Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программное обеспечение в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Бюджетная классификация
Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:
– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.
Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Безвозмездное поступление НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений нефинансовых активов (НФА) в 2022 году:
-
по счетам 401.10 не потребовалось изменений;
-
по счету 304.04 начиная с версии 2.0.83 доработаны операции отражения внутриведомственных передач и поступлений материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), непроизводственных активов (НПА), объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать в бухгалтерских записях по поступлению НФА классификационные признаки счета (КПС) для казенных учреждений вида «классификация доходов бюджетов» (КДБ), для автономных и бюджетных учреждений — вида «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».
В БГУ 2 операции безвозмездного поступления нефинансовых активов оформляются следующими документами:
-
Поступления ОС (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.Х1-401.10); Централизованное снабжение (107.Х1-304.04.310);
-
Поступление ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Поступление ОС, НМА, НПА (имущества казны) с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное получение (401.10); Централизованное получение (304.04);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА (имущество казны) с типовыми операциями Поступление от других организаций (401.10); Внутриведомственное поступление (304.04);
-
Поступление МЗ (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.ХЗ-401.10); Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (107.ХЗ-304.04.340);
-
Поступление МЗ с типовыми операциями Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (304.04.340); Безвозмездное поступление прочее (401.10);
-
Поступление МЗ (имущество казны) с типовыми операциями Внутриведомственное поступление; Поступление от других организаций.
Новый МРОТ и прожиточный минимум
С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне составляет 16 242 рублей. Работодателям нужно пересмотреть зарплату сотрудников и доплатить до МРОТ тем, у кого ЗП ниже федерального минимума. Кроме того, этот показатель влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Региональный МРОТ может быть выше, чем федеральный, но не может быть ниже.
С 1 января 2023 года повысились суммы прожиточного минимума (Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ). В 2023 году он составляет:
- на душу населения — 14 375 рублей;
- для трудоспособного населения — 15 669 рублей;
- для пенсионеров — 12 363 рубля;
- для детей — 13 944 рубля.
Как изменились планы ФХД на 2024 год
Форма и порядок составления ПФХД зависит от типа учреждения:
- федеральные бюджетные и автономные учреждения составляют планы финансово-хозяйственной деятельности по нормам Приказа Минфина № 168н от 17.08.2020;
- государственные и муниципальные учреждения работают с планами ФХД из Приказа Минфина № 186н от 31.08.2018.
Приказ 168н для федеральных учреждений скорректировали (Приказ Минфина № 16н от 16.02.2023). Изменили форму ПФХД и бланки обоснований (расчетов) плановых показателей. В сам план ФХД добавили новые строки:
- 1616 (код 460) — доходы от выбытия биологических активов;
- 2645 (код 246) — закупка товаров, работ и услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем.
Добавили и обоснования плановых показателей по поступлениям от выбытия биологических активов.
Преимущества использования программы 1С
- Комплексный подход: Программа 1С позволяет автоматизировать различные сферы деятельности казенного учреждения, включая управление финансами, кадровым делопроизводством, закупками и т.д. Это снижает риск ошибок и повышает эффективность работы.
- Гибкость настройки: 1С предоставляет возможность настраивать программу под конкретные потребности казенного учреждения. Благодаря этому, она может быть адаптирована к специфическим требованиям и процессам работы.
- Удобный интерфейс: Программа 1С имеет интуитивно понятный и легко освояемый интерфейс, что упрощает процесс обучения сотрудников. Это позволяет быстро внедрить программу без серьезных потерь времени и накладных расходов.
- Аналитика и отчетность: 1С предоставляет широкие возможности по анализу данных и формированию отчетов. С помощью специальных инструментов можно получить полную информацию о состоянии казенного учреждения, его финансовых показателях, деятельности подразделений и т.д.
- Интеграция с другими системами: Программа 1С может быть интегрирована с другими программными продуктами, используемыми в казенном учреждении. Это позволяет создать единую информационную систему, упрощая процессы обмена данными и повышая эффективность работы.
Какие документы необходимы для получения финансирования?
Для получения финансирования на программу 1С в казенном учреждении в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление на получение финансирования, подписанное руководителем учреждения;
- Бизнес-план программы 1С, включающий детальное описание целей и задач программы, оценку стоимости внедрения и ожидаемые результаты;
- Смету расходов на реализацию программы 1С, включающую стоимость лицензий, оборудования, обучения персонала и прочих затрат;
- Копии документов, подтверждающих право учреждения на размещение программы 1С, такие как контракты аренды помещений или соглашения о сотрудничестве с поставщиками услуг;
- Справку о наличии свободных финансовых средств у учреждения или подтверждающий документ об обязательстве государства или другого финансового источника по предоставлению средств на реализацию программы;
- Документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы специалистов, которые будут заниматься внедрением и поддержкой программы 1С;
Учет обновления программного обеспечения
Если предприятие приобретает программное обеспечение для собственного использования (например, программу 1С:Предприятие или 1С:Зарплата и Управление Персоналом), то исключительные права на этот софт у предприятия не возникают.
В данном случае в учете предприятия не возникает нематериальный актив (НМА), потому что нет передачи исключительных прав на программное обеспечение (согласно ПБУ 14/2007 и п. 3 ст.257 НК РФ).
При покупке 1С у предприятия возникает только лишь право воспользоваться результатами интеллектуальной собственности, причем это право не исключительное. Поэтому в случае приобретения неисключительных (то есть временных) прав на программу, расходы на приобретение права использования программы должны учитываться постепенно в течение срока применения этого софта с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов». То есть сначала на счет 97, а потом отнесением на счета затрат.
Период использования программы обычно указан в документах на передачу неисключительных прав (акт или накладная), но если этот срок не указан, то следует принимать его равным 2 годам (официальным письмом от фирмы 1С рекомендован срок применения их софта два года).
Вложения в нефинансовые активы
Согласно п. 30 Инструкции № 162н в новой редакцииучет вложений в нефинансовые активы ведется на счетах аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», предусмотренных приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).
В части применения этого счета скорректированы следующие проводки:
Дебет | Кредит | Изменения | |
Учет операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов при их безвозмездном получении* | 0 106 00 000 | 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340, 0 401 10 190 | Уточнено, какие суммы учитываются,
по счету 401 10 следует применять статью 190 КОСГУ вместо подстатей 151 – 153, 189 |
Формирование фактической стоимости по материальным запасам при их безвозмездном получении при централизованном снабжении (централизованных поставках), включая затраты по нескольким договорам, распоряжениям, извещениям | 0 106 34 340 | 0 304 04 340, 0 401 10 190 | По счету 401 10 применяется статья 190 КОСГУ вместо подстатей 151, 189 |
Передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов | 0 304 04 310 (0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340) | 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280 | По счету 401 20 применяются статьи 240, 250, 280 КОСГУ вместо подстатей 241, 242, 251, 252 |
* Учет произведенных сумм капитальных вложений, в том числе в целях формирования сумм фактически произведенных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов (формирования стоимости объектов нефинансовых активов).
Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила
У учреждений есть возможность отражать часть затрат в составе расходов будущих периодов.
Однако бухгалтерский учет расходов будущих периодов ведется по особым правилам. Порядок учета расходов будущих периодов напоминают эксперты журнала «Учет в учреждениях». Часть затрат бюджетным учреждениям разрешается принимать к учету не единовременно, а в течение нескольких отчетных периодов с помощью счета 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
В частности, в случае когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, на этом счете учитываются затраты, связанные:
- с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) работников учреждения;
- с иными аналогичными расходами.
- с освоением новых производств, установок и агрегатов;
- с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
- с рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
- с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
- с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
Расходы будущих периодов показывают в учете в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям. Правила отражения подобных операции на счетах закреплены для бюджетных учреждений в пункте 160 , для казенных учреждений – в пункте 124 . Причем порядок учета таких расходов по кодам КОСГУ не прописан.
Поэтому во избежание нареканий со стороны проверяющих органов это следует учесть при составлении учетной политики. Методические рекомендации и программу-составитель учетной политики вы найдете в сервисе .
В рамках формирования учетной политики учреждение также вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности
В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .
Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:
Счет учета | Шаблон КПС |
101, 102,103,104, 105, 108
Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000 |
ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б |
111.40, 111.60 | ХХХХ 0000000000 000. |
201.00 | ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000 |
201.35 | ХХХХ 0000000000 000 |
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 | 0000 0000000000 000 |
209.81 | ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000 |
304.01 | 0000 0000000000 000 |
401.30 | 0000 0000000000 000 |
401.60 и корреспондирующий 401.20 | ХХХХ 0000000000 ХХХ |
В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Учет Права Пользования Программным Обеспечением В Бюджетном Учреждении В 2021
Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.
Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н.
Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности.
Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.
Как списать программу с забалансового счета
Все о забалансовых счетах журнал главбух: самые актуальные рекомендации, списаны расходы. Проводки примеры различных проводок на сайте консультантплюс! Нужен бланк счёта? Моё дело — удобный сервис для создания счёта на оплату одним кликом! Как списать с забалансового счета. Как перевести деньги с карты на карту сбербанка через интернет; как узнать задолженность. Как списать старую мебель? Как списать старую мебель? Общая система налогообложения (осно), как списать подотчетные суммы.
Бухгалтерская справочная система. Бухгалтерская справочная система для коммерческих предприятий, фирм, организаций. Как правильно списать. 2013законодательство — законы и кодексы российской федерации. Полные тексты документов. Учет на забалансовых счетах — 30. 2013правила ведения учета на забалансовых счетах регламентированы разд. Vii инструкции — учреждением (органом. Законодательство — законы и кодексы российской федерации. Полные тексты документов.
Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2021 в бюджете
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.
Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете
Покупка программного продукта по лицензионному соглашению дает приобретателю неисключительные права, подтверждаемые лицензией. В такой ситуации программа не может быть отнесена в состав НМА, поскольку собственностью фирмы не является. Учет затрат по ее приобретению будет осуществляться в расходах будущих периодов (РБП) на счете 97.
В налоговом учете такие затраты на ПО списывают ежемесячно равными долями в течение всего времени использования, т.е. периода действия лицензии. Если СПИ не означен в договоре, п. 4 ст. 1235 ГК РФ считает его заключенным на 5 лет, т. е. затраты компания распределяет исходя из этого периода, устанавливая его самостоятельно. В бухучете списывать затраты по приобретению неисключительных прав на ПО можно, как и в налоговом — равными долями или одномоментно. Обычно компании практикуют ведение БУ и НУ, равномерно распределяя расходы на весь период действия лицензии.