Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума поддержала проект бюджета Соцфонда РФ на 2023–2025 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Объединение ПФР и ФСС
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).
Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
-
осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;
-
назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;
-
предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
-
организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Пожалуй, самая трепетная часть статистики Пенсионного фонда РФ за 2021 год касается повышения пенсий:
- индексация страховых пенсий – на 5,8%;
- индексация пенсий по гособеспечению – 1,5%;
- инвестиционная доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю Внешэкономбанка – 8,8%;
- инвестиционная доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг Внешэкономбанка – 11,2%;
- инвестиционная доходность пенсионных накоплений по совокупному инвестпортфелю частных УК – 10,8%;
- индексация социальной ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – 5,4%;
- инфляция за 2021 год – 2,5%;
- инфляция за 2021 год – 5,4%.
Дефициты и профициты бюджета
Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2021 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.
Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.
Советуем почитать: Какая самая большая пенсия в России в 2021 году и кто её получает?
Рейтинг: 5/5 (1 голосов)
Как объединение ПФР и ФСС в 2023 году повлияет на отчётность
Действующие формы отчётности по страховым взносам будут заменены всего двумя формами. Какими — смотрите в таблице.
Отчётность в 2022 году | Отчётность с 2023 года |
---|---|
|
|
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой
С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.
В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).
Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.
Индексация ЕДВ в 2023 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
С 1 февраля 2023 года размеры ежемесячных выплат различным категориям федеральных льготников проиндексируют в соответствии с инфляцией, определенной по итогам предыдущего 2022 года. Пока Правительством определен предварительный процент повышения — 12,4%, но ближе к плановой дате он может быть уточнен. Стоит заметить, что повышение размеров ЕДВ с 1 февраля производится как неработающим, так и работающим получателям выплат.
В результате увеличения на 12,4% суммы ЕДВ изменятся следующим образом:
Суммы ежемесячных пособий указаны при условии полного отказа от набора соцуслуг. В случае сохранения права на соцпакет или отдельные включенные в него льготы величина выплаты будет меньше.
С 1 февраля 2023 года проиндексируют и стоимость набора социальных услуг. Денежный эквивалент НСУ увеличится предварительно на 12,4% и будет составлять 1476,31 руб.
Что изменилось в кадровом делопроизводстве
Работодатели будут включать в сведения о трудовой деятельности работника информацию о заключении и расторжении гражданско-правовых договоров (п. 3 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Также меняются правила приема на работу иностранцев. С 2023 года полис ДМС при трудоустройстве кадровик может требовать только от временно пребывающего высококвалифицированного специалиста (п. 7 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Соответственно иностранных работников без статуса ВКС уже нельзя будет отстранить от работы, а через месяц уволить, если у них истек срок действия договора добровольного медицинского страхования. Эти сотрудники будут входить в систему ОМС.
Пенсионеров в России посчитали: За год стариков стало почти на 1 млн меньше
Единственная разновидность страхового обеспечения, которая перечисляется сразу в пользу внебюджетного фонда – это взносы от профзаболеваний и несчастных случаев.
Тарифы связаны с результатами СОУТ и составляют от 0,2% до 8,5%. Для определения ставки учитывается основной вид деятельности, а именно – класс профессионального риска. Страхователю полагается скидка на тариф, для этого необходимо каждый год подтверждать основной вид деятельности в ФСС.
Пенсионеры получают выплаты за счет денежных отчислений субъектами хозяйствования от заработной платы сотрудников. Такая модель пришла на смену унаследованной от СССР распределительной системе. До 2001 года базовая часть обеспечения была неизменным конкретизированным показателем и не зависела от таких финансовых составляющих, как сумма заработной плат, совокупный трудовой стаж, пребывание в декретном отпуске, самозанятость. После отмены устаревшего формата уплата страховых взносов за всех, кто официально работает на предприятии, организации или учреждении стала обязательным юридическим требованием для работодателей не зависимо от формы собственности и статуса субъекта хозяйствования.
У каждого гражданина есть право самостоятельно формировать накопления на старость через Пенсионный фонд страны или воспользовавшись услугами негосударственных структур такой специализации – НПФ. Таким видом пенсии называются денежные суммы, выплачиваемые на основании пенсионных договоров в строгом соответствии с его условиями. Соглашение заключается между НПФ и вкладчиком и содержит взаимные обязательства: по уплате взносов со стороны физического лица и своевременных регулярных выплатах со стороны учреждения.
Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.
Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.
Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.
Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.
На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.
страховые пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца;
государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам, летчикам, космонавтам и т.д.);
выплата средств пенсионных накоплений, формирование и инвестирование;
социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;
средства материнского капитала – оформление сертификата и направление средств на выбранные цели;
новое единое пособие на детей и беременных женщин;
выплаты военнослужащим и членам их семей;
меры поддержки пострадавшим от радиации;
компенсация переезда из районов Крайнего Севера для пенсионеров-северян;
компенсация инвалидам стоимости полиса ОСАГО;
меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;
пособия по временной нетрудоспособности (больничные);
пособия по беременности и родам;
пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан;
пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждан;
единовременные и регулярные выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;
родовые сертификаты;
технические средства реабилитации;
путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан;
оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;
выплаты за работу с пациентами с COVID-19 медицинским работникам;
выплаты за работы в сменном режиме работникам социальных учреждений стационарного типа.
Анализ бюджета пенсионного фонда РФ
Проведение анализа бюджетирования данного фонда страны предполагает проведение сравнительного анализа имеющихся доходов средств в фонд и текущих расходов.
В состав текущих вливаний в Пенсионный фонд страны входят объёмы поступлений страховых взносов в числе накопительного раздела бюджета, а также доходы, которые получены от поступления инвестиционных влияний в средства фонда.
К тому же принимается во внимание при определении доходов Пенсионного фонда объём поступлений выплат предпринимателей по состоянию на текущий момент времени проведения расчёта.
Суммарное исчисление поступлений в Пенсионный фонд составляет общий объём доходной части фонда на текущий год.
Основную часть расходов Пенсионного фонда составляет определённый объём выплат пенсий гражданам в текущем году.
При этом принимается во внимание объём выплат пенсий всех типов, включённых в сферу ответственности Пенсионного фонда страны.
Пенсионные выплаты, входящие в сферу ответственности различных ведомств в расходную часть Пенсионного фонда не включаются.
Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР)
Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
Закон о бюджете ПФ, являясь нормативным актом федерального уровня, поступает в Правительство РФ от страховщика, после чего вносится на рассмотрение Государственной Думы и, пройдя процедуру одобрения Советом Федерации, подписывается Президентом и принимается к исполнению.
- В связи с экономическим кризисом и связанным с ним падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест дефицит бюджета ПФР продолжает увеличиваться.
- Причем, конкретные цифры дефицита разнятся в изложении Минтруда, Пенсионного Фонда и заявлениях его главы А. Дроздова.
Но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, на следующий год запланировано проведение индексации пенсий на уровень инфляции. Такие же меры по повышению пенсионных выплат содержаться в проектах на 2018 и 2019 годы.
Согласно заявлениям, сделанным руководителем ПФР А. Дроздовым, в ближайшие три года индексирование пенсий будет производиться только на уровень роста потребительских цен. Апрельской дополнительной индексации, которая ранее проводилась в зависимости от доходов ПФР, может не быть по причине растущего бюджетного дефицита.
- Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России / Т.В. Ерохина // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3. С. 17 — 23.
- Захаров М.Л. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы / М.Л. Захаров // Журнал российского права. 2009. N 6. С. 38 — 47.
- Зубанова О.Я. К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации / О.Я. Зубанова // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 4. С. 261 — 266.
- Калужский М.Л. Экономика Западной Сибири: Омская область: Учебное пособие / М.Л. Калужский, А.Р. Сараев. М.: Директ-Медиа, 2013. 697 с.
- Мачульская Е.Е. Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? / Е.Е. Мачульская // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 34 — 39.
- Поветкина Н.А. Правовой режим и значение суверенных фондов Российской Федерации / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2016. N 6. С. 100 — 115.
- Слепцова Ю.М. Проблемы нормативного регулирования финансового рынка в Российской Федерации в части рынка субъектов коллективных инвестиций / Ю.М. Слепцова, Е.М. Шишканова, А.Б. Яковлев // Банковское право. 2017. N 5. С. 65 — 71.
- Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. 176 с.
- Чирков С.А. О развитии процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию / С.А. Чирков // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
- Шарандина Н.Л. Стратегическое планирование как этап бюджетного реформирования / Н.Л. Шарандина // Финансовое право. 2015. N 1. С. 7 — 14.
- Шевченко Е.Е. Система бюджетных фондов по законодательству Российской Федерации / Е.Е. Шевченко // Финансовое право. 2017. N 9. С. 42 — 46.
- Яговкина В.А. Правовое регулирование предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета / В.А. Яговкина, Н.А. Чернышова // Финансовое право. 2016. N 12. С. 23 — 27.
Классификация доходов по периодам
Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:
Год | Бюджет (трлн рублей) |
---|---|
2010 | 1,9 |
2011 | 2,8 |
2012 | 3,0 |
2013 | 3,46 |
2014 | 3,69 |
2015 | 3,86 |
2016 | 4,13 |
2017 | 4,42 |
В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.