- Банкротство

Можно ли объехать автобус на остановке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли объехать автобус на остановке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Один из тех, кому не повезло, попал на штраф и решил обжаловать решение суда. Изложил свои соображения и обратился в вышестоящую инстанцию. Это реальный случай, он совсем недавно произошёл в подмосковном городе Королёве.

Обгон или объезд стоящего на остановке автобуса

Необходимо заранее разобраться с термином «обгон». В законодательстве, ПДД дается достаточно четкое и точное определение тому, что представляет собой обгон.

Данный маневр представляет собой выезд на встречную полосу дорожного движения путем перестроения и возврат на таковую.Опережение же — это движение со скоростью, превышающей скорость движения едущего рядом автомобиля.

Не менее важно понимать значение термина «объезд препятствия». Подразумевается маневр, связанный с выездом с занимаемой полосы на встречную и последующее перестроение. Обязательно наличие препятствие в таком случае.

Часто отсутствует карман на остановке для автобуса. По этой причине необходимо осуществлять объезд такового. И при отсутствии прерывистой линии разметки это будет являться серьезным нарушением.

Стоит помнить, что за объезд с нарушением не предполагается лишение водительского удостоверения. В то же время обгон через сплошную линию — 100% лишение водительских прав.

Именно поэтому работники ГИБДД обычно стараются подвести объезд под обгон. Причем делают это преднамеренно, нередко с целью вымогания денежных средств.

Потому важно заранее ознакомиться с нормативной документацией, ПДД и КоАП РФ. Водительское удостоверение? Это позволит самостоятельно осуществить защиту собственных прав. Не допустить самых разных других проблем.

Объезд препятствий с выездом на встречку — незаконное лишение и иногда штраф

Одна из самых спорных дорожных ситуаций — объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен права управления автомобиля. Но законно ли это и как нас обманывают гаишники?

Итак, Вы передвигаетесь на своем автомобиле и неожиданно впереди Вы замечаете препятствие, в виде неправильно припаркованного автомобиля, машины на аварийке, ямы на дороге или любое другое препятствие, которое объехать без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки просто невозможно.

Случай первый — дорога с одной полосой движения в каждую сторону с отсутствием обочины.

Ситуация для водителей практически безвыходная. И этим пользуются инспекторы ДПС. Выезд на встречку объезжая препятствие в большинстве случаев классифицируется по статье 12.15.4 КоАП с последующим лишением прав на 4-6 мес. Ведь судья почти всегда доверяет больше инспектору: «Оснований не доверять инспектору нет» — каждый, кто был в суда наверняка слышал такую фразу судьи.

Сам же инспектор заявляет что

  • препятствия не было вовсе и вы намеренно выехали на встречную
  • после объезда препятствия водитель вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречной поллосе еще, хоть 10 см. хоть 1 метр — неважно

Те малочисленные водители, которые сумают подтвердить, что препятствие действительно было, а объезд был совершен корректно, получит штраф в размере 1000-1500 руб. по статье 12.15.3 КоАП.

С целью избежания последствий опасного маневра по встречке инспекторы ГИБДД утверждают, что необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора – регулировщика, который разрешит объезд. Представьте картинку, решили Вы на своем любимом автомобиле поехать в гости, на дороге вам попадается сломанный автомобиль, который даже не может вставть на обочине т.к. ее нет и кто из Вас, уважаемые водители, будет вызывать инспетора и ждать час — два — десять пока приедет инспетор? А приедет ли он вообще? Смешная ситуация непрвда ли.

А теперь попробуем разобраться, насколько законны действия инспекторов. Согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Примичательно, что в ПДД ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса – единственная. Да и о правилах объезда такого препятствия ничего не сказано. А что об этом написано в КоАП? Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия – наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Но подходит ли объезд припятствий на дороге с выездам на встречную под эту статью? Ответ — подходит, но лишь частично!

Итак, Вы передвигаетесь на автомобиле, перед Вами возникается припятствие, объезжать такое припятствие полагается справа:

  • Вы объехали препятствие справа — ничего не нарушили
  • Вы объехали препятствие слева, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, причем справа объехать препятствие было невозможно — Вам по закону абсоютно ничего не грозит.
  • Вы объехали припятсиве слева с выездом на полосу встречного движения, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, но при этом имели возможность объехать препятствие справа, но по тем или иным причинам не сделали этого — штраф 1000-1500 руб.(ст.12.15 ч.3)
Читайте также:  Нотариальная сделка: как и в каких случаях проводится

В законе четко сказано, что за данное правонарушение, если Вы нарушили, предусметрен административный штраф, почему тогда водителей лишают права управления автомобилем?

Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на встречку («встречка бывает разная»). Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ – общие положения, которые ничего не запрещают – такой протокол не имеет юридической силы, а выезд на встречную полосу только сопровождает его, лишение прав противозаконно.

Итак, Пунктов ПДД, где прямо сказано о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 – «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Это значит, что абсолютно противозаконно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. А в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует. Таким образом, на основании вышеизложенного, вывод один: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами – большая афера ГИБДД и судей.

Маневрирование по знакам

На дороге встречаются и другие препятствия, которые обозначают знаками сотрудники ГИБДД или дорожные службы. Водителю необходимо уметь различать их и действовать в соответствии с предписанием.

Дорожный знак объезд препятствия устанавливается в следующих случаях:

  1. Ремонтные работы на участке дороги. Полотно может быть полностью разрушено и движение по участку опасно.
  2. Дорожно-транспортное происшествие, которое перекрывает одну из полос движения на длительное время.
  3. Остановка спецтехники коммунальных служб для выполнения определенных работ (осмотр фонарей и замена ламп). Участок с ТС огораживается и выставляется знак объезда.

Направление для водителей указывается исходя из ситуации. Табличка, на которой установлен знак 4.2.1, предписывает объезд справа.

Действия водителя при составлении протокола

При составлении протокола сотрудником ГИБДД, водителю следует обратить внимание на следующие пункты:

  • Протокол составляется на месте нарушения, никакие переносы и отложенное оформление – недопустимы.
  • При отсутствии фото и видео подтверждения необходимо привлечение двух свидетелей.
  • Водителю также рекомендуется самостоятельно зафиксировать (сфотографировать или снять на видео) текущую обстановку на дороге. Должны быть видны дорожные знаки, разметка и само препятствие.
  • Если протокол планируется обжаловать, то на нем стоит обозначить желание рассмотрения дела по месту проживания водителя.
  • Несогласие с протоколом обязательно указывается в нем. Подтвердить правоту можно замером ширины дороги и других важных факторов.
  • Необходимо проследить за точностью описываемой в протоколе ситуации. Понятия выезд на встречную и неправильное завершение обгона – различаются.

Порядок действий при наезде на неподвижный объект

Данная ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили травмы. Кроме того, наезд на препятствие является ДТП, если в результате автомобиль получил повреждения.

Порядок действий в данной ситуации:

  • Остановить немедленно транспортное средство. Включить аварийную сигнализацию, выставить соответствующий знак.
  • Покинуть транспортное средство. Оценить сложившуюся ситуацию (есть ли погибшие или раненые, уровень материального ущерба).
  • При наличии пострадавших вызвать бригаду медиков. Оказать первую помощь раненым.
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Если состояние раненого человека крайне тяжелое, необходимо доставить его на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Водитель в этом случае может покинуть место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу на своем автомобиле. Но после этого он должен вернуться.
  • Разрешено освободить дорогу, если в результате ДТП значительно затруднилось движение других транспортных средств. Но перед этим необходимо зафиксировать все, что имеет отношение к данному дорожно-транспортному происшествию. Это можно сделать с помощью видео- или фотокамеры.
  • Записать имена, контакты и адреса проживания очевидцев.
  • Оставаться на месте и дожидаться бригаду скорой помощи и сотрудников полиции.

Если вред нанесен только автомобилю, проезжую часть нужно попытаться освободить. Предварительно также необходимо зафиксировать все ключевые особенности ДТП. После этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и эвакуатор (если невозможно убрать транспортное средство с дороги собственными силами).

Читайте также:  Составление иска об оспаривании отцовства - образец

Юридически грамотный ответ инспектору, который “штрафует” за объезд автобуса через сплошную

Приветствую Вас, друзья!

Жители современных городов часто сталкиваются с ситуацией, когда автобусная остановка находится на очень узкой улице, и если автобус остановился высадить пассажиров, то объезжать его приходится через “сплошную”. Как показывает практика, большинство водителей с современным ритмом жизни не любит терять время – если для обгона автобуса необходимо пересечь сплошную линию, 99% водителей сделают это. Более того, многие даже не задумываются о том, является ли это нарушением, или правом водителя, ведь автобус на остановке может стоять достаточно долго.

Сегодня мы разберем особенности законодательного регулирования данной ситуации, я приведу Вам реальный случай из практики, когда инспектор ДПС, ставшийся свидетелем данной ситуации, составил протокол на лишение прав, но грамотная позиция в суде спасла водителя. Также я приведу интересные выдержки из материалов судебного дела. Эта ситуация может случиться с каждым, и я хочу чтобы мои читатели знали, как из неё “выпутаться”. Поехали!

Что представляет собой обгон на проезжей части?

Если автобус остановился в специально предназначенном для него месте, а именно обозначенном знаком 5.16, он сделал это в соответствии с правилами дорожного движения, потому препятствием не является.

Интересно! Препятствием называется объект, оказавшийся в неподвижном состоянии на дороге по причине поломки, повреждения транспортного средства или дефекта полотна, наличия посторонних предметов.

Из этого можно сделать такой вывод: пробка на дороге или автомобиль, остановившийся в соответствии с правилами, не является препятствием. По этой причине объезд автобуса на остановке считается нарушением правил, потому что он является обгоном. Некоторые водители, пытаясь себя защитить, акцентируют внимание на том, что между краем общественного транспорта и сплошной линией разметки расстояние меньше трех метров и остановка в этом месте запрещена. Но и здесь в ПДД есть опровержение.

Оказывается, если разметка на дороге и значение указательных знаков расходятся по смыслу, преимущество всегда отдается второму варианту. Если есть знак остановки (5.16.), то водитель автобуса ничего не нарушил, поэтому не считается препятствием, и его нельзя обгонять в ущерб правилам дорожного движения. Такие аргументы всегда приводят сотрудники дорожно-патрульной службы.

Можно ли объехать остановившийся автобус или троллейбус?

Здесь всё зависит от причины такой остановки. Если речь идёт о неисправном или припарковавшемся общественном транспорте, то актуально всё описанное ранее в этой статье.

Но всё резко меняется, если мы говорим об остановившемся на остановке автобусе или троллейбусе в целях посадки/высадки пассажиров, согласно маршрутному движению. В этом случае единственно правильное действие с вашей стороны – ждать, пока автобус поедет дальше (и да, верно, также ждать его на всех следующих остановках, если вы будете продолжать ехать за ним, а не свернёте на другую дорогу или не обгоните его). Такова практика правоприменения в 2023 году.

Выданное постановление, где прописан факт нарушения, следует обжаловать по установленному порядку вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий судебный орган. Срок обжалования составляет 10 дней.

Первоначально можно подать жалобу внутри Государственной инспекции, сотрудник которой выписал документ, а именно начальнику инспектора. В документе расписывается подробно ситуация незаконного наложения штрафа и прикладываются доказательства.

При невозможности подать жалобу в течение 10 дней по уважительной причине (болезнь, уход за тяжелобольным человеком, обстоятельства непреодолимой силы) возможно восстановление срока обжалования посредством предоставления ходатайства к самой жалобе.

При нежелании обжаловать документ в отделении ГИБДД можно обратиться в районный суд. Жалоба направляется в приемное отделение при посещении или посредством заказного письма.

Все действия по подаче жалобы может выполнить автоюрист. Услуги автоюриста предлагаются в каждом городе.

В результате рассмотрения поданной жалобы возможны такие варианты:

  • отклонение и не изменение наложенного наказания;
  • прекращение дела и отмена штрафа;
  • перенаправить дело на новый уровень рассмотрения;
  • направить на рассмотрение по подведомственности.

Обжалование не предполагает оплату пошлины.

Во многих случаях при наличии доказательств (свидетели, запись на диктофон, фотографии, видео) позволяют переквалифицировать нарушение по другой части статьи, предусматривающей вынесение наказания за обгон.

Вряд ли стоит рассчитывать, что препятствия на дороге не встретятся. Рано или поздно придётся их объезжать, в том числе и по встречной полосе.

Чтобы избежать проблем, в том числе лишения прав, стоит знать и соблюдать требования закона:

  • Убедиться, что перед вами неподвижное препятствие, а не остановка маршрутного транспорта или пробка;
  • При выборе способа объезда, лучше совершить его справа, если при этом не будет задет тротуар;
  • ГИБДД советует вызвать и дождаться сотрудника инспекции, в присутствии которого объехать препятствие можно будет на законных основаниях. Но в реальности это практически невозможно, ведь за время ожидания на дороге образуется огромная пробка;
  • При движении по двуполостной дороге, когда в одном направлении есть только одна полоса, и нет возможности объехать препятствие справа, можно снять ситуацию на видеорегистратор. Это будет доказательством правомерности действий водителя, которое можно будет предъявить в случае разбирательства в ГИБДД или суде;
  • Нужно помнить о запрете на объезд автобуса, стоящего на остановке, если для него там нет специального кармана. За нарушение этого требования предусмотрен штраф до 1,5 тысяч рублей и лишение прав на полгода.
Читайте также:  Документы, подтверждающие отсутствие доходов

В любом случае, при выезде на встречную полосу для объезда препятствия, водителю нужны обоснованные доводы в пользу своей правоты. И, конечно, лучше, чтобы они были зафиксированы документально.

