- КОАП

Как подготовиться к проверке трудинспекции?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовиться к проверке трудинспекции?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если инспекторы нашли нарушения, они составят предписание об их устранении в определённый срок. Устраняйте нарушения вовремя, тогда у вас будет шанс обойтись без штрафа и получить только предупреждение.

Можно ли уйти от надзора

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года (за исключением отдельных случаев – например, проверки в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения и др.).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать.

Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

А также примерно 10% от общего количества составляют случаи, когда компании попадают в список плановой проверки, без законных на то оснований. Поэтому, даже если работодатель обнаружит себя в указанном плане – нужно проверить, а не прошло ли 3 года со дня:

  • последней плановой проверки;
  • регистрации юрлица;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности.

Какими бывают проверки

Прежде всего, приведем перечень основных нормативных актов, регулирующих вопрос проведения проверок инспекцией труда:

  1. ТК РФ (ст. 360);
  2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);
  3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (далее – Регламент);
  4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее – Методические рекомендации).

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Штрафы по итогам проведенной проверки

Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.

Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2017 года:

  • Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
  • Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
  • Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.
Читайте также:  Недействителен СНИЛС что делать

Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.

Совет 2: следует изучить права и обязанности работодателя при проведении инспекционных проверок

Иногда кадровики уклоняются от проведения проверок или препятствуют им, мотивируя это, например, отсутствием руководителя.

Или, напротив, выкладывают перед инспектором ГИТ все документы, даже те, которые не требуются в ходе проверки.

Такие специалисты не задумываются о последствиях, которые в этом случае грозят работодателю.

Итак, основные права работодателя при проведении проверки ГИТ (ст. 21–22 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 36, 38 Федерального закона № 248-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

  • получать информацию, которая относится к предмету проверки;

  • знакомиться с документами и информацией, полученными ГИТ;

  • представлять документы и информацию, запрашиваемые ГИТ;

  • подтверждать в акте проверки свое ознакомление с результатами проверки, согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями ГИТ;

  • обжаловать действия (бездействие) ГИТ в административном и (или) судебном порядке.

В то же время юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей (или уполномоченных лиц) для проведения проверки (ст. 25 Федерального закона № 294-ФЗ).

Работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, если:

  • необоснованно препятствуют проведению проверок;

  • уклоняются от проведения проверок;
  • не исполняют предписаний ГИТ в установленный срок.

Совет 5: уточнить вид и форму проверки и ознакомиться с особенностями ее проведения

В зависимости от вида и формы проверки следует разработать алгоритм поведения в каждом конкретном случае и своевременно подготовиться к ним.

Проверки ГИТ бывают:

  • плановыми (не чаще одного раза в три года, по утвержденным планам, уведомление — не позднее чем за 3 рабочих дня до начала);

  • внеплановыми (истечение срока исполнения работодателем выданного ГИТ предписания об устранении выявленного нарушения; обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав; приказ руководителя ГИТ; уведомление — не менее чем за 24 часа до начала) (ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Формы проверок ГИТ:

  • документарная (по месту нахождения ГИТ);
  • выездная (по месту нахождения работодателя) (ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 72 Федерального закона № 248-ФЗ, ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ, ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ).

Важно знать, что трудовой проверкой ГИТ может быть охвачен весь период деятельности работодателя. Такие мероприятия не ограничены каким-либо сроком, разве что сроками хранения документов и существования компании. Однако законодательством установлен срок давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Он составляет один год и исчисляется со дня совершения правонарушения. Если нарушение является длящимся, срок давности исчисляется со дня обнаружения его надзорным органом. Но это спорная ситуация. Суды не раз приходили к выводу, что нарушения требований трудового законодательства в большинстве случаев не носят длящийся характер. Поэтому срок давности привлечения работодателя к ответственности исчисляется со дня совершения им правонарушения (Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 3-АД18-7, Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 № 84-АД17-1, Решение Московского городского суда от 24.05.2018 по делу № 7-6942/2018).

Читайте также:  Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим неплательщика алиментов

Ещё один спорный момент связан с количеством нарушений. Суды приходили к выводу, что штрафовать должны однократно за всех работников, а не по отдельности за каждого, если одинаковое нарушение допущено в отношении нескольких работников (Постановление Верховного Суда РФ от 07.03.2018 № 20-АД18-3, Постановление Верховного Суда РФ от 09.08.2016 № 29-АД16-9, Решение Московского городского суда от 24.01.2018 по делу № 7-0329/2018).

Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.

Проверка не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что (пункт 27 регламента):

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
  • при организации и проведении проверки допущены грубые нарушения, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
  • проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов президента Российской Федерации или правительства Российской Федерации;
  • если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Какие бывают проверки по охране труда

Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки всех работодателей – организаций и физических лиц (ч. вторая ст. 360 ТК РФ). Основанием для проверки является План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он согласован с Прокуратурой города Москвы и размещен на ее официальном сайте.

Плановая проверка по охране труда может проводиться не чаще одного раза в три года. Она может быть как выездной, так и документарной. Но в любом случае о плановой проверке работодателя должны уведомить не позднее, чем за три дня до ее начала.

Неожиданностью для работодателя может стать внеплановая проверка по охране труда. Основанием для ее проведения являются:

  • Истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных ранее.
  • Обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, которые ставят под угрозу здоровье и жизнь сотрудников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки.

Внеплановые проверки ГИТ

Внеплановые проверки чаще всего проводятся по жалобам сотрудников. О такой проверке должны уведомить любым способом не позднее, чем за 24 часа до начала контрольных мероприятий.

Также уведомить должны и при повторной проверке – в случае, если не устранены нарушения по ранее выданному предписанию. Во всех других случаях внеплановая проверка станет неожиданностью для работодателя.

Плановая и внеплановая проверки могут быть документарными, то есть в инспекции, или выездными — у работодателя.

4 вида контрольных мероприятий ГИТ:

  • инспекционный визит,
  • рейдовый осмотр,
  • документарная проверка,
  • выездная проверка.

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).
Читайте также:  Бухучет в риэлторских компаниях в 2024 году

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Что проверят в 2021 Роструд и другие ведомства?

При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Как правило срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок для плановых проверок в течение года не должен превышать:

  • 15 часов – для микропредприятий;
  • 50 часов – для малых.

Продляют продолжительность проверки только в исключительных случаях. При этом срок, на который проверка может быть продлена не должен превышать 20 рабочих дней, для малых компаний – 50 часов, а для микро – 15 часов. Необходимость в увеличении срока проверки возникает если:

  • требуется проведение сложных и длительных исследований и/или испытаний;
  • требуется проведение расследования и/или экспертизы.

Для каждого структурного подразделения компании срок для проведения проверки устанавливают отдельно.

Возможно также приостановление проверки, например, если им требуется получить документы путем взаимодействия между госорганами. Срок, на который может быть приостановлена проверка не должен превышать 10 рабочих дней. Приостановить проверку можно только один раз, повторно останавливать ее нельзя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *