Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую форму декларации о плате за НВОС использовать для отчетности за 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Что меняется в форме декларации с 1 марта 2023 года
Минприроды Приказом № 624 утвердило новый бланк в связи с поправками в 7-ФЗ, которые также начнут действовать с 1 марта 2023 года. Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства».
Что это значит для природопользователей. Побочные продукты производства (ППП) — вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции и пригодные как сырье или потребительские товары. Например, на швейных производствах образуются обрезки ткани, которые потом можно пустить на переработку или использовать при изготовлении разных текстильных изделий.
Юридические лица и ИП по новым правилам должны будут вести обособленный учет побочных продуктов производства и включать их в программу производственного экологического контроля (ПЭК). ППП не относятся к отходам, кроме двух случаев:
- собственник сам отправил их на свалку;
- они не были использованы как сырье или переданы третьим лицам в течение трех лет.
Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить
Без изменений остались:
- Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
- Лица, обязанные вносить авансовые платежи.
Сроки внесения авансовых платежей до конца года:
- За первое полугодие – 20 июля;
- 9 месяцев – 20 октября;
- За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.
Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):
- Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
- Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
- Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.
Частые ошибки при самостоятельной подаче отчетности
- Несвоевременное представление декларации или вовсе ее непредоставление.
- Сокрытие или искажение данных отчета. Это может быть как неверно указанный коэффициент в расчетах, так и отсутствие сведений: например, об образовании какого-либо отхода.
- Отсутствие приложений к декларации.
- Представление отчета с платой в размере свыше или равной 25 000 рублей на бумажном носителе.
- Несоответствие представленных данных в составе декларации с данными, представленными в статистических отчетностях и отчетности производственного экологического контроля.
- Несоблюдение сроков оплаты по отчету.
- Несоблюдение условий по внесению авансовых платежей.
Кто сдает декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2022 в 2023?
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 ФЗ “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 года все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Категория присваивается каждому объекту в зависимости от уровня негативного воздействия:
- первая категория. Размер платы для предприятий, эксплуатирующих объекты, которым она присвоена, оказывается самым большим, так как происходит значительное негативное воздействие на окружающую среду и/или на объекте применяются наилучшие доступные технологии;
- вторая категория. Размер платы меньше, так как объекты оказывают умеренное воздействие на экологическую ситуацию;
- третья категория. Это объекты, которые оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Расчет осуществляется с применением наименьших коэффициентов;
- четвертая категория. Присваивается объектам, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.
Экоплатежи должны совершать предприятия и ИП, если выявляется любой из факторов загрязнения:
- размещение отходов;
- выбросы в атмосферу вредных, токсичных и загрязняющих веществ стационарными источниками;
- загрязнение подземных вод различными источниками;
- попадание загрязняющих веществ в поверхностные водоемы;
- сброс различных отходов на прилегающие территории.
В настоящее время платежи за загрязнение атмосферного воздуха, сбросы в водные объекты и размещение отходов (образовавшихся в ходе производства и/или потребления) должны вносить все ИП и юридические лица (и российские, и иностранные оказывающую негативное воздействие на окружающую среду за исключением организаций , осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории НВОС.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Какие формы отчетов нужно готовить плательщикам экологического сбора
Плательщики экологического сбора обязаны готовить и предоставлять в Росприроднадзор следующие виды отчетных документов:
- До 1 апреля:
- декларацию о товарах (выпущенных на территории России или импортированных), которые подлежат утилизации — в соответствии с Положением о декларировании по постановлению Правительства России от 24.12.2015 № 1417;
- отчет об исполнении нормативов утилизации — в соответствии с Правилами, введенными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
- До 15 апреля года, следующего за отчетным, — форму расчета сбора по приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, к которой прилагаются:
- квитанции о перечислении сбора в бюджет;
- если форма расчета предоставляется представителем — доверенность на него.
Изучим, для каких хозяйствующих субъектов установлена обязанность отчитываться по указанным формам.
Предоставляемые сведения
Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления |
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения |
НПА
Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 |
Срок сдачи
до 1 февраля |
Кто предоставляет
|
Как предоставляется
В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Разработка Декларации о плате за НВОС осуществляется на основании:
- ФЗ №219 от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
- ФЗ №7 от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 31.2, п. 1)
- Приказ Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
- Приказ Минприроды России № 1028 от 08 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами».
- Приказ Минприроды России № 509 от 11 октября 2018 г. «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду».
Заказать разработку Декларации НВОС
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи) взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
- Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
- Размещение отходов.
Декларация о плате НВОС и экологический сбор
Каждому объекту негативного воздействия, не зависимо от его категории объекта НВОС, необходимо предоставлять в Росприроднадзор декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов производства и потребления.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие установлены Постановлением Правительства РФ от 03.07.2017 №255 «Об исчислении и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».
За несвоевременную плату или же не полное ее внесение, начисляются пени. Начисляются они за каждый день просрочки, до исполнения обязанности по внесению платы за НВОС. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, ст.8.41, невнесение платы влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 3 до 100 тыс. рублей.
Приказ Минприроды России № 1043 от 10.12.2020 внес изменения в действующий порядок отчетности: утверждена новая форма декларации платы за НВОС в 2021 году и инструкция по ее заполнению.
Предоставляют документ те, кто обязан платить по требованиям ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001. Перед Росприроднадзором отчитываются:
- юрлица;
- ИП.
Такие субъекты ведут хоздеятельность (или другого вида), которая негативно влияет на среду окружения. Видами негативных влияний на окружающую среду являются:
- выбросы в воздух;
- сброс загрязняющих веществ;
- хранение, захоронение, размещение производственных отходов и отходов потребления.
Отчет формируют юридические лица и ИП при условии, что их деятельность отрицательно сказывается на состоянии природы. То есть теми организациями, которые должны обеспечивать оплату взносов за негативное влияние.
ВАЖНО!
Приказ Минприроды России № 1043 от 10.12.2020 внес изменения в действующий порядок отчетности: утверждена новая форма декларации платы за НВОС в 2021 году и инструкция по ее заполнению.
Предоставляют документ те, кто обязан платить по требованиям ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001. Перед Росприроднадзором отчитываются:
- юрлица;
- ИП.
Такие субъекты ведут хоздеятельность (или другого вида), которая негативно влияет на среду окружения. Видами негативных влияний на окружающую среду являются:
- выбросы в воздух;
- сброс загрязняющих веществ;
- хранение, захоронение, размещение производственных отходов и отходов потребления.
Отчет формируют юридические лица и ИП при условии, что их деятельность отрицательно сказывается на состоянии природы. То есть теми организациями, которые должны обеспечивать оплату взносов за негативное влияние.
ВАЖНО!
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Расчет нормативов допустимых сбросов
В части расчета нормативов допустимых сбросов новых нормативно-правовых актов не разработано. На сегодняшний день для расчета НДС используется методика, утверждённая Приказом от 17 декабря 2007 года N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.
Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ с учетом Перечня загрязняющих веществ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р.
Заполнение декларации НВОС: образец заполнения (разделы декларации)
Переходим к непосредственному заполнению разделов декларации. Сперва предлагается внести данные в раздел «Расчет платы ОКТМО». Здесь нужно для каждого ОКТМО заполнить отдельный лист. Далее понадобится записать информацию о ранее уплаченных авансах по всем КБК (субъекты МСП проставляют «0»). Потом форма предлагает сообщить данные о платежах по каждому КБК, которые должны быть перечислены в бюджет.
Заполняя информацию о выбросах в воздух, необходимо помнить о том, что сведения предоставляются в отношении каждого источника выбросов (на отдельных листах). Справочник поможет разобраться в названии источника загрязнения (за основу подсказки берется информация из заполненных ранее карточек). ОКТМО и данные.о разрешениях заполнять не придется – они автоматом появятся в ячейках.
В «Доп. коэф. 2» нужно вписать:
- 2 – для предприятий, находящихся на особо охраняемых природных территориях;
- 1 – другое.
Наименования загрязняющих веществ, опять же, можно найти в справочнике. Теперь потребуется указать следующее:
Столбец | Информация |
3, 4 | Установленные нормативы (ВСВ, ПДВ) |
5 | Фактически выброс вещества (в тоннах) за отчетный период |
6 | Фактический выброс вещества в пределах ПДВ |
7 | Фактический выброс вещества в пределах ВСВ |
8 | Фактический выброс – сверхлимит |