Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается двойная сплошная от одной сплошной полосы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы разобраться, нужно понять, в каких случаях на дорожное полотно наносят одну сплошную линию, а в каких – две. Оба типа линий регламентированы Приложением 2 к ПДД. Первый вариант разметки значится под номером 1.1, а второй – под номером 1.3.
Лишение прав за двойную сплошную
Самое серьезное наказание предусмотрено за пересечение двойной сплошной, в результате которого автомобиль оказался на встречной полосе, но при этом автомобиль не выполняет объезд. Части 4 и 5 статьи 12.16 КоАП:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
За первое нарушение можно получить штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. За повторное — лишение прав на 1 год или штраф 5 000 рублей.
Такое наказание может быть наложено, например, за обгон через двойную сплошную или за объезд пробки, не являющейся препятствием, по встречной.
Отличия двойной сплошной линии от одной сплошной линии которые обязан знать каждый!
«Водитель если вы наткнулись на данную статью и не знаете отличия двойной сплошной от одной, вам должно быть стыдно»
Дорожная разметка «1.1» (сплошная) наносится в том случае, если дорога содержит две полосы для движения, а разметка «1.3» (двойная сплошная) — в случае, когда имеются четыре и более полос, то есть не менее двух полос для движения в попутном направлении. В этом заключается их главное различие.
Согласно Правилам дорожного движения, оба вида разметки водителю запрещается пересекать. В случае пересечения разметки «1.1» или «1.3» при совершении обгона водителю грозит административное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ).
Но а если водитель совершает поворот налево или разворот с пересечением указанных разметок, то на него налагается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (часть 2 статьи 12.16 КоАП РФ).
Горизонтальная разметка – линии
Горизонтальная разметка подразделяется на постоянную и временную. Временная разметка обозначена оранжевым цветом. Временная разметка отменяет указания постоянной дорожной разметки. Это актуально, например, во время дорожных работ.
В том случае, если значение дорожных знаков противоречит требованиям дорожной разметки или последняя плохо видна на проезжей части, водителю необходимо руководствоваться указаниями дорожных знаков.
Постоянная горизонтальная разметка может быть выполнена как в виде линий, так и других обозначений, например, стрелок, надписей или рисунков. Основная часть линий постоянной разметки имеет белый цвет. Иногда могут встречаться желтые линии постоянной разметки, которые не следует путать с временными линиями оранжевого цвета. Желтых линий всего три.
Сплошная линия 1.4. используется со знаком «Остановка запрещена». Она указывает протяжение действия запрета. Линия наносится по краю проезжей части или по верху бордюрного камня. Прерывистая линия 1.10. применяется со знаками 3.28.-3.30., запрещающими стоянку. Она указывает на места, где запрещена стоянка. Линия 1.17. информирует о границах посадочной площадки на остановках общественного транспорта или в местах стоянки такси.
Что касается линий разметки белого цвета, то существует правило, согласно которому сплошные линии пересекать нельзя, прерывистые можно при наличии уважительной причины – перестроение, поворот, разворот и т.д.
Сплошная линия 1.1. и прерывистая 1.5. встречаются на дороге чаще всего. Они разделяют двухполосные дороги, имеющие по одной полосе для движения «туда» и «обратно», пополам, а также создают границу между попутными полосами движения на широких дорогах. Линия 1.1. может очерчивать по контуру участки проезжей части, въезд на которые запрещен, и обозначать границы парковочных мест на автомобильных стоянках.
Широкая сплошная линия 1.2.1. используется для обозначения краев проезжей части с левой и правой стороны. Ее основное назначение – отделение проезжей части от разделительной полосы или обочины. Пересекать такую линию можно для заезда на обочину и выезда с нее в тех зонах, где остановка не запрещена. В ситуации, когда линия 1.2.1. обозначает границу проезжей части и разделительной полосы, ее пересечение запрещено по той причине, что разделительная полоса не предназначена для движения и остановки ТС.
Линия 1.3. – двойная сплошная. Она используется на дорогах с четырьмя полосами и более и отделяет водительскую сторону дороги от встречной. Пересекать такую линию категорически запрещено. Такое правонарушение карается штрафом в 1000-1500 рублей или лишением прав на 1 год (ст. 12.15.3.-12.15.5 и 12.16.2 КоАП РФ). Помимо этого, выезд на встречную полосу может стать причиной серьезного ДТП.
Линия 1.6. имеет частые и длинные штрихи. Ее называют «линией приближения». Такая разметка сообщает о том, что прерывистая линия скоро станет сплошной. При необходимости перестроения его нужно совершать немедленно, так как пересекать приближающуюся сплошную линию нельзя.
Линия 1.11. получила название «барьерной». Пересекать ее можно со стороны прерывистой линии и нельзя – со стороны сплошной, за исключением случаев обгона или объезда, иначе завершение маневра было бы невозможно.
Прерывистая линия 1.7. с короткими и частными штрихами обозначает продолжение полос движения в пределах перекрестков и парковок. Линия 1.8. – широкая прерывистая – служит для отделения полос разгона и торможения от остальных полос проезжей части. Прерывистая линия 1.2.2. призвана обозначать край проезжей части на узких двухполосных дорогах с боковым ограждением. Линии 1.15. – прерывистые. Они наносятся поперек проезжей части в местах пересечения с велосипедной дорожкой.
Двойная прерывистая линия 1.9. выделяет полосы, на которых может быть организовано реверсивное движение. Всего существует два способа организации реверсивного движения. Их применение зависит от общего количества полос на проезжей части (четного или нечетного). Так, одна реверсивная полоса может быть выделена разметкой с обеих сторон или две реверсивных полосы могут примыкать к линии 1.9. с разных сторон.
Как правильно проехать диагональную разметку?
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
Примечание. Новый пункт 13.2 с точки зрения русского языка составлен некорректно, однако он был официально опубликован именно в таком виде.
В пункт 13.2 также внесены дополнения, относящиеся к новой разметке. Теперь требование распространяется на 3 ситуации:
- выезд на перекресток;
- выезд на пересечение проезжих частей;
- выезд на участок перекрестка, обозначенный разметкой-вафельницей.
При этом выезжать запрещается лишь в том случае, если водитель не сможет проехать перекресток или разметку без остановки. Так что если дорога за перекрестком свободна, нужно просто проехать через разметку.
Кроме того, существуют несколько исключений при поворотах налево или направо:
- Остановка при повороте, чтобы уступить дорогу пешеходам или велосипедистам (пункт 13.1 ПДД);
- Остановка при повороте налево, чтобы уступить дорогу встречным транспортным средствам (пункты 13.4 и 13.12 ПДД).
- Остановка при повороте под зеленую стрелку светофора в дополнительной секции, включенную одновременно с желтым или красным основным сигналом, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (пункт 13.5 ПДД);
- Остановка при повороте на неравнозначном перекрестке с второстепенной дороги, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге (пункт 13.9 ПДД);
- Остановка при повороте на неравнозначном перекрестке, где главная дорогая меняет направление, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге справа (пункт 13.10 ПДД);
- Остановка при повороте на перекрестке равнозначных дорог, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11 ПДД);
Когда применяется одинарная разметка
Одной из вариаций разметки на дорогах является одинарная разметка, или одинарная сплошная линия, или разметка 1.1.
Одинарная разметка помещается не на краю проезжей части, а исключительно внутри нее.
Разметка 1.1. используется в четырех вариантах:
Одинарной сплошной линией разделяют двухполосные и трехполосные дороги для разделения автомобильных потоков в разных направлениях.
На трехполосной дороге такая разметка также запрещает выезжать на полосу встречного движения и указывает на то, что передвигаться следует только по своей полосе движения.
