тому, что вы не только присоединитесь к пробке, но и перегородите дорогу машинам, движущимся через перекресток слева или справа. В результате вместо одного затора получаются три, и резко возрастает риск аварии или конфликта на дороге.
Что считать прилегающей территорией?
Прилегающей территорией считается участок, который находится в непосредственной близости от основной дороги, но не предназначен для сквозного перемещения. Часто к подобным местам относятся дворы, заправки, детские площадки, строительные объекты и т.д. Здесь существуют ограничения по скорости передвижения, о которых говорят размещенные знаки или разметка.
Прилегающая территория отличается отсутствием светофоров. Согласно ПДД, выезд из нее также не считается перекрестком. Но в некоторых случаях сложно определить, на какой дороге находится водитель. Если есть сомнения, лучше проезжать по правилам пересечения равнозначных развилок (пользуемся правилом «помеха справа»). А если вдруг появится пешеход – пропускать его, даже если нет пешеходного перехода.
Что такое перекресток
Простыми словами, перекресток — место, где пересекается две и более дорог. Термин произошел от слова «пересечение», подразумевающее перемещение транспорта, движущегося с разных направлений и через одну точку. При проезде таких участков водители следуют правилам ПДД, пропускают другу друга и дальше двигаются в интересующем направлении.
Важно
Для определения области перекрестка достаточно провести условные линии между участками, находящимися напротив друг друга и наиболее удаленными от центральной части закруглений.
Объяснение выглядит непонятно, но на практике достаточно единожды разобраться с сущностью дорожного участка, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу.
В зависимости от планов строительства и ситуации перекресток дорог может отличаться по конструкции и способу регулирования. Рассмотрим классификацию перекрестков, выделим особенности и характеристики каждого из вариантов.
Нерегулируемые перекрестки
п 13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Абзац утратил силу с 8 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300
п 13.10 ПДД. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
п 13.11 ПДД. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
п 13.11.1 ПДД. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Нерегулируемые перекрестки
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 13.11-1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11-1. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Мотоциклист уступает – когда и кому
совершенно несправедливо говорить, что мотоциклист должен уступить в любой ситуации.
Давайте посмотрим на несколько примеров:
- Грузовик собирается ехать прямо или направо. Мотоцикл находится на встречной полосе, а также едет прямо или направо. В этом случае траектории не пересекутся и переход не составит труда.
- Грузовик собирается повернуть налево. Если всадник находится слева от него, он должен прыгнуть. Грузовик для него — «препятствие справа». Если он справа, грузовик должен его обогнать, так как поворот еще не завершен и байк считается «правильным препятствием».
- Грузовик собирается повернуть направо, а водитель справа собирается развернуться на 180 градусов. Однако если он начнет разворачиваться, он станет «препятствием вправо» для гонщика в повороте. Эта ситуация не перерастет в конфликт, если оба участника движения будут уважать друг друга.
- Три участника: грузовик едет прямо, байкер впереди должен ехать прямо или направо, а машина справа хочет ехать прямо.
Первым обгонит мотоциклист: машина пропустит его, а грузовик пропустит машину. Потом едет машина. Последний — грузовик.
Придется ли уступить дорогу пешеходам
Неоднозначная ситуация может возникнуть, когда помимо машин в движении участвуют еще и люди. Необходимо уступать дорогу пешеходам на перекрестке, когда на нем тоже есть перекресток. Здесь приоритет неоспорим. Как и в случае исправного светофора, он будет указывать зеленым сигналом, кто должен двигаться, а кто подождать.
Все выглядит немного иначе, если нет «зебры», территория схождения не регламентирована, но нет символа, запрещающего переход проезжей части в этом месте. Пункт 13.1 ПДД гласит:
При повороте налево или направо водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по которой он поворачивает, а также велосипедистам, переходящим ее по велосипедной дорожке.
Но есть еще раздел 4.5 Регламента:
Кроме того, при переходе проезжей части за пределами пешеходного перехода пешеходы не должны мешать движению транспортных средств и удаляться из-за неподвижного транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость, не следя за тем, чтобы никакие транспортные средства не приближались.
То есть водителю снова приходится сдаваться. Но пешеход обязан дать ему поворот, если он уже начал маневр, а не выскакивать с тротуара на проезжую часть, чтобы доказать свое преимущество.