Причины ДТП на остановках общественного транспорта

Первая причина – погодный фактор. Гололедица на дороге зимой увеличивает тормозной путь и осложняет маневры транспорта. На скользкой дороге иногда можно попасть в занос, который заканчивается поцелуем с автобусом. И это ещё можно назвать удачей, ведь неуправляемая машина может запросто смять остановку вместе с ожидающими на ней пассажирами. То же иногда происходит и в сильный туман, когда невозможно увидеть остановившийся автобус.

Вторая причина – банальный алкоголизм за рулем. У пьяного водителя развивается диплопия – основное противопоказание к вождению. Водитель под кайфом неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. Например, он думает, что всё безопасно и он может объехать, но взамен оказывается прямо на бампере автобуса.

Третья причина разделена на две категории – непредвиденные обстоятельства и цепная реакция. В первом случае авария может случиться не из-за скользкой дороги, а из-за форс-мажора. Например, при обгоне оторвалось колесо или отказали тормоза. А вторая категория предусматривает попадание участником движения в цепочку. Пытаясь уйти от столкновения, водитель часто попадает в стоящий на остановке общественный транспорт.

Только первый и третий случаи можно считать смягчающими обстоятельствами. Но при непредвиденных ситуациях можно получить еще один штраф за ненадлежащий уход за машиной.

Что обозначает сплошная

Сегодня на дорогах общего пользования используются различные схемы разметки.

Таковые одновременно осуществляют несколько различных функций:

  • размечают допустимые траектории для движения водителей;
  • обозначают возможность осуществления определенных маневров;
  • иное.

Очень важно каждому водителю знать что именно обозначает та или же иная разметка. А также цвет таковой.

Так как в зависимости от него будет различаться обозначение данного типа дорожного предписания. Например, если разметка желтого цвета – таковая имеет специальное значение.

Особенно внимательно нужно быть со сплошной разметкой. Так как нарушение режима движения через неё в ряде случаев подразумевает не просто штраф, а также лишение водительского удостоверения.

Например, таковой маневр, как поворот или же разворот через сплошную линию разметки будет подразумевать лишение водительского удостоверения. Сплошная линия разметки обозначается как 1.1.

Имеет важное значение и трактуется с учетом сразу двух моментов:

  • дорожная размета такового типа применяется как правило именно во «внутренней» части дорожного полотна, а не по краю;
  • разметку 1.1 категорически не допускается пересекать с любой стороны – причем в любом случае, не только при повороте или же обгоне.

Именно на основании обозначенных выше моментов необходимо осуществлять «использование» таковой разметки. Причем стоит отметить, что существует ряд комбинационных вариантов сплошной разметки.

Как правильно поступить в данной ситуации, если кармана для остановки нет

Ситуации, когда дорожная инфраструктура должным образом не продумана, возникают достаточно часто. И нередко автобус становится препятствием при осуществлении им посадки пассажиров.

При наличии прерывистой линии разметки это не будет большой проблемой – достаточно будет просто объехать.

Наличие прерывистой линии при отсутствии запрещающих знаков подразумевает возможность обгона. При отсутствии встречного транспорта.

Но если имеет место сплошная линия разметки и при этом автобус заграждает проезд – то оптимальным решением будет попросту дождаться его проезда.

Так как в противном случае возможно:

  • наложение серьезного штрафа на водителя;
  • изъятие водительского удостоверения через суд.

Прежде, чем свершат какой-либо маневр, важно обратить внимание на знаки и разметку. Нарушение правил не допускается ни в каком случае. Но нередко случается, что водитель все же пересекает сплошную при остановке автобуса на проезжей части.

Если имеются доказательства, что водитель действовал согласно ПДД, то меру наказания можно смягчить. Например, объезд слева разрешается при наличии знаков, предупреждающих опасность на дороге при движении прямо.

Чтобы избежать составления протокола и последующего за ним наказания водитель должен обратить внимание на состояние разметки. Если полоса стерта и плохо видна, то данное обстоятельство учитывается как аргумент, доказывающий невиновность. Желательно иметь подтверждение этому факту в виде фото или видеоматериалов. В такой ситуации штраф выписывается не за пересечение сплошной разметки, а за нарушение положения автомобиля на проезжей части и его размер составляет не 5 тысяч, а полторы тысячи рублей.

Даже небольшой заезд на 1 см штрафуется согласно этому правилу.

Пересечение сплошной разметки при выезде из парковки тоже причисляется к спорным моментам. Наказанием в такой ситуации является штраф в 500 рублей. Выезд со двора также попадает под такой случай. Наказание можно смягчить или избежать, если другая возможность объехать препятствие, кроме пересечения сплошной разметки отсутствовала. Помехой может быть повалившееся на проезжую часть дерево, упавший камень, оставленное кем-то авто и так далее. Самой спорной ситуацией является выезд на встречную, чтобы избежать ДТП. Если есть доказательства, что альтернативы объезду не было, то можно ссылаться на КоАП 2.7.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *