Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Современное обучение за границей типы и специфика учебных заведений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В иностранную начальную школу детей отдают, как правило, родители, которые нацелены на дальнейшее обучение за границей. Аттестат о начальном или среднем образовании, полученный в зарубежной школе, – это плюс для будущего поступления в ВУЗ. В иностранных школах дети – не пассивные слушатели, а участники учебы. Поэтому главное требование для зачисления в школу – это хорошие знания языка.
Начальное и среднее образование
Исключение составляют программы интеграции, рассчитанные на учащихся 6-8 классов, которые приезжают без языковой подготовки. В таких классах дети сначала усиленно изучают язык, а затем школьные дисциплины.
Последовательное обучение в США и Великобритании начинается в 13-14 лет. Ученик выбирает предметы, которые подходят ему больше всего, это личная программа. Перед окончанием школы подросток готовится к поступлению и осваивает еще несколько предметов.
Почему стоит учиться за границей
Обучение за рубежом имеет множество преимуществ, основными из которых являются:
- высококачественное образование и академический престиж вузов;
- разнообразие специализаций и образовательных программ;
- возможность получения языковой практики;
- шансы на участие в международной исследовательской и научной деятельности;
- получение современного образования с передовыми технологиями ведения учебного процесса;
- привлекательность для будущего работодателя и карьерные возможности;
- перспектива в дальнейшем пройти все этапы натурализации и переехать за границу для постоянного проживания.
Актуальная информация на 2023 год
Пандемия коронавируса и выход Соединённого Королевства из Евросоюза изменили отношение к международной мобильности и академическому туризму. По данным исследования Bruegel, проведённого в декабре 2022 — январе 2023 года, образование и международные школы — один из ключевых факторов, влияющих на решение людей о переезде, получении вида на жительство и смене гражданства.
При этом пандемия показала, что гибридные методы обучения и онлайн-решения в образовании шире, чем когда-либо прежде, и позволяют учиться и работать из любого места.
Эксперты отмечают, что лицо европейского образования меняется при неизменно высоком статусе и ценности международного обучения как такового. Учителя освоили новые методы и способы работы, учащиеся открыли в себе сильные стороны и получили невиданный практический опыт индивидуальной самореализации.
Одним из последствий сдвигов в международном образовании стало усиление языковой составляющей: школы и вузы уделяют внимание взаимодействию с местными сообществами, предлагая большие возможности для изучения местных языков: наряду с традиционным англоязычным образованием это позволит обеспечить студентам большую конкурентоспособность в условиях тех драматических изменений, что происходят сегодня в Европе и в меньшей степени — в других регионах.
Другие заметные тенденции, заслуживающие отдельного упоминания:
-
Деглобализация
Великобритания окончательно разорвала единое образовательное пространство с Евросоюзом, введя студенческие визы и отменив скидки за обучение для студентов из ЕС. Другим существенным ударом стал выход России из Болонского процесса: Москва взяла курс на создание автономной системы высшего образования, возвращение специалитета и отказ от курса на единое общеевропейское пространство высшего образования. Отчасти эта мера направлена на то, чтобы осложнить отъезд из страны образованной молодёжи.
