- Банкротство

Транспортный налог для юридических лиц в 2022 и 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог для юридических лиц в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Объект налогообложения и налоговая база

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Главные значения формулы

Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.

Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.

Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.

Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:

  • базы налогообложения
  • возраста техники
  • категории ТС
  • экологического класса

Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.

Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:

  1. Указать регион.
  2. В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
  3. Нажать «Подробнее».
  4. Перейти во вкладку «Ставки».
  5. Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
  6. Кликнуть кнопку «Показать».

Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.

Кто является плательщиком транспортного налога?

Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по данному виду перечислений в бюджет являются лица, на которых официально зарегистрировано то или иное транспортное средство. К примеру, если машиной управляет одно лицо, однако по документам владельцем является совсем другой гражданин, платить налог будет именно последний.

ВНИМАНИЕ! При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.

В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.

Льготы по транспортному налогу

Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.

Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.

Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:

  1. В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
  • Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды (1 и 2 группа);
  • семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
  • другие категории лиц.
  1. Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.

Комментарий к Статье 362 НК РФ

В соответствии со ст. 362 НК РФ организации — юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков — физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в налоговом (отчетном) периоде исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:

Число полных месяцев нахождения ТС у налогоплательщика

Коэффициент = ———————————————————.

Число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации ТС в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Читайте также:  Тахограф в 2023 году для физических лиц

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. По состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года ими представляются сведения обо всех изменениях в порядке регистрации ТС, произошедших за предыдущий календарный год, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Субъекты РФ при установлении налога для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно 3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно 5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) включительно 7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74
кВт) включительно 2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно 4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно 5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) включительно 6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой
лошадиной силы) 2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные
средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью
двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых
определяется валовая вместимость (с каждой регистровой
тонны валовой вместимости) 20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие
двигатели (с каждой лошадиной силы) 25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого
килограмма силы тяги) 20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не
имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Читайте также:  Норма накопления ТКО на 1 человека в 2023 году

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Расчет транспортного налога за неполный месяц владения

Ранее (до 01.01.2016 г.) считалось, что месяц регистрации ТС, или месяц его снятия с учета принимаются за полный месяц. Т.е. часть месяца приравнивалась к полному месяцу для расчета налога и при регистрации и при снятии.

Сейчас, с 01.01.2016 г. правила исчисления величины налога при регистрации и снятии с учета ТС в течение налогового периода изменились. Поправки следующие:

  • Машина поставлена на учет:
    • до 15 числа – транспортный налог за полный месяц;
    • после 15 числа – месяц не учитывается;
  • Машина снята с учета:
    • до 15 числа — месяц не учитывается;
    • после 15 числа — транспортный налог за полный месяц.

Вопрос:
Нужно ли платить налог если автомобиль в угоне?

1 марта 2017 года автомобиль мощностью 200 л/с был угнан у владельца, о чем имеется документальное подтверждение. По итогам года собственник получил уведомление от ИФНС об уплате налога в полном размере по ставке налога 75 руб. за л/с: Н = 200 * 75 = 15.000 руб. Правомерны ли действия ФНС в данном случае?

Ответ: Нет, ИФНС составлен неверный расчет, так как при расчете сбора осуществляется исходя из фактического использования машины (количество месяцев). Правильный расчет выглядит так: Н = 200 * 75 * 2/12 мес. = 2.500 руб. Для урегулирования ситуации стоит обратиться в органы фискальной службы с соответствующим заявлением, а также с копией подтверждения факта угона. Подобные ситуации могут возникать в различных случаях (в том числе из-за некорректных данных, предоставленных ГИБДД). Имея на руках подтверждающие документы, Вы легко сможете доказать свою правоту и добиться перерасчета в Вашу пользу.

Вопрос:
С какого месяца прекращается начисление налога при продаже автомобиля?

В апреле 2018 владелец продал автомобиль, но с регистрации снял его только 01.11.2018. Налоговая начисляла налог до ноября 2018 года. Почему? От фискальной службы собственником получено уведомление, сумма в котором рассчитана таким образом: Н = 180 (мощность) * 42 (ставка) * 10 (срок фактического использования в мес.)/12 мес. = 6.300 руб. Так как договором купли-продажи зафиксирована передача машины 01.04.2014, бывший владелец обратился в ИФНС с требование пересчета суммы: Н = 180 * 42 * 3/12 мес. = 1.890 руб. Требование лица, реализовавшего авто, удовлетворено не было.

Ответ: Отказ ИФНС законодательно обоснован: плательщиком налога является фактический собственник машины согласно данным учета ГИБДД. Так как после продажи лицо, реализовавшее авто, своевременно не оформило снятие машины с учета, вплоть до 01.11.2018 обязанность об уплате сбора лежит на нем.

Вопрос:
Когда начисляют налог, если автомобиль куплен в кредит?

21.04.2019 автомобиль приобретен на основании договора автокредитования и 30.04.2019 поставлен на учет. Согласно кредитному соглашению, право собственности на машину переходит к новому владельцу только после окончательного погашения всей заемной суммы. В какой момент необходимо оплачивать сбор: с даты осуществления последней кредитной выплаты или с даты регистрации в ГИБДД?

Ответ: Вы считаетесь плательщиком сбора с момента внесения учетной записи в реестре ГИБДД. Условия кредитного договора в данном случае значения не имеют. Это же касается авто, находящихся в аресте и проходящих в уголовном деле в качестве вещественного доказательства. Главный критерий в данном случае – факт снятия с учета в ГИБДД. Если автомобиль на учете, то нужно перечислять сбор в бюджет.