Помимо этого одинарную разметку рисуют на опасных участках дороги:
- резкие повороты, когда ограничена видимость;
- приближение к перекресткам, переездам железных дорог, пешеходным переходам или велосипедным дорожкам;
- с полосой для маршрутных автомобилей или такси, когда запрещен выезд на нее.
Тоже довольно распространенный случай применения одинарной сплошной, когда она наносится дороге с большим количеством полос, чтобы обозначить полосу движения в едином направлении. При этом транспортным средствам запрещено перестраиваться из одной полосы в другую, когда это небезопасно.
Также необходимость в разметке 1.1 возникает при указании на опасные участки дороги.
Наказание за пересечение двойной сплошной полосы в 2022 году
Давайте немного разберемся с тем, что такое двойная сплошная. Согласно пункту 1.3 главы «Горизонтальная дорожная разметка», это полоса, разделяющая противоположное движение, которое имеет от четырех и более полос движения.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами – при ширине полос более 3,75 м.
Пункт 1.3 ПДД
ГОСТ Р 51256-2018 устанавливает цвет, размеры, толщину и остальные характеристики для дорожной разметки.
Зачастую сотрудники ГИБДД, поймав вас на пересечении двойной сплошной линии, играют на вашей же неосведомленности и составляют протокол на лишение прав. Это делается, как правило, для собственной выгоды. Однако не всегда при данном виде нарушения итогом становится лишение водительского удостоверения, иногда можно обойтись лишь штрафом. Предлагаю рассмотреть все варианты ошибок водителей и правильный исход событий.
Горизонтальная разметка – линии
Горизонтальная разметка подразделяется на постоянную и временную. Временная разметка обозначена оранжевым цветом. Временная разметка отменяет указания постоянной дорожной разметки. Это актуально, например, во время дорожных работ.
В том случае, если значение дорожных знаков противоречит требованиям дорожной разметки или последняя плохо видна на проезжей части, водителю необходимо руководствоваться указаниями дорожных знаков.
Постоянная горизонтальная разметка может быть выполнена как в виде линий, так и других обозначений, например, стрелок, надписей или рисунков. Основная часть линий постоянной разметки имеет белый цвет. Иногда могут встречаться желтые линии постоянной разметки, которые не следует путать с временными линиями оранжевого цвета. Желтых линий всего три.
Сплошная линия 1.4. используется со знаком «Остановка запрещена». Она указывает протяжение действия запрета. Линия наносится по краю проезжей части или по верху бордюрного камня. Прерывистая линия 1.10. применяется со знаками 3.28.-3.30., запрещающими стоянку. Она указывает на места, где запрещена стоянка. Линия 1.17. информирует о границах посадочной площадки на остановках общественного транспорта или в местах стоянки такси.
Отягощающие обстоятельства
Если присутствуют отягчающие обстоятельства, это может усугубить ответственность. Вероятность избежать лишения прав за сплошную и отделаться штрафом снижается. Возрастает риск получить запрет на вождение на 6 месяцев. В роли отягчающих обстоятельств выступают:
- наличие непогашенных штрафов за допущенные ранее нарушения;
- произошло групповое пересечение сплошной линии;
- гражданин неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД;
- лицо нарушило правила во время стихийного бедствия, чрезвычайных событий и ДТП;
- водитель совершил проступок после лишения водительского удостоверения.
К сведению Присутствие отягчающих обстоятельств рассматривается в каждой ситуации отдельно. Суд действует в соответствии с нормами части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Если было допущено сразу несколько нарушений, назначение наказания происходит отдельно. Если выполняется лишение водительских прав несколько раз, сроки суммируются. Аналогичная ситуация происходит и со штрафами ГИБДД. Подобное допускает статья 4.4 и часть 3 статьи 32.7 КоАП РФ.
В каких ситуациях можно избежать наказания при пересечении сплошной
В некоторых случаях даже неправомерные действия водителя, совершенные при определенных обстоятельствах, не будут считаться наказуемыми. Давайте разберемся, когда можно пересекать сплошную.
Это возможно в таких случаях:
- Крайняя необходимость — водитель действовал в условиях риска и не мог действовать иначе. Действия в крайней необходимости признаются целесообразными только в случае, если предотвращенный ущерб был бы больше фактического. Например, перед водителем на дорогу выскочил ребенок или случилось ДТП. Если вы попали в такую ситуацию и дело дошло до суда, сошлитесь на ст. 2.7 КоАП РФ, которая исключает вашу вину.
- Плохое состояние разметки/ее отсутствие в положенном месте — в данном случае потребуются доказательства того, что вы не могли знать о том, что нарушаете правила. Сфотографируйте место события, а еще лучше предоставьте в суд материалы с видеорегистратора с привязкой ТС и автомобиля сотрудников ГИБДД.
- Разметка нанесена неверно — линии разметки на дороге наносятся в строгом соответствии с ГОСТом. Сплошная линия разметки начинается после участка с дорожной разметкой 1.6, которая сигнализирует о приближении к разметке 1.1 или 1.11. Ее протяженность должна составлять в черте города 50 м., на загородных трассах — 100 м. Отличие предупреждающей разметки от обычной прерывистой заключается в более коротких промежутках и более длинных штрихах.
Наличие желтой сплошной возле бордюров говорит о том, что транспортным средствам не разрешается останавливаться на данном участке дороги. Она наносится на расстоянии 10-20 см от края дороги и часто дублируется дорожными знаками о запрете остановок. Стоянки и остановки при этом разрешаются в местах, где эта разметка прерывается. Но тут обязательно должно соблюдаться условие, что эти действия не помешают проезду других автомобилей и движению пешеходов.
Нанесение желтой разметки в центре полос дорожного движения объясняется ведением на таких участках ремонтной работы. При наличии линий белого и желтого цвета приоритет остается за желтыми линиями.
Обязательно нужно помнить, что действуют иные правила в отношении зигзагов, нанесенных на дорожное покрытие желтым цветом. Такие линии не являются знаками запрета маневрирования. Напротив, их наличие свидетельствует о возможности остановок здесь маршрутных такси и общественного транспорта. Длина данных прямых определяется числом средств передвижения, которые теоретически способны присутствовать на означенном отрезке пути в один и тот же момент времени.
Помимо одинарных, в уличной разметке встречаются двойные полосы. Их наносят на участках, где количество полос движения больше четырёх. К ним относятся городские проспекты, имеющие много свободного пространства для перестроечных манёвров, и трассы федерального значения без разделительных барьеров.
Пересечение двух непрерывных линий является грубым нарушением ПДД и трактуется как выезд на встречную полосу. За это к водителю будет применено административное наказание в виде штрафа.
Наезд на двойную разметку обойдётся в 1500 рублей, за обгон придётся заплатить 5 тысяч рублей. Водителя, пересёкшего две сплошные линии с целью обгона, могут не оштрафовать, а лишить прав на период от 4 месяцев до полугода. Исключение составляют ситуации, в которых выезд на встречную полосу был необходим для предотвращения опасности. Разворот автомобиля через такую разметку возможен лишь при наличии знаков «Место для разворота» (6.3.1) и «Зона для разворота» (6.3.2).
Двойная сплошная и разделительная полоса – это одно и то же?
Помимо вышеописанной информации, есть много других моментов, в которых следует разобраться. Например, многих водителей также интересует вопрос: две сплошные линии разметки и разделительная линия – это одно и то же или разные вещи? Вопрос весьма интересный.
Двойная сплошная линия разметки – это вариант дорожной разметки (1.3). Она разводит встречные потоки автомобилей, ее, так же как и «одинарную», нельзя пересекать, да и в целом она выполняет такую же функцию, как и «сплошная». Отличие межу ними только в одном – «двойная сплошная» наносится на проезжей части с четырьмя и более полосами движения. Получается, что если на проезжей части только две полосы, то можно наносить «одинарную», а если две полосы в одну сторону и две в другую, то нужно наносить «двойную».
А вот разделительная полоса делит дорогу на две проезжие части. Поэтому эти термины не одно и то же. Здесь есть кардинальная разница. Разметка 1.3 служит для отделения друг от друга встречных потоков в рамках одной проезжей части, а разделительная линия делит дорогу на разные проезжие части.
Таблица наказаний за пересечение двойной сплошной разметки
Статья КоАП РФ |
Пересечение двойной сплошной |
Наказание |
12.16 ч.1 |
без перечисленных ниже действий |
предупреждение или 500 рублей |
12.16 ч.2 |
при повороте налево или развороте |
1 000 — 1 500 рублей |
12.15 ч.3 |
с выездом на встречную при объезде препятствия |
1 000 — 1 500 рублей |
12.15 ч.4 |
с выездом на встречную в иных случаях |
5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев |
12.15 ч.5 |
повторный выезд на встречную в иных случаях |
лишение прав на 1 год (5 000 рублей при фиксации нарушения камерами) |
Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной
Пересечение двойной сплошной разметки может стать спорным, когда существует оправдание для этого маневра, но правила всё равно нарушаются. В таких случаях повестка в суд может быть выписана, но водитель может попытаться в суде получить штраф вместо лишения. Чтобы не тратить время и усилия напрасно, необходимо понимать, в каких ситуациях у водителя есть шансы доказать свою правоту.
Чаще всего споры возникают, когда разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Водитель может не заметить, что он нарушает правила при пересечении или развороте, особенно если он незнаком с дорогой. В таких случаях можно подтвердить свою правоту не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Если разметка не соответствует стандарту ГОСТ Р 51256-2011, наказание может быть полностью отменено.
Следует напомнить, что двойная сплошная разметка всегда разделяет две полосы движения, и важнейшим фактором в том, чтобы не пересекать эту линию, является не страх перед штрафами от ГИБДД, а опасность возникновения серьезного ДТП с встречным автомобилем. В конечном счете, самым важным является осторожность на дороге.
Можно ли обжаловать постановление?
Если вы считаете, что штраф за сплошную был выписан необоснованно, вы можете обжаловать постановление в течение 10 дней. Для этого можно обратиться с заявлением на имя начальника подразделения ГИБДД, сотрудник которого оформил постановление.
Обжаловать штраф за пересечение сплошной линии имеет смысл в следующих случаях:
- Пересечение сплошной линии было зафиксировано автоматической камерой, и штраф был выписан автовладельцу, хотя за рулем был другой человек;
- Выезд на «встречку» был неизбежен из-за препятствия на проезжей части, т.е. нарушение было совершено в условиях крайней необходимости (например, перевернулся грузовик, и груз рассыпался по проезжей части);
- Дорожная разметка была не видна под слоем воды, снега или грязи.
Что считается пересечением сплошной
Водитель обязан удерживать автомобиль в пределах своей полосы, и наезд на сплошную линию разметки, согласно ПДД, строго запрещен. Поэтому в ГИБДД любые наезды на сплошную расценивают как пересечение. Однако на дорожную ситуацию могут повлиять погодные условия, состояние асфальта и опасные маневры других водителей.
Иногда в снег и дождь часть разметки не видна, водители могут срезать повороты и даже не знать, что нарушают. Плохая погода или неадекватное поведение другого водителя, который вынудил вас срезать, могут стать причиной оправдания перед инспектором. Также причиной заезда на разметку могут стать дорожные работы или большие ямы.
Но чаще всего до лишения прав доходят ситуации, когда никаких оправданий быть не может. Выводы инспектора однозначны и спасти автомобилиста от штрафа могут только записи с собственного видеорегистратора или других дорожных камер, либо отсутствие видео доказательств у самого сотрудника ГИБДД.