-
Плата за обучение экспатов
World University Rank | US Rank | University | City | State |
2 | 1 | Stanford University | Stanford | California |
3 | 2 | Harvard University | Cambridge | Massachusetts |
4 | 3 | California Institute of Technology | Pasadena | California |
5 | 4 | Massachusetts Institute of Technology | Cambridge | Massachusetts |
7 | 5 | University of California, Berkeley | Berkeley | California |
8 | 6 | Yale University | New Haven | Connecticut |
9 | 7 | Princeton University | Princeton | New Jersey |
10 | 8 | University of Chicago | Chicago | Illinois |
12 | 9 | Johns Hopkins University | Baltimore | Maryland |
13 | 10 | University of Pennsylvania | Philadelphia | Pennsylvania |
15 | 11 | University of California, Los Angeles | Los Angeles | California |
17 | 12 | Columbia University | New York City | New York |
19 | 13 | Cornell University | Ithaca | New York |
=20 | 14 | Duke University | Durham | North Carolina |
22 | 15 | University of Michigan-Ann Arbor | Ann Arbor | Michigan |
24 | 16 | Northwestern University | Evanston | Illinois |
26 | 17 | New York University | New York City | New York |
28 | 18 | Carnegie Mellon University | Pittsburgh | Pennsylvania |
29 | 19 | University of Washington | Seattle | Washington |
33 | 20 | University of California, San Diego | San Diego | California |
38 | 21 | Georgia Institute of Technology | Atlanta | Georgia |
44 | 22 | University of Texas at Austin | Austin | Texas |
48 | 23 | University of Illinois at Urbana-Champaign | Champaign | Illinois |
49 | 24 | University of Wisconsin-Madison | Madison | Wisconsin |
50 | 25 | Washington University in St Louis | St. Louis | Missouri |
53 | 26 | University of Southern California | Los Angeles | California |
=54 | 27 | Boston University | Boston | Massachusetts |
=56 | 28 | University of North Carolina at Chapel Hill | Chapel Hill | North Carolina |
61 | 29 | Brown University | Providence | Rhode Island |
=64 | 30 | University of California, Davis | Davis | California |
68 | 31 | University of California, Santa Barbara | Santa Barbara | California |
=80 | 32 | Ohio State University (Main campus) | Columbus | Ohio |
=85 | =33 | Emory University | Atlanta | Georgia |
=85 | =33 | University of Minnesota | Minneapolis | Minnesota |
90 | 35 | University of Maryland, College Park | College Park | Maryland |
=94 | 36 | Purdue University West Lafayette | West Lafayette | Indiana |
=98 | 37 | University of California, Irvine | Irvine | California |
=101 | 38 | Dartmouth College | Hanover | New Hampshire |
105 | 39 | Michigan State University | East Lansing | Michigan |
=111 | 40 | Vanderbilt University | Nashville | Tennessee |
=114 | 41 | Penn State (Main campus) | State College | Pennsylvania |
117 | 42 | University of Virginia (Main campus) | Charlottesville | Virginia |
120 | 43 | Georgetown University | Washington D.C | |
=121 | 44 | Case Western Reserve University | Cleveland | Ohio |
=124 | 45 | University of Arizona | Tucson | Arizona |
=124 | =45 | Rice University | Houston | Texas |
=131 | 47 | University of Colorado Boulder | Boulder | Colorado |
=133 | 48 | University of Pittsburgh-Pittsburgh campus | Pittsburgh | Pennsylvania |
=140 | 49 | Indiana University | Bloomington | Indiana |
=147 | 50 | University of Rochester | Rochester (NY) | New York |
Сравнение систем высшего образования в разных странах мира
В других странах, например, в Великобритании и Европе, высшее образование делится на три основные категории: бакалавриат, аспирантура с преподаванием и аспирантура с исследованиями. Программы бакалавриата обычно занимают три года и предназначены для получения студентами широкого образования в определенной области. Программы преподавания в аспирантуре обычно более специализированные и занимают один год. Исследовательские программы аспирантуры, с другой стороны, предназначены для студентов, желающих проводить оригинальные исследования в определенной области, и обычно занимают от двух до трех лет.
Еще одним важным аспектом программ высшего образования в разных странах мира является тип присваиваемой степени. Например, в США студентам, окончившим программу бакалавриата, присваивается степень бакалавра, а студентам, окончившим программу магистратуры, присваивается степень магистра или доктора. В Великобритании и Европе студентам, окончившим программу бакалавриата, присваивается степень бакалавра, а студентам, окончившим программу последипломного обучения, присваивается степень магистра. Студентам, окончившим исследовательскую программу аспирантуры, присваивается докторская степень.
Как выбрать университет за рубежом
Перед тем как просматривать сайты конкретных институтов, стоит решить, что для вас важно. Определившись, что абитуриент хочет получить от вуза, выбрать универ за границей будет гораздо проще.
Обычно поступающие руководствуются следующими критериями:
- Престиж вуза (определяется репутацией, позицией в международных рейтингах, отзывами работодателей).
- Стоимость обучения (немаловажный фактор: некоторые рассматривают только университеты с грантовыми программами, другие готовы заплатить определённую сумму).
- Техническая оснащённость (студенту любой специальности понадобится доступ к библиотеке, компьютерному оборудованию и пр., поэтому стоит выбирать вуз с хорошей материальной базой).
- Условия проживания (наличие кампуса становится немаловажным фактором для тех, кто не готов снимать квартиру).
- Возможности иностранного студента (узнайте, насколько много в вузе учащихся из других государств, комфортно ли они себя чувствуют, как им приходится в этой стране и конкретном университете).
- Культура и менталитет (ищите информацию не только о конкретном вузе, но и о стране в целом: какие традиции там царят, какие правила поведения существуют).
- Условия получения визы (в некоторые государства даже учебную визу оформить непросто, другие дают возможность после окончания вуза легко получить рабочую визу).
Частные институты и колледжи
Частные институты и колледжи, как правило, наименее престижные и самые бюджетные учебные заведения. Исключение составляют некоторые престижные специализированные колледжи, в которых цена может быть сравнима с университетами, а диплом так же ценится, например, Media Design School в Окленде.
Частные учебные заведения предлагают программы в сфере бизнеса, менеджмента, маркетинга, информационных технологий, дизайна.
Кампусы у таких учебных заведений меньше, чем у государственных институтов, однако в этом тоже есть свои преимущества. Небольшое количество студентов в классе дает возможность преподавателям уделить время и внимание каждому студенту. Зачастую в маленьких институтах преподаватели знают всех своих учеников по имени и всегда готовы помочь, если студенту нужна дополнительная помощь.
Стоимость обучения в частных институтах и колледжах гораздо ниже, чем в университетах:
- В Австралии — A$ 9 000 — 15 000;
- В Новой Зеландии — NZ$ 10 000 — 20 000;
- В Канаде — CA$ 7 000 — 15 000;
- В Великобритании — £ 10 000 — £ 15 000;
- В Ирландии — € 10 000 — € 15 000.
Таблица соответствия систем среднего образования в разных странах
Таблица соответствия систем среднего образования в разных странах:
возраст |
Англия |
Ирландия |
Испания |
Италия |
США |
Франция |
Швейцария |
11-12 |
Year 7 |
Primary |
Primario 6 |
1 media |
6th |
juniors |
6 |
12-13 |
Year 8 |
1st |
ESO 1 |
2 media |
7th |
5 |
7 |
13-14 |
Year 9 |
2nd |
ESO 2 |
3 media |
8th |
4 |
8 |
14-15 |
Year 10 |
3d |
ESO 3 |
1 liceo |
9th |
3 |
9 |
15-16 |
Year 11 |
4th — Transition Year |
ESO 4 |
2 liceo |
10th |
2 |
1 college |
16-17 |
Year 12 — Six Form AS |
5th — Leaving Certificate |
Bachillerato 1 |
3 liceo |
11th |
1 |
2 college |
17-18 |
Year 13 — Six Form A2 |
6th — Leaving Certificate |
Bachillerato 2 |
4 liceo |
12th |
Terminale |
3 college |
Как поступить в зарубежный вуз
Вступительные требования зависят от выбранного университета и программы. В основной список входят:
- владение английским языком выше среднего — для подтверждения необходимо сдать международный экзамен (например, IELTS или TOEFL);
- высокий средний балл аттестата или диплома;
- внеклассная деятельность — активное участие в общественных проектах, спортивные достижения, успехи в организаторской работе помогут выделиться среди других кандидатов;
- портфолио — частое требование для творческих специальностей;
- мотивационное письмо — небольшое эссе, в котором кандидат описывает свои интересы, опыт, цели, жизненную позицию и достижения;
- интервью — чаще всего этот этап является решающим, так как позволяет приемной комиссии увидеть за студентом личность.
Образование за границей: там, за туманами…
Образование — это инвестиция в себя или своего ребенка. И, как в случае с любым долгосрочным финансовым вложением, конечный результат можно лишь спрогнозировать с некоторой долей погрешности и даже риска неудачи. В большей степени это касается учебы за границей, где год обучения, включая сопутствующие расходы на проживание, транспорт, питание и т.д., обходится несоизмеримо дороже, чем на Родине.