Что такое налог на транспорт

Порядок, согласно которому производится взимание налогового сбора на транспорт, а также сроки его выплаты регулируются в текущем 2017 году законодательным актом, вступившим в силу еще в далеком 2008.

Согласно этому постановлению, жители России, владеющие средством передвижения, обязаны вносить в государственную казну ежегодные выплаты, чтобы государство, в свою очередь, имело средства на обеспечение стабильного функционирования дорожно-транспортной сети страны.

В частности, средства, поступившие в бюджет от владельцев авто и других средств передвижения, идут на восстановление дорожных полотен, организацию новых автострад, выплаты обслуживающему персоналу и на прочие, не менее важные направления.

Ежегодный перевод денег в бюджет производится, вопреки расхожему мнению, не только за владение легковыми автомобилями. К транспортным средствам причисляют также:

  • автобусы;
  • скутер;
  • мотоцикл;
  • самоходный транспорт;
  • воздушные судна, передвигающиеся с помощью турбин и лопастей;
  • водные суда, оснащенные парусником, мотором и прочими элементами;
  • снегоходы;
  • гусеничный транспорт.
  • моторные сани;
  • иные средства передвижения.

По уровню транспортный налог относится к региональным отчислениям. Его размеры, способ выплаты и временные рамки для перевода в государственную казну, определяют власти каждого субъекта страны. Кроме того, определяют они и форму отчетности, которую необходимо по налогу предоставить.

На федеральном уровне производится:

  • определение объектов, подлежащих обложению искомым сбором;
  • порядок расчета финансовой базы для определения величины сбора;
  • временной период обложения налогом;
  • порядок, в котором производится исчисление обсуждаемого сбора;
  • максимальные и минимальные величины ставок.

Как уже упоминалось выше, к объектам, подлежащим обложению налогом, относятся не только привычные нам легковые автомобили, но также транспорт общественный, мототранспорт, воздушные суда, использующиеся в частном и общественном порядке, водные суда, самоходные и подлежащие буксированию и тому подобное.

Читайте также:  Ограничения на въезд в страну для граждан Российской Федерации с 19.09.2022

Власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют регулировку основных и повышающих коэффициентов, по которым осуществляется просчет сумм транспортного налога для всех его плательщиков. Согласно статистике, изменения, связанные с их величиной, производятся ежегодно. Кроме того, власти региона могут регулировать параметры льгот, предоставляемых определенным категориям граждан.

В каждой части России ставки будут сильно разниться. Ее величина находится в прямой зависимости от расположения региона относительно столицы и степени его индустриального развития. Поступающие в местный бюджет средства, сбор которых ведется по налогу на транспорт, направляются в дальнейшем на улучшение условий, в которых водители «вращаются» каждый день. Иными словами, на эти деньги производят ремонт дорожных полотен, обустраивают новые дороги и улучшают условия для водителей иными способами.

Чаще всего, чем большее количество автотранспортных средств приходится на конкретный регион, тем выше окажется актуальная для этой области ставка налогообложения.

Объект налогообложения

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.12 Методических рекомендаций уточняется, что к объектам налогообложения не относятся:

  • троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. При этом обращается внимание на то, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование;
  • автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим двигателем внутреннего сгорания не более 50 куб. см, поскольку не подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством (см., например, Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995);
  • военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, поскольку не подлежат государственной регистрации в соответствии со ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;
  • шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна, поскольку не регистрируются в Государственном реестре и судовых книгах (п.5 ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Ключевые положения транспортного налога юридических лиц.

Для предприятий транспортный налог является декларативным. Поскольку все платежи осуществляются в том размере и относительно тех объектов, на которые указал сам налогоплательщик. К тому же до 01.01.2011 года каждое предприятие обязано было представлять декларацию в налоговый орган 4 раза в год, а с начала 2011 года необходимость в этом отпала. Теперь все юридические лица направляют декларацию, в которой отражаются итоги прошедшего налогового периода, уже один раз в год. Делается это 1 февраля.

Несмотря на отмену ежеквартальной декларации, необходимость выплаты авансовых платежей, которые предусматривает транспортный налог юридических лиц, сохранилась во многих регионах страны. Только такие крупнейшие субъекты Федерации, как Свердловская область и Москва, отказались от авансов.

В свою очередь, предприятия и фирмы других регионов, которые по-прежнему выплачивают аванс, ежеквартально производят расчет, отражают в учете и оплачивают 1/4 налога в отдельности по каждой единице ТС.

Подача декларации осуществляется фирмой по окончании налогового периода. В этом документе указывается сумма задолженности по рассматриваемому налогу за минусом фактически произведенных авансовых платежей. Недостающие средства вносятся в установленный законом период. Если компания купила ТС и не зарегистрировала его в установленном порядке на себя, то такие действия указывают на факт уклонения от уплаты налогов. В этом случае имеет место нарушение Федерального законодательства, которое в перспективе непременно приведет к несению уголовной ответственности. Причем заплатить транспортный налог юридических лиц доведется все равно, о чем свидетельствует арбитражная практика. Да еще и внести пеню, которая набежала за весь период просрочки.

Транспортный налог, онлайн калькулятор

Расчет стоимости транспортного налога для различных регионов и транспортных средств, 2015. Транспортный налог, онлайн калькулятор

Плательщиками транспортного налога являются:

1) организации;

2) физические лица;

3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).

Не являются плательщиками налога:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;

2) суды;

3) органы прокуратуры;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);

5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;

6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;

7) войска и воинские формирования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *