Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины расторжения церковного брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Свойство (ἀγχιστεία, affinitas) есть родственное отношение, которое возникает вследствие брака между двумя родами. Это свойство, как связь двух родов посредством одного брака, называется в канонических источниках ἀγχιστεία ἐκ διγενείας (двоюродное свойство), в отличие от свойства другого вида, которое возникает между тремя родами вследствие двух различных браков и называется ἀγχιστεία ἐκ τριγενείας (троюродное свойство).
Расторжение брака в Ветхом Завете
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.
Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.
Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).
Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.
Высокое учение Нового Завета о браке
Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25). Христианские семьи, в которых муж и жена стали, по слову Господа, «двое одна плоть», через причастие таинственно становятся телом, плотью Христовой. Поэтому свое учение о браке апостол Павел завершает словами о Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:24-32).
Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).
Святые отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния
Очень многие святые отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, блаж. Августин Иппонийский, блаж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, блаж. Феофилакт Болгарский [21].
Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].
Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем и Христа… Кроме вины прелюбодеяния, Бог не разлучает того, что Сам сочетал», а при нём происходит полное расторжение брака [23].
Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6: 32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].
Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл. Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].
Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].
«Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (Притч. 18: 23), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» [27].
Современник Златоуста епископ Амасийский Астерий: «Если кто выставит на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю — вместо противника мужу — добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной. Таковому первым дает разрешение Творец всего, как действительно оскорбленному и законно прогоняющему язву от своего дома и очага. Ведь брак заключается по двум причинам: ради любви (взаимной) и чадорождения, но ни одна из них не сохраняется с прелюбодеянием: поелику любви нет, если благорасположение склоняется к другому, а равно уничтожается и благо чадорождения, когда происходит смешение детей» [28].
Свт. Епифаний Кипрский: «Не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию или, вообще, по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным Словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; только чтобы кто не имел двух жен одновременно» [29].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Творец природы… воспрещает разрешать брак, но указал одну причину к расторжению, разрывающую союз в самом существе. Ибо говорит: всяк отпущай жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Мф. V, 32). Посему и в жене нужно переносить все неприятное, если, например, она болтлива, пьяница или бранлива; но раз она явно пренебрегает законами брака и ищет другого (союза), тогда повелевается расторгать супружество»[30].
По словам Евфимия Зигабена, Спаситель «повелел изгонять только одну блудную или прелюбодейную жену… потому что всякая другая вина допускает врачевание, а лишь эта неисцелима» [31].
Каторга и безвестное отсутствие
Причинами для развода сегодня считают безвестное отсутствие, длящееся не менее 3 лет, а также получение одним из супругов наказания, которое лишает его всех прав. Подобные причины действовали и раньше. Так в XV веке жена могла развестись, если узнавала, что муж до свадьбы скрыл «холопское состояние» или уже во время супружества без ведома жены «продал свободу». По законам того времени жена холопа автоматически становилась холопкой. Если такое происходило в результате незнания или обмана, Церковь разрешала женщине развод и восстановление статуса свободного человека.
С XV в. Церковь закрывала глаза на второй брак женщин, чьи мужья «безвестно отсутствовали». Как пишет в статье «Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX-XX вв.» О. Яненко, для развода по этой причине требовалось три условия. Первое – брак должен быть заключен официально. Второе – о нахождении мужа действительно никто ничего не знает. Третье – отсутствие длилось не менее 5 лет. Проситель проходил через многочисленные дознания, отвечал на бесконечные вопросы о родственниках, имуществе, возможных местах нахождения пропавшего. Полиция проводила расследование. В газете публиковалось объявление о безвестно отсутствующем. Если через год после публикации сообщения и розысков человек не находился, брак аннулировали.
В петровские времена появилась еще одна причина для расторжения брака – каторга. Ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому вторая половина ссыльного автоматически получала статус вдовца или вдовы. Воспользоваться этой причиной могли лишь те, кто добровольно не отправлялся за осужденным, и только при условии, что местом каторги была Сибирь.
«Отпадение от веры», деспотизм и двоеженство
Определением Поместного собора 1917-1918 гг. назван ряд других причин для развода. Сегодня настаивать на расторжении брака можно в случаях, когда супруг «отпал от православия», то есть перешел в другую веру. Это правило действует с петровских времен, когда дозволялось разводиться с супругом-нехристианином, а также в случаях признания мужа или жены душевнобольными. Сумасшествие и сегодня считается причиной для аннулирования брака, при условии, что неизлечимая болезнь делает невозможной жизнь в браке. Интересно, что «Устав Ярослава» запрещал развод с человеком, которого поразил «лихой недуг», который ослеп или страдает хронической болезнью.
Сегодня Церковь одобряет расторжение брака в случаях, когда супруг посягал на жизнь и здоровье жены или детей, был обвинен в нанесении им тяжких побоев, увечий и другого вреда. А вот в «Уставе Ярослава» побои не рассматривались как причина для развода. Избиение жены мужем вообще не упоминалось. А если жена била мужа, то она откупалась штрафом в 3 гривны.
Наиболее распространенной сегодня причиной развода сегодня является желание одного из супругов вступить в новый брак. Церковь в этом случае дает разрешение, чтобы не вынуждать человека к внебрачному сожительству и двоеженству. Еще во время Ярослава Мудрого находилось немало тех, кто вступал во второй брак, не расторгнув первый. Двоеженцев насильно возвращали в первую семью. Их вторые жены отправлялись в «церковный дом». Такая же участь ожидала женщин, уличенных в сожительстве со вторым мужем при живом первом.
Развод и повторное венчание, что для этого нужно
Хотя в церковном Уставе нет понятия, как разрыв освященных церковью уз, Священство с пониманием относится к тому, что в жизни встречаются разные ситуации. Священник проводит обряд нового венчания, постоянно напоминая, что метания между выбором супругом не приветствуется церковным Уставом.
Планируя второе венчание, те супруги, которые уже были у алтаря в первом или втором браке, обязаны подать заявление главе епархии и копию свидетельства о разводе.
Число современных православных разводов достигло таких размеров, что в епархии имеются стандартные бланки для подачи заявления о разводе, разрешении на второе венчание. При себе необходимо иметь паспорт для подтверждения личности.
Внимание! Положительный ответ епископа на поданное заявление является разрешением на церковный развод, развенчание, и повторный союз.
При этом нет никакой информации об оставленных детях, физическом и душевном состоянии второй половины. Вся ответственность перед Всевышним лежит только на людях.
Ни один священник не имеет полномочий совершить Таинство второго венчания без разрешения с епархии, а на это может уйти несколько недель. Данную информацию следует учесть, планируя дату венчания.
Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов.
При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью.
Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать.
Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу. Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет.
После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.
«Не сошлись характерами» — не аргумент
— Сколько раз можно развенчиваться?
— Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.
— А третий церковный брак возможен?
— Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).
— Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?
— Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того – добровольное мученичество.
Что будет после развенчания?
Мы разобрались, как развенчаться после развода. После проведения процедуры оба партнера могут снова решиться на этот ответственный шаг с другими людьми. Отметим, что если все же человек решается на обряд венчания повторно, то новоиспеченным супругам не возлагают венцы.
Благословение можно получить только в том случае, если человек не считается виновником прошлого разрыва. Если же человек, который повторно решился пройти венчание, считается виноватым, то он сможет пройти через него после полного покаяния в своих грехах. Поэтому перед тем, как решиться на развенчание, стоит подумать, нужно ли это партнерам.
В третий раз венчание разрешается только в том случае, если человек овдовел и у него есть маленькие дети.
Прежде чем развенчаться после развода, стоит осознать, что этот шаг является окончательным и бесповоротным разрывом всех связей с нынешним партнером. Поэтому если любовь, уважение и все самые светлые чувства угасли и их невозможно вернуть, то только в этом случае необходимо решаться на это.
Процедypa развенчания церковного брака
Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
Развенчание после расторжения брака
Семейные узы брака прекрасны, венчание носит под собой еще более глубокий смысл. При венчании неспроста присутствует священник, он связывает души людей не только земными узами, но и духовными.
Священник объясняет молодоженам, что после венчания они соединяют свои души не только друг с другом, но и с Господом Богом. От того обычным разводом через ЗАГС просто так не отделаться. Сложность характера, угасшие чувства не являются поводом для развода в церкви. Прежде чем венчаться в церкви, необходимо серьезно поразмышлять, насколько вы готовы к такому союзу.
К сожалению, бракоразводный процесс, как и развенчаться в церкви после разводы с бывшим мужем. Вопрос более чем актуальный. Расставания с любимыми людьми для многих уже обычное дело.
Причины расторжения церковного брака
Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей
Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил
В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком
Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.
Повторный церковный брак
Когда речь заходит о том, как происходит церковный развод, у многих обывателей сразу всплывает в памяти понятие «развенчание». Однако это понятие вовсе не означает развод, что говорит церковь. Развенчание — это повторное венчание в православной церкви после развода, благословенное архиереем. Таинство проходит так же как и в первый раз, без одной существенной детали — на головы молодым не возлагают венцы.
Людям, которые решились на развод после венчания в церкви, последствия грозят исключительно духовного плана. В православии допускается трехкратное венчание при условии, что верующему не исполнилось 50 лет. Вступление в церковный брак более трех раз православие не разрешает — это является тяжким грехом перед Богом. За такое прегрешение на верующего даже может быть наложена епитимья. История знает красноречивый пример, когда в 1575 году было наложена церковная кара на Ивана Грозного, позволившего себе четвертый брак.
Право просить о расторжении церковного брака в православии есть только у невиновной стороны пары. Если же виновный захочет получить благословение священника на создание новой семьи, ему придется здорово постараться. На виновника будут наложены наказания, самым тяжелым из которых называют отлучение от Причастия. Лишь по истечении определенного времени, при истинном раскаянии о содеянном, такой прихожанин может рассчитывать на благословение и прощение.
Для того чтобы создать новую семью перед Господом нужно знать, как правильно оформить церковный развод. Для этого нужно совершить следующие действия.
- Оформить прошение о расторжении церковного брака, составленного по образцу, на имя архиерея. Образец прошения можно найти в сети или попросить в храме.
- Предоставить документы в подтверждение факта официального развода, паспорта пары.
- Инициатор развода должен обязательно побеседовать с архиереем и объяснить причины, побудившие к распаду семьи.
Разговор будет долгим, и главным вопросом будет не то, можно ли расторгнуть церковный брак, а то, есть ли шанс сохранить семью. Иногда священнику удается достучаться до собеседника и дело заканчиваются тем, что просящий меняет свое решение. Это говорит о том, что прихожанин все еще испытывает чувства к своей второй половине и принял решение о расставании, находясь во власти эмоций.
Развенчание по правилам православной церкви
Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
Процесс развенчания — это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения.
Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.
Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде.
Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:
- Паспорт,
- Свидетельство о расторжении первого брака,
- Свидетельство о заключении брака церковного,
- Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.
Можно ли после развода развенчаться в церкви и как происходит обряд
Повторный брак в БиблииТрадиционные православные взгляды на расторжение брака и вступление в другой опираются на евангелистские заветы, наставляющие приверженцев Христианства к созданию единственной на всю жизнь семьи и безоговорочной верности в любви, но не отвергающие новых отношений в официальном брачном союзе.
Получить разрешение на развенчание после развода как мужу, так и жене будет сложно. Есть свои специфические особенности и подводные камни. Рассмотрим их.
В завершение супруги 3 раза обходят вокруг аналоя и получают благословение (с помощью икон) на брак.
- Что нужно для развенчания в православной церкви
- Как развенчаться с бывшей женой после развода
- Что нужно сделать чтобы развенчаться с мужем
Как действовать, чтобы развенчаться?
- Сначала официально оформляется брак путем обращения в ЗАГС. Чтобы правильно развенчать, нужно соблюдать определенную последовательность действий. Правила процедуры определяются Священным Синодом и закрепляются в уставе Русской Православной Церкви.
Алгоритм следующий:
- Посетите церковь, вступившую в этот супружеский союз через священный обряд, или любую близлежащую церковь, в т.ч находящуюся по месту жительства одного из супругов.
- Проведите предварительную беседу с местным священником (обычно настоятелем храма), изложив все обстоятельства развода. Разговор ведется с каждым супругом отдельно (по возможности).
- Подготовьте документы. Полный пакет состоит из обязательных документов (загранпаспортов молодоженов и свидетельств — о церковном браке, расторжении брака, вступлении в следующий брак) и дополнительных документов, подтверждающих обоснованность обращения и объективность причин (справки, письма, выписки , протоколы, судебные решения).
- Составить прошение на разгон в епархию (по рекомендации местного приходского священника). Форма написания свободная, должны быть указаны дата и место заключения брака, история заключения брака и действительная причина развода. Если женатый супруг вступил в повторный брак или только собирается вступить в повторный брак, то следует добавить просьбу о благословении второго брака и совершении обряда венчания с указанием сведений (ФИО) о новом супруге.
- Подайте прошение настоятелю, который напишет сопроводительное письмо на бланке храма на имя администратора епархии. Данный отчет содержит краткое описание текущей ситуации и личное мнение священника по результатам беседы с прихожанкой храма.
- Дождитесь благословения от правящего епископа.
- Назначьте дату новой свадьбы.
Ведь процесс развенчания всегда связан с желанием заключить новое церковное венчание, отдельно он не бывает. Для заключения брака с новым избранником не обязательно получать согласие бывшего супруга, мероприятие происходит в одностороннем порядке. Главная задача – получить разрешение, а для этого необходимо доказать, что вы не виновны в распаде семьи.
Повторное венчание после бракоразводного процесса
Двести лет назад союз двух людей означал брак перед Богом Брак признавался в мире только в том случае, если священник соединял супругов короной. О совместном проживании или регистрации союза в реестре речи быть не могло.
После свадебной церемонии молодые обвенчались навсегда и никакая сила не могла их разлучить. Так было раньше. Правила Церкви в наше время претерпели некоторые изменения.
Хотя Церковь продолжает проповедовать брак в Церкви на всю жизнь, разведенные мужчина или женщина могут вступить в повторный брак в Церкви. Для того, чтобы снова жениться, вы должны окончательно покончить с предыдущим браком.
Каким бы сложным ни казался бракоразводный процесс, он должен быть доведен до конца. При этом повторное таинство, как и первое, предполагает слияние двух любящих сердец и зарождение новой жизни.
Часто, извлекая урок из ошибок в предыдущем браке, супруги решаются на повторный брак в церкви только после того, как зарегистрировали брак в ЗАГСе и прожили вместе несколько лет. Возможно, такое решение правильное, так как максимально исключит риск распада этого союза.