Застраховать себя от ошибок и получить реальный результат, максимально приближенный к первоначальным ожиданиям, можно. Прежде всего нужно проанализировать опыт тех, кто уже получил образовательные услуги в выбранном университете, и сравнить программы различных вузов с опорой на объективные рейтинги, оценивающие качество обучения по десяткам параметров.
Так, ежегодно формируются национальные и международные рейтинги, определяющие:
- лучшие страны по уровню образовательных услуг;
- самые притягательные для студентов города с продуманной инфраструктурой для учебы и внеучебной деятельности (так называемые Best Student Cities);
- передовые университеты, учеба в которых сулит хорошие перспективы в карьере или на старте собственного бизнеса.
Эти рейтинги полезны и поступающим, и учебным заведениям, желающим продемонстрировать будущим студентам свою компетентность, передовую научно-исследовательскую базу и другие факторы, влияющие на качество образования.
Например, по версии QS, авторитетного рейтингового агентства в сфере образовательных услуг, топ-10 стран по уровню подготовки специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом:
Место | Страна |
---|---|
1 | США |
2 | Великобритания |
3 | Германия |
4 | Австралия |
5 | Канада |
6 | Франция |
7 | Нидерланды |
8 | Китай |
9 | Южная Корея |
10 | Япония |
В последние годы в соответствии с курсом на реформирование образования американская высшая школа находит новые пути получения образования, постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Это, например, сочетание заочной, вечерней и очной форм обучения, которые в основном охватывают работающую молодежь, стремящуюся получить образование без отрыва или с частичным отрывом от производства. Так, большинство «нетрадиционных» студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе » неполного дня», но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень, они испытывают практическую потребность в приобретении и расширении какой-то определенной области знаний.
Типы образовательных учреждений
Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:
· университеты полного цикла (4 года);
· университеты ускоренного цикла (2 года);
· профессиональные колледжи;
· технические институты.
В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах o 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах o 2 года. Докторантура предполагает 5 пет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» -кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:
· студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;
· студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.
Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки.
Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.
Система высшего образования за рубежом меняет приоритеты. В тройку лидеров входит Китай. По количеству студентов (30 млн) он стал считаться студенческой страной. Китайские учебные заведения активно проникают в рейтинги лучших вузов мира. Это – плоды программы «флагманской сотни»: 100 передовых вузов Китая перешли на международные образовательные стандарты.
- По соглашению с 64 странами мира, диплом китайских университетов котируется наравне с документами собственных учебных заведений.
- Классическая схема «4 года бакалавриата + 2 года магистратуры» позволяет выпускать специалистов мирового уровня. Магистр может претендовать на докторскую степень после обучения в аспирантуре.
- Большая часть китайских вузов имеют двуязычные программы – на китайском и на английском языках.
Срок обучения в высших учебных заведениях зависит от специализации. Самый минимальный срок – 2-3 года для технических и сельскохозяйственных специальностей. В среднем 4-5 лет в академических университетах и технических институтах. Самый большой стаж обучения во всех странах – 7-8 лет – у будущих медиков.
Как подружиться с новыми людьми во время учебы за границей
Одна из самых полезных частей обучения за границей — это знакомство с новыми людьми со всего мира и установление новых дружеских отношений с ними. Вот несколько способов легко завести друзей за границей!
- Прийти на студенческую вечеринку. Это отличный способ подружиться. Отправляясь на это мероприятие, вы внезапно окажетесь в окружении множества студентов, столь же скучающих и растерянных, как и вы.
- Вступай в студенческий клуб. Присоединение к какой-либо студенческой организации, будь то очной спортивный клуб, женский клуб или кружок вязания, является отличным способом встретить людей с такими же интересами, как и вы.
- Получить соседа по комнате. Рассмотрите возможность приема соседа по комнате (или двух). Отправляйтесь вместе на вечеринку или приготовьте еду вместе.
- Запланируйте совместное дело. Может быть, вы знаете нескольких одноклассников или соседей, но еще не считаете их хорошими друзьями. Отправляйтесь на экскурсию, устройте поход бара или просто сделайте совместный обед. Не ждите, пока кто-нибудь другой предложит вам что-то сделать — станьте инициатором!